Светлана ГЛАДЫШ, член Союза писателей России и Международной федерации журналистов
Знаки служебного собаководства
Знаков служебного собаководства огромное количество. На мой взгляд, самый эффектный из них тот, где в золотистый пятиугольник вписан щит, на зеленом фоне которого выступает золотой же профиль немецкой овчарки — классический символ на все времена — служебной собаки. Края щита окаймлены красной лентой с надписью «Клуб служебного собаководства ДОСААФ». Вверху щита червленое имя города «Москва». И в самой вершине пятиугольника — красная пятиконечная звездочка, напоминающая о заслугах военных собаководов. Строгий и одновременно яркий, изящный знак.
Но чаще дизайнеры предпочитали круглую форму. Иногда овчарка красовалась в фас, иногда — чеканили традиционный профиль. Есть среди наших московских клубных регалий знаки с «хитринкой». Один такой, весьма любопытный. В центре медно-золотистого круга — профиль собаки, за которым во всю высоту диска яркая буква «К». Эту композицию замыкают две дуги — зеленая и красная. Они легко читаются как две буквы «С». Все ясно без надписи.
Позже появились клубные значки по породам. Однако значок мог получить каждый член клуба, — просто за членство. А вот жетон, подтверждающий определенную степень образования собаки и ее хозяина, надо заработать, надо попотеть. ОКД — общий курс дрессировки, где осваиваются основные интеллектуальные и физические азы работы с собакой. ЗКС — следующая ступень, защитно-караульная служба, в процессе обучения которой становится ясно — годится твоя собака защищать и охранять, или — вековать ей свой век на диване. Сдашь экзамен на отлично — получишь жетон первой степени. До начала восьмидесятых годов прошлого века это был великолепный строгий жетон золотистого цвета в форме щита. Все поле щита занимал классический профиль овчарки, шею которой обрамляли лавровые веточки. Римская цифра I красного цвета — не оставляла сомнений в способностях собаки. Жетон второй степени отличался лишь цифрой II зеленого цвета.
Позже — в восьмидесятые годы — их сменили круглые жетоны, красного и синего цвета. На фоне — овчарка, сидящая в профиль и полный рост.
Если упорным трудом и терпением можно добиться высоких результатов в обучении, то в вопросах экстерьера рассчитывать можно исключительно на маму с папой. Или на бабушку с дедушкой. Ранее в клубе служебного собаководства в младшем классе — от 10 месяцев до полутора лет — оценки «отлично» не полагалось: щенки и подростки — еще не ясно, что из них получится в итоге, несмотря на заявку от природы. И самая высокая оценка в этом классе была — «очень хорошо». Собака награждалась малой золотой медалью. И это была действительно золотая медаль! Посмотрите — как все элегантно и достойно. Золотой круг, профиль овчарки и лавровая ветвь. По краю медали вдоль всего диаметра выбито «Федерация служебного собаководства СССР». Оценка «отлично» выставлялась в старших и средних возрастных группах. Большая золотая медаль отличалась от малой только размером.
Особо выдающимся собакам, прошедшим бонитировку и включенным в класс «элита», присуждался особый знак — медаль «Племенная собака» грушевидной формы и золотистого цвета, на оборотной стороне которого имелось тиснение знака ДОСААФ — звезда на скрещенных винтовках, внизу — якорь, вверху — самолет. И надпись «Федерация служебного собаководства СССР».
Потом — как и жетоны за образование — эти медали сменили на знаки попроще — кругляши красного и синего цвета с надписью «экстерьер», на которой стоит в полный рост золотая или серебряная овчарка. Зато эти награды имели оборотную сторону, где располагается тисненый фирменный знак ДОСААФ.
К полувековому юбилею служебного собаководства СССР — 1974 г. — выпущена специальная медаль. Этот знак получали клубы и выдающиеся деятели отечественного собаководства.
Разумеется, имеется такая медаль и в московском КЮСе. Но Клуб имени Никиты Федоровича Карацупы — народ заслуженный, и не были бы они кюсовцами, если бы не создавали собственные знаки отличия. (Шевроны, нашивки, погоны, вымпелы — это само собой). Вот золотой треугольничек с классическим профилем собаки. Красным выбито «25 лет», края знака обрамляют лавровые веточки.
Распалась великая держава, и нашему государству, казалось, не было дела ни до охраны границ, ни до детей (которые почему-то упорно передавали на охрану рубежей и в армию собак — столько, сколько могли). И тогда кюсовцы перешли на простенькие алюминиевые знаки. В самый тяжелый год, когда защитников Отечества не пинал в России только ленивый: со страниц печати, экранов TV и уст политиков и некоторых литераторов лились потоки бесстыдной лжи в адрес собственных дедов и отцов, ветеранов Великой Отечественной, — именно в это самое время воспитанники Шерешевской насобирали денег и выпустили знак к 29-летию. С гордой надписью по диаметру «Клуб юных собаководов имени Героя Советского Союза Н.Ф. Карацупы. Москва — 1992 г.»
Дети дали всему нашему обществу урок: великолепный урок гражданственности. Дорогого стоит такой знак!
Сегодня именно за этим простеньким дешевым значком безуспешно гоняются коллекционеры-собаководы. И не только они.
наверх
|