Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 5 2007 г.

Василий МИТРИНЮК,
полковник, старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил РФ.

444-й авиационный Берлинский орденов Кутузова третьей степени имени Александра Невского тяжелый бомбардировочный полк.

Авиабаза «Воздвиженка»

К началу Великой Отечественной войны в Дальней бомбардировочной авиации насчитывалось около 1500 самолетов и 1000 боеготовых экипажей. Однако за первых 6 месяцев войны ДБА понесла огромные потери. К концу 1941 г. в ней осталось всего 266 исправных самолетов.

Самолеты ТБ-3, которые в основном были на вооружении, к серийному производству были приняты в 1932 г. В 1936 г. А. Б. Юмашев установил пять международных рекордов подъема груза на высоту. Самолеты хорошо показали себя в боях с японцами у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол. Но в начале 40-х гг. это была устаревшая машина, не способная тягаться с немецкими истребителями.

К. М. Симонов, автор романа «Живые и мертвые», так описал воздушный бой в июне 1941 г.:

(…) «Мы развернулись и выехали обратно на шоссе. И здесь я стал свидетелем картины, которой никогда не забуду. На протяжении 10 минут я видел, как «мессершмитты» один за другим сбили 6 наших ТБ-3. «Мессершмитт» заходил ТБ-3 в хвост, тот начинал дымиться и шел к низу.

«Мессершмитт» заходил в хвост следующему ТБ-3, слышалась трескотня, потом ТБ-3 начинал гореть и падать. Падая, он уходил очень далеко, и черные высокие столбы дыма стояли в лесу по обеим сторонам дороги. Через 2 км к нам в кузов перегрузили двух летчиков с одного из сбитых ТБ-3. Один из летчиков был капитан с орденом Красного Знамени за финскую войну. При падении он разбился так, что не двигался. Не проехали еще и километра, как совсем близко, прямо над нами, «мессершмитт» сбил еще один — седьмой ТБ-3. Во время этого боя летчик-капитан вскочил в кузове машины на ноги и ругался страшными словами, махал руками, и слезы текли у него по лицу. Я плакал до этого, когда видел, как горели те первые шесть самолетов. А сейчас плакать уже не мог и просто отвернулся, чтобы не видеть, как немец будет кончать этот седьмой самолет».

Нагрудный знак 444-го полка

Тем «капитаном с орденом Красного Знамени за финскую войну» оказался Андрей Иванович Квасов, ставший впоследствии полковником. А за этот бой и проявленное мужество он был представлен командованием к ордену Боевого Красного Знамени.

Помимо устаревшей авиатехники у наших летчиков оказалась намного слабее боевая выучка, нежели у противника, особенно на первом этапе войны. Это ни в коей мере не касается мужества, отваги и героизма, проявляемых ими, но очень обидно, что опыт предыдущих боевых действий наших талантливых воздушных бойцов в Китае, Монголии, Испании и Финляндии не был учтен и обобщен руководством ВВС страны Советов.

Александр Молодчий, дважды Герой Советского Союза, участник первых налетов на Берлин вспоминает:

«Хотя погрешу перед истиной, если не замечу, что перед самой войной мы тоже начали осваивать полеты ночью и обучать пилотированию самолета по приборам. Но до конца так и не успели овладеть этим столь необходимым для бомбардировщика делом. Началась война. Она застала многих из нас, можно сказать, недоучками для полетов ночью и днем в сложных метеоусловиях. Основная масса моих сослуживцев-экипажей бомбардировщиков имела слабую навигационную подготовку для полетов вне видимости земных ориентиров. Это тоже приводило к неоправданным потерям самолетов и экипажей в первые дни войны».

Плакат времен Великой Отечественной войны

Очевидно, предвидя такую ситуацию, приказом Командующего Дальневосточным фронтом от 5 июля 1941 г. на аэродроме Большой в Хабаровске и началось формирование полка, который впоследствии получил наименование «444 дальний бомбардировочный авиационный полк».

Боевое знамя было вручено полку 15 августа 1943 г. Этот день, 15 августа, утвержден как день части.

Командиром полка стал опытный летчик-инструктор, капитан А. И. Макаров.

В августе 1942 г. полк перебазируется на аэродром Дземги (Комсомольск-на-Амуре). К этому времени полк состоял из трех эскадрилий ДБ-3 и Ил-4 и одной эскадрильи истребителей И-16. Основная задача полка была подготовка экипажей для ведения боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны и защита Дальневосточных рубежей.

ДБ-3, впоследствии получивший название Ил-4, испытывал в 1936 г. В. К. Коккинаки. Впервые в СССР он выполнил на тяжелом по тем временам самолете петли Нестерова на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве, продемонстрировав при этом высокие маневренные и прочностные качества самолета. Стоит добавить, что во время этих испытаний присутствовал и И. В. Сталин. Бомбардировщики Ил-4, которыми вооружили эскадрилью, были основными бомбардировщиками Дальней Авиации в годы Великой Отечественной войны. Скорость этого самолета на высоте 6000 м достигала 445 км/час. Потолок — 9400 м. Максимальный взлетный вес 10 т. Значительной была и дальность полета 3800 км без дополнительных баков. В течение 1941—44 гг. было построено свыше 5 тыс. этих самолетов. За короткий срок в 1942 г., в полку было подготовлено 17 полноценных экипажей, которые могли успешно решать любые боевые задачи, в 1943 г. еще 19 экипажей. В докладных записках заместителя начальника Краснознаменных войск НКВД Хабаровского округа от 12.01.1943 г. указано:

«Горя желанием помочь Красной армии в ее борьбе с немецкими захватчиками, начатый в октябре 1942 года сбор средств на постройку эскадрильи «Дальневосточный чекист» был быстро и горячо подхвачен пограничниками округа. По состоянию на 31 декабря 1942 г. собрано 910 тыс. рублей. В данное время авиазавод принял заказ на строительство эскадрильи, который будет выполнен к 1.02.1943 г. На фюзеляже машин будет сделана надпись «Дальневосточный чекист». Отправляя бомбардировщики на фронт, молодые дальневосточники, а именно они строили самолеты, позаботились о том, чтобы в каждом самолете был сделан наказ для экипажа: «Боевые товарищи! Машины, врученные вам, построены на трудовые рубли дальневосточной молодежи. Помните это. Берегите их как зеницу ока. Держите крепче в руках штурвал наших краснозвездных боевых машин. Бейте врага без промаха».

Тяжелый бомбардировщик ТБ 3

10 февраля 1943 г. из состава полка убыло на восточный фронт 10 экипажей под командой капитана Гаврилина. По-разному сложилась судьба летчиков. Погиб экипаж к-на Гаврилина А. В. Летчики Гринев, Сыроватко, Юдин — познали всю тяжесть и муки фашистского плена. Лишь весной 1945 г. Юрий Петрович Юдин был освобожден нашими войсками из лагеря смерти «Майданек».

В феврале 1943 г. эскадрилью принял капитан Кузнецов Александр Захарович, участник первых бомбардировок Берлина в 1941 г., имевший более 100 боевых вылетов. В 1941 г. он был награжден орденом Ленина. А в мае 1945 г. он расписался на стенах поверженного Рейхстага. Полеты в глубокий тыл врага наносили противнику не только материальный урон, но и угнетающе действовали на психику вражеских солдат на фронте. Вот свидетельство действий наших бомбардировщиков в английской газете «Дейли телеграф»: «Налет русской авиации на Берлин застал немцев врасплох. Русские гигантские бомбардировщики разбомбили предприятия и электросиловые станции в окрестностях Берлина».

Ставшему командиром эскадрильи майору Андрею Яковлевичу Ткаченко было присвоено высокое звание героя Советского Союза. К июлю 1944 г. он совершил 240 боевых вылетов на бомбардировку военных и промышленных объектов врага в глубоком тылу. Весь личный состав эскадрильи стал гвардейским. Присутствуя как-то в лицее имени Главного Маршала авиации А. Е. Голованова на уроках Мужества, мне довелось наблюдать такую ситуацию. Кто-то из учеников задал вопрос В. В. Решетникову, генерал-полковнику авиации, Герою Советского Союза — за что, за какой конкретно подвиг ему присвоили столь высокое звание. Василий Васильевич ответил: «За более чем 300 боевых вылетов». В классе повисла тишина.

Дело в том, что у молодого поколения сложилось впечатление, навеянное СМИ, что звание Героя присваивают лишь за конкретный подвиг.

Чтобы было понятно, что такое боевой вылет, скажу так. За первый год войны один сбитый самолет Дальней авиации приходился на 13 вылетов. Кстати, во время одного из боевых вылетов самолет В. В. Решетникова был полностью разрушен и рассыпался не от огня вражеских зениток, а от сильнейшей грозы, в которую попал самолет.

Бывало и так:

«… Высота 6 тыс. метров. Боевой курс, до сброса бомб несколько секунд. Сбрасываем бомбы, слышу сильный удар. Самолет загорелся, баки, в которых было 6 тонн топлива пробиты, самолет — в облаке вспыхнувшего бензина. Дым, ничего не видно. Открываю фонарь кабины, меня с креном выбрасывает из самолета, который тут же разрушается, отвалилось левое крыло. Меня закручивает в штопор, из которого вывожу себя также как и самолет. Унты сорвало в воздухе. Достал пистолет, гранату — за пазуху…»

(В. В. Пономаренко.

138 боевых вылетов, из них 105 на ТБ-7)

Вот что такое боевой вылет. К этому можно добавить долгие часы напряжения. Полет длился порой до 12 часов.

А американским летчикам, в годы войны, чтобы вернуться с фронта на Родину, достаточно было сделать всего 25 боевых вылетов.

Летом 1945 г. полк перебазируется на аэродром Варфоломеевка Приморского края. Именно оттуда в ночь на 9 августа 1945 г. экипажи полка произвели первые боевые вылеты на Японские позиции. Объектом налета был г. Чаньчунь. Днем летчики бомбили укрепрайоны г. Муданьцзян.

11 августа самолеты полка участвовали в бомбардировке Дунинского укрепрайона. Днем 15 августа 15 экипажей полка бомбили Южно-Дунинский укрепрайон. 16 августа полк в полном составе нанес бомбовый удар по обороне японцев у Мажаньцзяна.

Всего за этот период было совершено 73 боевых вылета, сброшено на врага 75 т бомб. В ходе Маньчжурской операции полк потерял два экипажа. 9 августа разбился Ил-4 командира звена лейтенанта А. Г. Царегородцева. 10 августа из боевого вылета не вернулся экипаж командира звена лейтенанта Н. Малышева. Командир В. Н. Скобеев после обстрела зенитной артиллерией произвел вынужденную посадку в ночное время в тайге на своей территории.

После войны и до 1948 г. полк перебазировался в Северную Корею на аэродром Ханко-2. Затем была Поздеевка в Амурской области, а с 1953 г. и до настоящего времени это гарнизон Воздвиженка под Уссурийском. Гарнизон расположен в южной части Приханкайской низменности на выходе своеобразной «аэродинамической трубы», образованной долиной реки Раздольная. Климат — муссонный, летом здесь частые разрушительные тайфуны, а зимой нередкие морозы до — 40 градусов при сильном ветре.

С 1951 г. в полку началось освоение бомбардировщиков В-25, В-29 и его копии Ту-4. Освоение тяжелых кораблей, с 11 членами экипажа, способных взять нагрузку до 5 т, растянулось на годы. Хотя было понятно, что «век» его будет коротким. Начавшаяся в 1950 г. война в Корее показала, что время поршневых машин прошло.

В феврале 1951 г. Главком ВВС П. Ф. Жигарев докладывал И. В. Сталину:

«Опыт воздушных боев в Корее истребителей МиГ-15 с американскими Б-29 показывает, что эти бомбардировщики при встрече с МиГами становятся беззащитными. Пленные американские летчики заявляют, что персонал бомбардировщика не успевает следить своим подвижным оружием за атакующими его МиГ-15 и вести по ним прицельный огонь».

Тяжелый бомбардировщик ТУ 22

Июльским постановлением Совмина 1950 г. перед Министерством авиационной промышленности ставилась задача создания дальнего реактивного бомбардировщика. А в декабре 1952 г. еще до окончания заводских испытаний было принято решение о производстве Ту-16. В августе 1956 г. личный состав полка приступил к теоретическому изучению самолета Ту-16 — первому в стране турбореактивному дальнему бомбардировщику со стреловидным крылом в 35 градусов. В 1957 г. в качестве заправщиков было подготовлено 4 экипажа, заправляемых — 3 экипажа. 19 экипажей освоили выполнение на Ту-16 «спецзаданий» нанесения ядерных ударов.

В 1959 г. были выполнены первые посадки на арктических аэродромах. Хочу напомнить, что нормальный полетный вес у Ту-16 кс-72000 кгс, посадочная скорость — 229 км/ч, пробег свыше 1600 м. С 1962 г. приоритетными целями для 444-го полка стали считаться боевые корабли вероятного противника в Тихом океане.

О напряженном времени 60-х годов свидетельствует череда учений 1963 г.:

  • 27-28 августа 30 экипажей отрабатывают нанесение ударов по кораблям противника;
  • 2-9 сентября 24 экипажа;
  • 25-26 сентября 21 экипаж летает днем, 7 ночью.

Один из экипажей ТУ 22. Слева направо: штурман, майор В. Дуюнов; командир корабля майор В. Сумин; оператор радиотехнической станции старший лейтенант В. Ковалев.

Не легче было и в 70-е гг. Полку требовалось быть в постоянной готовности днем и ночью по уничтожению важных объектов противника на ТВД ракетам и бомбами в ядерном и обычном снаряжении, поражению подвижных наземных и морских целей и постановке минных заграждений.

В ноябре 1974 г. на аэродроме Воздвиженка приземлился «Боинг» с Президентом США Д. Фордом и советский лайнер с Генеральным Секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым.

Сейчас об этом событии напоминает, так называемый, «фордовский» дом, который был построен для обслуживающего персонала Президента США. Существовавшая до недавнего времени платформа у ж.-д. насыпи, построенная для почетных гостей, сейчас осталась только в памяти старожилов. До Владивостока гости отправлялись на специальном поезде, тогда и понадобилась платформа.

Музей истории 444-го полка

3 июля 1976 г. экипаж командира полка полковника В. А. Басистова произвел первый практический пуск ракеты КСР-5м с оценкой «отлично». Этот комплекс, разработка которого началась с 1962 г., предназначался для поражения надводных кораблей, водоизмещением свыше 10000 т. Вес ракеты 3952 кг. Ее особенностью являлось то, что она могла запускаться в большом диапазоне высот: от 500 до 11000 м. Дальность полета при пуске с максимальной высоты доходила до 280 км. В 70-е годы это был самый сильный авиационный противокорабельный комплекс. В районе полигона акватории Охотского моря был случай попадания крылатой ракетой в Японский лесовоз, следовавший из Николаевска-на-Амуре и оказавшийся в запрещенной для плавания акватории. Лесовоз спасло то, что ракету установили на ликвидацию за 400 м от цели. То есть ракета взорвалась в воздухе, но обломками повредило надстройки, а двигатель ракеты пробил оба борта. По слухам с лесовоза пришла радиограмма с соболезнованиями по поводу «гибели летчика» самолета-истребителя. В 1982 г. высокая выучка летного состава была отмечена на самом высоком уровне: полк получил звание «лидерного ТБАП мастеров боевого применения». 1-я эскадрилья тогда состояла из бомбардировщиков, 2-я — из ракетоносцев, 3-я из самолетов-постановщиков помех.

Второй раз полк покидал территорию СССР в 1984 г., когда в ходе учений перелетел на монгольский аэродром Чойфэн.

Ту-16, по Натовской классификации — «Барсук», пользовался большим уважением среди летных экипажей. На нем учились все, от рядового авиамеханика до командующего Дальней авиацией. Как говорил главный инженер Дальней авиации Д. А. Мамсуров — это самый безопасный в мире самолет.

Ту-16 находился на уровне мировых образцов авиационной техники. Скорее всего, именно поэтому во многих гарнизонах, начиная от Рязанского центра БП и ПЛС и заканчивая Возвиженкой, этот самолет, гордо расправив крылья, встречает вас.

Командир полка И. В. Конарев (слева) и командир 326-й дивизии, генерал-майор А. В. Афиногенов

18 февраля 1991 г. экипаж в составе подполковника Д. И. Сигарева, майоров В. Г. Пухова, В. Г. Ветцеля и Г. А. Кашеварова совершил первый самостоятельный вылет на Ту-22М3, получившего за свою внешность и качество у американцев название «Бекфайер». Благодаря активным «мирным» инициативам Нобелевского лауреата, бывшего Президента СССР М. С. Горбачева самолет лишили системы дозаправки топливом в полете. Уж очень не хотелось иметь американцам такого противника. «Новые» самолеты собирали со всего бывшего Союза: Эстонии, Белоруссии, Украины. Несколько самолетов прошли Афганистан. Один Ту-22М3 до сих пор сохранил звездочки на борту фюзеляжа отметки о боевых вылетах.

Развал Союза больно ударил по полку. Уехало свыше 30 офицеров, резко упал налет часов, не выполнялся план боевой подготовки. Средний налет экипажей не превышал 15 часов в год. Но полк выстоял. Вот тому доказательства.

В октябре 1998 г. два разведчика прошли над акваторией Японского моря. Шум в средствах массовой информации Запада поднялся невообразимый. Дескать, российские самолеты летают чуть ли не на территории Японии. В апреле 2004 г. пара «Бекфайеров» вновь совершила облет ряда японских островов. Один из самолетов на обратном пути с успехом отбомбился на Приморском полигоне. Теперь такие полеты совершаются регулярно, не давая отдыхать японским силам самообороны. В августе-сентябре 2005 г. личный состав полка принимал участие в совместных Российско-Китайских учениях «Мирная миссия-2005». Часть офицеров участвовала в показе нашей техники высшему руководству КНР, другая, во главе с командиром полка И. В. Конаревым, успешно бомбила полигон на территории Китая. В заключение стоит добавить, что свыше 2084 человек, служивших в полку в разное время, награждены орденами ССР.

В ходе реформирования ВВС на основании Директивы 1-го заместителя министра обороны РФ от 29.01.97 г. 444 и 132 ТБАПы были переформированы в один 444-й полк с сохранением почетного наименования и регалий 132-го ТБАП. Полк стал именоваться: «444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочный авиационный полк». Ордена Кутузова 3-й степени 132-й полк был удостоен в октябре 1944 г. за прорыв сильноукрепленной обороны противника на реке Западная Двина близ города Рига. Орденом Александра Невского полк был награжден за бомбардировку укреплений немцев в районе Розенберг, Браунсберг юго-западнее Кенигсберга. За успешную боевую работу при выполнении приказов Верховного Главнокомандующего и Командующего 1-м Белорусским Фронтом по взятию города Берлин 132-му полку приказом НКО от 11 июня 1945 г. присвоено наименование «Берлинский».

 

наверх