«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Это праздник с сединою на висках»

К 70-летию Великой Победы

 

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся среди нас участников и свидетелей 1418 дней скорби, мужества и героизма. Сотни книжных знаков для домашних библиотек ветеранов войны и книголюбов, интересующихся литературой, посвящённой Великой Отечественной войне, выполнили художники-графики. Мария Александровна Фортус - советская разведчица, партизанка, участница трех войн, полковник. Отец ее, Абрам Самуилович Фортус, был известным в Херсоне банкиром и владельцем нескольких пароходов. Во время революции 1917 года Мария принимала участие в подпольной работе местных партийных ячеек эсеров и большевиков. С 1919 года - на службе в органах ЧК в Херсоне, Елизаветграде, Одессе. Выполняла агентурную задачу в одном из отрядов армии Махно. В 1928 году окончила Московский институт востоковедения. В 1930-е годы проживала в Испании вместе с мужем - испанским коммунистом, выполняя при этом задания внешней разведки. После трагической гибели мужа некоторое время находилась на нелегальном положении, а во время гражданской войны в Испании была переводчиком советских представителей, совмещая это с выполнением различных особых поручений. По возвращении на родину закончила Военную академию имени Фрунзе. Во время Великой Отечественной войны была начальником штаба авиаполка под командованием Марины Расковой, потом находилась в партизанском отряде Дмитрия Медведева, где на протяжении определенного времени действовала совместно с советским разведчиком Николаем Кузнецовым. В составе разведотдела Третьего Украинского фронта готовила разведывательные группы для засылки в глубокий тыл противника, сама неоднократно десантировалась со специальными заданиями на территорию Румынии и Венгрии. После войны продолжала работать в разведке. С 1955 года - в отставке. Автор ряда литературных произведений, в том числе, «Операция Альба Регия», «Раскрытая тайна», «В борющейся Испании», «Поединок с гестапо» и других. Фортус - прототип главной героини кинофильма «Салют, Мария!». В основе сюжета кинофильма «Альба-Регия» положена разработанная Фортус операция. На книжном знаке для книжного собрания Марии Фортус, выполненного киевским графиком Владимиром Розенталем, изображена женщина с мечом и щитом в руках.

М.А.Кантария вместе с сержантом М.А.Егоровым водрузил Знамя Победы на крыше рейхстага во время битвы за Берлин. Группой руководил лейтенант А.П.Берест. За годы Великой Отечественной войны Берест прошёл путь от рядового до заместителя командира батальона по политической части, 756 стрелкового полка, 150-й стрелковой дивизии. 30 апреля 1945 года по приказу первого коменданта рейхстага, командира 756-го стрелкового полка, полковника Ф.М.Зинченко, лейтенант Берест возглавил выполнение боевой задачи по водружению знамени Военного совета 3-й ударной армии на куполе здания рейхстага. В ночь на 2 мая по заданию командования, переодевшись в форму советского полковника, Берест лично вёл переговоры с остатками гарнизона рейхстага, принуждая их к капитуляции. За «исключительную отвагу и мужество, проявленную в боях» был представлен к награждению Золотой Звездой Героя Советского Союза, но награждён был орденом Красного Знамени. 6 мая 2005 года за боевую отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, личное мужество и героизм, проявленные в Берлинской операции, и водружение Знамени Победы над рейхстагом, указом Президента Украины № 753/2005 Алексею Бересту присвоено звание Герой Украины (посмертно). Погиб А.П.Берест 3 ноября 1970 года, спасая девочку из-под колёс поезда. В 1938 году Мелитона Кантария призвали в армию, где и застала его война. В боях начал участвовать в декабре 1941 года и закончил войну в звании младшего сержанта 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, где служил разведчиком. За водружение знамени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и знака отличия Золотая Звезда за № 7090. Демобилизовавшись в 1946 году, Кантария вернулся на родину, работал в колхозе, занимался мелкой торговлей. Затем поселился в Сухуми, где работал директором магазина. В 1947 году вступил в ВКП(б). Был депутатом Верховного Совета Абхазской АССР. Во время грузино-абхазского конфликта был вынужден в сентябре 1993 покинуть свой дом и перебраться в Тбилиси, а затем в Москву, где вскоре и скончался. В 1985 году Мелитону Кантария подарила книжный знак сочинская художница М.И.Кислякова-Могиленко. На нём изображён советский солдат в каске, гвардейская лента, знамя с изображением серпа и молота и звезды, а также написано «1941-1945».

И.В.Панфилов – командир 8-й гвардейской Краснознамённой стрелковой (бывшей 316-й) дивизии, гвардии генерал-майор, Герой Советского Союза (1942, посмертно). В 1915 году призван в царскую армию и направлен на русско-германский фронт. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию и был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25-й Чапаевской дивизии. Участник гражданской войны, воевал в составе 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Великая Отечественная война застала генерал-майора И.В.Панфилова на посту военного комиссара Киргизской ССР. Сформировав 316-ю стрелковую дивизию, выехал с ней на фронт и в октябре – ноябре 1941 года сражался под Москвой. Взвод истребителей танков именно этой дивизии 16 ноября 1941 года, в ходе ожесточенных боев приостановил на 4 часа продвижение 50 вражеских танков, уничтожив 18 из них, что вошло в историю как Подвиг 28 героев-панфиловцев17 ноября 1941 года дивизия была награждена орденом Красного знамени, а на другой день преобразована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Панфилов погиб 18 ноября 1941 года у деревни Гусенёво Волоколамского района Московской области, от осколков немецкой миномётной мины. К 40-летию Победы Всесоюзное общество книголюбов (ВОК) выпустило серию книжных знаков «Из книг о героях Великой Отечественной войны». Один из таких экслибрисов выполнил петропавловский художник Ю.Д.Шутяев, на нём изображён И.В.Панфилов на фоне московских храмов и фрагмент мемориала «Вечный огонь» в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате На графической миниатюре написано «ВОК», «1945-1985».

Ю.В.Бондарев - русский писатель. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Государственных премий СССР. В 1941 году Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, там Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Трудные дороги войны артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. В 1951 году Бондарев окончил Литературный институт им. М.Горького, тогда же был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник его рассказов - «На большой реке» - вышел в 1953 году. Очень скоро Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. Его перу принадлежат романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение"» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); книги литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978). Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков, По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Картины по произведениям писателя смотрел, без преувеличения, весь мир. Книжный знак «Ex libris литературного музея Юрия Бондарева Куйбышев СГПТУ-33» выполнил винницкий художник ветеран Великой Отечественной войны И.М.Филипченко, на нём кроме портрета Юрия Бондарева изображена золотая медаль «Серп и молот» Героя Социалистического труда и медаль лауреата Ленинской премии на фоне гвардейской ленты и гвоздик.

И.Н.Кожедуб - самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка. Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 326 боевых вылетов и одержал победу в 62 воздушных боях. В число сбитых им самолетов входят 22 истребителя Focke-Wulf-190, 19 истребителей Messerschmitt Bf-109, 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и реактивный истребитель Messerschmitt Ме-262. В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители Р-51 «Мустанг», которые атаковали его в небе Берлина, приняв за немецкий самолёт. Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром, он никогда не использовал свой парашют. Воевал на различных версиях истребителей Ла-5 и Ла-7. Трижды Герой Советского Союза. Во время войны в Корее в звании полковник командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса (сам в воздушных боях участия не принимал из-за запрета командования). В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985 году - Маршала авиации - это произошло спустя десять лет после выхода в свет его книги воспоминаний «Верность Отчизне». Книжный знак для библиотеки И.Н.Кожедуба выполнил московский график В.С.Житников, на нём изображены три золотые звезды Героя Советского Союза, знамя и самолёт Ла-7 на котором летал знаковладелец.

А.И.Кетов - военный художник-живописец и график, член Союза художников СССР. Лейтенантом в рядах противотанковой артиллерии он участвовал в обороне Сталинграда, затем в составе 28 армии сражался в степях Калмыкии, где в одном из кровопролитных боёв получил тяжёлое ранение, навсегда искалечившее ногу. В послевоенные годы Кетов был занят на юридической службе, от судьи Можайского суда вырос до заместителя Министра МВД СССР, полковник. В 1967 году он становится членом Союза художников СССР. Кетов был участником многих всероссийских и международных выставок. Неоднократно устраивались и его персональные выставки. Наиболее масштабная прошла в ЦДХ в 1986 году. Его работы хранятся в музеях Москвы, Можайска, Звенигорода, Волгограда, Ташкента, а также в частных собраниях Японии, США, Израиля, Италии. Заслуженный художник РСФСР А.И.Калашников выгравировал на дереве книжный знак для своего коллеги по художественному цеху А.И.Кетова. на этой графической миниатюре изображён полковничий погон на фоне восточной стилизованной композиции.

Елена Мусенко из донецкого города Павлограда собирает в своей домашней библиотеке военные мемуары. Для её книжного собрания выполнил книжный знак с фигурой «Родина-мать» на Мамаевом кургане директор Днепропетровского художественного училища имени Е.В.Вучетича В.И.Хворост. Это был подарок Е.Мусенко от областной организации добровольного общества любителей книги. Скульптура «Родина-мать» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Работа скульптора Е.В.Вучетича и инженера Н.В.Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Статуя занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота - 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры - 85 метров. Вес скульптуры - 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров, а Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя «Родина-мать» занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.

Художник Г.А.Кулишов из города Каргополь Архангельской области выгравировал на линолеуме книжный знак для архангельского писателя Н.К.Жернакова, родившегося на ломоносовской земле - в Холмогорах. Служил в армии на финской границе, а потом воевал на фронтах Великой Отечественной, был командиром роты истребителей танков. За ратные подвиги Жернаков награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной звезды и многими медалями. В 1959 году Жернакова приняли в члены Союза писателей СССР, он автор трилогии «Краснотал». Несколько лет он возглавлял областную писательскую организацию, долгие годы являлся председателем областного комитета защиты мира, был членом редколлегии журнала «Север». Творческая и общественная деятельность писателя отмечены орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «Знак Почета». На книжном знаке художника Г.А.Кулишова изображен Михайло-Архангельский монастырь основанный в XII веке, около которого по указу Ивана Грозного в 1584 году и был заложен город Архангельск, а также автомат, рукопись при свете огарка свечи и крестьянские дома села Холмогоры на берегу Западной Двины. Композицию экслибриса завершает силуэт охотника с собакой.

Известный учёный, доктор филологических наук, бывший в послевоенное время директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии имени М.Ф.Рыльского Академии наук Украинской ССР, а также членом Комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам при Совете Министров УССР С.Д.Зубков, прошёл дорогами Великой Отечественной войны. Для книг его библиотеки в 1984 году выполнил в гравюре на дереве книжный знак киевский график М.И.Стратилат. На этом экслибрисе запечатлено прощание солдата, уходящего на фронт, с девушкой. Над ними в лунном свете пролетает стая журавлей. Воспоминания об этой трогательной сцене прощания сопровождали ветерана войны всю жизнь, ими и наполнен сюжет экслибриса. Для домашней библиотеки В.В.Рябика выполнил экслибрис московский график А.И.Калашников. Москвич Рябик воевал с первого до последнего дня войны. Боевое крещение молодой танкист получил в кровопролитных боях на подступах к Москве. В первом же бою его танк был подбит, но будучи раненным, он продолжал бить фашистов. Не удивительно, что художник выполнил экслибрис для ветерана, изобразив башню танка на фоне бетонной стены и стилизованного щита. Листок экслибриса на книгах библиотеки В.В.Рябика, также хранит память о Великой Отечественной войне. Фронтовик М.П.Горбоконь воевал артиллеристом, после войны получил художественное образование и стал художником. Для его домашней библиотеки в 1980 году сделал книжный знак киевский график М.И.Шолохин. В гравюре на пластике он выгравировал книгу, артиллерийские стволы, вечный огонь и лавровую ветвь на фоне палитры и кистей.

На книжном знаке ленинградского графика Н.И.Кофанова для фронтовика Б.Н.Блудова изображено знамя Победы на куполе поверженного рейхстага и надпись воина-победителя на его стене «Смерти нет, ребята!». Похож по сюжету экслибрис Е.В.Ежкова, работы московского графика А.И.Калашникова. Ежков оставил автограф на стене Рейхстага «Василий Ежков». В композицию книжного знака включено книги и ППШ. Этот экслибрис выполнен в 1983 году и предназначался он для домашней библиотеки профессора В.В.Ежкова, напоминая ему о его фронтовой молодости. 1 мая 1945 на здании Рейхстага водрузили флаг Победы. 2 мая после ожесточенных боев Красная армия полностью очистила здание от врага. Многие из дошедших до Берлина солдат и офицеров Красной армии побывали на развалинах Рейхстага, который стал символом поражения Германии в Великой Отечественной войне, и оставили свой след в вечности своим словом, отправив потомкам вырезанные на стенах поверженного Рейхстага свои автографы и напоминание о том, кто это сделал. Сейчас эти надписи по-прежнему служат напоминанием, кто брал Берлин и ковал нашу Победу. В 1990-е годы в ходе реконструкции здания Рейхстага стены внутри облицевали белыми панелями, под которыми скрыли следы боёв, а также автографы советских солдат, таким образом, сохранив их для потомков. Часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось законсервировать, убрав под штукатурку. Эти надписи останутся в Рейхстаге навсегда.

Тульский художник В.Н.Чекарьков нарисовал книжный знак для тульского историка книжного знака и коллекционера Э.Д.Гетманского. На этой графической миниатюре «Ex libris Э.Д.Гетманского Военные мемуары» изображён Маршал Советского Союза Г.К.Жуков на фоне четырёх золотых звёзд Героя Советского Союза и картины боя советской пехоты с фашистами. Георгий Константинович Жуков - Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего, первого заместителя народного комиссара обороны Союза ССР. Жуков командовал фронтами Резервным, Ленинградским, Западным (одновременно был главкомом Западного направления), 1-м Украинским и 1-м Белорусским, закончив войну участием в Берлинской операции. 8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая в 0.43 минуты по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии. 24 июня 1945 года маршал Жуков принял Парад Победы в Москве. После войны был Главнокомандующим Группой советских войск в Германии, Сухопутными войсками, заместителем Министра Вооруженных Сил СССР, командующим войсками военных округов, первым заместителем Министра, а с февраля 1955 года по октябрь 1957 года - Министром обороны СССР. В 1957 году исключён из состава ЦК КПСС, снят со всех постов в армии и в 1958 году отправлен в отставку. В марте 1969 года вышла в свет книга воспоминаний Г.К.Жукова - «Воспоминания и размышления», начатая им в 1958 году. Великий День Победы навсегда останется в наших сердцах, главное передавать историю из поколения в поколение, чтобы единство страны сохранить, тем самым сохранить ее силу и мощь.


 

Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт. Работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. С начала 1970-х годов начал собирать коллекцию экслибрисов под началом председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А.Вуля и московского графика, ксилографа и живописца Г.А.Кравцова. Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции: «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Автор более 5000 статей по книжному знаку в отечественной печати. Провёл 17 выставок книжного знака и издал к ним каталоги с обширной базой данных о художниках и владельцах графических миниатюр. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Автор семи монографий по книжному знаку, в том числе: «Российский книжный знак 1917-1991» в трёх томах; «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах; шеститомной «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», двухтомной работы «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)», трёхтомного исследования «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» и двухтомной работы «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)». Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). Награждён медалью и Почётной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10 томного каталога личной коллекции книжных знаков «Отпечаток человеческой души» с полной атрибуцией экслибрисов коллекции.

Вернуться к списку публикаций