Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 3 2006 г.

Василий ГЕРАСИМОВ,
кандидат исторических наук

Из истории Отечественной морской авиации

Более чем девяностопятилетний период нахождения в составе отечественного Военно-Морского Флота морской авиации нашел свое отражение и в одной из вспомогательных исторических дисциплин — фалеристике.

Четкую градацию нагрудных военных знаков провести довольно непросто. На практике можно использовать подобную классификацию по В.А. Борисову.

Эта классификация условно делит все нагрудные знаки на наградные и информационные. Наградные, в свою очередь, подразделяются на три группы: «за отличие», «памятные», «классификационные». Информационные также включают три группы: «за окончание военно-учебных заведений», «членские» и «должностные». При этом такое деление знаков автором труда «Нагрудные знаки советских Вооруженных Сил 1918—1991» рассматривается только по отношению к официальной системе нагрудных знаков. К ним В. А. Борисов относит только те знаки, которые имели официальный статус, «то есть были учреждены приказами или директивами высшего военного руководства страны или вышестоящими государственными органами, и были объявлены в приказах военного ведомства».

Как и любая классификация, так и вышеприведенная носит «несколько искусственный характер», о чем сам автор и указывал в своем труде.

При рассмотрении истории морской авиации России путем привязки к каждому конкретному периоду истории или историческому событию одного, нескольких или целой группы знаков соответствующей тематики использовать вышеуказанную систему классификации знаков практически не представляется возможным, за исключением отдельного рассмотрения группы, так называемых, официальных знаков. Поэтому по отношению к этой группе знаков мы и воспользуемся «классификацией по Борисову».

Знак «Военный летчик»

Первая символика у российских военных летчиков появилась незадолго до начала Первой мировой войны. В частности, в конце 1913 года был учрежден нагрудный знак «Военный летчик». Его рисунок и описание были введены в действие приказом по Военному ведомству от 26 ноября (13.11 — по ст. стилю) 1913 года за № 639. Знак представлял собой серебряный оксидированный венок из дубовых и лавровых ветвей, поверх которого закреплены два перекрещивающихся меча. В месте пересечения мечей расположен щит с изображением государственного герба, сверху щита — императорская корона, а по бокам — символизирующие авиацию крылья. Среди выпускников учебных центров Военного ведомства и частных авиационных школ были и флотские офицеры, получавшие звание военного летчика или военного наблюдателя. Но в отличие от офицеров Военного ведомства, на морских офицеров не распространялось право ношения специального учрежденного нагрудного знака для авиаторов армии.

Однако, такое положение дел сохранялось недолго — вскоре появился первый официальный знак морской авиации. Уже 10 августа 1914 года был введен в действие первый официальный документ морской авиации — «Положение о службе авиации в службе связи». В соответствии с пунктом 64 раздела IV «О прохождении службы чинами службы авиации» указанного положения, офицеры, получившие звание морского летчика, имели право на ношение на правой стороне груди своего особого отличительного знака.

Знак «Морской летчик»

А вскоре был учрежден и сам знак «Морской летчик». Из нескольких вариантов знака «Морской летчик» морской министр адмирал И. К. Григорович выбрал самый первый и представил его императору Николаю II. 11 февраля (29 января — по ст. стилю) 1915 года знак «Морской летчик» был высочайше утвержден. Знак изготовлялся из серебра и представлял собой круг, образованный якорной цепью, на котором крепился вертикально поставленный адмиралтейский якорь с распростертыми крыльями.

Мне лично в частных коллекциях по фалеристике российского флота и его авиации не удалось пока встретить настоящий экземпляр данного знака.

Но воспроизведенный во второй половине 90-х годов XX-го века новодел знака «Морской летчик» образца 1915 года пользуется в настоящее время большим спросом у коллекционеров и представителей морской авиации ВМФ России.

В некоторых изданиях по фалеристике упоминается, что в годы Первой мировой войны был еще и «совмещенный» вариант знака «Морской летчик». Он встречался крайне редко. От утвержденного 11 февраля 1915 он отличался только одной, но существенной деталью — на фоне якоря и распростертых крыльев имел два скрещенных меча. По всей видимости, этот знак вручался авиаторам, имевшим звания военного и морского летчика. Образцы таких авиационных знаков делались по аналогии со знаками Минного и Артиллерийского офицерского классов, в композиции которых также имелись совмещенные элементы обоих знаков.

Даже с включением знака «Морского летчика» образца 1915 года, группа официальных знаков морской авиации России все равно продолжает оставаться самой малочисленной в фалеристике отечественной морской авиации, но от этого не менее значимой и интересной. В свой состав она включает всего пять фалеронимов, первым из которых и был знак «Морской летчик» образца 1915 года.

Следующих официальных знаков морской авиации пришлось ждать почти тридцать лет. Приказом Народного комиссара ВМФ от 22 мая 1943 года № 180 были введены два знака «Командный состав авиации ВМФ» (для летного состава) и «Командный состав авиации ВМФ» (для инженерно-технического состава). Однако просуществовали они недолго.

Знак «Командный состав авиации ВМФ» (для летного состава) Знак «Командный состав авиации ВМФ» (для инженерно-технического состава)

Приблизительно через полтора года, по ходатайству маршала авиации С. Ф. Жаворонкова приказом НК ВМФ от 14 октября 1944 года № 446 были введены нагрудные знаки «летно-технического состава ВВС ВМФ» с отменой предшествующего приказа 1943 года. Небольшое расхождение в названии знаков позволило в тексте приказа утвердить положение о том, что они выдаются только лицам, окончившим военно-авиационные учебные заведения. Носились знаки при всех формах одежды, кроме шинели, плащпальто и специального летно-технического обмундирования, на правой стороне груди на клапане кармана. Выдавались бесплатно с отметкой в вещевом аттестате. Предусматривалась и повторная выдача, но уже за плату. Просуществовали знаки до 1954 года. В историю эти знаки вошли под правильным названием как нагрудный знак «Авиационные учебные заведения ВМФ (для летного состава)» и как нагрудный знак «Авиационные учебные заведения ВМФ (для технического состава)».

Знак «Авиационные учебные заведения ВМФ (для летного состава)» Знак «Авиационные учебные заведения ВМФ (для технического состава)»

И, наверное, не просто так главная ударная сила советского флота — морская авиация, была отмечена таким количеством официальных знаков именно в период Великой Отечественной войны. Смею предположить, что с этим напрямую связана и результативность морской авиации в годы войны. Не стал бы иначе лишний раз командующий ВВС ВМФ маршал авиации С. Ф. Жаворонков тревожить по этим вопросам наркома Военно-Морского Флота Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Судите сами: морские авиаторы потопили в годы Великой Отечественной войны 839 кораблей и судов противника, повредили 681 плавсредство врага, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 5509 самолетов противостоящих сторон. «В Великой Отечественной войне авиация ВМФ была самым активным родом сил ВМФ. Она потопила 67 % кораблей и 57 % транспортных судов противника из числа потопленных всеми силами флотов за годы войны» — сообщает в книге «Морская авиация России» полковник в отставке А. М. Артемьев.

Указанные знаки летного и инженерно-технического состава пользовались очень большой популярностью в частях, объединениях и соединениях морской авиации. На фотографиях периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет знаки образца 1944 года стали обязательным атрибутом, который наряду с боевыми орденами и медалями размещался на кителях и тужурках флотских авиаторов.

После 1954 года официальных нагрудных знаков морской авиации больше не создавалось. Предпринимались попытки их учреждения, но они в конечном итоге в лучшем случае заканчивались выпуском пробной партии знаков без необходимого утверждения соответствующей инстанцией. Одним из подобных неофициальных знаков был изготовлен в начале 90-х годов XX-го века.

Знак «Офицеров авианесущего корабля»

Нагрудный знак «Офицеров авианесущего корабля», хотя и не приобрел официальный статус, но обозначил новый этап в развитии отечественного Военно-Морского Флота — создание авианесущих кораблей группового базирования морской авиации «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Этот знак заказали моряки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 1991 году на Ленинградском монетном дворе. Знак увидел свет уже в следующем — 1992 году и его тираж составил 3000 экземпляров. Причем знак был выполнен в двух вариантах — для командного состава (желтого цвета) и инженерно-технического состава (белого цвета).

В настоящее время представители морской авиации на военной форме одежды используют в основном общепринятые квалификационные знаки военных специальностей. Тех нарушителей формы одежды, которые носят на флотских тужурках морские авиационные знаки периода Великой Отечественной войны, с каждым годом в строевых частях флотской авиации становится все меньше и меньше.

Уволившиеся в запас морские офицеры не расстаются с этими знаками, а так как они давно не выпускаются, то сегодня превратились уже в настоящий военно-морской антиквариат.

Не пора ли сегодня восполнить этот пробел и учредить новый (новые) знак (знаки) для личного состава морской авиации России? Думается, пора. Именно сейчас, когда актуальнейшей задачей является воспитание личного состава авиационных организационных структур флота на примерах из героической и славной истории отечественной морской авиации и когда так много начинает говориться о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации. В данном случае военная символика и официальные нагрудные знаки должны помочь в решении указанной задачи.

 

Литература:

  1. Фалеристика // Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986. С. 773.
  2. Борисов В. А. Нагрудные знаки советских Вооруженных Сил 1918—1991. М.: «ФАРН», 1994. С. 6, 7.
  3. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 249. Оп. 1. Д. 92. Л. 157.
  4. Артемьев А. М. Морская авиация России. М.: Военное издательство, 1996. С. 193.

 

наверх