«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Давным-давно пришли мы с поля боя»

К 70-летию Великой Победы

 

9 мая 1945 года… Все дальше и дальше теперь от нас эта дата. Но мы помним, какой ценой досталась нашим отцам, дедам и прадедам эта великая Победа. День Победы – как он был от Вас далек… Праздник Великой победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых, трогательных и славных праздников. 70 лет прошло с тех пор, как закончилась война. Мы знаем о ней из кинофильмов, из художественных произведений, из документальных очерков, из рассказов очевидцев-участников Великой Отечественной войны. Память о великом подвиге народа хранят и книжные знаки. Они украшают книги личных библиотек ветеранов Великой Отечественной, тех книголюбов, кто собирает книги по военной тематике, книжные собрания музеев истории Великой Отечественной войны, библиотек пограничных застав и прославленных воинских частей. Экслибрисная летопись подвига насчитывает сотни графических миниатюр.

Белорусский художник Е.Н.Тиханович выгравировал на линолеуме книжный знак для ветерана войны одесского инженера М.Б.Гительмахера. На этом экслибрисе изображён советский солдат, бросающий к подножию Мавзолея фашистское знамя во время исторического Парада Победы 24 июня 1945 года. На этом Параде Победы были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все рода войск. В Параде Победы приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31 116 сержантов и солдат, а также более 1850 единиц военной техники. Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский. Двести знамен и штандартов разгромленных немецких частей бойцы несли в перчатках, подчеркивая то, что даже в руки эти древки брать омерзительно. И бросали на специальный помост, чтобы штандарты не коснулись брусчатки Красной площади. Первым швырнули личный штандарт Гитлера, последним - знамя армии Власова. А вечером помост и все перчатки сожгли.

График из города Горький С.А.Шабанов в 1985 году выполнил книжный знак для домашней библиотеки ветерана войны журналиста А.Енакаева, на этой линогравюре дан портрет татарского поэта Героя Советского Союза и лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля на фоне зарешечённого окна каземата и памятника ему в Казани. В 1941 году Джалиль был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск Муса Джалиль был тяжело ранен и попал в плен. Для того чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н.С.Бушмановым. Было сформировано 7 батальонов легиона «Идель-Урал», их личный состав при попытке использовать в боевых действиях, часто переходил на сторону Красной армии и партизан. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине. В 1946 году МГБ СССР завело розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников. В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь, из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс, он сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В январе 1946 года в советское посольство в Риме турецкий подданный татарин Казим Миршан принес ещё одну тетрадь, она бесследно пропала в кабинетах МГБ. «Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К.Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, В 1956 году Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии. Памятник Мусе Джалилю был установлен в 1966 году на площади 1 Мая в Казани. Авторы памятника - скульптор В.Е.Цигаль и архитектор Л.Г.Голубовский.

Командир взвода 414-го артиллерийского полка лейтенант И.Е.Браиловский после войны окончил медицинский институт. Для домашней библиотеки главного врача Новосибирской клинической больницы №1 кандидата медицинских наук, заслуженного врача РСФСР И.Е.Браиловского в 1981 году выполнил экслибрис московский график Г.А.Еремеев. На этой графической миниатюре изображён медицинский хирургический светильник, змея, читающая книгу, и гвардейская лента. Гвардейская лента использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией». Кроме того, изображение гвардейской ленты размещалось на знамёнах гвардейских объединений, соединений и частей (кораблей). Гвардейская лента имеет отношение к СССР и Великой Отечественной, но не имеет отношения к Российской империи. Там была Георгиевская лента, которая ведет свою историю от солдатского ордена Святого Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году императрицей Екатериной II. В СССР Георгиевская лента нигде не применялась. Советская гвардия родилась во время Великой Отечественной войны в ходе Смоленского сражения под Ельней в сентябре 1941 года. Приказом наркома обороны четыре мотострелковые дивизии «за боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок» были награждены званием гвардейских». В мае 1942 года был учреждён гвардейский нагрудный знак.

Московский график Н.И.Калита в 1980 году подарил экслибрис в гравюре на дереве заслуженному художнику России Е.И.Вагину из Нижнего Тагила. На этом книжном знаке написано «Книги о Москве Е.Вагина» и изображены Кремлёвские башни, новостройки Москвы, салют в честь Дня Победы и вечный огонь - символ вечной памяти обо всех, кто отдал свою жизнь, сражаясь с фашизмом. Огонь войны загубил их жизни, но в тоже время огонь мирный горит на их могилах как память о страданиях и смертях. Пока горит этот огонь, в сердцах людей будет жить память о великом подвиге. Старейшим Вечным огнём считают огонь в мемориале неизвестного солдата в триумфальной арке в Париже - он горит с 1921 года и напоминает о погибших солдатах Первой мировой войны. Первый в СССР Вечный огонь был зажжён в посёлке Первомайский Щёкинского района Тульской области 9 мая 1955 годa в память о павших в Великой отечественной войне. Первый в Москве Вечный огонь был зажжён на Преображенском кладбище 9 февраля 1961 года. Огонь был зажжён от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде. 8 мая 1967 года был зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Огонь зажег Л И.Брежнев, принявший факел от Героя Советского Союза А.П.Маресьева. 30 апреля 2010 года был зажжён Вечный огонь на Поклонной горе.

Л.Полежай все 900 дней блокады подростком провела в городе на Неве. Прошли годы, она окончила институт, стала инженером. Ей в память о военном Ленинграде посвятил экслибрис ленинградский художник Н.И.Кофанов. Экслибрис выполнен в гравюре на пластике в 1979 году. На нём написано «В память о военном Ленинграде 1941-1944» и изображен шпиль Адмиралтейства в лучах прожекторов. Композицию графической миниатюры дополняют книги, гвоздики и аэростаты в небе. Блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. В городе остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.

Участник Сталинградской битвы А.Л.Бадалов во время Великой Отечественной войны был начальником Сталинградского радиоцентра (1942-1943 годы). В конце 1943 года Бадалов был переведён в Москву, в Наркомат связи, где прошел путь от старшего инженера до заместителя министра. Он стоял у истоков создания Государственной комиссии по радиочастотам. Во многом благодаря его работе в России появилось современное радиовещание и телевидение, сотовая мобильная связь. Старейший в стране библиофил, он ещё молодом возрасте увлёкся собиранием миниатюрных изданий и стал одним из крупнейших знатоков и собирателей этих малюток. Самая маленькая микрокнига в коллекции Ашота Львовича - «Отче наш» на английском языке, изданная в Японии издательством «Топан» размером 1,4 мм. х 1,4 мм. Для домашней библиотеки заслуженного связиста РСФСР, почётного радиста СССР, почетного члена Международного союза электросвязи А.Л.Бадалова московский график А.И.Калашников в 1984 году выполнил в гравюре на дереве книжный знак, на котором изобразил скульптуру «Стоять насмерть» памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Этот сюжет подсказала художнику публикация Бадалова «Из воспоминаний участника Сталинградской битвы» (1975).

Майор медицинской службы Л.А.Эльдаров в годы войны был ведущим хирургом полевого подвижного госпиталя № 583. Эльдаров в составе 1-ой гвардейской танковой армии прошёл от Курской дуги до Берлина, спас тысячи жизней наших воинов. В апреле 1944 года Л.А.Эльдаров спас жизнь наводчику противотанкового ружья 1-го мотострелкового батальона 21 гвардейской бригады 1-ой танковой армии Герою Советского ефрейтору С.А.Закурдаеву. Только в одной Проскуровско-Черновицкой операции хирург Эльдаров и его товарищи оперировали и оказали срочную медицинскую помощь шести тысячам бойцам и командирам. После войны заслуженный врач РСФСР полковник медицинской службы Л.А.Эльдаров трудился начмедом и заместителем начальника Центрального военного госпиталя Министерства обороны, более пяти лет был, начальником санатория «Архангельское» Министерства обороны. Для домашней библиотеки Эльдарова выполнил книжный знак московский график Ф.В.Домогацкий, на этой графической миниатюре изображён танк Т-34, ланцет и медицинская эмблема - чаша со змеёй.

Фронтовая медсестра в годы войны М.И.Толокнова в канун 30-летия Победы в подарок от московского художника В.Ф.Найденко получила книжный знак, которые украсил книги её домашней библиотеки. На этой гравюре изображена санитарная сумка и кавалерийская шашка в огнях праздничного салюта. В годы войны наши медики вернули в строй 72,3% раненных и 90,6% больных воинов. Число раненных и больных возвращённых в строй медицинской службой за все годы войны, составило около 17 млн. человек. По сути дела победа была одержена в значительной степени солдатами и офицерами, возвращёнными в строй медицинской службой. Поистине это был подвиг во имя жизни. В битве с врагом не на жизнь, а на смерть вместе с войсками шли по полям сражений военные медики. В период Великой Отечественной войны в армии и на флоте находилось более 200 тысяч врачей и свыше 500 тысяч фельдшеров, медицинских сестер, санитаров, многие из которых погибли в огне боев. Во время войны погибли или пропали без вести более 85 тысяч медиков. Из них 5 тысяч врачей, 9 тысяч средних медицинских работников, 23 тысячи санитарных инструкторов, 48 тысяч санитаров и санитаров-носильщиков. В целом в период войны смертность медработников была на втором месте после стрелковых. Под смертельным огнем выносили они раненых с поля боя, доставляли их в медицинские пункты, оказывали необходимую помощь, а затем эвакуировали в госпитали и дальше в тыловые специализированные учреждения. Большинство медиков - это женщины: матери, сестры, дочери. На их долю выпало испытаний не меньше, чем солдатам на передовой. Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности». Муса Джалиль в стихотворении «Смерть девушки», написанном 16 сентября 1941 года, писал о фронтовой медсестре:

Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

В 1975 году ленинградский художник Ф.Ф.Махонин, переживший ленинградскую блокаду, выгравировал книжный знак для участника Великой Отечественной войны Ю.Дядченко. Экслибрис напоминает ему о том, как он вытащил с поля боя раненного товарища. Это случилось 24 апреля 1945 года в бою под маленьким немецким городком Фюрстенвальде на реке Шпрее. В конце войны Фюрстенвальде был сильно разбомблен и когда советские войска вошли в город, то солдаты шагали по котлованам мусора и пепла. Разрушено было практически все - ратуша, собор, жилые дома, памятники истории и архитектуры. На линогравюре отражён этот эпизод, на книжном знаке написано «Из книг Ю.Дядченко Фюрстенвальде - 24 апреля 1945 года».

Книги домашней библиотеки участника Великой Отечественной войны И.А.Ерофеева украшает экслибрис московского графика М.Л.Фрама. Ерофеев после войны занимался издательской деятельностью, стал кандидатом географических наук, много путешествовал. Эту страсть к путешествиям художник и отразил в сюжете экслибриса. На нём изображена географическая карта, лист рукописного текста, слон, идущий за погонщиком и оленья упряжка коренных народов Крайнего Севера. Венчает композицию экслибриса изображение самого массового пистолёта-пулемёта Великой Отечественной войны ППШ-41, напоминая книголюбу о его молодости, проведённой на полях войны. 7,62-мм пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (ППШ) был разработан в 1940 году конструктором Г.С.Шпагиным под патрон 7,62?25 мм. До конца 1941 года было изготовлено более 90000 штук. За 1942 год фронт получил 1,5 млн. пистолетов-пулемётов. ППШ являлся основным пистолетом-пулемётом советских вооружённых сил в Великой Отечественной войне. ППШ с барабанным магазином (наряду с винтовкой Мосина со штыком) стал своеобразным символом советского солдата времён Великой Отечественной войны.

Артиллерийской теме посвящён книжный знак, выполненный в 1970 году свердловским графиком Р.В.Копыловым для участника Великой Отечественной войны К.Иванова. На этой линогравюре изображена знаменитая 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 конструкции В.Г.Грабина. Эта пушка появилась на фронтах Великой Отечественной войны в самый разгар ожесточённых боёв 1942 года. И сразу же завоевала не просто симпатии, а любовь артиллеристов, среди полковых орудий ей не было равных. На графической миниатюре написаны слова «Артиллерия - бог войны». Эту фразу впервые сказал И.В.Сталин 5 мая 1941 года на приёме в честь выпускников академий Красной Армии. Точная цитата - «Артиллерия - бог современной войны!». Это сталинское изречение впервые появилось в передовице газеты «Правда» от 20 июля 1942 года «Артиллерия - бог войны, говорит товарищ Сталин!» Иконографический экслибрис с портретом поэта Александра Твардовского выполнил ташкентский график Е.И.Владимиров для книг, посвящённых Великой Отечественной войне, домашней библиотеки тульского библиофила и коллекционера книжных знаков Э.Д.Гетманского. На этой графической миниатюре написано «Книга Э.Д.Гетманского. Александр Твардовский 1910-1971». В композицию экслибриса включены колосья пшеницы, полевые цветы и пистолет-пулемёт ППШ-41. В 1939-1940 годах А.Т.Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в финской кампании. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». Победу Твардовский встретил в Тапиау Восточной Пруссии (сейчас Гвардейск Калининградской области). Во время Отечественной войны создал лучшую свою поэму «Василий Теркин. Книга про бойца», где суровая правда о войне представлена глазами простого солдата.

Художник из Львова А.И.Бахматов в 1975 году подарил книжный знак участнику Великой Отечественной войны С.В.Борисову. На нём изображена мачта высоковольтной линии электропередачи. Бывший фронтовик после войны работал техником-электриком. В композицию экслибриса включено также изображение ордена Отечественной войны, которым он был награждён в боевой обстановке сразу же после совершения подвига. Созвучен с этим экслибрисом книжный знак для библиотеки участника Великой Отечественной войны Н.Н.Пронина, он был выполнен в год празднования 30-летия Дня Победы. Его автор московский график В.Ф.Найденко. на этой линогравюре он изобразил орден Отечественной войны на фоне парусника в лучах праздничного фейерверка, в лучах прожекторов которого читается цифра ХХХ. Надпись на книжном знаке гласит «Eх libris Н.Н.Пронина 1945-1975». Орден Отечественной войны был первой наградой, появившейся в годы войны. В 1985 году, в честь 40-летия великой победы над фашизмом, орден Отечественной войны был возрождён как памятная награда для ветеранов. Всего им было награждено более 9,1 млн. человек. Первыми кавалерами ордена Отечественной войны стали советские артиллеристы. Книжный знак для ветерана Великой Отечественной войны, московского журналиста Я.Л. Бейлинсона выполнил в 1994 году казахский график Б.А.Ткаченко. Бейлинсон - многолетний сотрудник «Книжного обозрения», он был не просто любителем экслибрисов, но и ревностным популяризатором творчества художников-экслибрисистов. Композиция этого экслибриса сложна, она отражает многие события из жизни знаковладельца. На этой графической миниатюре можно увидеть знамя с портретом В.И.Ленина в руках солдата Великой Отечественной войны. На знамени начертано «За Родину!». В композицию экслибриса включёны орден Отечественной войны, лист печатного издания, цветы, репортёрский блокнот с авторучкой и один из древнейших символов иудаизма - семиствольный светильник (менора). Текстовую часть экслибриса дополняет название книги на многих языках мира.

Майор авиации Г.П.Сажин подарил Севастопольской морской библиотеке книжный знак. Он датирован 1972 годом, когда праздновалось 150-летие старейшей военно-морской библиотекой России. На этом экслибрисе показаны два военных корабля - парусный и современный, георгиевская лента, флаг ВМФ СССР, звезда с серпом и молотом и морской якорь. В этой графической миниатюре отражены заслуги Севастопольской библиотеки перед Отечеством. История Севастопольской Морской библиотеки тесно связана с Черноморским флотом. Она была основана в 1822 году по инициативе и на средства офицеров Черноморского флота. У ее истоков стояли русские флотоводцы - адмиралы А.С.Грейг и М.П.Лазарев. Управлялась библиотека комитетом директоров, состоящим из числа действующих офицеров. Комитет избирался на офицерском собрании, и в разное время в его состав входили адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин. Попечителем библиотеки во все времена состоял командующий Черноморским флотом. Жертвователями в фонд Морской библиотеки были Л.Н.Толстой, Д.И.Менделеев, И.К.Айвазовский, С.О.Макаров, Российская Академия наук. По свидетельству участников обороны города, с первых дней Великой Отечественной войны Севастопольская морская библиотека стала действующим подразделением сражавшегося флота и достойно несла боевую вахту. В 1941 -1942 годах библиотека вместе с городом пережила вторую оборону Севастополя. Была организована походная читальня, которая доставляла книги туда, где воевали ее читатели - на корабли, батареи, в батальоны морской пехоты, артиллерийские части, госпитали. Почти круглые сутки комплектовались библиотечные передвижки, сотрудники библиотеки не только комплектовали библиотечки для бойцов, но и сами нередко приходили с книгами на передний край обороны. Наиболее ценные книги готовились к эвакуации. Вывозили книги из осажденного Севастополя военные корабли Черноморского флота. Удалось вывезти на Кавказ 13 тысяч изданий XVIII—начала XX века. Но намного больше было утеряно навсегда: в 1941 году при эвакуации книжного фонда в Поти и Туапсе 20 ящиков с редкими изданиями погибли во время погрузки - рядом упала бомба. Около 200 тысяч книг погибло в 1942 году в огне пожара, который уничтожил здание Морской библиотеки. Сегодня книжный фонд библиотеки насчитывает более 300 тысяч томов и постоянно пополняется, в том числе за счет дарения организациями и частными лицами.

В 1990 году ташкентский художник Е.И.Владимиров подарил книжный знак библиофилу и гидрогеологу из Твери (долгое время, проживавшему в Баку) Г.И.Кизелю. На этом экслибрисе изображён фронтовой корреспондент Василий Гроссман в военной форме на фоне развалин Сталинграда. С первых дней Великой Отечественной войны и до Дня Победы Василий Гроссман был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую первым крупным произведением о войне. За участие в Сталинградской битве награждён орденом Боевого Красного Знамени. В 1943 году ему было присвоено звание подполковника. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённый советскими войсками концлагерь Треблинка. В конце 1944 года он опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую тему Холокоста в СССР. После войны Василий Гроссман и Илья Эренбург составили так называемую «Чёрную книгу» - сборник свидетельств и документов о Холокосте. «Чёрная книга» была издана на английском языке в 1947 году в Нью-Йорке, но русское её издание тогда так и не появилось, набор книги был рассыпан в 1948 году. Первое издание «Чёрной книги» на русском вышло лишь в 1980 году с купюрами в Израиле. С 1946 года по 1959 год Гроссман работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба», которая вызвала разгромную критику в партийной печати. После обращения писателя к Хрущеву в 1962 году его принял Суслов, он заявил писателю, что его роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200-300 лет. Чудом сохраненная другом Гроссмана поэтом С.И.Липкиным копия романа, в середине 1970-х годов (уже после смерти писателя), с помощью А.Д.Сахарова и ВН. Войновича была вывезена на Запад, где роман был опубликован в Швейцарии в 1980 году. В СССР роман вышел с купюрами в 1988 году, во время перестройки. Роман «Жизнь и судьба» оценивается многими как «Война и мир» ХХ века», на Западе его считают лучшим русским романом ХХ века.

День Победы - это действительно праздник «со слезами на глазах», и он в сердцах всех людей, а не только тех, кто прошел войну и участвовал в Параде Победы 1945 года. День Победы омыт кровью почти 27 миллионов советских людей. Вновь и вновь переживая радость победы, люди вспоминают тяжелые времена, испытания, выпавшие на долю их отцов, дедов и прадедов которые защищали свою землю, но которым не суждено было дожить до Дня Победы. Фашизм стремился уничтожить наш народ, тысячами и миллионами сжигая в крематориях, уничтожая в газовых камерах, расстреливая целыми деревнями и селами. Победа - это памятник тем, кто не вернулся с полей сражения, защищая Москву, Ленинград, Киев, Севастополь, Одессу и Сталинград, отстаивая каждую пядь родной земли. Все дальше и дальше уходят эти события, все меньше и меньше остается ветеранов. День Победы всегда будет напоминать о мужестве советского народа. Вечная память тем, кто навечно остался на полях сражений, кто захоронен в безымянной могиле, кто пропал без вести.

 

Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт. Работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. С начала 1970-х годов начал собирать коллекцию экслибрисов под началом председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А.Вуля и московского графика, ксилографа и живописца Г.А.Кравцова. Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции: «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Автор более 5000 статей по книжному знаку в отечественной печати. Провёл 17 выставок книжного знака и издал к ним каталоги с обширной базой данных о художниках и владельцах графических миниатюр. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Автор семи монографий по книжному знаку, в том числе: «Российский книжный знак 1917-1991» в трёх томах; «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах; шеститомной «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», двухтомной работы «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)», трёхтомного исследования «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» и двухтомной работы «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)». Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). Награждён медалью и Почётной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10 томного каталога личной коллекции книжных знаков «Отпечаток человеческой души» с полной атрибуцией экслибрисов коллекции.

Вернуться к списку публикаций