«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

 

Сергей Коломнин

Загадки наград великого Суворова

 

За военную карьеру великого полководца Александра Васильевича Суворова награждали десятки раз: и российские государи, и европейские монархи. Он получал ордена, почетные титулы, высочайшие подарки. Но, сколько всего наград было у генералиссимуса Суворова? И какие? На этот счет имеется немало заблуждений. Так уже повелось, что его часто называют обладателем всех российских орденов. Но согласно орденским статутам российской империи Суворов таковым не являлся.

У великого русского полководца, командовавшего союзными объединенными армиями в Европе, было и немало иностранных орденов. По подсчетам автора их семь. Однако сегодня на многочисленных сайтах и форумах Александру Васильевичу приписываются иностранные награды, которых он никогда не получал! К тому же до сих пор в числе «французских королевских орденов», пожалованных полководцу, некорректно числятся два ордена. Но как удалось выяснить – это был один орденский знак. Какой?

Читайте об этом в очерке Сергея Коломнина «Загадки наград великого Суворова».

Великий российский полководец Александр Васильевич Суворов, в своей жизни не проигравший ни одного сражения, имел слабость: любил и ценил награды. Но при этом, признавал только боевые. Ордена и подарки за плац-парады, маневры и светские рауты презирал и категорически их отвергал. Но за «ратное дело» мог и сам «испросить орденок». Например, после сражения с турками при Туртукае в мае 1773 года, в котором сам Суворов был ранен, а его «чудо-богатыри» уничтожили свыше тысячи турок, захватили 14 орудий и 35 судов (потери русских войск составили всего 6 человек убитыми и 87 ранеными) он в письме к главнокомандующему фельдмаршалу Салтыкову просил: «Не оставьте, ваше сиятельство, моих любезных товарищей, да и меня, Бога ради, не забудьте, кажется, я вправду заслужил Георгиевский второй класс: грудь и поломанный бок очень у меня болят, голова как будто подраспухла»[1].

Через месяц на имя Суворова пришел рескрипт Екатерины II. «Произведенное вами храброе и мужественное дело… при атаке на Туртукай, учиняет вас достойными к получению отличной чести и Нашей Монаршей милости по узаконенному от нас статуту военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. А потому Мы вас во второй класс сего ордена всемилостивейше жалуем».

Об отношении Суворова к наградам достаточно откровенно говорит и его письмо от 8 ноября 1789 года[2] к дочери, «любезной Наташе-Суворочке», как он ее называл. Александр Васильевич пишет, что счастлив от получения очередных наград, отмечая, что ему вручили «рескрипт на полулисте, будто Александру Македонскому. Знаки (бриллиантовые. – С.К.) Св. Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, первый класс Св. Георгия[3]. Вот каков твой папенька. Чуть, право, от радости не умер».

 

Российские ордена и царские подарки А.В. Суворова

За военную карьеру полководца поощряли десятки раз: и российские государи, и европейские монархи, он получал ордена, почетные титулы, высочайшие подарки. Но, сколько же всего наград[4] было у Александра Васильевича? И какие? На этот счет имеется немало заблуждений. Так, уже в наше время, в 2008 году на телеканале «Россия» существовал популярный проект «Имя России». Россиянам предоставлялась возможность путем реального голосования выбрать самых ярких и значимых героев Отечественной истории. Среди них было и имя великого А.В. Суворова. Но, рассказывая о Суворове, закадровый голос на телеканале называл его «обладателем всех российских орденов»[5]! А это – заблуждение! Александр Васильевич согласно орденским статутам своего времени таковым не являлся. Правильно было бы сказать, что А.В. Суворов был обладателем всех ВЫСШИХ степеней российских орденов того времени. А это не одно и то же.

Чтобы убедиться в правильности последнего утверждения, нужно знать особенности российской императорской наградной системы. В империи действовало правило, согласно которому награждение орденами производилось строго по степеням, начиная от самой младшей к старшей. В целом положение о постепеннОм награждении соблюдалось неукоснительно. И наличие на мундире кавалера одной из старших степеней ордена означало, что он уже был ранее награжден младшей степенью (степенями). Однако бывали и исключения. Именно под них и «попал» великий полководец. Например, в июле 1783 года «за присоединение разных кубанских народов к Российской Империи» А.В. Суворов был награжден орденом Св. Владимира 1-й степени. Но орден Св. Владимира, учрежденный 22 сентября 1782 года[6], имел четыре степени. Награждение Суворова сразу первой, высшей степенью этого ордена, безусловно, явилось признанием его заслуг и важности выполненной им миссии. Но факт остается фактом – в своей коллекции (в данном случае, виртуальной, т.к. при награждении более высокой степенью ордена, младшая обязательно снималась и сдавалась в Кавалерскую думу, а после 1798 года в учрежденный Павлом I Капитул Орденов) отсутствовали знаки ордена Св. Владимира младших степеней: 4-й, 3-й и 2-й. Также в его коллекции отсутствовал и знак ордена Св. Георгия низшей, 4-й степени. Виной этому – опять же полководческий талант Суворова и императрица Екатерина II. По ее воле Александр Васильевич «перескочил» низшую степень ордена, так как был награжден сразу «третьим классом» «за победы над войсками конфидератов» в Польше в 1771 году[7].

Все российские ордена А.В. Суворова (в отличие от иностранных, о которых речь пойдет ниже) можно подтвердить документально. Среди них значатся: орден Св. Андрея Первозванного с бриллиантовыми знаками (одностепеннОй), орден Св. Анны 1-й степени с бриллиантами (он получил его в период, когда этот орден еще не был разделен на степени), знаки ордена Св. Георгия 1-й, 2-й и 3-й степени (по правилам того времени носилась только одна – высшая 1-я степень), орден Св. Александра Невского (одностепеннОй), знаки ордена Св. Владимира 1-й степени и большой крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). Таким образом, Александр Васильевич был кавалером высших степеней шести из семи существовавших на тот момент российских орденов (кроме ордена Св. Екатерины, которым по статуту Суворов никак не мог быть награжден – он предназначался исключительно придворным дамам)[8].

Илл. 1.
Портрет Суворова живописца Н. Уткина.

Знаки этих орденов хорошо видны на портрете Суворова, выполненном в 1818 году русским гравером Н. И. Уткиным (иллюстрация 1) с оригинальной картины австрийского придворного живописца И. Шмидта, написанной в 1800 году. Но нужно иметь в виду, что А. В. Суворов был одним из самых награжденных военачальников своего времени, и все его награды никак не могли бы уместиться на одном мундире! Поэтому художник разместил далеко не все знаки, как первых степеней российских орденов, каждому из которых полагалось – крест, звезда и лента, так и иностранных орденов.

Исполненный через восемнадцать лет после смерти Суворова, этот портрет в дальнейшем получил широкое распространение и стал каноническим. На нем хорошо видны знаки всех российских орденов Суворова: Св. Андрея Первозванного (верхняя восьмиконечная звезда на левой стороне груди и голубая лента через правое плечо), Св. Владимира (восьмиконечная звезда снизу на левой стороне груди), Св. Анны (большой крест на шее, украшенный бриллиантами), Св. Георгия (четырехконечная звезда на груди ниже звезды Св. Андрея) и большой крест ордена Иоанна Иерусалимского (самый нижний на груди). Но на портрете нет знаков российского ордена Св. Александра Невского! Ни креста, ни звезды, ни ленты? Загадка[9]?

Ответ на вопрос, почему на портрете отсутствуют знаки ордена Св. Александра Невского, я нашел покопавшись в регламентах российского Капитула Орденов. По правилам ношения орденов Российской империи в парадных случаях при Андреевской ленте (т.е. когда кавалер имел высший императорский орден) знаки одностепеннОго ордена Св. Александра Невского не надевались. Само собой подразумевалось, что все награжденные высшим российским орденом Св. Андрея Первозванного уже должны были иметь «Невского» (хотя бывали случаи в истории, когда удостоенный «Андрея» не имел еще «Невского» – тогда при награждении ему вручались знаки сразу обоих орденов).

Но, изображенные на портрете ордена (включая не вошедший «Невский») – это далеко не все российские награды Суворова! Александр Васильевич одержал столько громких военных побед, что настал момент, когда российских орденов для его награждения просто не хватило! И даже императрица была вынуждена импровизировать. Так в конце 1779 года А. В. Суворова, который успешно проявил себя в Крыму в должности командира Крымского корпуса русских войск, вызвали в Петербург. Его приняла сама императрица Екатерина II. В конце аудиенции она решила поощрить отличившегося генерала, но сановники ей подсказали, что совсем недавно Суворов уже был награжден дорогим царским подарком – золотой табакеркой с портретом императрицы. Чем же облагодетельствовать отличившегося генерала? Екатерина нашла выход: сняла со своего платья звезду ордена Св. Александра Невского, украшенную бриллиантами и пожаловала ее Суворову. Эта звезда ордена (им полководец был награжден ранее), но «с монаршего платья» стала отдельной и престижной наградой полководцу[10].

Илл. 2.
На груди хорошо видны два наградных портрета - Павла I и автрийского императра.

Суворова часто поощряли «царскими подарками». Это действительно были дорогие, уникальные, вещи. Их статут часто превосходил иные ордена, поскольку они являлись особыми знаками монаршей милости и существовали в единственном числе. Их могли жаловать отдельно, так и вмести с орденами. Как уже было отмечено, за победы в русско-турецких войнах от Екатерины II полководец получил в награду уникальную золотую табакерку с портретом самодержицы, усыпанную бриллиантами (1778 г.), затем бриллиантовый эполет и перстень (1783 г.). За знаменитую победу у Кинбурна в 1787 году Александр Васильевич вместе с высшим орденом империи Св. Андрея Первозванного был удостоен и золотого плюмажа к шляпе (украшение на головном уборе из перьев, причем жесткий плюмаж имел и функцию защиты головы от рубящих ударов сверху) с бриллиантовой буквой «К». За разгром противника у Очакова (1788 г.), полководцу вручили бриллиантовое перо на шляпу. А за взятие Праги (предместья Варшавы, 1794 г.) он удостоился алмазного банта к шляпе. В царствование Павла I Суворов был награжден портретом императора в бриллиантовой оправе для ношения на груди – это был очень дорогой и престижный подарок того времени, недаром на многих портретах военачальник вместе с орденскими знаками изображен с такими «наградными портретами» (иллюстрация 2). Суворов был также награжден бриллиантовым перстнем с портретом Павла I за победу при Адде (Италия, 1798 г.).

Вместе с тем к наградам полководца ошибочно причисляют золотую табакерку с надписью «Варшава своему избавителю, дня 4 ноября 1794», которую Варшавский магистрат 15 ноября 1794 года преподнес Суворову. Почему ошибочно? Нет, золотая табакерка, безусловно, была. Но ставить ее в один ряд с наградами полководца абсолютно неправомерно. Нужно четко разграничивать термины «награда» и «подарок». Награждать военачальника (да и любого чиновника) в Российской империи мог только самодержец (а также иностранные монархи с его позволения). А в данном случае табакерка – это частный подарок от варшавян, никакого отношения к высокому статусу награды не имеющий (см. ссылку 5).

В качестве награды за полководческое искусство Александр Васильевич был возведен императрицей Екатериной II в графское (граф Рымникский, 1789 г.), потом Павлом I в княжеское достоинство (князь Италийский, 1799 г.) и, наконец, получил звание «генералиссимуса всех военных сил России» (1799 г.). Имел Александр Васильевич и уникальный драгоценный, украшенный бриллиантами фельдмаршальский жезл – знак высшей военной власти (за штурм Праги, предместья Варшавы в 1794 г., как раз тогда же Суворову подарили золотую табакерку от Варшавского магистрата – сравните эти два события).

Были у великого русского полководца А.В. Суворова и две золотые наградные шпаги: первая, украшенная алмазами от 29 июля 1775 года за достигнутый мир с турками с надписью «Победителю верховного визиря». Вторая – с алмазами и изумрудами в виде лавровых венков – за победу на реке Рымник от 26 сентября 1789 г. (вручена вместе с первой степенью ордена Св. Георгия).

 

Ордена на портретах А.В. Суворова

Обратимся к прижизненным портретам великого русского полководца, на которых по правилам того времени принято было изображать военачальника с орденскими знаками. Они могут немало рассказать о наградах полководца. Правда среди портретов и гравюр Александра Васильевича, созданных уже после его смерти, есть немало таких, к которым нужно относиться с большой осторожностью – многие написаны людьми, не разбирающимися в геральдике и российской орденской системе. Для идентификации иностранных орденов А. В. Суворова проведем сравнительный анализ имеющихся портретов великого полководца, а также обратится к архивным данным.

Илл. 3.
Портрет Суворова живописца И. Шмидта.

В этом смысле нас особенно интересует портрет Александра Васильевича кисти придворного австрийского живописца И. Шмидта (иллюстрация 3). Он исключительно ценен потому, что картина И. Шмидта сделана в финальный год жизни Суворова с натуры в Праге в январе 1800 года, когда большинство наград полководцем было уже получено[11].

Как Суворов оказался в Праге? Напомню, что в 1798 году Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское и Сардинское королевства). Для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории, была создана объединенная русско-австрийская армия. Первоначально во главе армии планировалось поставить австрийского эрцгерцога Иосифа, но по настоянию Англии, Австрия обратилась с просьбой к российскому императору Павлу I назначить главнокомандующим А.В. Суворова. Именно по этой причине великий российский полководец и был возвращен из ссылки. Александр Васильевич прибыл в столицу австрийской империи Вену 14 марта 1798 года, а 4 апреля он уже возглавил объединенную армию в Вероне, а на следующий день перешел с войсками в Валеджо. Здесь Александр Васильевич в кротчайшие сроки провел сколачивание русских и австрийский полков, и уже 15-17 апреля в знаменитом трехдневном сражении на реке Адда войска под его командованием нанесли поражение французской армии генерала Ж. Моро. Затем Суворов стремительно двинулся вперед и в двух сражениях снова разбил противника: сначала 6-8 июня при Треббии армию генерала Ж. Макдональда и затем 4 августа при Нови армию под командованием генерала Б. Жубера. В результате суворовских побед над наполеоновскими генералами (сам Наполеон Бонапарт в это время завоевывал Египет) французские войска в северной Италии были разгромлены.

За победу при Адде Суворов был награжден бриллиантовым перстнем с портретом Павла I, а за Треббию – бриллиантовым портретом императора для ношения на груди. В Рескрипте, сопровождавшем вторую награду, Павел писал: «Портрет мой на груди вашей да изъявит всем и каждому признательность Государя к великим делам своего подданного, Слава Богу, слава вам!». За Нови Александр Васильевич получил небывалую доселе награду. К титулам Суворова добавился еще один – князя Италийского. Итальянский поход принес ему и иностранные награды: указом короля Сардинского Виктора-Эммануила Суворову были присланы знаки двух орденов Сардинского королевства (рыцарские) – орден Святого Благовещения (иначе известен еще как орден Аннунсиады) и орден Святых Маврикия и Лазаря (о них ниже).

В середине августа Александр Васильевич получил предписание от обоих императоров об отводе союзных войск в Швейцарию для соединения с находившимся там русским корпусом А. Римского-Корсакова. Начался новый этап в полководческой деятельности Суворова – знаменитый Швейцарский поход 1799 года. Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов А. В. Суворова. Знаменитейший и талантливейший из его противников, французский генерал А. Массена, будущий маршал Франции, искренне признался, что «отдал бы все свои походы за одну лишь швейцарскую эпопею» русского полководца.

Итак, Суворов после Швейцарского похода оказался в Праге. И здесь был написан последний прижизненный портрет простуженного в Альпах военачальника, возвращающегося на Родину. Если мы посмотрим на оригинал картины, который ныне хранится в Национальном музее Лихтенштейна, то увидим, что художник Шмидт написал российского полководца А.В. Суворова в белом австрийском фельдмаршальском мундире. Загадка? Но этому есть логичное объяснение.

Обратимся к статье, напечатанной А. Бильдерлингом в № 261 газеты «Русский Инвалид» за 1898 год. «Когда после швейцарского похода, Суворов возвращался больной в Россию, в начале 1800 года, он дорогой остановился в Праге, где случайно встретился с известным в то время придворным художником-портретистом австрийского Императора, Шмидтом. Выйдя однажды в 7 часов утра к завтраку в рубашке и исподнем белье, Суворов заметил, что Шмидт собирается его рисовать: «что ты, братец, в таком виде меня рисуешь, – обратился он к художнику, – ведь я австрийский генерал и даже фельдмаршал»[12]; и тут же приказал Прошке принести свой мундир и все регалии. Тогда Шмидтом был сделан с натуры небольшой, но прекрасно исполненный пастелью портрет Суворова в белом австрийском мундире, который он и отдал фельдмаршалу. Этот портрет послужил впоследствии оригиналом для известного нашего гравера Уткина; с его гравюры снято потом много других, не особенно удачных, копий, и на них Суворов уже изображен в русском мундире. Ровинский[13], упоминая в своем сборнике о портрете Шмидта, говорит, что он долго и тщетно отыскивал оригинал, который недавно найден А. В. Верещагиным в заброшенной усадьбе, принадлежавшей Суворову, в Новгородской губернии. Этот небольшой, но хорошо сохранившейся, в высшей степени ценный портрет, как сделанный с натуры, в 1897 году приобретен у Верещагина Государем Императором»[14].

Илл. 4.
Портрет Суворова. Гравюра Н. Уткина с оригинала И. Шмидта.

Но нас, прежде всего, интересуют ордена Суворова. Вспомните: «приказал Прошке принести свой мундир и все регалии», а значит, на портрете должны быть все его основные награды, которые военные бережно хранили и везли с собой! Но на картине Шмидта с точки зрения правил ношения российских наград присутствуют несколько откровенных ляпов. Об этом нельзя не сказать. Он изобразил Суворова с Андреевской и Аннинской лентами на левом плече под мундиром – что неправильно! Андреевская носилась через правое плечо и поверх мундира!

Вместе с тем на картине хорошо видны знаки орденов: Св. Андрея Первозванного (звезда), Св. Георгия (звезда), Св. Владимира (звезда), Св. Анны (крест на шее на красно-белой аннинской ленте), Св. Иоанна Иерусалимского (большой крест посередине груди), а также знак австрийского военного ордена Марии-Терезии 1-й степени (вышитая звезда в виде креста на левой стороне груди во втором ряду рядом со звездой ордена Св. Георгия), сардинский орден Святых Маврикия и Лазаря (на груди белый крест с короной справа от креста Св. Иоанна Иерусалимского), прусский орден Черного орла (голубой крест с концами типа «ласточкин хвост» слева от креста Св. Иоанна Иерусалимского), белый крест прусского ордена Красного орла (слева на шее).

Портрет Суворова Шмидт выполнил в Праге в январе 1800 года, он считался достаточно удачным и послужил образцом для подавляющего большинства посмертных живописных и гравированных портретов полководца. Граверы и художники меняли лишь детали – мундиры и знаки орденов, при этом, не слишком заботясь о правильности их расположения. Художник Уткин, делая свою гравюру с портрета Шмидта, переодел Суворова из белого австрийского в темный российский фельдмаршальский мундир, поверх него правильно(!) через правое плечо надел голубую Андреевскую ленту (иллюстрация 1). Уткин также переписал и лицо Суворова: увеличил глаза, улыбку сделал более открытой, а также удлинил нос, лицо, сделал более высоким лоб, приподнял прищуренные брови, изменил очертания губ и складок у рта[15]. Именно этот портрет А.В. Суворова хорошо нам известен теперь, хотя облик полководца вряд ли соответствовал ему в последний год своей жизни. В дальнейшем с этой картины было сделано немало списков, на которых мало разбиравшиеся в российской орденской системе разные художники, переписывали на свой манер ордена Суворова, в том числе даже заменили голубую Андреевскую ленту на Георгиевскую[16], что не соответствует правилам ношения орденских императорских знаков того времени (иллюстрация 4).

 

Иностранные ордена А.В. Суворова

У великого русского полководца, командовавшего союзными объединенными армиями в Европе, было и немало иностранных орденов, многие их которых были получены именно за Итальянский и Швейцарский походы 1799-1800 гг. Но сколько? И какие? Здесь у специалистов – историков и фалеристов нет единого мнения. Более того, ему приписываются иностранные награды, которых он никогда не получал! Вопреки сведениям, публикуем в интернете[17], полководец не был награжден прусским военным орденом «Pour le merite» (За заслуги)[18]. Российскому генералиссимусу приписывают также ордена Белого Орла и Св. Станислава (в тот период он были польскими и были включены в состав орденов Российской империи только в 1831 г.). Но их у полководца, дважды в своей жизни выполнявшего миссии в Польше в 1769-1772 гг. «против конфидератов», и в 1794-1795 гг. по подавлению восстания под предводительством Т. Костюшко, также не было. Не имелось у него и часто приписываемого ему неаполитанского ордена Св. Януария[19]. Нет никаких архивных свидетельств, что Суворов был кавалером баварского ордена Золотого льва.

Илл. 5.
И. Крейцингер. Суворов, 1799 г.

Отчасти путаница с иностранными орденами А.В Суворова происходит от обилия портретов военачальника, на которых живописцы, как прошлого, так и настоящего времени, основное внимание уделяли собственно облику военачальника, не всегда точно прописывая детали мундира и его регалии. Например, внешне знак военного ордена «Pour le merite» – большой голубой крест (иллюстрация 12) – похож на крест прусского ордена Черного орла (иллюстрация 10), котором А.В. Суворов был действительно награжден 7 декабря 1794 года. Видимо, от этого и путаница. Как иллюстрация этого утверждения, интересен, на мой взгляд, предпоследний прижизненный портрет А.В. Суворова, написанный с грубыми ошибками в отношении его регалий. Это достаточно известная картина австрийского художника И. Крейцингера «Портрет А. В. Суворова. 1799 г.» (иллюстрация 5).

Мы видим на нем Александра Васильевича, одетого в российский мундир гвардейского Преображенского полка. Обращает на себя внимание тщательно выписанный художником-австрийцем нагрудный портрет австрийского императора в алмазном обрамлении на мундире – награда А.В Суворову от самодержца. Портретом австрийского императора Франца-Иосифа II, украшенным бриллиантами, он был награжден 25 декабря 1794 г.

На груди Суворова внешне мы видим вроде бы российские ордена, но это только внешне: не все их знаки изображены верно. Живописец точно показал лишь ленты через плечо – знаки орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия первой степени. Это голубая Андреевская поверх мундира и черно-оранжевая Георгиевская под ним. Но на месте Андреевской звезды, а она должна быть в первом верхнем ряду на груди, помещена Владимирская (знак ордена Св. Владимира 1-й степени), а Георгиевская вообще отсутствует. Вместо них на груди две невразумительные орденские звезды, одна из которых отдаленно похожа на Аннинскую (знак ордена Св. Анны 1-й степени). И крест ордена Св. Анны 1-й степени носился по правилам на шее, а не на груди как изобразил художник. Известно, что полководец, спеша из Вены в северную Италию к ожидающим его войскам, и, возможно, не смог долго позировать австрийскому придворному живописцу, чем и можно объяснить несуразицу в изображении орденов.

Кто-то скажет, да какая разница, что орденские звезды на портрете Суворова перепутаны или изображены неточно, а крест находится на мундире, а не на шее! Однако такие ошибки порождают искажение истории. Вот вам вопиющий пример. В снятой в советское время и достаточно популярной кинокартине «Звезда пленительного счастья» мы видим российского императора Николая I в исполнении актера Василия Ливанова. Лента основана на реальных событиях и в ней действуют реальные исторические лица. В день восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Николай I красуется в военном мундире с Георгиевской звездой на груди и большим белым крестом на шее. А это знаки второй степени одного из самых уважаемых и почитаемых в России военных орденов – ордена Св. Георгия. Но Николай I никогда не был «георгиевским кавалером второго класса», а получил лишь Георгия 4-й степени, да и то спустя 13 лет, в 1838 году «по случаю истечения 25-летнего срока действительной его службы»! И носили знак ордена 4-й степени на груди, а не на шее и звезда к нему вовсе не полагалась. Налицо пренебрежение историческими реалиями, которое происходит от незнания или нежелания вникнуть в тонкости российской наградной системы и правильно атрибутировать портреты наших предков. Это явное неуважение к нашему великому соотечественнику А.В. Суворову, который заслужил вторую степень ордена Св. Георгия в сражении с турками при Туртукае в мае 1773 года, где был ранен.

В Итальянском походе, как мы уже знаем, Суворов получил еще несколько иностранных орденов: 23 июня 1799 года военачальнику указом Сардинского короля Виктора-Эммануила II были присланы знаки двух орденов Сардинского королевства: орден Святого Благовещения (иначе известен еще как орден Аннунциаты) и орден Святых Маврикия и Лазаря. Это были рыцарские ордена, т.е. сообщества рыцарей-христиан, знаки которых к тому времени уже стали приобретать статус светских.

Что это за ордена? Высший орден Святого Благовещения или орден Аннунциаты (Ordine Supremo della Santissima Annunziata – итал.) был основан как рыцарский в 1362 году Амадеем VI, графом Савойским под названием ордена Цепи. Его членами были пятнадцать рыцарей. В 1518 году герцог Карл III Добрый дал ордену наименование ордена Благовещения (Аннунциаты). Число рыцарей имеющих право носить знаки ордена, было увеличено до 20. До этого Амадей VIII утвердил вид орденских знаков. Они состояли из серебряной позолоченной цепи и подвески-знака, состоящей из трех «савойских узлов», символизирующих нерасторжимый союз, и не должны были иметь других составляющих. С 1721 года орден стал принадлежать Сардинскому королевству и существовал без изменений вплоть до 1840 года. В уставе ордена было установлено, что орденский знак – красно-белая роза может носиться на цепи или без нее, с шелковым бантом, в зависимости от ситуации. Такую розу на цепи и вручили А.В. Суворову.

Другой знак ордена, врученный Суворову – большой белый крест с короной, принадлежал ордену Святых Маврикия и Лазаря, который образовался в результате слияния ордена Св. Лазаря и ордена Св. Маврикия. Духовно-рыцарский орден Св. Лазаря (как сообщество единомышленников) ведет происхождение от больницы Св. Лазаря, основанной религиозным братством Св. Лазаря в XI веке близ городских стен Иерусалима. В ней находили приют паломники, больные проказой. Кстати, сами члены ордена назывались лазаритами, отсюда и происходит название «лазарет», означающее «больница» (как правило, военная). Братство Св. Лазаря первоначально имело исключительно благотворительные функции, его главными задачами были уход и забота о больных проказой. Однако в ходе крестовых походов организация быстро милитаризовалась. В ряды ордена Св. Лазаря вступали крестоносцы, больные проказой и другими тяжелыми болезными. «Живые мертвецы» (проказа в то время считалась неизлечимой) отличались особой отвагой. По словам летописцев, они шли в бой без шлемов и их искаженные проказой лица вселяли ужас во врагов.

Илл. 6.
Орден Св. Маврикия и Лазаря.

Рыцари Святого Лазаря облачались в черные плащи (мантии) с белой каймой и зеленым крестом (принявшим со временем характерную «мальтийскую» форму с «ласточкиными хвостами» на концах креста) и потому нередко именовались в хрониках и документах «рыцарями Зеленого Креста». Хотя исторически рыцари ордена Святого Лазаря носили свои зеленые кресты на черном облачении, со временем, по мере эволюции геральдики (с принятием запрета накладывать металл на металл и эмаль на эмаль), на орденском гербе лазаритов зеленый крест стал изображаться не на черном, а на белом (серебряном) поле (иллюстрация 9). Большинство рыцарей Св. Лазаря погибли в Палестине во время защиты Аккона в 1291 году, а оставшиеся покинули Палестину. Часть лазаритов обосновались в Италии, где под покровительством герцога Савойского орден Св. Лазаря был объединен с орденом Св. Маврикия.

Орден Св. Маврикия был основан Амадеем VIII Савойским в 1434 году. В 1572 г. решением Эммануила Фелиберта герцога Савойского, при поддержке папы Григория XIII, ордена Св. Маврикия и Св. Лазаря были объединены под эгидой герцога Савойского. К середине XVI в. окончательно оформился и сохраняется с тех пор без всяких изменений орденский знак – золотой, покрытый белой эмалью, «клеверный» геральдический крест Святого Маврикия, наложенный на золотой, покрытый зеленой эмалью, восьмиконечный (мальтийского типа) крест Святого Лазаря. Знак Ордена носится на изумрудно-зеленой (т.н. «яблочного цвета») муаровой шелковой ленте (иллюстрация 6).

Илл. 7.

Изначально кавалерами нового ордена могли становиться только знатные особы, имеющие не менее четырех поколений знатных предков. Сардинский король Виктор-Эммануил II ввел разделение ордена на пять классов для мужчин и три класса для женщин. Суворов был награжден крестом кавалера первого класса с короной (иллюстрация 7), который хорошо виден на груди Александра Васильевича на портрете художника И. Шмидта, а на картине Крейцингера, где полководец изображен в полуанфас, он едва заметен, и без короны, которая прячется за бортом мундира.

Илл. 8.
Знаки ордена Марии-Терезии.

Другого иностранного ордена Суворов был удостоен 12 октября 1799 года – это высший австрийский военный орден Марии-Терезии 1-й степени (класса). Знак этого австрийского ордена – звезда Марии-Терезии (иллюстрация 8), украшенная бриллиантами и драгоценными камнями в виде креста, хорошо виден на многих, как прижизненных, так последующих портретах Суворова на левой стороне груди во втором ряду рядом со звездой ордена Св. Георгия. Военный орден Марии Терезии – высший австрийский военный орден был учрежден королевой Венгрии и Богемии Марией Терезией в 1757 году в ходе Семилетней войны в честь победы над пруссаками при Колине и предназначался для награждения исключительно военных. В дальнейшем орден стал наградой австрийской империи. Интересно, что Устав ордена не допускал его ношение рядом со знаками иностранных орденов и орденом не могли награждаться иностранцы! Но на практике это правило никогда не соблюдалось. Кроме А.В.Суворова кавалерами ордена впоследствии стали российский император Александр I, герой Бородинской битвы генерал П. Багратион, а также английский военачальник, сокрушивший Наполеона в Битве при Ватерлоо, герцог А. Веллингтон.

Знак ордена представляет собой золотой крест белой эмали. В центральном медальоне помещён австрийский эрцгерцогский герб – поле, разделенное по горизонтали на три части — красной, белой и красной эмали — и обрамлен кольцом белой эмали с надписью «FORTITUDINI». На реверсе ордена помещены литеры «М. Т.» и «F» (Мария-Терезия и Франц), обрамленный зеленым лавровым венком в золотом ободке. Знаки ордена могли украшаться бриллиантами. Нагрудная звезда ордена представляет собой серебряный леопольдовский крест с гильошированными концами. Между концами креста расположен лавровый венок зеленой эмали. Центральный медальон звезды повторяет центральный медальон знака. Именно такую звезду мы и видим на портретах А.В. Суворова.

 

Два ордена или один?

Илл. 9.

Во многих справочниках и широко опубликованных в сети «биографиях» генералиссимуса А.В. Суворова, которые компилируют всё и все кому не лень, записано, что «13 февраля 1800 года он был награжден французскими королевскими орденами Богородицы Кармельской и Святого Лазаря». Из написанного можно сделать вывод, что это два отдельных ордена. Но справедливо ли это утверждение? И откуда в тот период в Европе взялись французские королевские награды, которые были вручены российскому полководцу? Во Франции произошла революция, была свергнута монархия, король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта казнены, а в стране в тот период правила Директория!

Обратимся к источнику, заслуживающему доверия. Это известный российский историк XIX века Дмитрий Бантыш-Каменский. В его исследовании «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов, изданном в Петербурге в 1840 г., записано, что 20 апреля 1800 года[20], когда больной А.В. Суворов прибыл в Санкт-Петербург, он «остановился в доме своего племянника графа Дмитрия Ивановича Хвостова, где от увеличившейся болезни слег в постель. На другой день явился к нему вице-канцлер граф Растопчин с собственноручным рескриптом Людовика ХVIII, при котором король французский препроводил к нему орден Св. Лазаря. Суворов лежал в совершенном расслаблении; долго не мог понять, зачем Растопчин приехал; наконец велел прочитать письмо, взял орден, заплакал, спросил о месте, из которого он прислан, и с иронической улыбкой сказал: «Так ли прочитали? Французский король должен быть в Париже, а не в Митаве».

Илл. 10.
Знаки ордена Черного орла.

В этом тексте нас интересуют два момента. Во-первых, прочему французский король Людовик ХVIII находился в Митаве? Во-вторых, речь идет только об одной, врученной Суворову королевской награде – ордене Св. Лазаря. А где же королевский французский орден Богородицы Кармельской? В чем тут дело? Без исторического экскурса тут не обойтись.

Под именем французского короля Людовика ХVIII скрывался граф Прованский, брат короля Людовика XVI, казненного в Париже. В 1791 году из-за революционных событий во Франции он бежал за границу. В 1795 году после смерти наследника престола, своего малолетнего племянника Людовика XVII, он провозгласил себя, как старшего в династии Бурбонов, королем Франции в изгнании под именем Людовика XVIII. В эмиграции жил то в Брюсселе, то в Кобленце, то в Вероне, то в Варшаве, изгоняемый по требованию французского правительства или принимаемый вследствие враждебных отношений с ним. С 1797 по 1801 год жил в эмиграции в России в столице Курляндии Митаве, оттуда и направил награду А.В. Суворову.

Я уже отмечал, что духовно-рыцарский орден Св. Лазаря, основанный в Иерусалиме, считается старейшим среди религиозных и рыцарских орденов. После поражения Акконом в 1291 году оставшиеся в живых рыцари Св. Лазаря покинули Палестину и перебрались во Европу, основав свои братства в на территории Италии, Франции, Кипра и Мальты. Граф Прованский как раз и был великим магистром ордена Св. Лазаря во Франции. Часть лазаритов, как уже было отмечено, обосновалось в Италии, где под покровительством герцога Савойского орден Св. Лазаря был объединен с орденом Св. Маврикия. Во Франции лазариты основали рыцарский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. В 1308 году король Филипп IV Красивый взял лазаритов под защиту и с тех пор французские монархи стали покровителями ордена. В 1604 году король Генрих IV назначил великим магистром ордена своего друга маркиза Филибера де Нерестана. Маркиз, стремившийся сохранить добрые отношения с Римским папским престолом, обратился за утверждением своего поста к папе Клименту VIII, однако, тот отказал, указав, что с точки зрения Ватикана легитимным главой ордена Св. Лазаря является герцог Савойский.

Илл. 11.
Символика лазаритов.

Компромисс был найден: в 1607 году Генрих IV учредил новый орден, названный орденом Богоматери Горы Кармельской, который получил устав и символику лазаритов (иллюстрация 11), разница была только в цвете креста: вместо зеленого новый орден получил фиолетовую расцветку. Главой ордена Богоматери был назначен маркиз де Нерестан.

В следующем году папа одобрил создание нового ордена как проявление усердия короля в католической вере и утвердил де Нерестана его великим магистром. А уже через несколько месяцев, 31 октября 1608 года Генрих IV объединил орден Богоматери с орденом Св. Лазаря в одно братство, получившее название ордена Богоматери Горы Кармельской и Св. Лазаря. Объединенному ордену было передано все имущество лазаритов во Франции. Его Великим магистром стал все тот же де Нерестан. Знак орден Богоматери Горы Кармельской и Св. Лазаря, в основу которого был положен крест лазаритов, стал двухцветным: зелено-фиолетовым (см. фото 13, на нем изображен маршал Франции граф де Бершеньи с двухцветным знаком ордена). Орден фактически стал одним из светских наград французского королевского дома. Его верховным покровителем являлся король Франции, который и назначал Великого магистра.

В 1798 г. французский король-изгнанник Людовик XVIII пожаловал знаком ордена Богоматери Горы Кармельской и Святого Лазаря Иерусалимского императора Павла I, предоставившего ему политическое убежище в России. Это был ответный жест после того, как Павел в качестве великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского, пожаловал жившего в Митаве французского монарха большим крестом ордена Святого Иоанна. А 20 апреля 1800 года полководцу А. В. Суворову был прислан рыцарский знак ордена Св. Лазаря. Но полное название ордена – орден Богоматери Горы Кармельской и Св. Лазаря. Неизвестно, был ли вручен Суворову Ростопчиным единый комбинированный крест ордена (зелено-фиолетовый) или это был крест цветов лазаритов – зеленый. Нельзя забывать, что французский король находился в изгнании и возможности заказа дорогих ювелирных знаков для новых рыцарей у него были ограничены. Но в любом случае, упоминание об «французских королевских орденах», пожалованных полководцу некорректно – это был один орденский знак.

Илл. 12.
Прусский орден «За заслуги».

Дмитрий Бантыш-Каменский упоминает еще одном ордене, который был вручен Суворову. Описывая сцену вручения Александру Васильевичу Ростопчиным ордена Св. Лазаря, он пишет: «Незадолго перед тем, Курфирст Баварский Максимилиан-Иосиф прислал Суворову орден Св. Губерта»[21]. Что это за орден? Он был основан в середине XV века баврским герцогом Юлих-Бергским, в память военной победы при Равенсбурге в день Св. Губерта (3 ноября). Св. Губерт был миссионером, епископом Льежским, по легенде, обратившимся в христианство после того, как ему явился олень с сияющим крестом между рогами, и позже признанным покровителем охотников. О Св. Губерте сохранилась и такая легенда: «Давным-давно жил в бельгийском городе Льеж епископ, которого звали Губерт. И было у него увлечение, больше свойственное человеку мирскому, чем лицу духовному. Священник Губерт очень любил охоту и своих охотничьих собак. Когда епископ проводил в соборе мессу, собаки тихо-тихо лежали в псарнях. Но как только заканчивалась служба, они начинали волноваться, ожидая момента, когда хозяин выведет их на охоту. Католики Бельгии и южной части Нидерландов очень любили Губерта. Когда епископ скончался, церковь причислила его к лику святых. Святой Губерт стал покровителем охоты, собак и даже жертв бешенства. В честь этого святого даже изобрели особое клеймо для собак, которое называлось «ключом Святого Губерта»

К 1609 г. орден прекратил свое существование вместе с герцогским родом. В начале XVIII столетия герцогство Юлих-Бергское отошло к Иоганну Вильгельму, герцогу Нойбергскому, курфюрсту Пфальц-Нойберга, и в 1708 г. он восстановил забытый в течение ста лет орден. Иоганн Вильгельм стал гроссмейстером ордена и вручил его знаки нескольким своим придворным вместе со значительным пенсионом, но с условием раздать десятую часть полученных денег беднякам, а также пожертвовать на благотворительность некоторую часть суммы в день вступления в орден.

К концу XVIII в. большая часть Пфальца перешла к Баварии, и Максимилиан Иосиф IV, курфюрст Баварский, позднее ставший королем Баварии, утвердил орден под названием ордена Св. Губерта.

Знак ордена представляет собой золотой восьмиконечный крест белой эмали с золотыми язычками, усеивающими эмаль, увенчанный короной. На центральном медальоне знака изображена сцена явления оленя Св. Губерту. По окружности – девиз ордена «IN TRAU VAST» («Стойкий в верности»). На реверсе медальона изображена держава и помещена надпись «In memoriam recuperatae dignitalis avitae 1708». Ежедневно носимый знак мог украшаться камнями, но для торжественных случаев надевался знак на орденской цепи без камней. Звезда ордена восьмиконечная, шитая из серебряных нитей, позже серебряная, на звезду наложен крест, на медальоне которого помещен девиз ордена.

 

Где награды А.В. Суворова?

Илл. 13.
Граф де Бершеньи с регалиями ордена Богородицы и Св. Лазаря.

Где сегодня награды А.В. Суворова? Возможно ли отыскать их след? Суворов, бывший очень набожным человеком, по преданию завещал использовать бриллианты и алмазы и его наград и фельдмаршальского жезла для украшения икон: в одной – в храме села Кобрино, в другой – в храме в селе Ундол Владимирской губернии. Бриллиантов в орденах и подарках Суворова было немало. Возможно, действительно какие-то бриллианты от царских подарков, и пошли на украшения икон. Но известно, что поиски этих дорогих икон-реликвий ни в Кобрино, ни в Ундоле ничего не дали.

Так же невозможно найти сегодня и орденские знаки российских и иностранных орденов А.В. Суворова. Почему? По правилам того времени эти знаки после смерти кавалера отсылались монархам (гроссмейстерам орденов), их приславшим. А у российских императорских орденов, во-первых, не имелось нумерации, и определить, кому и когда был вручен тот или иной знак невозможно. Во-вторых, у одного и того же знака ордена могло быть несколько владельцев. Дело в том, что в российской империи все ордена (знаки) являлись собственностью государства (в лице Кавалерских Дум, а с 1798 г. созданного императором Павлом I Орденского Капитула). Именно Павел I ввел неукоснительное правило, согласно которому после смерти награжденного, знаки орденов возвращались в Капитул. Этот регламент действовал в России с XVIII до первой половины XIX века.

Кроме того, в этот период, при награждении более высокой степенью ордена, младшая обязательно снималась и сдавалась в Капитул, чтобы быть заново выданной следующему награжденному. В собственности кавалера могли находиться только знаки какой-то одной степени ордена. Однако обязательной сдаче после смерти награжденного подлежали только золотые орденские кресты, а также золотая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, а другие знаки орденов: шитые звезды и ленты за малой ценностью не сдавались.

Илл. 14.
Один из геральдически правильных портретов А.В. Суворова.

Поэтому «ордена», выставленные музее Суворова в Санкт-Петербурге, в витрине «Награды А.Суворова», лишь копии наград Александра Васильевича. Но сохранились ли подлинники его знаков орденов – те, что не подлежали обязательной сдаче в Орденский Капитул? Известны два таких знака. Хранятся они в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве. Это звезда и лента ордена Св. Георгия Победоносца I класса. Эти звезда и лента генералиссимуса хранились ранее в Суворовском кадетском корпусе в Варшаве, а в начале Первой мировой войны они были перевезены в Москву.

Есть там правда еще один орденский знак, который приписывается А.В. Суворову. Это крест ордена Св. Владимира I степени. Он поступил в ГИМ из Военно-исторического музея в 1925 году в числе наград, принадлежавших баронам Бюлер. В описи к ордену Св. Владимира I степени есть приписка: «Суворов лично надел этот крест на А.Я. Бюлера». Когда и где это произошло, неизвестно. Но знак ордена Св. Владимира I степени действительно относится к концу XVIII века. Некоторые источники утверждают, что, возможно, крест действительно принадлежал великому Суворову и он, якобы, мог вручить его барону Бюлеру в качестве подарка. Но доказательств этому нет.

В заключение стоит опубликовать полный список наград А.В. Суворова взятый сайта его Музея в Кобрине, http://www.inkobrin.org/page-id-1888.html, но с некоторыми оговорками и правками автора, которые набраны курсивом, а также привести один из «геральдически правильных», портретов А.В. Суворова (иллюстрация 14).

 

Полный список наград А.В. Суворова

Военные действия в Польше 1769-1772 гг.

30 сентября 1770 г. награжден орденом Св. Анны за победу при Орехове.

19 августа 1771 г. награжден орденом Св. Георгия 3-й степени за победу при Тынце, Ландскроне, Замостье.

20 декабря 1771 г. награжден орденом св. Александра Невского за победу при Столовичах.

12 мая 1772 г. пожаловано 1000 червонцев, «a нa войско его – 10000 рублей» за взятие Краковского замка.

Первая русско-турецкая война 1773–1774 гг. и усмирение Пугачевского бунта 1774–1775 гг.

30 июля 1773 г. награжден орденом Св. Георгия 2-й степени за поиск 17 июня на Туртукай.

3 сентября 1774 г. пожаловано 2000 червонцев за быстрый приезд на усмирение пугачевского восстания.

29 июля 1775 г. награжден золотой шпагой с алмазами при праздновании мира с турками.

Командование войсками в Крыму, на Кубани и Астрахани 1776–1787 гг.

1778 г. награжден золотой табакеркой с портретом Екатерины II за вытеснение турецкой эскадры из Ахтиарской гавани.

24 декабря 1780 г. награжден бриллиантовой звездой ордена Св. Александра Невского «с собственной ее императорского величества одежды».

28 июля 1783 г. награжден орденом Св. Владимира 1-й степени за переселение христиан из Крыма.

5 ноября 1784 г. награжден золотой медалью на присоединение к России Крыма и Тамани.

Июнь 1787 г. награжден золотой табакеркой с бриллиантами с вензелем Екатерины II.

Вторая русско-турецкая война 1787-1791 гг.

9 ноября 1787 г. награжден орденом Св. Андрея Первозванного за победу при Кинбурне.

Февраль 1789 г. награжден алмазным пером к шляпе с литерою «К» (Кинбурн).

13 августа 1789 г. награжден золотой табакеркой с бриллиантами с вензелем императора Иосифа II.

25 сентября 1789 г. возведен в графское достоинство Священной Римской Империи Германской нации.

26 сентября 1789 г. награжден золотой шпагой с алмазам и с надписью «Победителю визиря».

3 октября 1789 г. возведен в графское достоинство Российской империи с наименованием «граф Суворов-Рымникский».

18 октября 1789 г. награжден орденом Св. Георгия 1-й степени за победу при Рымнике.

3 ноября 1789 г. награжден бриллиантовыми знаками ордена св. Андрея Первозванного за победу при Фокшанах.

25 марта 1791 г. пожалован подполковником лейб-гвардии Преображенского полка за взятие крепости Измаил; решено выбить в его честь медаль; сенату повелено составить похвальную грамоту с перечислением его подвигов.

2 сентября 1793 г. пожалована похвальная грамота; в знак императорского доверия вверен орден Св. Георгия 3-й степени для возложения на достойнейшего по его выбору; пожалованы алмазные эполет и перстень за укрепление южных границ России.

Военные действия в Польше 1794-1795 гг.

26 октября 1794 г. пожалован алмазный бант к шляпе и 3 пушки из числа отбитых у повстанцев за победы при Крупчицах и Бресте.

15 ноября 1794 г. варшавский магистрат преподнес Суворову золотую табакерку с надписью «Варшава своему избавителю, дня 4 ноября 1794 г. не награда, а подарок!

7 декабря 1794 г. награжден королем Пруссии орденом Черного орла и орденом Красного орла.

25 декабря 1794 г. награжден портретом для ношения на груди австрийского императора Франца II, украшенным бриллиантами.

1 января 1795 г. высочайше повелено Сенату изготовить похвальную грамоту с изложением заслуг А.В. Суворова в польской кампании.

18 августа 1795 г. пожаловано императрицей имение «Ключ Кобринский».

Итальянский и Швейцарский походы 1799 г.

13 февраля 1799 г. награжден Большим крестом ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден).

14 мая 1799 г. награжден перстнем с портретом императора Павла I.

23 июня 1799 г. возведен королем Сардинии и Пьемонта Карлом-Эмануилом II в достоинство князя с титулом «кузен короля» и в великие маршалы войск пьемонтских; награжден орденом Св. Благовещения и орденом Святых Маврикия и Лазаря.

13 июля 1799 г. награжден портретом Павла I для ношения на груди.

8 августа 1799 г. возведен в княжеское достоинство Российской империи с титулом «князя Италийского».

24 августа 1799 г. приказ об отдании Суворову воинских почестей «подобно отдаваемым особе его Императорского Величества».

12 октября 1799 г. награжден австрийским орденом Марии-Терезии 1-й степени.

28 октября 1799 г. возведен в Генералиссимусы всех российских войск.

1 ноября 1799 г. Военной коллегии повелено вести переписку с Генералиссимусом Суворовым «сообщениями, а не указами»; повелено изготовить статую А.В. Суворова.

7 февраля 1800 г. награжден баварским орденом Св. Губерта.

13 февраля 1800 г. награжден французским королевским орденом Богородицы Кармельской и Св. Лазаря (один орден!).

 


[1] А. Кузнецов. Награды. Москва, Современник, 1999, с. 80.

[2] Все даты здесь и далее даются по старому стилю.

[3] Орденом Св. Георгия 1-й степени и бриллиантовыми знаками к ордену Св. Андрея Первозванного А. В. Суворов был награжден за победу над турками при Рымнике в 1789 году.

[4] К наградам в Российской империи относились только те, что жаловал своим подданным самодержец, а именно: высочайшее благоволение, чины, ордена, земли, подарки ЕИВ, денежные выплаты, перевод в гвардию, золотое оружие. Ордена и др. знаки отличия от иностранных монархов можно было принять только с разрешения российского императора.


[6] По старому стилю.

[7] Дм. Бантыш-Каменский. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. СПб., 1840.

[8] В дальнейшем в российской орденской системе появились: ордена Белого Орла и Св. Станислава (царские), а императорский орден Св. Анны был разделен на степени, сначала на три, а затем на четыре. Орден Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден) после смерти императора Павла I был исключен из перечня императорских орденов, хотя кавалерам, получившим его ранее, разрешалось его носить.

[9] Остальных наград А.В Суворова, изображенных на гравюре, мы пока не касаемся – это иностранные ордена, о них отдельный разговор ниже.

[10] В. Дуров. «Звезду! Суворову Александру Васильевичу». Родина №4, 2000.

[11] После написания этого портрета А.В. Суворов был награжден еще несколькими иностранными орденами.

[12] В начале кампании 1799 года против Франции во главе совместной русско-австрийской группировки поставили Суворова, и австрийский император присвоил ему звание австрийского генерал-фельдмаршала. Тогда же Суворов пошил себе австрийский мундир, который и носил в этом походе.

[13] Д.А. Ровинский русский юрист, известный как историк искусства, специалист в иконографии и составитель справочников по русским портретам и гравюрам XVIII-XIX веков. Почётный член Российской Академии наук и Академии художеств. Издал: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. , Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. и др. труды.

[14] Русский Инвалид, № 261, 1898.

[15] А. Ровинский писал, что за портрет Суворова Академия художеств избрала Уткина в советники. Кроме того, за эту гравюру Уткин получил от императора Александра I бриллиантовый перстень, присланный ему в 1819 г., а от великого князя Михаила Павловича - золотую табакерку. Затем Уткин был пожалован титулом придворного гравера и избран членом Стокгольмской Академии художеств.

[16] Георгиевская лента и прикрепленный к ней крест на бедре – знаки ордена Св. Георгия первой степени при ношении знаков ордена Св. Андрея Первозванного носились под мундиром и были едва видны. Но художники того времени старались обязательно их показать – это был высший военный орден империи!


[18] Дм. Бантыш-Каменский в своей книге «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов». СПб., 1840 в очерке о А.В. Суворове ни о каком кресте прусского ордена «Pour le merite» не упоминает.

[19] Сайт музея А.В. Суворова в Кобрино http://www.inkobrin.org/page-id-1888.html

[20] Орден был вручен Суворову 20 апреля 1800 г., а указ французского короля в изгнании Людовика о награждении полководца последовал ранее - 13 февраля 1800 г.

[21] Дм. Бантыш-Каменский. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. СПб., 1840.

К списку публикаций