«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

[В оглавление раздела]

«Наставления и утешения св. веры Христианской»
«Наставления и утешения св. веры Христианской»
 

Литургийное Евангелие в неделю (воскресение) первую св. Четыредесятницы (неделю Православия).
Евангелие от Иоанна 1, 43–51.

Однажды Иисус восхотел идти в Галилею, и находить Филиппа и говорить ему: иди за Мною.

Филипп же быль из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорить ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорить ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому, что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

Евангелие, читаемое во время совершения чина Православия.
Евангелие от Матфея 18, 10–18.

Господь сказал: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась; то не оставит ли он девяносто девять в горах, и не пойдет ли искать заблудившуюся?

И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся.

Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего.

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.

Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь.

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

 

ИСПОВЕДЬ

Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Исайи 43, 26).

В ком благодатью Божьею возбуждено искреннее желание – раскаяться во грехах своих, — тому, по учению Слова Божьего и правилу церковному, предлежит первый и необходимый подвиг — исповедать грехи свои пред служителем алтаря Господня, чтобы чрез него получить прощение от Господа. Глаголи ты беззакония твои прежде, да оправдишися, говорит Господь устами Пророка.

Подвиг, говорим, первый; потому что Исповеданием грехов только начинается, но отнюдь не оканчивается истинное покаяние, которое состоит в исправлении жизни, в принесении достойных плодов покаяния, и потому самому должно продолжаться во всю жизнь; потому-то нам и заповедуется просить каждодневно у Господа – прочее время живота нашею в мире и покаянии скончати.

Подвиг, говорим, необходимый, не потому, чтобы Всеведущий не знал наших деяний: вся нага объявлена пред очима Его. Он видит не только дела, но и самые помышления наши издалеча. Но Он хочет, чтобы мы сами свободно сознали свою виновность пред Ним, сами исповедали Ему все заблуждения и неправды свои, сами осудили себя пред судом Его; ибо этим только мы и можем свидетельствовать, что мы веруем Слову Божьему, боимся страшного суда Его, страшимся мучений вечных, которыми угрожает грешнику св. Евангелие. Этим только мы и можем показать, что мы не желаем более оставаться в узах греха и ищем освобождения, что дорожим временем долготерпения Божьего и желаем примириться с правосудием Его, доднеже днесь нарицается.

С другой стороны, сам Судия Мира предал Свою Божественную власть отпущати грехи подобострастным нам человекам, которые не знают и не могут знать всех, не только тайных, но и явных деяний человеческих, тем более не могут знать сокровенных помышлений и чувств, намерений и желаний: никтоже бо весть от человек, яже cуть в человеце точию дух человека, живущий в нем. Надобно исповедать пред ними деяния свои, чтобы они произнесли о них свой суд; надобно открыть пред ними язвы совести, чтобы они могли приложить к ним спасительное врачевство; надобно обнажить всю нечистоту сердца своего, чтобы они могли очистить его благодатною силою св. таинства. Другого средства к оправданию от грехов нет; а неоправданный и неосвященный благодатью Духа Божья грешник не может ни начать, ни совершать благоуспешно действительного обновления и исправления своей греховной жизни. При такой необходимости исповедания грехов, само собою очевидно, что чем более исповедуем, тем более будет нам прощено; — чем искренние и чистосердечнее откроем свою совесть, тем лучшее и полезнейшее примем врачевство;— чем более осудим сами себя, тем совершенна оправдимся. Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися.

Итак принесем исповедание грехов полное и совершенное, не скрывая ничего, — от постыдного действия до безумного слова, до нечистого помысла, до преступного желания; откроем всю душу и сердце, все тайны страстей и похотей сердечных. И пред кем скрываться? Сердцеведец Господь видел все беззакония наши, когда они начинались еще в тайных помышлениях сердца нашего. Вездесущий был с нами и тогда, когда мы, сокрывшись от взора человеческого и почитая себя невидимыми никем, безрассудное замышляли, бесстыдное делали, беззаконным услаждались. Теперь Он долготерпеливо ожидает, чтобы мы сами добровольно возгнушались нечистотою своею, исповедали пред Ним грехи свои, открыли и обнажили язвы своей совести; но придет день, когда Он обнаружит все судные дела, все беззаконные помышления, все срамные вожделения сердца нашего пред лицом неба и земли, пред собором Ангелов и человеков. Служитель алтаря – свидетель исповедания нашего – сам из числа грешников, ищущих оправдания и спасения в едином Господе и Спасителе. Для того-то Господь и предал власть Свою отпущати грехи не Ангелам святым и бесстрастным, а подобострастным нам человекам, подверженным тем же немощам, как и мы, чтобы они могли сострадать болезням души нашей, а не гнушаться ими и не осуждать их. Чем искреннее откроешь пред служителем Божьим сердце свое, тем откровеннее исповедуешь пред ним жизнь свою, темь более подвигнешь его к состраданию, тем более побудишь его облегчить скорбь души твоей елеем Слова Божьего, успокоить мятущуюся совесть твою силою непреложных обетований Божьих, искреннее воздохнуть и помолиться о тебе ко Господу.

Принесем исповедание искреннее и чистосердечное, не скрывая побуждений греховных дел своих, которые таятся в развращении сердца, в пристрастии ко греху, в услаждении сердца греховными действиями, не изыскивая ложных извинений грехов своих, тем более не обвиняя других вместо себя. Не довольно исповедать греховные дела; надобно открыть источник их и показать их последствия; надобно открыть сердце, из которого исходят помышления и дела. Ты сознаешься в оклеветании брата твоего: скажи и то, что тебя побудило к тому – зависть к его дарованиям и достоинствам, к его заслугам и славе, или же твое оскорбленное самолюбие и гордость. Что клевета твоя невинно помрачила честь его доброго имени, посеяла вражду между ним и другими, послужила поводом к праздным толкам и пересудам. Ты обвиняешь себя в оскорблении брата своего словом или делом; открой и то, что причиною тому была твоя нетерпеливая гневливость, твой вздорливый нрав, укоренившийся в тебе долговременною поблажкою своему самолюбию, что оскорбление твое произвело ссору, от которой пострадали и честь, и имущество обоих. Ты признаешь себя виновным, в каком бы то ни было тяжком прегрешении; открой вместе и то, что оно совершено тобою не внезапно, а по обдуманному плану, по долговременно таившемуся намерению, покажи и употребленные к тому бесчестные средства, которые иногда постыднее самых греховных действий и обнаруживают все безобразие сердца. Открой многократные покушения на грех, отреваемые невидимою силою и опять возобновляемые тобою. Скажи, как ты боролся со своею совестью, удерживавшею тебя от греха; как Ангел Хранитель не допускал тебя сделать злое дело, но ты пренебрег голосом совести, отверг внушения Ангела Хранителя и согрешил. Представши на суд Божий, не слагай вины своей на обстоятельства, которые не могли и не могут заставить нас грешить, ни на других людей, которые не могут принудить нас к чему-либо худому и беззаконному без нашей на то воли и согласия, темь более не называй сообщников грехов твоих по имени, чтобы самую исповедь не превратить в тяжкий грех оглаголания, — чтобы из самого таинства не сделать праздной беседы осуждения и оклеветания, — чтобы самому отцу духовному не подать соблазна и довода к осуждению. Мы приходим исповедать свои грехи, а не чужие, врачевать собственные язвы, а не открывать немощи и прегрешения других, — чтобы, вместо оправдания и прощения, не наследовать горшего осуждения.

Принесем покаяние и исповедание грехов, соединенное с живою верою в умилостивительную силу Крестной жертвы, принесенной за нас Сыном Божьим, и с крепким упованием на милосердие Божье. Взирая на Крест Христов, надобно живо представить себе, что этот крест сооружен нашими грехами, что мы своими грехами осудили и распяли на нем Господа славы. За наше любочестие и тщеславие Он терпит поношение и осмеяние, оплевание и заушения, за наши нечистые, горделивые, своекорыстные и срамные помыслы Его пресвятая глава увенчана была тернием и терпела ударение тростью. За наше сластолюбие Он напоен был оцтом и желчью. За наши страстные и срамные вожделения Его сердце пронзено было копьем. За наши плотские нечистоты и скверны пречистая плоть Его пригвождена была ко Кресту. За наше греховное нечуствие и окаменение сердечное Он умер в тяжких муках и погребен во гробе. Но Он премилосердый молился за нас к Отцу Своему: Отче, отпусти им. И Отец небесный приемлет во благо Его всесильное ходатайство и дарует нам прощение, коль скоро обратимся к Нему с покаянием; приемлет крестную жертву Его и прощает нам все грехи наши, когда мы искренно и чистосердечно исповедуем их и каемся в них с сердечным сокрушением; так что Крест Христов, вместо страха и осуждения, есть единая наша надежда оправдания и спасения, единственный виновник беспредельного, всеми грехами мира неодоленного милосердия и долготерпения Божьего к нам, грешным. Во грехах ты сталь еси предо Мною, и в неправдах твоих, говорит Господь кающемуся грешнику: Аз, Аз есьм заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну.

Но, зная, каких страданий и мучений стоило Искупителю нашему заслужить нам прощение грехов, принесем Богу исповедание сокрушенное и слезное; ибо, с нашей стороны, это одна благоприятная Богу жертва – Дух сокрушен, и сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит. Ах, если бы мы могли видеть ту страшную участь, которая ожидает грешника за гробом; если бы могли испытать те невыразимые на языке человеческом страдания, которые терпят души людей, умерших во грехах, мы поняли бы всю страшную силу Слов Христовых: горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете уне было бы, аще не бы родился человек той, если бы т.е. он изгнил в утробе матери своей! Мы плакали бы самыми горькими слезами, как плакали во всю жизнь свою те, коим открыто было состояние душ, разлучившихся с телом. Без этого сокрушения сердца, без этого плача о грехах своих, ненадежно и самое покаяние наше; ибо только печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно соделовает во спасение.

Принесем, наконец, исповедание и покаяние твердое и неизменное, решительное и невозвратное, с непреложным намерением не возвращаться вспять. Что пользы – исповедать грех, без твердого намерения оставить его совершенно, обращаться к Богу только для того, чтобы, похитив, так сказать, у Него прощение, опять изменять Ему и предаваться врагу Его? Это значило бы искушать долготерпение Божье, злоупотреблять высочайшим даром милосердия Божьего, который заслужен для нас Крестною смертью Сына Божьего; это значило бы, страшно сказать, второе распинать Сына Божьего в себе! Но помните ль, что говорит Слово Господне: Бог поругаем не бывает; страшно же есть, еже впасти в руце Бога живого! Итак, исповедавши грехи свои, возгнушаемся ими, как сброшенною с себя оскверненною одеждою, пропитанною ядом и смертоносною заразою. Получивши прощение грехов, будем, во всю жизнь свою, благодарить Господа и словом, и делом, молитвой и исполнением святых и животворных его заповедей. Дав, пред Крестом и Евангелием, обет – вести жизнь богоугодную, будем повторять себе обет сей утро и вечер в храме Божьем и в дому своем, и делая дела звания своего, и покоясь на ложе своем, чтобы дело спасения нашего было главным и первым делом всей нашей жизни. Да будет непрестанно в уме и сердце нашем слово Иосифа целомудренного: како сотворю глаголь сей злый и согрешу пред Богом?

(Из сочинений Высокопреосвященнаго Димитрия, Архиепископа Херсонского).

 

ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ

Ревнители молитвы, пустынные отцы, помня Апостола: непрестанно молитеся (1 Сол. 5,18), и подражая примеру Давида, измывавшего на всяку нощь слезами постелю свою (Пс. 6, 7), по окончании в храме вечернего Богослужения, отходили ко сну не иначе, как совершив еще домашнее, послевечернее молитвословие. Преподобный Кассиан, путешествовавший по монастырям Палестины, Месопотамии и Египта, говорит, между прочим, что подвижники в этих странах вкушали пищу только по захождении солнца, и что каждый из них затем читал в келье известное число псалмов: иные 50, другие 12, 6 и 3. В этом-то обыкновении пустынных отцов должно искать начала церковных повечерий. На такое начало повечерий отчасти указывает и тот обычай, по которому он в некоторых обителях (например, в лавре препод. Саввы), совершались каждым иноком отдельно в келье. Из келий и скитов это благочестивое обыкновение скоро перешло в общее употребление Церкви, и, было запечатлено ее властью, введено в устав Церкви и составляет ныне одно из повседневных Богослужений ее.

Общую мысль и цель церковных повечерий можно выразить в следующих словах: человек, в продолжение дня, получал от Отца небесного много различных благодеяний; с другой стороны, волею или неволею, впал в некоторые грехи; сердце его чувствует то и другое: оно исполнено благих расположений, но и тоскует о своей греховности; земля, поле дневных, однообразных трудов кажется ему скучною, жизнь, несвободная от грехопадений, тягостною; он воздыхает о крове Бога небесного; но время странствования его, исчисляемое днями и ночами, еще не кончилось; день минул, но не минули искушения, держащие его; еще предстоит ночь, таящая во мраке своем соблазны. Как воин, утомленный целодневною борьбою, человек хотел бы отдохнуть и упокоиться; но он знает, что враг его никогда не спить, и что он, яко лев рыкая, ходит, ищет кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Что остается делать ему в таком сомнительном ноложении и при таком настроении духа? К кому прибегнуть? «Сын мой, – как бы так говорить ему Церковь, – предай себя в руки Отца небесного, трезвися и бодрствуй, моли Ангела Хранителя и святых братий твоих на небесах, покровительствовать и охранять тебя во время ночи, наипаче же моли пресвятую Деву бодрствовать над ложем твоим, как бодрствует мать над колыбелью спящего дитяти. Под им, небесным покровом и защитою, с миром усни и почий, и враг не дерзнет вредить тебе!» И вот, для пробуждения, для оживления и усиления этих благих чувствований, св. Церковь предлагает чадам своим молитвословие повечерий.

В православной Церкви известны два вида их: повечерие великое и малое. Первое употребляется во всю св. Четыредесятницу, за исключением суббот и воскресных дней, и также в навечерии великих праздников: Рождества Христова и Богоявления. В последнем случае только опускаются на великом повечерии молитвы, приличные отходящим ко сну, по той причине, что древние христиане в эти праздники не хотели знать сна и после повечерия непосредственного переходили к всенощному бдению. Кроме того, устав повелевает совершать великое повечерие и в два другие поста: пред Рождеством Христовым и праздником св. Апостолов Петра и Павла, в те дни, когда вместо: Бог Господь поется: аллилуйя. Малое повечерие совершается во все прочие дни года, за исключением недели Пасхи, когда оно совершается по особенному уставу. Как на том, так и на другом повечерии всегда читаются приличные каноны, и, между прочим, на первой седьмице великого поста читается так называемый великий канон покаяния св. Андрея Критского.

Состав великого повечерия заключает в себе довольно приметные следы трех как бы отдельных молитвословий, сведенных воедино, «во образ Пресвятой Троицы», по замечанию одного благочестивого толкователя церковных служб. Каждая из трех частей одинаково состоит из большого или меньшего числа псалмов, за которыми следует молитва Господня и несколько тропарей, и каждая оканчивается заключительною молитвою.

Первая из этих частей состоит из 6 псалмов, избранных и приноровленных к состоянию христианина, отходящего ко сну не без смущения и страха по причине сознания своей греховности пред Богом. Образ смерти носится пред очами его в состоянии предстоящего ему сна, который, по манию Владыки живота и смерти, легко может обратиться для него в сон смертный. С другой стороны его не могут не устрашать и козни врага, избирающего ночное время для искушения, для устрашения души ночными мечтаниями и приведениями чрез то в боязнь и уныние. В этом состоянии христианин обращается к единому Помощнику немощных и умиленно молит Его даровать ему мирный и безмятежный сонь, оградить его от наветов вражьих, просветить очи его светом дневным и явить ему помощь в искушениях. Боже, в помощь мою вонми. Господи, помощи ми потщися (Псал. предначин. вел. повеч.); помилуй мя, Господи, яки немощен есмь, исцели

мя, Господи, яко смятошася кости моя и душа мои смятеся зело (Пс. 2 велик, повеч.); призри, услышь мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрпихся на него (Пс. 3 повеч.); на Тя, Господи, уповал, да не постыжуся во веке правдою Твоею избави мя и изыми мя.:. Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя, то держава моя и прибежище мое еси Ты и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя, изведеши мя от сети сея, юже крыша ми, яко Ты еси защититель мой, Господи, в руце Твои предложу дух мой (Псал. 5, повеч.) Окрыленная молитвою и обнадеженная крепким упованием на милость Божью, душа христианина с притрепетною радостью исповедует потом, как безопасны и блаженны те, которые водворяются в крови Бога небесного, яко Той избавите от сети ловчи и от словесе мятежна, плещьма своими осенит и под крыле Его надешися; оружием обыдет истина Ею, не убоится от страха нощного, от стрелы летящей во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса а полуденного; падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, к тебе же не приближится (Пс. 6 повеч.). Это чувство собственной безопасности в лоне Бога небесного, разгораясь в душе, изливается в победной песне, в которой христианин выражает радость свою о Христе Спасителе, которому дадеся всяка власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18). — С нами Бог, поет христианин, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог. Услышите до последних земли, яко с нами Бог! Могущий покаряйтеся, яко с нами Бог! Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете яко с нами Бог! И иже аще совет совещаваете, разорит Господь, яко с нами Бог! И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог! Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог! Господа же Бога нашего того освятим, и той будет нам в страхе, яко с нами Бог! И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение, яко с нами Бог! И уповая буду на Него и спасуся Им, яко с нами Бог! Се аз и дети, яже ми даде Бог, яко с нами Бог! Люди, ходящие во тьме, видеша свет велий, яко с нами Бог! Живущий во стране и сени смертный, свет воссияет на вы, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам, Сынъ и дадеся Нам, яко с нами Бог! Ею же начальство быстъ на раме Его, яко с нами Бог! И мира Его нет предала, яко с нами Бог! И нарицается имя Его, велика совета Ангел, яко с нами Бог! Чуден советник, яко с нами Бог! Бог крепок, властитель, начальник мира, яко с нами Бог! Отец будущего века, яко с нами Бог! После этой песни христианин воссылает благодарение Богу за протекший День; но зная, что он еще не совсем минул и что предстоит еще ночь, таящая во мраке своем искушения и опасности, троекратно молит Пресвятую Троицу даровать ему наступающий «вечер с нощию безгрешен, бессоблазнен и ненаветен», и, для усиления своей молитвы, обращается к ходатайству преблагословенной Девы Марии и всех Святых, присоединяя к сему и исповедание веры (символ веры), по той причине, «яко подобает веру возвещати вечер и утро, да аще найдет смерть, обрящет вас во исповедании». По прочтении тропарей, одинакового содержания с предшествовавшими псалмами, и выражающих то беспомощное состояние души среди «неусыпания невидимых врагов», то картину страшного для грешников суда Божьего, то покаянный вопль души к Богу о даровании ей слез, яко же иногда жене, грешнице эта часть повечерия оканчивается умиленно благодарною молитвою Василия Великого: Господи, Господи, избавлей нас от всякие стрелы летящие во дни, избави нас от всякия вещи во тьме, преходящия, прими жертву вечернюю, рук наших воздеяние, сподоби же нас и ночное поприще без порока прейти, не искушены от злых.

Вторая часть великого повечерия приноровлена к состоянию христианина, желающего чрез покаяние примириться с Богом и совестью своею прежде, нежели возляжет на одр свой. Вся она исполнена покаянных молитв и воздыханий. Первый слышится псалмом Давида, согрешившего и раскаявающегося пред Богом; за ним другой, столь же глубоко умиленный псалом, или «молитва нищего, егда уныетъ»: Господи! услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет, не отврати лица Твоего от мене, воньже аще день скорблю приклони ко мне ухо Твое; и, наконец, покаянная молитва Манассии, горько оплакивавшего в темничных узах грехи свои пред Богом. Стихиры и заключительная молитва, следующая за сими чтениями, проникнуты тем же чувством покаяния и сокрушения во грехах: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешние приносим: помилуй нас, Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших, Ты бо еси Бог наш, и мы люди Твои, еси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся тобою от бед: ты бо еси спасение рода христианского.

В чтениях последней части повечерия Церковь, усугубляя молитву, опять молится о даровании верным помощи и заступления против врагов, ищущих уловить души наши, врагов, кои без особенной защиты Божьей всего опаснее тогда, когда мы предаемся сну; затем Церковь славословит Бога великия ради славы Его и умиленно молит Его как Господа сил, в предстоящие часы ночи неразлучно пребывать с нами. Господи сил, взывает Церковь, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы. Господи сил, помилуй нас. Эту молитвенную песнь она возглашает несколько раз, подобясь хорам Ангелов, преемственно словословящих Господа, и для сего перемежает ее стихами Богохвалительного псалма Давидова: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его во гласе, трубном, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тумпане и лицех, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кумвалех доброгласных, хвалите Его в кумвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалите Господа. Эту молитвенную песнь заключает св. Церковь следующим молитвенным обращением ко Господу Спасителю и пресвятой Владычице нашей, Богородице: Господи! аще не быхом имели святые Твоя молитвенники и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели; Сердцеведче; пощади души наша. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к тебе прибегох, Чистая, спасения требуя; посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых едина благословенная. Всесвятая Богородице! Во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но сама заступи и помилуй мя. Все упование мое на тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом твоим.

Засим следует умилительная молитва ко Господу Иисусу Христу об ограждении нас святыми Его Ангелами, которая предшествуется, как и в двух других частях повечерия, четыредесятикратным повторением краткой молитвы: Господи помилуй. Причину и цель такого усиленного моления блаженный Симеон Солунский объясняет так: «Господи помилуй четыредесять глаголем, во освящение времене всего жизни нашея... и яко жертву одесятствования дней наших и часов Богу приносим. Сие творим и во всех молитвах; сущую от Бога о всех, призывая милость, зане Той может един спасти нас, яко милости требующих по согрешениях, и яко недовольны мы от инуду спастися, токмо милостию единою Божиею» (Нов. Скр. ч.2, §5).

Повечерие заключается двумя молитвами, из которых в первой мы обращаемся к молитвенному ходатайству пресвятой Девы Марии и просим ее, как главную Заступницу христиан, охранять нас во все дни жизни и в самый час смерти нашей, а в последней умиленно взываем ко Господу Иисусу Христу даровать нам, на сон грядущим, покой тела и души, сохранить от всякого искушения и восставитъ бодрственных для всенощного славословия.

Умилительный обряд оканчивает священнодействие повечерия: вся церковь коленопреклоняется, и священник, от лица ее, велегласно молит Ходатая нашего спасения Господа Иисуса Христа ради заслуг и молитв Святых Его «благоприятно принять молитву рабов Своих, сохранить их под кровом крыл Своих, умирить жизнь их и помиловать их по коликой милости Своей». Совершив молитву, священник преклоняется до земли пред братией и смиренно молит их простить ему согрешения, в свою очередь и братия таким же образом испрашивают, у него прощения и благословения. Этот обряд, самым действием своим, внушая каждому из нас заповедь апостольскую: солнце да зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), способствует чрез то к искоренению из сердец наших самых первых зародышей неудовольствия и неприязни к ближним и к водворению мира Божия (Филип. 4, 7) в сердцах наших. Это преимущественно внушает нам Церковь, как главное условие благоприятия Богом наших молитв и спокойствия совести, столь необходимого для мирного сна. Вот почему она повелевает освящать и самый выход из храма молитвою о «ненавидящих и обидящих нас».

 

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Первое воскресение Великого поста или св. Четыредесятницы называется неделею Православия потому, что в этот воскресный день установлено Церковью ежегодно воспоминать торжество православия по случаю окончательного низложения врагов православия, последних по времени, но едва ли не первых по крайнему ослеплению и безмерной дерзости, еретиков-иконоборцев. Учение о почитании св. икон, основанное на Св. Писании, утвержденное обычаем первенствующих христиан, до 8-го века оставалось неприкосновенным. Никто из бывших до сего времени еретиков, дерзавших колебать св. веру нашу в самом основании, не заносил руки на боголепную одежду невесты Христовой, не расторгал видимого союза ее с небесным Иерусалимом, с Церковью первородных, на небесах написанных; они все щадили залог невидимого покровительства небесного и ходатайства за нас у престола Божия от всей Церкви торжествующей.

В 8 веке ересь иконоборческая, открывшись в самом средоточии христианского мира —Греции, распространилась, подобно губительной заразе, во все страны; неопытные души везде тысячами делались жертвою ее; мерзость запустения простерлась до самых святилищ; на престолах царских, а вместе с тем и святительских некоторых знаменитых церквей явились иконоборцы. Церковь Божья подвергается гонению тягчайшему, нежели какое терпела она от язычников; 110 лет почти непрерывно лились слезы и неповинная кровь православных; испытаны все роды скорбей и мучений: заключение в темницах, смертные казни на площадях и полях. Честные иконы и мощи Святых отовсюду были собираемы и предаваемы огню.

Некоторую отраду Церкви даровала боголюбивая царица Ирина в св. вселенский собор 7-й. Но еще четыре раза на престоле царском являлись гонители веры и вручали святительские жезлы волкам паствы Христовой – иконоборцам. Уже Император Феофил познал десницу Божью, каравшую его, как и всех его предшественников – иконоборцев за гонение Церкви Божьей, но не успел остановить его. Возвратить Церкви мир и благолепие предоставлено было супруге его, христолюбивой Феодоре. Первым делом ее благочестия было повеление – возвесть на прежние должности всех заключенных в темницы и заточения почитателей икон, а иконоборцам оставить или свои заблуждения, или служение алтарю. Мефодий, возвращенный из заточения на патриарший престол Цареградский, получив откровение, явился с освященным Собором и чиноначалием гражданским у престола царицы ходатайствовать о торжественном восстановлении св. икон. «Повели, боговенчанная царица, – вещал он Феодоре, – обновиться Церкви Божьей, паки восприять бесценное и спасительное сокровище – святые иконы, дабы и род христиан возвысился, и память о тебе с возлюбленными чадами ублажалась в род и род». «Кто не чествует изображений Господа нашего, пресвятой его Матери и всех Святыхъ, – отвечала царица, лобызая честные иконы, да будет проклят! Я, наименьшая раба Господня, поставлю себе за честь исполнить ваши благие желания. Не отвергните, прошу вас, отцы святые, и моего смиренного прошения, спасите вашими молитвами моего супруга!» Восхвалив веру царицы, Патриарх завещевает пост и молитву всем, от престарелого до младенца. Первая неделя св. Четыредесятницы проводится в слезах и молитве: дни и ночи соборная церковь наполняется молящимися о Феофиле. И жертва духа сокрушенного и смиренного не отринута Господом. «Велика вера твоя, – сказал в сновидении царице некий дивный муж, сидящий на престоле, пред которым стоял Феофил, обнаженный и связанный, укоряемый и биемый от предстоящих: «знай, что только ради слез твоих и ради молитв и ходатайства священников, прощаю мужа твоего». Облеченный вместе с этим и разрешенный от уз, Феофил отдается жене. «Молитвы твои, епископ, услышаны», – сказал Мефодию светлый Ангел, явившийся ему также в сновидении: «царь прощен». Богомудрый пастырь, чтобы увериться в истине видений, открывает запечатанный свиток, положенный им на святой трапезе еще при начале всеобщего моления, с написанием имен всех еретиков, бывших до Феофила, и сего последнего. Имена всех царей оставались в прежнем виде, а Феофилово было изглаждено! Прославив Бога, удивившего благость Свою на грешнике, пастыри, по общему согласию, положили в следующее (первое) воскресение поста из всех обителей и храмов идти к священному чину со св. иконами, в сопровождении народа, в соборную церковь. Соединившись с Патриархом, вышли из храма со св. иконами, Евангелием и продолжали шествие до так называемых царских врат. После этого моления, принесенного со слезами и умилением, с пением: «Господи помилуй», возвратились в храм для совершения литургии. Чтобы навсегда сохранить в памяти это торжество, по согласию духовного чиноначалия с гражданским, положено на первой недель Великого поста ежегодно воспоминать торжество православия, совершившееся по восстановлении иконопочитания.

Мысль о православии, служившая основанием к установлению празднества в первую неделю св. Четыредесятницы, в начале, как видно из службы на сей день, ограничивалась одним иконопочитанием; но впоследствии она более раскрыта и в последовании в неделю Православия является во всей полноте. В обряде Православия утверждается не одно православное учение Церкви об иконопочитании, но все догматы и постановления 7-ми вселенских Соборов; осуждаются не одно заблуждение иконоборцев, по все прежде бывшие и последующие ереси и расколы; изрекаются благословения не одним почитателям икон, но всем, живущим и отошедшим к Господу в вере и благочестии отцов; произносится осуждение всем, кто уклоняются от учения Церкви вселенской словом, писанием, житием. Произнесенные на 7-м вселенском Соборе слова: сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди произносятся и в обряде Православия; но на Соборе вселенском они могли ограничиваться утверждением частного догмата верования касательно св. икон, а в обряде Православия указуют на все учение вселенской Церкви, на весь дух пранославия.

Так получила начало и установлена неделя Православия; так установлено Церковью торжество православия, ежегодно совершаемое в первую неделю Четыредесятницы.

Но не ослабляется ли сим духовным торжеством, сею духовною радостью дух покаяния, свойственный времени поста? Не только не ослабляется, еще более укрепляется страхом суда Божия, готового поразить упорных противников благочестия; укрепляется надеждою на милосердие Божье, призывающее всех, и самых отступников веры, к покаянию; укрепляется и тем, что торжество это воспоминает нам главнейшие истины веры, необходимые для спасения, утверждение коих в сердце – первое условие истинного покаяния. Как утешительно и поучительно настоящее торжество для верующих, это всякий может чувствовать, если обратить благоговейное внимание на совершаемое ныне Богослужение. Господствующее чувство в нынешних песнях и чтениях Церкви есть чувство радости о Боге Спасителе и Защитнике верных и благодаренье за низложение гордыни врагов православия. Но с радостью своею Церковь всегда соединяет и моление о спасении чад своих и материнские им наставления.

Такт в вечерних стихирах во-первых, воспевается явление Бога Слова во плоти, как такое Богоявление, которое служит главнейшим основанием чувственных изображений Господа нашего для благоговейного им поклонения; ибо, таким образом, естеством Божественным Неописанный изволил описоватися, и мы, описующие вид Его и любезно целуя, к любви Его возвышаемся. Потом изображается самое восстановление чествования святых икон, возвратившее Церкви пречестное украшение и отогнавшее от нее еретическое сонмище. Да облекутся в студ неверующие, нам бо слава зрак Воплотившагося, благочестно покланяемый, небоготворимый. Честно поклонимся на стенах, и дсках, и на священных сосудах начертанным образом Христовым. Пречистые и всех Святых: честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное приходит. Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий! Просяще прощенья прегрешений наших, Христе Боже.

Та же духовная радость Церкви, ободрительная и поучительная для верных, выражается в песнопениях утренних. Вот каким образом изображается настоящее торжество в канон Богомудрого Феофана: Ныне небо и земля веселится, и Ангелов чины и человеков собрание! — Днесь дашася Церкви победительная богодвижным мановением и советом Михаила и Феодоры, благочестно веру содержащих царей наших (песнь 1). Не к тому нечестивых еретиков ныне бровь вземлется: Божия бо сила православие удержала есть (песнь 2). Обнажается сетования и тьмы ересей Христова Церковь, и носит ризу веселия и Божественною и светоносною покрывается блаюдатию (п. 6). Со гласом радости соединяется глас молитвы об утверждении всех в православной вере:

Нужнейшего избавивый злочестия Твоя люди, покажи их благочестия ревностью разженны (п. 4). Положи, Господи, Твоей Церкви утверждение, непреклонный пребыти в век века от смятений ересей; возвыси православных царей рог, чтущих образ Твой (п. 5). Освети Божественною Твоею славою цари наши, Щедрый, и ополченми ангельскими и всеоружествы сия огради, языков свирепство покоряя им, Владыко! (п. 9).

Из поучительных истин особенно важна та, которую раскрывает одна из стихир хвалительных. Плоти изображаете Твое восставляюще, Господи, любезно лобызаем, великое таинство смотрения Твоего изъясняюще: не мнением бо, якоже глаголят богоборнии дети Манентовы, нам явился ecи, Человеколюбче, но истиною и естеством плоти.

Приличны торжеству веры и весьма поучительны для православных чад Церкви те места св. Писания, которые читаются ныне на Литургии. Апостол (Евр. 11, 24 и дал.) описывает, как истинная вера торжествовала еще в древнейших сынах Церкви, творила чудеса, побеждала царства, угашала силу огненную и обращала в бегство полки чужих. Евангелие (Иоан. 1, 43-51), повествуя, как исповедал веру свою в Господа Нафанаил, показывает, что все искренно ищущие спасения, удобно приводятся к благодати Христовой. Здесь же слышим высокое обетование Господа: отсель узрите небо отверсто, и Ангелы Божие восходящие и нисходящие на Сына Человеческого, — обетование, уверяющее нас, что где истинная Церковь, неразлучная с Главою своею – Христом, там всегда отверсто небо, и присутствуют силы небесные для охранения верующих.

Но если поспешим, кто может, к слушанию особенного Богослужения, совершаемого ныне в соборных Кафедральных храмах (пред литургиею или после литургии), то будем свидетелями и участниками высокого торжества православной Церкви. Среди многочисленного собрания православных, священный собор пастырей с Архипастырем представляет всю Христову Церковь, облеченную Божественною силою и властью и вооруженную мечом Слова Божия. Грозный суд открывается на нечестивых, и мы слышим страшное в устах Церкви слово – анафему. Будем, однако, внимательны ко всем действиям св. Церкви: какими молитвами любви и милосердия приготовляется она к действию этой необходимой строгости! Как неохотно произносит она страшное слово, отлучающее непреклонных врагов веры от благодати и жизни вечной! Для спасения всего стада Христова отгоняя волков от овец, Церковь усердно молит Господа, да и лютые звери оставят свирепость свою и примут кроткие свойства агнцев. Отлучая от себя еретиков и раскольников, она, в то же время, отверзает материнские объятия свои, готовая всех их простить и принять опять в святые недра свои, если они раскаются.

Священнодействие настоящего торжества Церкви совершается пред иконами Спасителя и Богоматери, которые, как священная добыча, похищенная из рук врагов – иконоборцев, и как драгоценный залог и знамение царства небесного – Церкви торжествующей, возлежат на аналоях, среди священного собора. Начинается молитвенная песнь к Святому Духу, как к наставнику и просветителю святых соборов, и торжество открывается. Псалом 74-й, начинающийся словами: исповемся Тебе, Боже, и угрожающий словами: вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведного, вообще направленный против гордых беззаконников, глаголющих на Бога неправду, и грозящий им судом Всевышнего, составляет как бы главную мысль всего последующего священнодействия. Потом дух всех предстоящих устрояется во единовеликую ектеньею, к которой прилагаются моления: о соблюдении Церкви непреборимою от ересей и суеверий, об обращении всех противников истины и об утверждении всех верующих в правоверии. За сим поются благодарные песни ко Господу и читаются приличные торжеству Апостол и Евангелие, предшествуемые прокимном, изображающим процветание и радость послушных чад Церкви: насаждении в дому Господни, во дворах Бога нашего процветут, — возвеселится праведник, о Господи. В чтении Апостольском (Римл. 16, 17-20) слышим предостережение от творящих распри и раздоры, кроме учения, которому научены мы от святых Апостолов, – предостережение от тех лжеучителей, которые, по словам Апостола, Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву и благими словесы и благословеньми (т.е. словами льстивыми) прельщают сердца незлобивых. Евангелие (Матф. 18, 10-18) описывает любовь Божию, ищущую спасенья всех заблудших, которой несть воля, да погибнет един от малых, но с тем вместе и правду Божию, которая дает власть св. Церкви вязать и решить, и объявлять, что прислушник сей власти равняется с язычником и мытарем.

Приближается время показать опыт Богодарованной власти вязать и решить, и Церковь усугубляет моления свои о спасении всех заблудших, об обращении отступников от православия, о прекращении всякой ненависти, вражды и всех беззаконий, и молится, да истинная любовь воцарится в сердцах наших. Вот содержание молений, прилагаемых к ектеньи после Евангелия. Но и этого как бы недовольно любвеобильной матери нашей: тотчас после ектеньи читает Архиерей новую усерднейшую и высокую молитву о том же предмете. В сей молитве Церковь благодарит Бога за ниспослание нам всех средств ко спасению, благодарит об укреплении в нас всесильного благодатию Святого Духа; исповедует бесприкладное Божье человеколюбие и милосердие. Но при этом с горестью обращается к плачевному зрелищу терния на ниве Божьей, к умножению противников евангельской истины, и так вопиет к Господу: Премилосердый и всесильный, не до конца гневайся, Господи! Буди милостив, — молит тя Твоя Церковь, представляя Тебе Начальника и совершителя нашего, Иисуса Христа, — буди милостив им! Укрепи их в правоверии силою Твоею,  просвети им разумные очи светом Твоимъ Божественным, да уразумеют Твою истину, умягчи их ожесточение, и отверзи слухи, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему! Да еси свято и непорочно поживем и достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь.

За сим уже провозглашается победное торжество Церкви от Протодиакона с кафедры, троекратно повторяемым пением стиха: Кто Бог велий, — яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса един! – Его продолжает Протодиакон, Виновника всех благ, виновника всех благ, Бога прославим ныне, православные люди, празднуя день православия. Потом вспоминает промысел Божий о св. Церкви: как еще в раю положено ей основание, как чрез Праотцев и Пророков предвозвещено хотящее бытии спасение, как наконец глаголел Бог нам в Сыне Своем, им же и веки сотворил, и чрез Апостолов утвердил во всем мире благовестие различными силами и чудесами. Сему спасительному откровению последующее, продолжает Протодиакон, сего благовестия держащееся, веруем во единого Бога Отца и читает символ веры, а затем возглашает: сия вера Апостольская сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди! Наконец, упомянув, что православная Церковь приемлет еще соборы святых отец и их предания и писания, согласные с Божественным откровением, возвышает глас свой против врагов православия. Противящихся истин, аще ожидавшему их обращения и раскаяния Господу не покаяшася священному Писанию последующе, и первенствующие Церкве преданий держащеся, отлучаем и анафемствуем.

Анафема (отлучение от Церкви) возглашается:

  1. Отрицающим бытие Бога, Творца и Промыслителя.
  2. Не признающим Бога духом, не признающим в Нем правды, милосердия и других высочайших совершенств Его.
  3. Отвергающим единосущие Сына Божия со Отцом и Святым Духом и не исповедующим, что все три лица Святой Троицы – един есть Бог.
  4. Отвергающими необходимость для спасения нашего пришествия в мир Сына Божия во плоти, Его страдания, смерти и воскресения.
  5. Не принимающим благодати искупления, как единственного к оправданию нашему пред Богом средства.
  6. Не исповедующим пречистую Деву Марию, прежде рождества, в рождество и по рождестве Девою.
  7. Не верующим действию Святого Духа в Пророках и Апостолах и во всех верующих.
  8. Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние.
  9. Отвергающим таинства Церкви.
  10. Отвергающим Соборы святых отцов и их предания, с Божественным откровением согласные.
  11. Неверующим, что православные Государи особенным Благословением Божьим возводятся на престолы, и дерзающим на бунт и измену.
  12. Ругателями и хулителям св. икон.

Исполнив таким образом печальный долг свой против ожесточенных противников благочестия, Церковь обращается к исполнению утешительного и приятнейшего для себя долга: возглашает вечную память бывшим защитникам православия, Государям Греческим и Российским, Патриархам Российским и Греческим, также тем, кои положили жизнь за православную веру и отечество и всем православным, и истинной вере и благочестии, и в надежде воскресения скончавшимся; возглашает, наконец, многолетие, во-первых, «христианского благочестия ревнителю, защитнику и покровителю Христовой Церкви», царствующему Государю, потом всей Августейшей фамилии, св. Синоду, восточным православным Патриархам, всем православным преосвященным и всему священному причту, начальствующим гражданским и военным и всем христианам православным. И вот каким молитвенным возглашением заключаются все сии возглашения:

Святая Троице! Сих прослави и утверди даже до конца в правоверии: развратники же и хульники православной веры и Христовы Церкве и не повинующиеся оной обрати и сотвори, да приидут в Познания вечные Твоея истины, молитвами пресвятые Владычицы нашлл Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Святых. Аминь.

Все священнодействие оканчивается хвалебною песнею св. Амвросия: Тебе Бога хвалим, во время пения которой все священнослужители воздают поклонение предлежащим на аналогиях св. иконам, лобзают их и таким образом свидетельствуют самым делом ту святую веру, которую они проповедают и защищают.

 

ЧУДО ОТ ОБРАЗА СПАСИТЕЛЕВА

На 7-м вселенском Соборе, окончательно утвердившем Православие вселенской Церкви, которое мы торжествуем в первую неделю Великого поста, было читано, в подтверждение иконопочитания, следующее замечательное повествование о чуде от образа Спасителева.

В Сирийском городе Вирит, наполненном иудеями, близ огромной их синагоги, жил один христианин. Свято чтя завещанное ему православными предками его предание о поклонении святым изображениям, он поставил в небольшой храмине своей иконц, представлявшую Спасителя во весь рост человеческий. По истечении некоторого времени ему понадобилось более обширное помещение , и он продал небольшую храмину свою иудеянину и перешел в другой дом; но, взяв из прежнего своего жилища все свои вещи, он, – по особенному распоряжению всеблагого Промысла, который хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти, – забыл об иконе Спасителя, бывшей там. Иудеянин поселяется в купленной им храмине и, по обычной евреям невнимательности ко внутренности своих жилищ, не замечает забытого христианином образа. Однажды приходит к нему в гости единоверец его и, во время ужина, замечает  оставленную христианином икону, обращает на нее внимание хозяина дома и с негодованием говорит ему: «Как ты, будучи иудеянином, держишь у себя этот образ?» Осыпав потом ругательством снятое изображение, он с поспешностью уходит к старшинам и доносит им о таком неслыханном у них происшествии. Старейшины, подозревая, конечно, что иудеянинъ, у которого находились икона, тайно исповедует Христа, и, всегда ревностные к своей вере, спешат удостовериться в донесенном им; приходят в дом еврея и действительно находят у него икону Иисуса Христа. Оскорбленные таким поступком своего единоверца, и изгоняют его из синагоги и, с одной стороны, по наследственной вражде по Христу, с другой — желая предостеречь от подобного поступка прочих иудеев, стараются унизить, в глазах их икону Спасителя и в неистовстве восклицают: «Как поступили предки наши с Назарянином, так поступим и мы с Его изображением». И вот они начинают изрыгать бесчисленные ругательства на Божественное изображение, плюют в лицо, заушают, бьют палкою по главе святого образа Христова, прободают гвоздями изображенные на иконе руки и ноги Его, напоевают образ пречистых уст Господних уксусом с желчью, пронзают рогом ребра Его, — и вдруг совершается великое таинство, — и из пронзенного на иконе места истекает большое количество крови и воды, как это было в то время, когда один из воинов пронзил копьем ребро Богочеловека Иисуса, распятого на кресте. Но как тогда, так и теперь, ослепленные неистовством и неверием Иудеи не познали силы Божьей, и чудо, совершенное пред глазами их, не вдруг вразумило их и обратило ко Христу.

Пораженные, впрочем, таким дивным явлением и желая проверить бывшее у христиан предание о целебной и животворной силе крови и воды, истекшей из пречистых ребер Христовых во время Его распятия, чтобы, в случае противного действия в настоящее время, иметь повод к порицанию христиан, — они собирают в сосуд кровь и воду, истекшую от образа Спасителева и спешат узнать действие их над больными. И как беспредельна снисходительность Божья даже к самим врагам Креста Христова! Род лукавый, не довольствуясь одним чудом, еще знамения ищет; и Бог совершает его, только бы вразумить неверующих и обратить их на путь истины. Так для любви Божьей дорого спасение человека! Приносят расслабленного от рождения, мажут его собранною в сосуд кровью и водою, и больной тотчас исцеляется; делают подобный опыт над слепыми и бесноватыми, — происходит, то же спасительное действие. Слух об этом распространяется по всему городу, отовсюду стекается множество людей, одержимых всякого рода болезнями, и чудодейственная кровь и вода врачует их всех. Пораженные такими чудесами, все иудеи, жившие в городе, познают свое ослепление, и старейшины их, весь народ, жены и дети, проливая слезы истинного раскаяния, преклоняют колена пред образом спасителя, прославляют Иисуса Христа и обращаются к вере в Него. Они идут потом к Епископу Христианской Церкви и просят у него крещения. Епископ, наставив их вере, соделал всех их чадами Христовой Церкви. Тогда синагога Иудейская была обращена в Церковь Христову, и весь город, прославляя Бога, торжествовал это, по истине дивное, событие.

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просящий прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благословил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир (Тропарь 1-й седм. св. Четыред).

(Из «Воскрес. чт.» 1839 г.).

 

ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ СИЛА СВЯТЫХ ТАЙН

Достойное причащение трепезы Христовой есть защита от всяких зол видимых и невидимых, временных и вечных. Вот опыт этого даже с таким человеком, который приступил к великой тайне без надлежащего сознания и приготовления, с одним детским простодушием.

В царствование императора Юстиниана, в Константинополе жил один еврей – художник, занимавшийся деланием стекла. Небедные доходы от этого занятия доставили ему возможность отдать своего сына для образования в науках под руководство хороших наставников. Во время образования, молодому еврею представлялись часто случаи обращаться с, христианскими учениками, знакомиться с их нравами и обычаями. Поэтому однажды он вошел со своими сверстниками-христианами в церковь и причастился с ними святых Тайн. Не понимая еще, что для родителей его нестерпимо самое имя Иисуса Христа, отрок-еврей с детскою откровенностью рассказал им все, случившееся с ним.

Отец, умоисступленный ревнитель своей веры, пришел в ярость, услышав, что сын его вошел в церковь и вкусил тела Христова. Одно только воспрепятствовало излиться тотчас его ярости на невинного преступника – присутствие матери, которая, хотя, так же воспламенилась гневом, но скоро сжалилась над сыном. Но отец от сильного гнева дошел до ожесточения и решился, наконец, на страшное преступление – посягнул на жизнь своего сына. Он пошел с ним в мастерскую и, никем невидимый, бросил его в разожженную печь. Изверг не обнаруживал никакого смущения и по совершении детоубийства. Но мать скоро почувствовала потерю. Недоумевая, где ее сын, она стала искать его по домам и улицам, спрашивать о нем у каждого. Прошло три дня в бесполезном искании, и мать должна была увериться, к безутешной горести, что ее потеря невозвратна. С плачем и стонами, полная отчаяния, проходит она однажды мимо мастерской, произнося имя погибшего сына, и вдруг слышит голос его, не верит собственным ушам, однако входить в мастерскую и с ужасом видит поверженное в горнило дитя свое, но находит его здоровым и невредимым. Тот же самый отнял для него силу у огня, Кто некогда сошел в пещь огненную к отрокам еврейским и преложил пламень в росу прохладную, отнял потому, что отрок вкусил от трапезы Божественной.

Как произошло это чудо? «Жена, – говорил отрок вопрошавшим его, – облеченная в багряную одежду, часто посещала меня, приносила с собою воду для погашения огня пещного, пищу для насыщения меня».

Мать, пораженная явным знамением всемогущества Иисycа Христа, прославила его величие, возжелала вместе с сыном принять святое Крещение, но отец и при этом остался нераскаянным.