Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 2 2005 г.

А. СКВОРЦОВА

Символика на русских парфюмерных флаконах

Символика является неотъемлемой частью жизни любого общества, а государственная символика выступает частью понятия государственности в любой стране. Поэтому использование символики на продукции (а тем более, государственных символов) говорило о многом. Но начнем с истории…

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Люди еще не умели печь хлеб, но уже широко применяли благовония. В гробницах фараонов Древнего Царства были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы использовали специальные височные украшения в виде подвесок, в которые вкладывались ароматические вещества; при ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся приятный запах. Флаконы для духов из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, делались ювелирами и в Средние века, и позже.

Во времена нашествия варваров употребление ароматов в Европе прекратилось вплоть до 12 века. К этому времени арабы уже изобрели перегонный куб и улучшили технику дистилляции. Собственно парфюмерия в буквальном понимании слова — это курительные предметы, средства для ароматизации воздуха путем сжигания душистых веществ. Современная парфюмерия включает в себя огромный ассортимент «душистых» изделий. Но для этого парфюмерному искусству пришлось пройти очень долгий длинный путь. Лишь в 14 веке рождаются первые в мире жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, их использовали под названием «ароматических вод». Человечество открыло для себя мир ароматов в полной мере, парфюмерам необходимо было только стать проводниками между людьми и ароматами.

В Западной Европе в 12—13 века появились первые парфюмерные производства, в России же существовали зеленные лавки, где торговали различными лечебными снадобьями и предшественниками современной парфюмерии и косметики (белилами, благовониями, румянами). Многие появившиеся позже аптеки имели свои парфюмерно-косметические лаборатории. Фирма «Феррейн», владевшая знаменитой аптекой, в 1913 году выпустила более двухсот наименований духов, одеколонов и прочих парфюмерно-косметических товаров.

Несмотря на то, что в России парфюмерное дело зародилось на полтора столетия позднее, нежели в Западной Европе, по прошествии лишь четырех десятилетий знаменитые французы были вынуждены потесниться на парфюмерном олимпе.

И хотя становление российской парфюмерии было связано с выходцами из европейских стран, имевших богатый опыт и традиции, парфюмерное производство, перенесенное в Россию, приобрело совершенно особый национальный колорит и самобытность.

Вся парфюмерная индустрия дореволюционной России была сосредоточена в руках десяти фабрикантов, небезуспешно конкурирующих с западноевропейскими производителями парфюмерии, число которых на рынке составляло более тридцати. А в ассортименте парфюмерной продукции в начале 19 века наши фабриканты превосходили даже именитых французов: в прейскуранте известной парижской фирмы Е. Пино значится 80 наименований духов, а десятью годами раньше товарищество Ралле выпустило более 160 наименований духов.

Родоначальником парфюмерной индустрии в России можно считать Альфонса Ралле. В 1843 году он основал парфюмерную фабрику, которая вскоре стала крупнейшим производителем парфюмерии в нашей стране. Фабрика А. Ралле была не только старейшей в России, но и собравшей огромное количество наград и гербов, полученных за качество своей продукции. Плюс почетное звание «Поставщик императорского двора». В преддверии большевистского переворота 1917 года фирмой «А. Ралле и Ко» руководил директорат во главе с Эдуардом Бо. Ассортимент ее продукции был сравним с ассортиментом лучших западных парфюмерных компаний. Так, в 1910 году «А. Ралле и Ко» произвела 675 наименований парфюмерных товаров.

Эрнест Эдуардович Бо, сын директора-распорядителя фабрики «А. Ралле и Ко», родился в Москве в 1881 году и наследовал дело своего отца, став парфюмером-лаборантом, а затем и кандидатом в директора. После переворота 1917 года семья Бо уезжает за границу. Спустя три года Эрнест Бо создает знаменитые духи «Шанель N 5». Франция обрела гениального парфюмера. А фабрика «А. Ралле и Ко» в 1918 году была национализирована и переименована в мыльно-парфюмерный завод N 7, а позднее — в фабрику «Свобода».

К началу 20 века Ралле пришлось посторониться, уступая дорогу и славу лучшего парфюмера России другому крупнейшему фабриканту — Генриху Брокару.

Золотой век русской парфюмерии неразрывно связан с этим талантливым человеком. Генрих Брокар был потомственным парфюмером. Еще в юности в Америке он занимался парфюмерным бизнесом настолько успешно, что получил медаль за качество своих изделий. В 1861 году Брокар отправляется в Россию и, влюбившись в Шарлоту Равэ, навсегда остается в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное предприятие. С самого начала своей деятельности Генрих Брокар показал себя не только талантливым парфюмером, но и изобретательным торговцем. Его фирма приобрела невиданную популярность не только за отличное качество продукции, но во многом благодаря хитрым рекламным ходам.

Свою деятельность Брокар начал с мыла. Но, несмотря на высокое качество продукции, богатые люди предпочитали пользоваться заграничным товаром, а бедные — мыло не использовали вовсе. И тогда Шарлота Брокар придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке… Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло — отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого. Стоило же такое сокровище у Брокара всего одну копейку.

«С этой копейки ты и получишь свой миллион!» — сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и кокосовое — по пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве. В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух».

В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. В 1873 году Шарлотта Брокар передает Великой княгине Марии Александровне (дочери Александра II) букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие! Уже через неделю Брокар становится придворным поставщиком великой княгини.

Тем временем производство продолжало расширяться: открывается еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию придумали сюрприз новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем — всего десять изделий в одной коробке. А главное — фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», — радовалась жена. «Это слава…» — ответил довольный муж. Настоящая слава обрушилась на дом Брокаров после того, как Генрих Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный». Для его рекламы на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды бил новый одеколон.

Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане. Он привлекал всеобщее внимание, люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей — они сами норовили попробовать новинку. Реклама добилась своего — «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль.

Вскоре Брокар создал великолепные духи с запахом сирени — «Персидская сирень». Это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду — Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже.

После смерти Генриха Брокара «Товарищество Брокар и Ко» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».

Награды, полученные товариществом «Брокар и Ко»:

1865 г.
Серебряная медаль на Выставке русских производств, г. Москва. Первая награда, полученная всего лишь за первый год работы Товарищества, и отметившая фабрикаты мыла «Шаром», «Народное». Отмечены также доступная цена при высоком качестве продукции.
1870 г.
Диплом и Серебряная медаль на Всероссийской мануфактурной выставке, г. Санкт-Петербург. Награда за туалетное мыло «отличного достоинства, при весьма умеренных ценах» в очередной раз доказала популярность и доступность продукции Брокара широким слоям населения.
1874 г.
Осуществлена давняя мечта Анри Брокара — Фабрика удостоена звания Поставщика Государыни Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской.
1882 г.
Золотая медаль на Всероссийской Промышленно-художественной выставке, г. Москва. За «Цветочный одеколон» (фонтан).
1883 г.
Серебряная медаль на Торгово-промышленной выставке, г. Рига. За высокое качество продукции.
1883 г.
Золотая медаль на Всемирной выставке, Ницца. За высокое качество продукции.
1884 г.
Большая серебряная медаль на Всероссийской выставке, г. Одесса. За высокое качество продукции.
1884 г.
Высшая награда на Всемирной выставке, г. Бостон. За высокое качество продукции.
1888 г.
Золотая медаль на Всемирной выставке, г. Барселона. За высокое качество продукции.
1888 г.
Золотая медаль на Всемирной выставке, г. Брюссель. За высокое качество продукции.
1889 г.
Золотая медаль на Международной выставке, г. Париж. За духи «Персидская сирень».
1890 г.
Золотая медаль на Международной выставке, г. Мадрид. За высокое качество продукции.
1890 г.
Высшая награда (почетный диплом и медаль) на Всероссийской выставке, г. Казань. За высокое качество продукции.
1890 г.
Золотая медаль и звезда на Международной выставке, г. Брюссель. За высокое качество продукции.
1891 г.
Серебряная медаль на Среднеазиатской выставке, г. Москва. За высокое качество продукции.
1893 г.
Высшая награда на Всемирной выставке, г. Чикаго. За высокое качество продукции.
1896 г.
Малый Государственный Герб на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, г. Нижний Новгород. За неизменно высокое качество продукции, популярность и доступность разным слоям общества Брокару был пожалован Малый Государственный Герб — признание на официальном государственном уровне.
1900 г.
Grand Prix на Всемирной выставке, г. Париж. За высокое качество продукции. После получения этой награды все парфюмерные дома Парижа, да и всей Европы признали Брокара как великого парфюмера. Эта награда стала венцом его карьеры и признанием в мировой парфюмерной индустрии.
1913 г.
Товарищество «Брокар и Ко» удостоилось звания Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Это — свидетельство высшего признания.

Изображения медалей и гербов ставились на большинстве парфюмерных флаконов, выпускаемых товариществом Брокара.

По своему уникальной личностью был фабрикант — кондитер Адольф Сиу. Кроме основной кондитерской деятельности, он выпускал «высшую парфюмерию».

В начале 20 века фабрика Сиу производила более 120 разновидностей духов и 30—40 наименований одеколона. После революции торговый дом Сиу был национализирован и превращен в фабрику «Большевик».

Русский парфюмер и косметолог Александр Остроумов пришел в бизнес рядовым провизором и таковым именовал себя и на пике своей карьеры.

Крем «Метаморфоза». Начало ХХ века (справа) и советский период

В 1885 году Остроумов изобрел мыло от перхоти, что сделало его более или менее зажиточным человеком и позволило открыть собственную парфюмерную фабрику. Следующее изобретение — крем «Метаморфоза» — возвысило Остроумова в ранг мировых знаменитостей. Производство названного крема продолжалось более тридцати лет.

С Остроумова началась косметология в России. В 1919 году на Тверской он устроил специальную лабораторию, которая в скором времени переросла в уникальный по тем временам и единственный в мире Институт врачебной косметики. Этот институт не обошли стороной многие артистические знаменитости, среди них Антонина Нежданова, Елена Степанова, Тамара Карсавина, Мария Петипа, Вера Пашенная, Надежда Плевицкая…

Обласканный артистической элитой России, получивший множество наград за качество своей продукции, Остроумов не принял советскую власть и покинул Россию.

Свой след в истории российской парфюмерии оставили фабриканты: Константин Эрманс, Николай Матгейсен, Эмиль Бодло, Фердинанд Мюльгенс, Товарищество парфюмерной фабрики «С. Чепелевецкий с сыновьями».

Духи — это и средство обольщения, и средство наслаждения. Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечет к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и традиции. Аромат, который волнует душу, — так хочется постичь их тайну, узнать скрытую суть духов.

Но что значат духи без своей прекрасной оболочки — флакона…В парфюмерном производстве, как ни в каком другом, форма и содержание органично дополняют друг друга.

Флакон, как и сами духи, создается на долгие годы, может пережить и платье своей хозяйки и даже мебель, на которой он стоит. Флаконы для духов — это особая сфера высокого искусства, главная задача которого — перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее неосязаемого и «летучего» аромата в форме конкретных линий, объемов и цветов. Зрительный ряд сообщает запаху новые оттенки смысла, подчеркивает и выявляет его скрытые ассоциации, а иногда и добавляет что-то свое.

Вообще, в оформлении духов содержится очень много отсылок к архетипам сознания, к глубинным пластам личности. Например, широко распространенный прием оформления флакона в виде женской фигуры — это не прихоть мужчин-парфюмеров, а толчок к восприятию собственной фигуры как идеальной через приобщение к содержимому «идеальной» модели. Тема магии, волшебного кристалла — не только рекламный ход, но и попытка осознать принципиальную загадочность духов, пахнущих по-разному на разных людях, в разное время, при разной погоде.

Еще несколько лет назад флаконы от духов коллекционировали лишь единицы. Сегодня эти ценные сосуды имеют право на участие в престижных аукционах Франции, США, России. Их стоимость часто достигает баснословных цифр.

Сейчас существуют эксперты и специальные магазины, занимающиеся поиском раритетных флаконов для духов и флаконов от духов. Какая между ними разница? Флакон для духов — это обычно флаконы без марки, датируемые античным периодом или 19 веком, продаваемые без содержимого и способные хранить в себе различные ароматы. Флакон от духов, появившийся в конце предыдущего века, носит обычно имя парфюмера и содержит одну из его композиций.

Критерии отбора следующие: подпись стекольщика, марка, эпоха, оригинальность флакона. Образцы в форме животных являются предметом истиной зависти, так же, как флаконы в стиле «барокко» XVIII в. или исторические, связанные с конкретным событием. Оформление и состояние флакона окончательно определяют его ценность. Коллекционный флакон должен иметь первоначальный колпачок и этикетку, а если он представлен в своем футляре, то ценится еще выше. Наконец, эксперты не любят реставрированные флаконы и упаковки и совсем не принимают во внимание многочисленные образы духов.

К началу 1917 года в России функционировало уже 234 завода по производству стекла, на 15 из которых изготавливали парфюмерную посуду. Большинство заводов парфюмерного профиля располагалось в Москве и Московской губернии. Это обусловливалось несколькими причинами: имелись хорошие пути сообщения и обилие топлива. Сырья для изготовления парфюмерной посуды в России имелось в избытке, из-за границы ввозилось оборудование и станки для гравирования, шлифования и полирования стеклянных флаконов. Парфюмерные изделия отечественного массового производства стоили не дороже 4 рублей за флакон. Для сравнения — духи западноевропейские того же уровня поднимались в цене до 15 рублей. Конечно, это не касалось эксклюзивных вещей, изготавливавшихся малыми сериями, а то и просто в единственном экземпляре по специальному заказу. К таким предметами относились флаконы из особо чистого хрусталя с золотыми или серебряными пробками, украшенные драгоценными камнями, а также флаконы из чистого серебра и золота со сканью и эмалями.

Парфюмерные флаконы в дореволюционной России не изготавливались отдельно для каждой фирмы. Кроме того, несколько стекольных заводов могли выпускать флаконы одинакового дизайна. Парфюмерные фабриканты заказывали необходимые им флаконы по каталогам стекольных заводов. Хотя, бывали исключения: некоторое количество парфюмерной посуды производилось по эскизам художников, работавших непосредственно на парфюмерных заводах. Так на фабрике Брокара работали художники В. Росинский и А. Евсеев. Последний в 1925 году сделал эскиз парфюмерной коробки для набора «Красная Москва». Некоторые флаконы выполнялись по специальным заказам членов царского Двора либо аристократов. Наши стеклоделы в своем мастерстве не уступали европейским мастерам. Не случайно современные коллекционеры парфюмерии порой впадают в недоумение: флаконы наших мастеров начала столетия очень схожи по стилю с работами Лалика.

Флаконы для духов. «Модерн». Начало ХХ века.

В России начала 20 века процветала компания «Модерн», флаконы для которой заказывали исключительно в России. В это время господствовал стиль модерн. В конце 19- начале 20 века создавались высокохудожественные предметы парфюмерии, в их разработках участвовали ведущие ювелирные фирмы: Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Якова Мишукова. Мастера Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, работавшие на фирму Фаберже, известны как авторы великолепных флаконов для духов из золота и серебра, сейчас хранящихся в Эрмитаже. Часто хрусталь обрамляют в бронзу. На флаконах из драгоценных металлов обязательно можно увидеть фамилию или инициалы мастера. В начале XIX века в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии. Обычно такие коробки изготавливались из картона или дерева и обтягивались шелком или бархатом. В качестве «этикеток» служили карточки с поздравлением, выполненные по желанию заказчика, либо своеобразные вкладыши изготовителя продукции, оптового торговца или владельца магазина с указанием вложенного в коробку товара.

С бурным развитием промышленности и производства товаров массового спроса резко повысился тираж упаковок и этикеток.

К работе над этикетками предприниматели порой привлекали видных художников. К сожалению, до сих пор не удалось определить имен многих создателей оригинальных, высокохудожественных этикеток конца XIX — начала XX в. Известно только, что в рекламной графике (включая упаковку и этикетку) работали И. Билибин, М. Врубель, а также крупные мастера рекламного искусства — А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и др.

Художественное оформление парфюмерной посуды следовало за характером развития искусства того времени. Стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, отразился и на оформлении флаконов и этикеток. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом, красивыми женскими личиками, барышнями в длинных платьях, похожими на фей (одеколон «Фея роз»). На флаконах с духами и одеколонами появились изображения птиц и животных, жуков и бабочек; различные узоры и орнаменты сочетали в себе реальность и вымысел. Стенки флаконов украшались изображениями нимф и русалок. Растительные мотивы в парфюмерном дизайне отлично отображали саму суть парфюмерии — ведь основу духов составляли спиртовые вытяжки и настойки всевозможных цветов, листьев, корней. В то время возникали оригинальные, «захватывающие» названия русского парфюма: «Модерн», «Лебяжий пух», «Любит, не любит», «Кармен» и многие другие (некоторые из них сохранились и по сей день).

Появившийся параллельно с модерном в архитектуре, прикладной графике (особенно в оформлении книг, журналов, нот, плакатов и т. д.) «русский» стиль, или так называемый ропетовский по имени архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет), также находил применение в парфюмерном производстве. На парфюмерной посуде появились изображения русских красавиц, героев русской истории, сказочных персонажей, сцены из жизни русского народа, памятников русской архитектуры.

На флаконах того времени встречаются портреты Пушкина, Суворова, известных русских борцов Поддубного, Луриха, а в честь столетия Отечественной войны 1812 г. даже Наполеона.

Флаконы. Стекольный завод братьев Грибковых.

Ярким примером русского модерна может служить продукция стекольного завода братьев Грибковых. Завод выпускал в основном парфюмерные флаконы для известных московских парфюмерных фирм: Брокара, Ралле, Остроумова. В 80-х годах в районе, где находилась фабрика, проводились раскопки, и было найдено множество удивительных образцов парфюмерной посуды ярко выраженного стиля «модерн».

История российской парфюмерии насчитывает более полутора столетий. В парфюмерных изделиях воплощен талант их создателей. Почти в каждом флаконе встречаются мотивы русской природы или отображение знаменательных событий, связанных с историей Отечества. Здесь и память о династии российских царей, и дань героическому противостоянию россиян нашествию наполеоновских полчищ, портреты выдающихся деятелей России, членов Дома Романовых. Часто рядом с «высокими» мотивами в нашей парфюмерии соседствовали приметы простой жизни, например сцены сельского пейзажа.

Товарищество «Р. Кёлер и Ко»

На многих парфюмерных флаконах России конца 19-начала 20 века можно встретить повторяющиеся изображения гербов и медалей. Эти таинственные символы значили очень многое, за право ставить подобные эмблемы на флаконах многие парфюмеры готовы были заплатить большие деньги. Но это право не продавалось. Существовал своеобразный «табель о рангах», в зависимости от качества выпускаемой продукции парфюмерные компании имели право ставить на своей парфюмерной посуде различные изображения гербов и медалей.

Самым почетным было изображение государственного герба России. Изображение герба на торговой марке или на продукции означало, что данная парфюмерная компания является поставщиком императорского Двора.

Флакон. «Брокар и Ко»

Право привозить товары ко двору императора в России 18—19 века стало свидетельством их высочайшего качества. Начиная с 1742 года, была введена должность придворного фактора, который определял качественные и достойные товары и выписывал их из-за границы. Поощрение развития промышленности и торговли являлось одной из главных задач созданной Петром I новой государственности. Были разработаны формы государственного поощрения качества товаров, выпускаемых отдельными предприятиями. 21 января 1848 года Николай I утвердил новое «Положение о выставках изделий мануфактур, фабрик и заводов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве». По этому положению производители за высокое качество изделий и рациональную организацию производства могли награждаться: 1) публичной похвалой и одобрением в описании выставки; 2) денежными премиями; 3) похвальными медалями, специально для этого изготовленными; 4) правом употребления государственного герба на вывесках и изделиях; 5) медалями для ношения на шее, на орденских лентах, золотых и серебряными; 6) орденами.

Разрешения на употребление государственного герба давал министр финансов, в ведении которого находилась до 1905 г. промышленность и торговля. Но параллельно стала складываться система поощрения лиц, поставлявших товары к императорскому двору. Их число было довольно значительным. Эти лица именовались придворными поставщиками. К середине XIX века сложилась практика употребления ими изображения государственного герба на продукции. Есть основания полагать, что появление этой формы поощрения в положении о промышленных выставках появилось под влиянием такой практики. Право употребления государственного герба на продукции поставщикам предоставляло Министерство императорского двора. В 1856 году было установлено, что такое право может предоставляться только фабрикам, художникам, ремесленникам и поставщикам императора и императрицы. Поставщики великих князей могли использовать на своих вывесках инициалы великих князей. Вплоть до 1917 года за Министерством финансов оставалось право награждать правом употребления государственного герба на вывесках и изделиях участников промышленных выставок, а за Министерством императорского двора — придворных поставщиков.

Флаконы. «Брокар и Ко»

Условием для получения звания поставщика императорского двора было исполнение поставок или работа для потребностей императорского двора непрерывно в течение не менее 8—10 лет, производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствующем о присвоении этого звания, производство поставки по преимуществу из предметов собственного производства или изделий из собственных фабрик, мастерских и заводов, успешность поставок или работ, то есть исправное, добросовестное, по сравнительно малым ценам исполнение заказов, засвидетельствованное соответствующим начальство. Для получения звания поставщика императорского двора испрашивалось высочайшее разрешение. Это звание присваивалось лишь на время выполнения поставок или производства работ для нужд императорского двора и только лично владельцам торговых и промышленных заведений, а не фирмам. Звание поставщика не передавалось по наследству. Для сохранения этого звания наследникам требовалось особое высочайшее разрешение. В качестве государственного герба использовалось изображение так называемого малого государственного герба. Это изображение сопровождалось надписью «Поставщик Двора его императорского величества». И указанием года пожалования этого звания. Во второй половине XIX — начала XX веков звание придворного поставщика и сопряженное с ним право использования государственного герба стало преобладающей формой признания заслуг в торгово-промышленной деятельности и оттеснило на второй план другие формы поощрения. Это звание, прежде всего, означало лучшую рекламу товаров и услуг, что, в конечном счете, способствовало процветанию соответствующего предприятия или заведения. Поставщики императорского двора составляли элиту торгово-промышленного мира Российской империи.

С 1824 года купцы, получившие право постоянно доставлять свою продукцию ко двору, получали диплом и звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», могли украшать свои торговые щиты, а также ставить на свою продукцию императорский герб.

Все товары, заказываемые царской семьей для личного пользования, для церемоний и дипломатических приемов, получали этот титул. Однако заслужить звание поставщика императорского двора было совсем непросто. Чтобы стать поставщиком императорской семьи, производитель был обязан в течение как минимум восьми лет производить исключительно качественный товар. Малейший брак в работе — и все, можно начинать сначала и доказывать еще восемь лет, что работаешь на совесть и заслуживаешь высокое звание — поставщика Императорского двора. Но звание это стоило трудов. Получив звание Поставщика, а с ним и право изображать на «этикете» — так до революции именовалась этикетка — государственный герб России — двуглавого орла со скипетром и державой, промышленник получал серьезные льготы. Сам он мог получить дворянский титул, высочайшие награды России. Семье его даровались и рента, и протекция в устройстве детей в престижные учебные заведения. Но, что самое главное, фирма Поставщика двора Его Императорского Величества обретала солидные налоговые льготы, получала выгодные и престижные госзаказы. Государство всячески содействовало продвижению такого товара, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, абсолютно правильно полагая, что качественный товар — престиж и гордость великой России. А сам поставщик был обязан поддерживать и улучшать качество и расширять ассортимент продукции: положение обязывает! Некоторые компании являлись поставщиками Великих князей и ставили на флаконах их личные гербы. На большинстве парфюмерной посуды известных марок встречаются изображения медалей — наград, полученных на различных выставках и также являвшихся знаком качества и престижности. После учреждения в 1829 году и успешной работы первых выставок российских мануфактурных изделий стало возможным создать объективный механизм отбора лучших товаров, которые награждались Золотой, Серебряной, Бронзовой медалями, а также почетными дипломами.

Среди русских парфюмерных компаний поставщиками императорского Двора являлись товарищества Брокара, Ралле, Остроумова, Сиу, Буиса, стеклянный завод Ритинга.

Флакон от одекалона «Веяния весны»

Фабрика Брокара обладала 14 золотыми медалями, полученными на различных международных Выставках, была поставщиком Русского Императорского двора и Испанского королевского дома, на вывеске находились три государственных герба, подтверждающих высочайшее качество товара и признание в парфюмерном мире. На брокаровских флаконах с гордостью красовались: золотая медаль, полученная на выставке в Париже 1900 г., Большая золотая медаль, полученная на Всероссийской промышленно-художественной выставке, медали, которыми парфюмерию Брокара удостоили на выставках в Риге, Бостоне, Барселоне, Антверпене. На рекламных буклетах и листовках обязательно упоминались награды и грамоты. На флаконе прославленного Цветочного одеколона можно насчитать 10 выставочных медалей, обрамляющих герб Ее Импер. Выс. Марии Александровны Великой Герцогини Саксен-Кобург-Готской (фабрика Брокара являлась ее поставщиками). Увидев даже один флакон этой компании, можно с уверенностью сказать, что Брокар был действительно одним из лучших парфюмерных фабрикантов России конца 19- начала 20 века.

На одном из рекламных плакатов товарищества Ралле, указывается, что компания имеет 60 высших наград на выставках — многие современные парфюмерные фирмы могут только позавидовать подобному успеху. Коллекционеры, просмотрев несколько флаконов, непременно заметят, что поставщиком Императорского двора товарищество Ралле стало в 1865 году, а основана компания была в 1843 году, то есть парфюмеру понадобилось 18 лет труда, чтобы заслужить это высокое звание. Это единственное предприятие, получавшее четыре раза Государственный герб России.

Среди эмблем, встречающихся на парфюмерной посуде Ралле, — личный герб Его Величества Шаха Персидского; герб его Высочества князя Черногорского. На флаконе «Веяния весны» герб поставлен не только на этикетке, но и на пробке.

Флакон от одеколона «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года»

Флакон для одеколона «Наполеон I» в оригинальном исполнении. Этот флакон, изготовленный Брокаром, большая ценность для коллекционеров. Флакон от одеколона «Наполеон I»

>

Товарищество Сиу в 1912 году выпустило одеколон «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Пробка от флакона увенчана хрустальным орлом. И, несмотря на то, что этот орел не является изображением российского императорского герба — это не двуглавый орел, он несет в себе гордое и почетное символическое обозначение высокого статуса компании. Товарищество Сиу являлось поставщиком Императорского двора. Причем изначально звание поставщика Двора товарищество получило как кондитерское производство, но затем за высокое качество выпускаемой компанией «высшей парфюмерии» удостоился звания парфюмера Императорского двора. Сиу с гордостью заявлял на рекламе своей продукции, что это парфюмерия самого высокого качества, а подтверждением этого факта являлись императорские гербы, стоящие на флаконах.

Парфюмерная компания Келера не имела право ставить знак поставщика Императорского двора, поэтому на их флаконах вы не встретите орлов. Пробка в виде птицы на флаконе для одеколона не имеет никакого отношения к наградной символике — это изображение птицы является торговым знаком фирмы Келера.

Товарищество «В. К. Феррейн» ставило государственного орла как на этикетках к флаконам, так и изображало его рельефно на самом стекле.

Среди продукции, выпускаемой этой известной компанией, встречаются целые серии лаконичных по своему стилю флаконов без этикеток, с рельефным изображением орла и надписями.

Очень похожие парфюмерные флаконы выпускала фабрика Буиса. Менее крупные и известные компании обходились изображениями медалей, полученных на выставках.

Внимательно рассматривая парфюмерную посуду, можно многое узнать об истории русской парфюмерии.

По нескольким флаконам составляется представление о том, какие фирмы существовали в России конца 19- начала 20 веков, какую продукцию выпускали, кто являлся лидером на парфюмерном рынке. Изображение государственного орла и медалей на флаконе или этикетке являлось отличным рекламным ходом. Поместив изображение императорского орла на парфюмерную посуду, можно было уже не выпускать хвалебную рекламу, эмблема говорила сама за себя.

Покупатель, увидев этот символ, знал, что получит продукцию самого высокого качества и известной марки. Изображение орла, по сути, является прообразом современного знака качества.

Коллекционеры, несомненно, обратят внимание на интересную деталь: маститые парфюмеры на продукции более позднего периода уже не ставят изображение медалей — это, скорее всего, делалось по нескольким причинам: во-первых, этих медалей за долгую историю существования фабрики завоевано уже огромное количество и все поставить на флакон или этикетку просто невозможно, а во-вторых — это уже не «солидно», если фирма много лет является поставщиком Императорского двора — ставить медали для обозначения своего статуса уже не требуется, для этого хватит изображения государственного орла.

Коробочка ликодермина. ТэЖэ (наверху) и Товарищества Брокар (внизу)

Можно расставить эмблемы, подтверждающие знак качества, по степени их значимости: начинающие фабрики сначала ставили на флаконах изображения медалей, полученных ими на выставках, потом, по мере возрастания популярности их продукции, появлялись знатные заказчики — князья, правители иностранных государств, и на посуде ставятся изображения личных гербов высокопоставленных заказчиков, и, наконец, самые известные парфюмерные фабрики ставили на флаконах только изображения государственного герба, не считая важным полученные медали.

Стык эпох: флакон от одеколона «Нильская лилия» ТэЖэ (справа) 1919 г. и флакон Товарищества «Ралле и Ко»

По редким, чудом сохранившимся, образцам парфюмерной посуды можно собрать сведения об отечественных парфюмерах дореволюционного периода, о выпускаемой ими продукции, о положении какой-то конкретной компании на парфюмерном рынке — о многом может поведать флакон, нужно только внимательнее смотреть на символику.

В любой отрасли интерес к прошлому — недосужий интерес. Без осмысления прошлого невозможно развитие современного. К сожалению, в нашей стране в 20—30-е годы новое порой крушило все старое без разбора. Это особенно наглядно можно проиллюстрировать отношением к парфюмерной посуде и производству этикеток.

После октябрьского переворота и следовавшей за ним национализации предприятий огромные запасы флаконов, хранившихся на складах, были безжалостно и практически полностью уничтожены, поскольку несли на себе имена и товарные знаки старых хозяев, символику царского правительства. Именно по этой причине многие из них теперь стали большой редкостью, предметами элитарных коллекций.

После революции фабрики и товарищества, выпускавшие парфюмерную продукцию, были национализированы, многие из них вскоре прекратили свое существование — так как с началом гражданской войны потребность в парфюмерии отпала. Ушли в прошлое названия некогда прославленных парфюмерных фирм, и большинство из них стало выпускать мыло для красноармейцев.

С приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться. Возник государственный трест «Жиркость», объединивший несколько парфюмерных и косметических производств, в том числе знаменитые некогда фабрики Ралле и Брокара. В 1922 году фабрика Брокара обрела новое название: Государственный мыльнопарфюмерный завод «Новая Заря». В первые постреволюционные годы, особенно, в «раннем НЭПе», на этикетках одеколонов и духов, помимо своего названия, новые фирмы добавляли: «Бывшая Брокара», или «Бывшая Ралле», «Бывшая Сиу»…

Такие же названия ставились на стекле при изготовлении флаконов. Часто уже на отлитые по новым советским формам флаконы наклеивались старые этикетки. Оставались прежними и наименования многих товаров, к которым покупатель привык как к гаранту качества (это было естественным — увеличивало спрос). Среди парфюмерных изделий такими были духи «Кармен», «Букет моей бабушки», «Реноме», «Фуджи Сан» и др.

Только названия производств заменялись новыми. Вместе с отменой собственности происходит смена названий предприятий. При этом на многих из них товарный знак остается дореволюционным. НЭП резко изменил ситуацию в предпринимательстве, и в 1923 году появился декрет РСФСР «О товарных знаках» — товарные знаки нового периода или напоминали предшественников или несли революционную символику. После национализации предприятия были пронумерованы. В результате в Москве, Ленинграде и других городах появились парфюмерные заводы № 1, 2, 3 и т. д. Лишь позже им стали присваивать «революционные» названия. Например, в Москве: «Большевик» (бывшая фирма «Сиу и Ко»); «Новая Заря» (бывшая парфюмерная фабрика «Брокар») и т. д. В период НЭПа на флаконах и этикетках появились наименования различных кустарных и кооперативных предприятий: кооперативная трудовая артель парфюмерной фабрики, кооперативное объединение «Цыгпищепром» и др. Вскоре в стране образовываются крупные государственные объединения, изготовляющие и распространяющие промышленные и продовольственные товары: МСПО, «Моссельпром», «ТэЖэ».

И на флаконах того времени стали появляться оттиски с названиями. Достаточно курьезными выглядят парфюмерные флаконы с «загадочными» надписями: ТэЖэ, МСПО. Отношение к этикеткам и флаконам резко меняется. Идеологи большевизма приходят к выводу: «считаясь с установленным фактом, что тиражность упаковок, потребляющих сотни тонн бумаги, в несколько раз превышает количество бумаги, затрачиваемой на издание книг в СССР, необходимо максимально использовать упаковочные оформления для пропаганды текущих общеполитических задач, стараясь увязать их с содержанием товара».

В соответствие с подобными установками правительства и началась борьба со старыми, сложившимися традициями оформления флаконов.

Запахи оставались прежними, а вот флаконам и этикеткам пришлось кардинально поменяться: фривольные дамы, легкомысленные нимфы и цветы стиля модерн не соответствовали строгому духу времени и требованиям «советского народа». Некогда считавшиеся образцом художественного стиля и лучшими представителями парфюмерного искусства, флаконы объявили «буржуазными» и чуждыми советской республике.

Одеколон «Северный». Начало ХХ века.

Дизайн некоторых флаконов сохранили прежним. Примером парфюмерного долгожительства может послужить одеколон «Северный». Его оригинальный флакон исполнен в виде айсберга, а пробка представляет собой белого медведя, стоящего на вершине снежной глыбы. Дизайн флакона одеколона поменялся незначительно. До революции грани айсберга были вогнуты внутрь флакона, а в постреволюционное время их сделали выпуклыми. В таком виде флакон просуществовал до наших дней.

Усердие в этой борьбе доходило до полного абсурда. Использование орнамента или изображение цветка на парфюмерной этикетке объявлялось не только насаждением мещанства, но и приравнивалось к «идеологическому вредительству». Товарные знаки старых русских и иностранных фирм расценивались как примеры «капиталистических, неприемлемых в наших условиях элементов».

Флаконы с изображение гербов и эмблем, указывающих на поставщиков императорского двора, безжалостно уничтожались как принадлежность к враждебному миру. Царская символика сменилась на советскую.

Оформители этикеточной продукции, потребители с удивлением узнавали, что этикетка для мыла «Москвичка» оформлена в духе «феодально-помещичьей тематики», а этикетка для мыла «Детское» имеет «сентиментально-мещанскую стилизацию».

Изящный тонкий стиль флаконов для одеколона, отвечающий его ароматическим свойствам, критиковался как предназначенный для «буржуазного потребителя». Жесткой критике подвергались многие действительно прекрасные стилевые решения западных и старых русских мастеров. Они представлялись «порочными образцами буржуазной культуры».

Различные оберточные хрустящие, вощеные бумаги, пропитанные ароматом духов, исключили из производственного процесса, ибо они использовались буржуазными предпринимателями в рекламных целях. Обертки для мыла, наклейки к одеколону, к различным косметическим товарам и предметам, золотой шрифт и золотые поля обертки использовались, по мнению пролетариата, специально для возбуждения эротического чувства, представления о роскоши, богатстве, исключительном качестве товара… С другой стороны: «…Коробка для перца отражает новую коллективизированную деревню, причем она подается в образе горького перца для капиталистического мира». Вероятно, представители последнего должны были содрогаться при виде этикеток для мыла «Пролетарское» или «Колхозница».

В 20—30-е гг. XX века в период советской борьбы за экономию и изживание буржуазных привычек, этикетки делались на бумаге низкого качества, с минимумом красок, деталей и информации. Товарные знаки старых русских и иностранных фирм расценивались как примеры «капиталистических, неприемлемых в наших условиях элементов».

Время нэпа было скоротечным, и парфюмерия того периода является по-своему оригинальной, как все то, что создается на стыке социальных эпох. Сегодня кажутся забавными некоторые образцы парфюмерии начала 20-х годов. Например, флакон одеколона «Новая Заря», на этикетке которого изображены рабочий и колхозница, устремившие взгляды на занимающуюся зарю. На заднем фоне — фабричные трубы, из которых валит дым и летит в сторону поднимающегося солнца.

Время показало, что огульное уничтожение предшествующей культуры во имя создания культуры пролетарской отрицательно сказалось и на развитии оформления этикеточной продукции и парфюмерной посуды, привело к появлению примитивных шаблонов, абсурдных решений.

В годы первых пятилеток на этикетках, упаковках появляются новые наименования косметических и парфюмерных товаров: мыло «Ударница», «Рассвет», «Пролетарское», одеколон «АМО» (Московское автомобильное общество).

Символика на парфюмерной посуде советского периода заметно отличается от дореволюционной символики не только по внешнему виду, но и несет в себе совершенно другую функцию.

На флаконах активно используются новые элементы советской геральдики: красные знамена (символ победы и единства народа) и ленты, колосья (как символическое изображение богатства и плодородия молодого советского государства), шестерни (техническая мощь страны), пятиконечные красные звезды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы. Часто на парфюмерных этикетках рисовали молодых девушек-спортсменок (олицетворяющих духовное и физическое здоровье нации). Популярными были изображения Кремля — как основного неофициального государственного символа.

Этикетки и названия парфюмерной продукции часто посвящались юбилеям Октябрьской революции и другим политическим праздникам, съездам компартии и т. д. Вскоре на них стали отображаться события культурной жизни и достижения в области науки и техники, например: «800-летие Москвы», запуск первого искусственного спутника земли и др. При этом вся упаковка и названия еще на стадии эскиза проходили тогда огромное количество всевозможных «утверждающих» комиссий, а перед печатанием еще и в обязательном порядке проходили государственную цензуру.

На этикетках появляются знаменитые цитаты и портреты наших вождей. Парфюмерная посуда на многие годы превращается в мощное орудие пропаганды и идеологизации страны. Герб, флаг, символы власти и режима в СССР играли важнейшую роль в качестве открытой пропаганды. Подобная тенденция сложилась в результате политических задач руководства: советскому правительству необходимо было в кратчайшие сроки превратить всю «темную народную массу» в культурное общество, способное поднять страну, развить науку и культуру.

Для этого требовались простые, доходчивые и действенные методы пропаганды: лозунги, клише, вбивавшиеся в головы плакатами, этикетками, символикой.

Надо сказать, что к оформлению этикеток и к дизайну флаконов в 20—30-е годы привлекались многие известные художники: С. Чехонин, М. Андреев, А. Зеленский, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, Е. Хигер, И. Фомина. К сожалению, тенденциозное увлечение агитационным оформлением этикеток захватывало и этих больших мастеров.

Подарочный набор «Золотая звезда» Подарочный набор «Золотая звезда»

Итак, можно с уверенностью констатировать, что корни сложившегося в Советском Союзе отношения к этикетке и упаковке следует искать в 20—30-х годах, когда велась поистине смертельная борьба с «буржуазной упаковкой, этикеткой». И в этой борьбе большевики, увы, победили.

У современных российских специалистов утрачены традиции в области создания достойной упаковки для парфюмерных композиций: за редким исключением советские флаконы поражали своей одинаковой четырехгранной «одеколонной формой» и однотипными названиями, в качестве которых выступали либо мужские, либо женские имена (всем памятны популярные некогда «Саша» и «Наташа»), либо времена года или названия цветов.

Несмотря на господство стиля социалистического реализма, в СССР сохранилась старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Одно из старейших предприятий «Новая заря» активно использовало подобные элементы декора, как в фирменных новинках, так и при восстановлении некогда известных марок. Клееные футляры объемной, вычурной формы с богатой шелковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона — типичные элементы промграфики дореволюционного периода. Примечательно, что вплоть до конца 60-х гг. 20 века они существовали как неотъемлемая часть советского стиля. В начале 20 века еще создавались флаконы, несущие в себе эстетическую функцию, а не пропагандистскую. Дизайн молочно-белого флакона с росписью в виде побега цветущего растения, разрабатывался так, чтобы привлекать внимание мужчин. Срабатывал тонкий расчет, что мужчины будут покупать такую красоту для женщин, чтобы увидеть восхищение в их глазах.

В начале ЗО-х годов стало очевидным официальное деление искусства на признанное, полупризнанное и непризнанное. Сложившаяся шкала ценностей в искусстве строго ограничивала круг тем, жанров, сюжетов, а соблюдение этих установок приравнивалось к всенародному одобрению.

Все это касалось не только живописи, скульптуры и архитектуры. Флаконы для духов были выдержаны в том же духе. Тема праздника прекрасно вписывалась в круг разрешенных. Коллективный труд, отдых и спорт, счастье от выполненной трудовой задачи были темами, которые приветствовались в искусстве. Флаконы с одеколоном и духами были близки по роли в интерьере к фарфоровым фигуркам: их берегли как украшения. Духами пользовались только в особых случаях. Самый известный парфюмерный магазин в Москве находился на углу Тверской улицы и Камергерского переулка.

До 1917 года в Москве работали две парфюмерные фабрики, позже переименованные в фабрики «Свобода» и «Новая Заря». Надо отдать должное флаконам для духов с притертыми, выточенными вручную пробками — они были действительно красивыми. В 50—60-х гг. в СССР изготавливали флакончики для театральных сумочек — это были миниатюрные создания, украшенные сканью, эмалью, камушками. И в советской России стремление к красоте было непреодолимо.

Очень модными (с поправкой на то, что само слово и понятие «модный» исключалось из лексикона граждан молодого советского государства) в советское время были флаконы из дерева: после токарной обработки на них наносилась резьба, сверху флаконы покрывали красками.

Духи «Красная Москва»

Парфюмерная посуда и этикетки в 60-е годы во многом оставались в традициях 30-х годов. Среди художников в этот период работали мастера, отошедшие в своем стиле от авангардизма 20-х годов.

В большинстве своем этикетки исполнялись в стиле социалистического реализма. На них изображали цветы, фрукты, овощи и т. д. Однообразно оформленные этикетки и простой дизайн флаконов не привлекали интереса покупателей.

Да это и не нужно было производителю в условиях плановой экономики, отсутствия частного предпринимательства и, соответственно, конкуренции.

Парфюмерная посуда стала частью политической игры и символика, которую изображали на флаконах, сыграла здесь ведущую роль.

«Новая Заря»после Октябрьской революции 1917 года была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод № 5. К счастью, столь безликое название не прижилось. В 1922 году постановлением Совета Народных Комиссаров и ВСНХ помещение фабрики было передано фабрике «Госзнак». По совету М. И. Калинина рабочие отстроили развалины бывшей обойной фабрики Сладкова, и 1 ноября 1922 года открылся «Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря». А в 1925 году Август Мишель свое произведение «Любимый букет Императрицы» назвал «Красной Москвой». В 1941 году один из цехов был эвакуирован в Екатеринбург, из которого в последующем образовалась фабрика «Уральские самоцветы». В послевоенные годы начинается новый этап в развитии «Новой Зари». Растет объем производства, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. В это время фабрика выпускает более 200 наименований товаров, что составляло 64 % всей парфюмерной продукции СССР. Легендарная «Красная Москва», «Злато скифов», «Черный ларец», «Голубой ларец», «Каменный цветок» и многие другие были безоговорочно почитаемы и любимы.

В парфюмерном наборе «Черный ларец» сами флаконы выполнены в простой четырехгранной форме, но пробка стилизована под кремлевские башни. Подарочная коробка изображает старинный ларец, на котором нарисован московский кремль.

Можно с уверенностью сказать, что перемена царской символики на символику советского государства, полностью изменила не только внешний вид, но и смысловую контрибуцию. До революции изображение герба или медали на флаконе говорило потребителю о высоком качестве продукции, о высоком ранге парфюмерной компании. В СССР не было необходимости помещать символику, говорящую о высоком классе продукции, так как все, что производилось в Советском Союзе, априори, было самого высокого качества. Символика несла в себе либо пропагандистские функции, либо просто подчеркивала тот факт, что это продукция, произведенная в Советском Союзе.

Флаконы могут многое сказать и о классе парфюмерной продукции. От принадлежности к тому или иному классу зависело качество самих духов и способ производства флаконов. Флаконы и упаковочный материал, разработанные с привлечением профессиональных дизайнеров, как правило, являются признаком продукции класса «люкс».

Именно здесь можно встретить настоящие произведения искусства в виде флаконов, для разработки дизайна которых приглашались специалисты с мировым именем. При производстве упаковки для парфюмерии данного класса используются материалы высочайшего качества: флаконы изготавливаются из дорогостоящего стекла на заводах с вековыми традициями. Безусловно, такая упаковка существенно повышает окончательную стоимость содержащейся в ней ароматической жидкости.

При производстве флаконов для парфюмерии более дешевой, рассчитанной на потребителя среднего класса, продукция в большинстве случаев разливается в стандартные флаконы, приобретаемые на заводах — производителях данного упаковочного средства. На сегодняшний день в России таких заводов практически нет, да и отечественные фирмы, профессионально занимающиеся дизайном парфюмерной посуды и упаковки, можно пересчитать по пальцам. Изготавливаются такие флаконы из недорогого, не самого высокого качества стекла; то же самое касается и картона. При разработке упаковки материалы подбираются таким образом, чтобы флакон по стоимости не превышал сами духи. Поэтому фирмы, занимающиеся производством парфюмерии данного класса, не затрудняют себя тщательной разработкой дизайна флаконов: это требует крупных капиталовложений и определенных затрат.

Безусловно, парфюмерная посуда является чем-то большим, нежели простой тарой для ароматической жидкости — флаконы говорят об эпохе, о людях и о временах. Они могут стать своеобразным проводником в историю. Надо только внимательней смотреть на этикетки и сами флаконы, на встречающуюся на них символику.

К сожалению, на сегодняшний день ведущие российские парфюмерные компании не занимаются разработкой эксклюзивной парфюмерной посуды, а заказывают уже готовые флаконы (чаще всего за границей). И это несмотря на то, что крупные компании с удовольствием приобретали бы парфюмерию, разлитую во флаконы с корпоративной символикой. Нам представляется, что подобные вещи приобрели бы большую популярность, ведь тогда флакон станет не просто посудой, а вещью, несущую в себе скрытый смысл и историю.

В следующих номерах планируется продолжить публикацию статей, посвященных вопросам символики на парфюмерных флаконах. Приглашаем к сотрудничеству заинтересованных лиц: коллекционеров, производителей. С интересом выслушаем ваше мнение и ответим на вопросы.

Академия русской символики «Марс» предлагает свои услуги по разработке дизайна парфюмерной посуды с личной или корпоративной символикой.

В статье использовался материал из книги Кожаринова В. В. «Русская парфюмерия XIX-начало XX века». — М., 1998.

 

наверх