Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 5 2007 г.

Илья БЕРЕЗКИН (Московский пехотный полк, 2-я гр. рота. Москва)
Фото Олега ПОЛЯКОВА (Л-Гв. Семеновский полк. Москва).

Доронино — это такое место, где история оживает.

О задумке Владимира Петрова (командир военно-исторического клуба «10-й эскадрон Павлоградского гусарского полка») создать на Бородинском поле живой музей крестьянского и военного быта, я услышал давно, еще летом 2005 г., когда этот проект находился в начальной стадии. А вот самому побывать и, что называется, воочию увидеть это удалось только в начале этого года. Не скрою, что поначалу я, много раз бывавший в музее-заповеднике «Бородинское поле», расценивал слова «сюда невозможно добраться на автомобиле», не более чем как шутку, розыгрыш. Однако когда я подъехал к дому Володи в деревне Шевардино, он сказал: «До железной дороги вещи довезем, а дальше пешком».

Солдат 9-го легкого полка

Действительно, ни на каком транспорте, непосредственно к дому подъехать нельзя. Но от асфальтированной дороги до дома-музея не более 300 метров, и для любого посетителя пройти их не составит особого труда. Однако этим самым создается определенный и весьма важный для нас, реконструкторов (1), исторический колорит: около караульной будки, что располагается непосредственно около входа в музей, рядом с часовым никогда не будет стоять дюжина-другая современных авто. А это значит, что экскурсанты смогут пройти и, как говорится, «прощупать подошвами» священную землю Бородинского поля, видевшую за последние 200 лет довольно много исторических катаклизмов. Так пусть же это будет своеобразный путь к познанию истории, путь человека к музею.

От переезда через Московско-Смоленскую железную дорогу, который находится на возвышении относительно деревни Доронино, видно, как в одном из домов призывно светятся окошки. И вот мы вдвоем по занесенной снегом тропинке шагаем к дому. Володя рассказывает: «Здесь справа был пруд, разрушили плотину недавно, но мы его обязательно восстановим. А видишь лесок? Здесь 24 августа 1812 г. стояли Московские гренадеры, а вот слева на холме был французский госпиталь; в 1941—1942 гг. здесь, кстати, тоже был госпиталь, но уже немецкий. А вон по той дороге со стороны Ельни шли сюда поляки корпуса Понятовского». Одним словом, если и быть где-то военно-историческому поселению, которое создается реконструкторами эпохи наполеоновских войн, то лучше места не найти.

Историческая справка (2)

24 августа войска левого фланга русской армии, и ее арьергарда под общим командованием генерал-лейтенанта князя Горчакова 2-го заняли позиции у неоконченного Шевардинского редута. Деревню Доронино, лежавшую западнее редута, лес южнее этой деревни и ближайшие к ней восточные скаты доронинского оврага заняли стрелки 6-го, 41-го и 49-го егерских полков под общей командой командира 6-го егерского полка полковника Глебова 1-го. Егерский отряд полковника Гогеля 1-го (50-й, 5-й и 42-й егерские полки) примкнул к позициям отряда Глебова 1-го и занял своими цепями доронинский лес и кустарники левее (южнее) него вплоть до дороги в село Ельня. Драгунская бригада полковника Эммануэля в составе Киевского и Новгородского драгунского полков получила приказание поддерживать егерей при деревне Доронино и стала в полковых колоннах левее (южнее) Шевардинского редута. На высоте между редутом и северной опушкой Утицкого леса расположилась батарея из восьми орудий конной 9-й роты под прикрытием двух эскадронов Ахтырского гусарского полка, которые под общей командой ротмистра Александрова стали левее батареи.

Засада на лесной дороге

Наполеон решил овладеть Шевардинским редутом и для атаки на него приказал переправить через реку Колочь кавалерийские корпуса Монбрена и Нансути и три пехотные дивизии маршала Даву. Польскому же корпусу Понятовского было приказано содействовать этой атаке. В действительности же получилось наоборот. Поляки Понятовского первыми начали атаку Доронинско-Шевардинской позиции, а Мюрат и Даву ей только содействовали. Корпус князя Понятовского двигался по дороге от села Ельня к Шевардино одной колонной, имея впереди себя кавалерию. Около двух часов пополудни офицер-ординарец Наполеона уведомил Понятовского, что русский арьергард занимает позицию в нескольких верстах от польского корпуса и что сегодня же, без сомнения, дело дойдет до решающего сражения.

Все покушения польского корпуса со стороны Ельни оказались тщетными. Атаки и контратаки, жаркая артиллерийская канонада, перестрелка русских егерей с польскими тиральерами продолжались около двух часов. За это время генерал Компан успел стянуть сюда свою дивизию и перестроить ее в колонны к атаке. И около 4 часов, поддерживаемый конницей Мюрата, Компан атаковал Доронино. В это же время передовые польские части стали теснить 5-й егерский полк, занимавший крайний левый участок позиции русских егерей. Несмотря на всю свою храбрость, несмотря на отчаянные усилия удержать за собой позиции в Доронино, егерские полки вынуждены были оставить деревню и лес, лежавший к югу от нее. Прикрывал отход егерей Новороссийский драгунский полк под командованием майора Теренина. Это были первые бои сражения за Шевардинский редут, которое стало своего рода прелюдией Бородинского сражения. После боя при деревнях Доронино и Шевардино М. И. Кутузов издал специальный приказ, который на следующий день был зачитан по всей армии. В нем говорилось: «Горячее дело, происходившее вчерашнего числа на левом фланге, кончилось к славе российского войска».

Зимнее квартирование 10-го эскадрона павлоградского гусарского полка

Об идее «живого музея» впервые заговорил еще о. Павел Флоренский в 1918 г., когда представил членам Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры доклад «Храмовое действо как синтез искусства». В нем он в частности говорил, что «художественное произведение вне своих конститутивных условий просто не существует как художественное» (3) . Это суждение о. Павла вполне применимо и к нашему хобби (военно-исторической реконструкции), естественно, с поправками на то, что речь идет не о произведениях искусства, а о подлинных предметах (или их репликах) солдатского и крестьянского быта начала XIX в. Согласитесь, что, скажем, гусар, одетый в безукоризненно аутентичный мундир, блестяще владеющий навыками верховой езды и… гарцующий на асфальтированной площадке стадиона или аэродрома на фоне рекламных плакатов какого-нибудь пива — зрелище ну, по меньшей мере, нелепое. А ведь большая часть мероприятий с участием военно-исторических клубов проводится именно так. Поэтому и возникла мысль создать на территории заповедника «Бородинское поле» военно-историческое поселение — реконструкцию жизни крестьян и солдат, находящихся на постое. Главная особенность «Доронино» состоит в том, что все детали интерьера, предметы обихода не молчаливые экспонаты, на них нет строгой надписи «руками не трогать», они доступны для постоянного применения. Переступая порог живого музея, реконструктор оказывается, что называется, в «своей» эпохе, а посетитель, пришедший на экскурсию, имеет возможность перенестись на два века назад и погрузиться в атмосферу жизни русской армии периода наполеоновских войн. Вообще идея эта вынашивалась, как рассказал Владимир, в течение почти десяти лет. «Младшим братом», предшественником доронинского проекта можно, наверное, считать действовавший четыре сезона напротив Бородинского музея «Военно-исторический бивак», хорошо известный многим реконструкторам и посетителям музея-заповедника.

Офицер за чисткой пистолета

Таким образом, в прошлом году при активнейшей помощи Международного общественного движения «Приоритет» и лично его председателя О. В. Шакалова (4) был приобретен дом в деревне Доронино. И за этот год была проделана огромная работа: был огорожен участок, поднята стена сруба, накрыт крышей внутренний двор, расчищена дорога на Ельню. Одним словом, в настоящее время дом вполне пригоден для жилья, а как музей — для приема туристов.

На сегодняшний день военно-историческое поселение «Доронино» может предложить туристам следующие экскурсионные программы:

  • обзорная экскурсия по Бородинскому полю;
  • крестьянский быт (осмотр крестьянского хозяйства: избы, внутреннего двора и подсобных хозяйственных помещений). Знакомство с кустарными ремеслами, образцами крестьянского народного творчества и традициями русской национальной кухни;
  • крестьянский дом как место временного квартирования воинских частей русской армии. Военно-историческая реконструкция солдатского бивака и постоя русского офицера в 1812 г.;
  • реконструкция эпизодов боевых действий Отечественной войны 1812 г. между французскими фуражирами и летучим отрядом русской армии;
  • конные экскурсии (по предварительной заявке);
  • проживание в историческом палаточном лагере (для желающих погрузиться в атмосферу походной жизни русского солдата).

Подробнее — на сайте музея, расположенному по адресу www.doronino.memorandum.ru.

Ну а для клубов ВИР это место — просто Эльдорадо для проведения разного рода маневров.

В ближайших планах у организаторов постройка бани и гостевых домиков, расчистка территории, изрядно замусоренной прежними хозяевами дома, восстановление плотины и пруда. Надо сказать, что это доброе начинание нашло понимание и у местного населения (соседи несут сохранившиеся у них старинные вещи) и, что немаловажно, у администрации музея-заповедника «Бородинское поле». Большую помощь и поддержку оказывают члены московских и подмосковных военно-исторических клубов.

Чистка и ремонт 6-ти фунтового орудия

Наверное, своеобразной презентацией проекта «Доронино» можно считать прошедшее в 2006 г. празднование широкой масленицы и проводы русской зимы, на которые съехалось больше тридцати реконструкторов. Гости соревновались в перетягивании каната, разбившись на две команды (русскую и французскую), метанию артиллерийского ядра и валенка, забивании гвоздей. И дети, и взрослые с удовольствием катались с ледяной горки, дрались мешками на бревне. Все по достоинству оценили замечательный стол с традиционными русскими закусками, сбитнем, приготовленным по старинному рецепту, гусарской жженкой. Завершился праздник сожжением масленицы.

Завершая статью об этом очень добром начинании, хочется сказать еще об одном. Как-то в разговоре Володя Петров сказал мне: «Знаешь, у меня характер такой. Уж если я что-то начал делать, то обязательно сделаю, чего бы мне это ни стоило». И, много раз побывав в Доронино и увидев ту огромную работу, которая уже сделана, я ничуть не сомневаюсь, что именно так и будет. И это замечательно! Так история нашей страны, действительно, оживает.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Движение военно-исторической реконструкции зародилось в нашей стране еще в конце 80-х гг. прошлого столетия. Оно объединяет людей, увлеченных воссозданием униформы, быта, организации боевых действий определенного периода отечественной или зарубежной истории. На данный момент наиболее многочисленным для России следует, очевидно, признать движение реконструкторов эпохи наполеоновских войн. Центральное событие для них это Международный военно-исторический фестиваль «День Бородина», который проводится непосредственно на территории военно-исторического заповедника «Бородинское поле» в первое воскресенье сентября. Сюда съезжается из нашей страны и из-за рубежа около 2000 человек.
  2. Использованы Труды Московского отдела Имп. Рус. Воен.-Истор. общ-ва. Т.4. Материалы по Отечественной войне; Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812 г./ Под ред. В. П. Никольского, составил Н. П. Поликарпов. — М.: Печатня А. Снегиревой, 1913.
  3. Цит. по: И. Л. Галинская Павел Флоренский об идее «живого музея»// Новая литература по культурологии: Дайджест. — М, 1995, № 3, с. 22—29.
  4. Международное общественное движение «Приоритет».

 

наверх