Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 4 2006 г.

Светлана ГЛАДЫШ,
член Союза писателей России и Международной федерации журналистов

Офицеры

Стефан Цвейг утверждал, что свершенное человеком следует оценивать, прежде всего, «теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха». Если положиться на мнение великого писателя, то создатели отечественной «Энциклопедии собаководства» заслуживают величайшего уважения и высокой государственной награды.

Начало девяностых ХХ века… Рухнувшая держава и «прозрачные» границы новой России. Продолжается бесстыжая пляска на могилах участников Великой Отечественной войны и мордование тех, оставшихся в живых, победителей, которые в одночасье превратились в «оккупантов». Молодые отморозки, завидев старика при орденах и медалях, вырывали с мясом политые кровью награды. Да, так было, и забывать об этом мы не имеем права. Телевидение поливает «красно-коричневой» слюной своих отцов и дедов, освободивших мир от фашизма, и волна ненависти обрушивается на современную армию. И в это время всеобщего помутнения общественного разума два кадровых пограничника, Валериан Никитович Зубко и Алексей Андреевич Алексеев, начинают невероятный и неподъемный проект — они намерены составить и выпустить в свет кинологическую энциклопедию, первую в истории России.

Зубко, заслуженному ветеринарному врачу РСФСР, который начал службу на дальневосточной границе, а после войны шестнадцать лет руководил военно-ветеринарной службой и службой собак Пограничных войск КГБ СССР, в девяносто третьем, когда приступили к работе, исполнилось 80 лет. Алексееву — 66. Кинолог высочайшего профессионального уровня, долгое время преподавал в знаменитом Алма-атинском высшем командном училище пограничных войск СССР. Теперь это уникальное учебное заведение отошло другому государству. Однако по его книгам «Дрессировка служебных собак» по сей день обучаются пограничники стран содружества.

О том, чтобы кто-то заинтересовался пособием для армии и границы, и речи не могло быть. «Помилуйте — какая армия?»; «Граница? — ее вообще в нашем государстве упразднили». Пенсии в те годы старики нашей страны получали с колоссальными задержками. Андрею Алексеевичу частенько приходилось ездить в Москву на электричке. Валериан Никитович, которого начинало подводить зрение, работал с лупой: автор многих статей будущей энциклопедии, он вычитывал КАЖДУЮ рукопись — две тысячи пятьсот с лишним статей! Алексеев собственноручно перечитывал и набирал выправленные рукописи, и вновь перечитывал и набирал (и так не один раз!) всю энциклопедию — вдумайтесь — почти 60 печатных листов! Им же превосходно выполнены ВСЕ рисунки и ВСЕ схемы энциклопедии — числом 320! Выполнить эту работу бесплатно или за те гроши, которые из личных средств могли выделить наши офицеры, желающих не нашлось. Но, по счастью, пришли авторы-добровольцы, десятки людей — медиков, ветеринаров, военачальников, офицеров-кинологов, пограничников, поддержавших неукротимых энтузиастов. И на без малого пять лет крохотная «однушка» Зубко в Чертаново превращается в ставку командующего на передовой.

Наконец энциклопедия подготовлена. И начались хождения по мукам. Целый год обивали пороги различных издательств офицеры-пограничники, доказывая необходимость такого пособия для потребностей армии, границы, милиции, словом — для тех, «чья профессия — Родину защищать». И лишь «Терра — Книжный Клуб» взялась напечатать энциклопедию. Тогдашний генеральный директор издательства Ирина Львовна Шурыгина, молодая и обаятельная женщина, на слова благодарности в день презентации книги ответила: «Это вам спасибо — что вы такие у нас есть». И тут же заговорила, что необходимо второе издание. Потому что энциклопедия разошлась, едва появившись на прилавках.

И вновь все как в первый раз. Нет, почти как в первый раз. Статей теперь более 2600, число пород приблизилось к 400. Все схемы и рисунки выполнены, разумеется, Алексеевым, а в верхнем углу каждой из страниц радует душу бегущая восточно-европейская овчарка.

Только вот Валериан Никитович совершенно ослеп и Алексей Андреевич читает ему каждую из двух тысяч шестисот статей, где более сотни — новых. И Зубко, опытный литератор — не зря же он четверть века издавал сборник «Клуб служебного собаководства» — просит: «Ну-ка, повтори этот абзац, Алексей Андреевич». Или: «А вот здесь, пожалуй, надо написать так…». И снова квартира в Чертаново — штаб на передовой.

Энциклопедия хороша как пособие для обучения специалистов-кинологов, все нужное для себя найдут инструкторы по племенной работе, судьи-эксперты. Породы собак — охотничьих, служебных и декоративных — представлены в этой книге от широко известной немецкой овчарки до незнакомой нам древесной теннессийской тигровой охотничьей собаки или декоративной крошки бишон-фризе. Благодаря этой энциклопедии возвращены миру и науке имена выдающихся отечественных ученых, таких, как Всеволод Васильевич Языков, инициатор службы собак в РККА и уголовном розыске. Его книги «Военная собака», «Курс теории дрессировки собак» были в тридцатые годы запрещены, имя Языкова исчезло отовсюду, — как и сам он, как тысячи военных специалистов…

И военному собаководству и опыту Великой Отечественной войны уделено заслуженное место. Перечислены все виды служб — минно-розыскная, подрывная, санитарная, связи и другие. Не забыты и заслуги наших подразделений, где служили четвероногие солдаты. Вот некоторые данные. 4500 санитарных упряжек, где служили 15000 собак, действовали на фронтах Великой Отечественной войны. Ими вывезено с передовой 680000 раненых. Истребители танков — 300 танков. Доставлено 200000 донесений, размотано 7883 километра телефонного кабеля. 4000000 мин обнаружено с помощью четвероногих саперов, и 394 минных поля, проверено 1223 площади, разминировано 15000 километров дорог.

Страна потихоньку приходит в себя. Занялись и государственной границей, хотя должным образом обустроены далеко не все. Служат зеленые фуражки, как и всегда — достойно, но и по сей день ощущается недокомплект собак и квалифицированных офицеров. И тем более так нужна эта книга, равной которой, по общему мнению специалистов, в нашей стране и за рубежом не издавалось. Но кто возьмется, кто пойдет на риск при переполненном книжном рынке на собачью тематику. И снова на помощь пришла «Терра», уже с новым генеральным директором, Сергеем Александровичем Кондратовым, причем в непростое для издательства время — они переезжали, строились. Оценив по достоинству значимость и уникальность предлагаемого издания, Кондратов согласился выпустить «Энциклопедию» тиражом 2000. Но с условием — под гарантию, что тираж разойдется. Зубко и Алексеев дали слово офицера. И к нужному дню календаря «Энциклопедия» вышла в свет. Год Собаки мы — Алексей Андреевич и я — встречали дома у Валериана Никитовича. На столе — роскошное издание «Энциклопедия собаководства». На обложке красуется огненно-рыжий ушастый Бигль.

— Говорят, красиво получилось? — Зубко, нащупав книгу, поглаживает обложку обеими руками. — Как думаешь, Света?

— Очень, — проглатываю комок в горле. — Прекрасное издание, Валериан Никитович.

— Ну и, слава Богу.

P.S. Энциклопедия разошлась среди специалистов мгновенно. Досталось это супернужное пособие малой толике военных кинологов. Предельно ясно, — изданием следует озаботиться государству. Или Олимпийские игры нам дороже защиты Отечества?

 

наверх