«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Мы дошли до Берлина, расквитались с войной»

К 70-летию Великой Победы

 

Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Долгие годы у нас не жаловали такие книги, а это была литература самой высокой пробы, которую уничижительно называли «лейтенантской». Литературные деятели от власти клевали эту правду «окопников» – это, мол, «очернительство», «дегероизация», да и что вообще мог видеть солдат, взводный и ротный из траншеи боевого охранения, кому нужна такая приземлённая правда? А это была правда тех, кто на своих плечах вынес главную тяжесть неслыханно жестокой и казавшейся бесконечной войны, заплатив за победу тысячами тысяч жизней. «Окопная правда» – это народная память о пережитом на смертельных рубежах.

Знак № 1

Ex libris Вяч. Кондратьева, 1985.
Е.Н.Шалыгина (Баку).

Одним из таких «окопников» был писатель Вячеслав Кондратьев. В годы войны младший лейтенант Кондратьев воевал в 132 стрелковой бригаде, которая вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них он получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После госпиталя воевал в железнодорожных войсках, был повторно тяжело ранен, в 1944 году был комиссован с инвалидностью. Поддержка К.М.Симонова помогла Кондратьеву опубликовать свое лучшее произведение – повесть «Сашка» (1979), сразу выдвинувшую ее автора в ряд ведущих писателей военной тематики. По точному замечанию Симонова, «история Сашки - это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Для книг домашней библиотеки В.Кондратьева в 1985 году выполнила книжный знак бакинская художница Е.Н.Шалыгина. На этой графической миниатюре изображена женщина, читающая письмо с фронта, а также цветок, пробивающийся сквозь проволочные заграждения, и книги Кондратьева «Сашка» и «Привет с фронта».


Знак № 2

Из книг Владимира Карпова, 1984.
В.В.Покатов (Москва).

Памятник Воину-освободителю в Трептов-парке изображён на цветном книжном знаке московского художника В.В.Покатова для Героя Советского Союза, писателя В.В.Карпова. Появление этого книжного знака художник связывает с прочтением им произведения Карпова «Полководец». В апреле 1941 года, будущий писатель, будучи курсантом, по доносу был репрессирован. В 1942 году во время Великой Отечественной войны в составе штрафной роты 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии воевал 5 месяцев на Калининском фронте. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. В дальнейшем был командиром взвода разведчиков, за проявленное мужество получил медаль «За отвагу». Получил звание старшего лейтенанта. Участвовал в захвате 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года лейтенант В. В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году после лечения тяжёлого ранения стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба. Вышел в отставку с военной службы в 1966 году в звании полковника. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения. Лауреат Государственной премии СССР В.В.Карпов – автор романов, повестей, рассказов и исследований о Великой Отечественной войне – это сборник рассказов и повестей «Командиры седеют рано», документальная повесть «Полководец», посвященная генералу армии И.Е.Петрову, романы «Вечный бой», «Взять живым!», книга «Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира».


Знак № 3

Ex libris Василя Быкова, 1983.
Н.А Саутин (Ленинград).

Белорусский писатель В.В.Быков также прошёл дорогами войны. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший). Участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. Демобилизовался из армии в 1955 году в звании капитана. Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 1960-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 1970-е годы – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Большинство произведений писателя – повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. Книжный знак для домашней библиотеки народного писателя Беларуси, Героя Социалистического Труда лауреата Ленинской и Государственных премии СССР и БССР В.В.Быкова выполнил ленинградский художник Н.А.Саутин, на этой линогравюре изображена раскрытая книга и патроны.


Знак № 4

Из книг Григория Бакланова, 1984.
В.В.Лукашов (Москва).

Г.Я.Бакланов в 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был ранен, контужен. Впечатления и переживания фронтовой жизни лягут в основу его будущих произведений. Первые повести о войне, которые принесли Бакланову мировую известность, «Южнее главного удара» и «Пядь земли», подверглись резкой официальной критике, она обвиняла Бакланова в «окопной правде» – в правдивом изображении войны глазами её рядовых участников. Впоследствии военная проза Бакланова выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны. Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года», в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны. После первой публикации этот роман не издавался в СССР двенадцать лет. Московский график В.В.Лукашов в 1984 году подарил Г.Я.Бакланову книжный знак, который украсил книги его личного книжного собрания. Памятью о солдате-победителе проникнута эта гравюра, мастерски выполненная художником. В грустном раздумье стоит писатель у вечного огня, вспоминая друзей однополчан, не доживших до светлого дня Победы. Его повесть «Пядь земли», лежащая у подножия вечного огня, как и другие его произведения о войне «Навеки – девятнадцатилетние», «Июль 41 года», «Мертвые сраму не имут», – дань памяти всем тем, кто шёл дорогами войны и ковал великую Победу.


Знак № 5

Из книг Юлии Друниной, 1975.
В.Н.Чефранов (Москва).

Лирической грустью проникнут экслибрис, выполненный на имя поэтессы Ю.В.Друниной. Московский художник В.Н.Чефранов показал её вспоминающей свой военное прошлое, боевую молодость и праздник Побелы «со слезами на глазах». Светлая тональность ксилографии символизирует торжество жизни на земле, защищённой от фашистского порабощения. Со школьной скамьи шагнула московская девушка Юлия Друнина в пекло войны и с первого дня находилась в действующей армии. Старшина медслужбы Друнина воевала на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Дважды была ранена, и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы и демобилизована. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу» Опыт войны лёг в основу её творчества. Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества.

До сих пор не совсем понимаю,
как же я, и худа, и мала,
сквозь пожары к победному Маю
в кирзачах стопудовых дошла!
И откуда взялось столько силы
даже в самых слабейших из нас?
Что гадать! Был и есть у России
вечной прочности вечный запас...

Знак № 6

Из книг Г.Н.Чухрая, 1975.
А.М.Мосийчук (Москва).

Советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Г.Н.Чухрай во время Великой Отечественной войны воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. В 1943 году принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант». Был четырежды ранен, награжден боевыми орденами. В декабре 1945 года Чухрай в звании старшего лейтенанта был уволен в запас по ранению. Позднее военная тема заняла важное место в его творчестве. Им поставлены фильмы о Великой Отечественной – «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Память», «Жизнь прекрасна» Для домашней библиотеки ученика С.И.Юткевича и М.А.Ромма режиссёра фильма «Баллада о солдате» Г.Н.Чухрая выполнил московский художник А.М.Мосийчук. В центре композиции знака образ главного героя фильма Алёши Скворцова, и это не случайно у него, как и у создателя фильма, который вошёл в золотой фонд советского киноискусства, во многом одинаковые фронтовые судьбы.


Знак № 7

Из книг Е.П.Нечаева, 1984.
А.В.Шершнев (Псков).

Писатель Е.П.Нечаев в 1938 году окончил 2-е Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище и 16 лет прослужил в армии, пройдя путь от командира взвода до заместителя командира артиллерийского полка. В годы Великой Отечественной войны командовал батареей тяжелых гаубиц, в составе части прошел путь от Севастополя до Берлина. Дважды был ранен, награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя Красной Звезды, орденами Отечественной войны, орденом Александра Невского. Тема войны главная в его произведениях – «О тех, кто защищал Родину», «Под горой Метелихой», «Батарейцы», «Огнем и колесами», «На земле опаленной», была знакома бывшему фронтовику не понаслышке. Оригинальное решение нашёл псковский художник А.В.Шершнев в экслибрисе домашней библиотеки Е.П.Нечаева (1984), где древнерусский воин повергает копьём фашистскую гидру.


Знак № 8

Из книг Михаила Дудина, 1973.
А.А.Ушин (Ленинград).

Поэт М.А.Дудин в 1939 году был призван в Красную Армию. Он проходил обучение в полковой школе младших командиров, но вскоре началась война с Финляндией. Михаил Дудин, так и не закончив обучение, был направлен на фронт. В 1939–1940 годах он участвовал в Финской войне, воевал под Выборгом и получил медаль «За отвагу». С первых дней Михаил Дудин участвовал в Великой Отечественной войне. Начало войны застал в Ленинграде и пережил блокаду. В осажденном Ленинграде Михаил Дудин работал во фронтовых газетах. Во время войны вышли сборники стихотворений Михаила Дудина «Военная Нева», «Фляга» (1943), «Костёр на перекрестке», «Дорога гвардии» (1944). В 1942 году Михаил Дудин написал поэму «Волга», а в 1944 году – поэму «Цветам – цвести!». Именно военная лирика Михаила Дудина сделала его по-настоящему популярным. В ней сочетается мужество, трезвый взгляд на страдания и при этом трепетное отношение к красотам природы. Самым известным стихотворением Михаила Дудина считается стихотворение «Соловьи», написанное в 1942 году. В этом стихотворении Михаил Дудин противопоставляет умирающего солдата и весеннюю природу. Позже М.А.Дудин писал о себе:

Я воевал, и, знать, недаром
Война вошла в мои глаза.
Закат мне кажется пожаром,
Артподготовкою - гроза.

Книжный знак для домашней библиотеки Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР поэта М.А.Дудина выполнил ленинградский художник А.А.Ушин. Он сам 14-летним подростком пережил ужасную ленинградскую блокаду и знает о ней не понаслышке. На книжном знаке поэта художник показал надолбы, опутанные колючей проволокой. Графическая миниатюра сурова по своему графическому языку, резкий контраст белых и чёрных пятен усиливает напряжённость обстановки, заставляет задуматься о военном лихолетье.


Знак № 9

Ex libris Сергея Баруздина, 1984.
Ю.Л.Коннов (Москва).

Интересен по замыслу и решению книжный знак писателя-фронтовика С.А.Баруздина, который выполнил московский график Ю.Л.Коннов. На нём автор изобразил воина-победителя, как символ солдатской верности Отечеству. Сергей Баруздин мальчишкой ушел на фронт, ему довелось участвовать в тяжелых боях на Первом Украинском фронте. Он был рядовым солдатом, разведчиком-артиллеристом. И так дошел вместе с нашими войсками до Берлина и стал участником штурма германской столицы. Пришлось ему сражаться и за освобождение столицы Чехословакии Праги. Печататься начал после окончания войны в 1946 году. Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих детских рассказах. О себе Баруздин писал в книге «Люди и книги»: «Мне было четырнадцать, когда началась война, и когда накануне, я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати – восемнадцатилетние ребята, поняли многое...».


Знак № 10

Ex libris Сергея Смирнова, 1972.
Е.Н.Тиханович (Минск).

Участник Великой Отечественной войны писатель С.С.Смирнов был добровольцем истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 году окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 года командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем был литсотрудником газеты 57-й армии. Главным делом жизни Смирнова стало увековечение памяти героев Великой Отечественной войны. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии», «Сталинград на Днепре», «В поисках героев Брестской крепости»; «Были Великой войны»; «Семья». С.С.Смирнов первым написал о подвиге защитников Брестской крепости и некоторых других подвигах советских солдат. Писатель многое сделал для восстановления доброго имени солдат, попавших в годы войны в плен и позднее за это осуждённых в СССР. За книгу «Брестская крепость» С.С.Смирнов в 1965 году был удостоен Ленинской премии.


Знак № 11

Ex libris К.Симонова, 1975.
Е.И.Кузнецова (Пятигорск).

Теме Великой Отечественной войны посвящён книжный знак автора трилогии «Живые и мёртвые» Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, заместителя генерального секретаря СП СССР русского писателя поэта К.М.Симонова. Автор книжного знака пятигорская художница Е.И.Кузнецова, в его композиции лежит стихотворение поэта «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой – будущей жене поэта:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

С началом войны Симонов призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…». Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны». На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915-1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.


Знак № 12

Ex libris Ивана Стаднюка, 1979.
И.М.Филипченко (Винница).

Винницкий график И.М.Филипченко нарисовал экслибрис для библиотеки писателя, сценариста и драматурга, лауреата Государственной премии И.Ф.Стаднюка, известного своими книгами об украинском селе и о пройденной им Великой Отечественной войне, на нём изображён мужчина с музыкальным инструментом в руках, на фоне щита с красной звездой, композицию графической миниатюры дополняет гнездо аиста, перо и штык. Художник подчеркнул народный характер произведений писателя-фронтовика И.Ф.Стаднюка о войне. В 1939 году Иван Стаднюк поступил в военное училище, но был отчислен как имевший репрессированных родственников. Тогда же Иван Стаднюк поступил в Украинский коммунистический институт журналистики. Из института осенью 1939 года его призвали в армию и, по окончании ускоренного курса полковой артиллерийской сержантской школы в городе Калинине, откомандировали в Смоленское военно-политическое училище. По окончании училища в мае 1941 года политрук Стаднюк был направлен в Западную Белоруссию секретарем газеты 209-ой стрелковой дивизии. На войне он пробыл от первого до последнего дня, прошел боевой путь от Старой Руссы до Будапешта и Вены. Награжден 5 орденами, а также медалями. В 1958 году в звании полковника уволился из армии. Жизни армии и её ратному подвигу посвящены сборники повестей и рассказов Стаднюка – «Сердце солдата», «Люди с оружием», «Место происшествия – фронт», «Сердце помнит», «Максим Перепелица». Последний сборник послужил сюжетной основой известного фильма «Максим Перепелица».


Знак № 13

Ex libris Олеся Гончара, 1969.
Е.Н.Голяховский (Москва).

Крупнейшим произведением лауреата Ленинской премии, двух Сталинских премий и Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда А.Т.Гончара – трилогией «Знаменосцы» о Великой Отечественной войне навеяно содержание книжного знака, созданного известным мастером графики Е.Н.Голяховским. В июне 1941 года после третьего курса университета Александр ушёл добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Летом 1942 года попал в плен, откуда бежал в 1943 году и продолжал воевать до Победы. Войну закончил старшим сержантом в должности старшины минометной батареи. За боевые отличия был награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, тремя медалями «За отвагу».


Знак № 14

Из книг П.Загребельного, 1981.
А.В.Шершнев (Псков).

Художник из Пскова А.В.Шершнев подарил книжный знак украинскому писателю-фронтовику Герою Украины, лауреату Государственной премии СССР П.А.Загребельному. В основе композиции книжного знака лежит изображение памятника «Родина-мать» в Киеве на высоком берегу Днепра. Статуя поражает своей величественностью и мужественностью – это одна из самых высоких статуй в мире (высота монумента 102 метра). Памятник был открыт ко Дню Победы в 1981 году. Этим годом и датирован экслибрис Загребельного, в его композицию художник включил также раскрытую книгу и чернильницу с гусиным пером. Будущий писатель в 1941 году окончил школу и ушёл в армию. Был курсантом Киевского артучилища, участвовал в обороне Киева, в августе 1941 года был ранен. Вернувшись на фронт, в августе 1942 года, раненый лейтенант артиллерии попал в плен, где находился до февраля 1945 года. В 1945 году работал в советской военной миссии в Западной Германии. Тема войны была освещена в ряде послевоенных произведений Загребельного.


Знак № 15

Ex libris Расула Гамзатова, 1977.
В.Ф.Логачёв (Махачкала).

Знаменитые гамзатовские «Журавли» легли в основу книжного знака художника из Махачкалы В.Ф.Логачёва, глядя на который невольно вспоминаешь гамзатовские строки:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Автор графической миниатюры хорошо знаком с творчеством лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда, народного писателя Дагестанской АССР Р.Г.Гамзатова, являясь автором иллюстраций ряда его книг. На книжном знаке горец с ребёнком стоят у вечного огня перед монументом советскому солдату, над которым пролетают белые журавли, вдали видны горные вершины.


Знак № 16

Из книг Михаила Колосова, 1984.
В.А.Руткин (Москва).

Тема повести писателя-фронтовика М.М.Колосова «Три круга войны» послужила московскому графику В.А.Руткину основой сюжета в книжном знаке для писателя. Уважением к памяти советского воина проникнута эта линогравюра, а чернильница с гусиным пером говорят о характере творческой деятельности знаковладельца. М.М.Колосов участвовал в ВОВ, демобилизовался весной 1947 года, награжден орденами – Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и медалями. Почетный гражданин города Фатеж.


Знак № 17

Ex libris Адама Русака, 1968.
Е Н.Тиханович (Минск).

Белорусский поэт-песенник А.Г.Русак на книгах своей библиотеки имел книжный знак, который выгравировал художник из Минска Е.Н.Тиханович. История его появления такова – к 20-летию освобождения Белоруссии, в 1964 году в Минске была напечатана открытка с репродукцией полотна Е.Н.Тихановича «Партизаны в разведке» с текстом «Лесной песни» А.Г.Русака. Вскоре художник воспроизвёл эту картину в книжном знаке, который он вырезал на линолеуме и подарил автору песни. Наибольшую известность получила песня на слова А.Г.Русака «Бывайте здоровы, живите богато» (1936, музыка – И.Любан).


Экслибрис часть книжной культуры, он характеризует личность владельца и его библиотеку, он лицо и отражение души библиофила, за экслибрисом всегда стоит человек. Книжный знак помогает формировать историческую память – память о тех, кто прошёл дорогами войны, выстоял в жестокой борьбе и победил. Никогда нам в полной мере не понять, не почувствовать то, что испытали они, дошедшие до Берлина, до Победы. Но мы всегда чувствуем свое с ними единство, сопричастность к их подвигу и гордимся ими.

 

Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт. Работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. С начала 1970-х годов начал собирать коллекцию экслибрисов под началом председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А.Вуля и московского графика, ксилографа и живописца Г.А.Кравцова. Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции: «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Автор более 5000 статей по книжному знаку в отечественной печати. Провёл 17 выставок книжного знака и издал к ним каталоги с обширной базой данных о художниках и владельцах графических миниатюр. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Автор семи монографий по книжному знаку, в том числе: «Российский книжный знак 1917-1991» в трёх томах; «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах; шеститомной «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», двухтомной работы «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)», трёхтомного исследования «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» и двухтомной работы «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)». Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). Награждён медалью и Почётной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10 томного каталога личной коллекции книжных знаков «Отпечаток человеческой души» с полной атрибуцией экслибрисов коллекции.

Вернуться к списку публикаций