Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 6 2007 г.

Павел КРЫНКИН,
начальник научно-исследовательского отдела по морскому праву ЦНИИ Минобороны России, капитан 1 ранга

Хранители морских традиций России

23 июля 2008 г. исполняется 40 лет со дня создания Военно-морского научно-исследовательского отдела по международному морскому праву. ВМНИО по ММП на протяжении четырех десятков лет является головной, а по сути единственной научно-исследовательской организацией Военно-Морского Флота, осуществляющей научные изыскания всего спектра проблем морского права в интересах сохранения и повышения обороноспособности нашего государства. Кроме того, отдел является одним из основных хранителей традиций Военно-Морского Флота, воплощенных в военно-морском протоколе и церемониале, стоящим на страже незыблемости их основ, преломляя и совершенствуя их исходя из современных реалий.

В 60-е гг. XX в. Военно-Морской Флот СССР вышел в Мировой океан. По воспоминаниям многих офицеров, проходивших службу на кораблях ВМФ, и в частности капитана 1 ранга в запасе М.Д. Ованесова, который в тот период был командиром эскадренного миноносца Северного флота, командиры соединений и кораблей ВМФ СССР были прекрасно подготовлены к управлению кораблями, применению оружия и боевых средств, борьбе за живучесть в различных условиях обстановки, обладали хорошей морской выучкой. Однако, их подготовка в вопросах международного морского права, как правило, ограничивалась знанием правового режима морских пространств в операционной зоне флота, прилегающих к привычным районам плавания и проведения боевой подготовки. Не было достаточного опыта и знаний в областях взаимоотношений с иностранными кораблями и властями, соблюдения морских традиций в части касающейся военно-морского протокола и церемониала.

С ростом интенсивности использования Военно-Морским Флотом морей и океанов в военно-политических целях, эти недостатки сказались незамедлительно. Они проявлялись в непреднамеренных нарушениях нашими кораблями границ территориальных вод и воздушного пространства иностранных государств, зон безопасности, режима международных проливов, систем разделения движения, загрязнения морской среды, нарушения порядка захода в иностранные порты. Командиры советских кораблей порой сталкивались с элементарной, на первый взгляд, проблемой корректного, с точки зрения военно-морского церемониала, поведения с иностранными военными кораблями или гражданскими судами при встречах в море. Кроме того, затруднения у офицеров ВМФ вызывали и нормы поведения в иностранных портах, на протокольных встречах с иностранными должностными лицами, на организуемых в их честь приемах и других мероприятиях.

Все эти пробелы в знаниях и опыте становились причиной многочисленных протестов по дипломатическим каналам, ставили советских моряков в неудобные ситуации перед иностранными должностными лицами и гражданами. Сложности того периода усугублялись отсутствием системы подготовки личного состава соединений и кораблей по этим вопросам к выполнению новых задач, а самостоятельные усилия командиров должного результата не давали. Все познавалось, в основном, методом проб и ошибок. Как следствие, при оценке международно-правовой обстановки и принятии решений в условиях жесткого противостояния флотов разных флагов, командиры кораблей и соединений ВМФ чувствовали себя скованными, действовали зачастую неуверенно, испытывали затруднения в обозначении своих намерений и действий, осуществлении зрительной связи и радиосвязи с соблюдением международных процедур и др. Особенно наглядно это проявлялось при продолжительном нахождении наших сил вблизи от иностранных кораблей, активно использовавших методы шантажа и провокаций, совершая опасное маневрирование возле наших кораблей.

Таким образом, выход флота на широкие океанские просторы остро поставил вопрос изучения и практического применения принципов и норм международного морского права, правил военно-морского протокола и церемониала. Сложились объективные причины, обусловившие необходимость комплексного, системного международно-правового обеспечения деятельности флота.

Необходимо отметить, что все эти процессы шли на фоне разработки и принятия в 1958 г. таких основополагающих международных конвенций в области морского права как Женевские конвенции «Об открытом море», «О территориальном море и прилежащей зоне», «О континентальном шельфе». Женевские конвенции положили основу для выработки мировым сообществом единого основополагающего правового документа по морскому праву, так называемой «Конвенции морей» (Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, принятая позднее, в 1982 г). Советский Союз, как великая морская держава, в сложившихся условиях, с одной стороны, не мог оставаться в стороне от этого процесса, а с другой, испытывал дефицит научных кадров и специалистов в этой сфере, а также комплексных научных исследований в области международного морского права.

Командование Военно-Морским Флотом и, в первую очередь, Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков и начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Н.Д. Сергеев, проявили мудрость и государственный подход к решению возникших проблем. Были предприняты ряд беспрецедентных для того времени организационных шагов. С целью оперативного решения вопросов международно-правового обеспечения сил Военно-Морского Флота в Мировом океане создана Международно-правовая группа в составе Оперативного управления Главного штаба ВМФ, преобразованная вскоре в Международно-правовой отдел Главного штаба ВМФ. На флотах и объединениях введены должности офицеров-специалистов по международно-правовым вопросам, а затем организованы и международно-правовые группы штабов флотов.

Для повышения качественного уровня знаний командного состава ВМФ в международно-правовой области в Военно-морской академии была создана кафедра международного морского права, призванная стать единым учебно-методическим центром международно-правового обеспечения, подготовки специалистов для флотов, учебных пособий и программ для военно-морских учебных заведений.

Вместе с тем, несмотря на предпринятые командованием ВМФ беспрецедентные меры по решению существующих в 60-е годы проблем соблюдения кораблями ВМФ норм и принципов международного права путем практических действий по международно-правовому обеспечению сил ВМФ и повышению уровня знаний офицеров в этих областях, на поверхность вышло отсутствие достаточной научной базы в данной области.

Необходимо отметить, что это была проблема не только и не столько Военно-Морского Флота, поскольку затрагивала государственные интересы в Мировом океане. Советский Союз, являясь ведущей морской державой, не мог себе позволить оставаться в стороне от мирового процесса создания новых и совершенствования уже принятых норм морского права, анализа правоприменительной практики с целью дальнейшего прогнозирования эволюции права и его влияния на интересы страны. Таким образом, для завершения формирования системы международно-правового обеспечения сил ВМФ в Мировом океане, а также отстаивания государственных интересов в сфере создаваемых в тот период основополагающих норм морского права требовалось создание научно-исследовательской организации, которая была бы способна с высоким качеством исследовать стоящие перед страной проблемы в области международного морского права.

Осознав необходимость принятия безотлагательных мер в части касающейся развития научного потенциала в области международного морского права, Министерство морского флота СССР и Министерство обороны СССР, как наиболее заинтересованные в учете интересов нашего государства при формировании международно-правовой базы использования Мирового океана, вышли в ЦК КПСС с инициативой по формированию научно-исследовательской организации, которая должна стать последним звеном в структуре создаваемой системы международно-правового обеспечения ВМФ и интересов государства в Мировом океане.

Постановлением ЦК КПСС № П29/128 от 04 января 1967 г. при Государственном проектно-конструкторском и научно-исследовательском институте Морского транспорта был создан Военно-морской научно-исследовательский отдел по международному морскому праву. Штатная численность отдела составляла 5 офицеров и 5 служащих. В развитие указанного Постановления 23 июля 1968 г. издается совместный приказ Министра обороны СССР и Министра морского флота СССР о создании Военно-морского научно-исследовательского отдела по международному морскому праву. Завершился процесс создания ВМНИО по ММП приказом Главнокомандующего ВМФ от 21 октября 1968 г. «О введение в действие Положения о Военно-морском научно-исследовательском отделе по международному морскому праву».

Основные цели и задачи созданного научно-исследовательского подразделения состояли в проведении комплексных научных исследований проблем международного морского права, с целью совершенствования нормативной правовой базы обеспечения деятельности сил ВМФ в Мировом океане, формирования благоприятных международно-правовых условий такой деятельности.

ВМНИО по ММП укомплектовывается грамотными, имеющими большой жизненный опыт и прошедших нелегкую морскую службу офицеров. Офицеры отдела из своей личной практики, имея опыт корабельной службы, осознают необходимость повышения теоретического уровня командиров кораблей и соединений в вопросах международного морского права. Их стремление к качественному выполнению возложенных на отдел задач и ответственности за свою работу подкрепляются уверенностью в острой потребности флота в результатах их работы.

Офицеры и служащие ВМНИО по ММП начинают активную деятельность по анализу существующих международно-правовых условий использования морей и океанов в военных целях, выработке прогнозов, зарабатывают авторитет командования ВМФ своими грамотными и глубоко обоснованными позициями по вопросам международного морского права.

Области знаний офицеров и служащих отдела, тематики научных исследований начинают расширяться и выходить за рамки морского права. Помимо вопросов изучения проблем правового режима морских пространств, разграничения морских пространств с сопредельными государствами, взаимоотношений с иностранными кораблями и властями, предотвращения инцидентов на море, отдел начинает работу в областях международной безопасности, демилитаризации и нейтрализации территорий, миротворчества, военно-морского протокола и церемониала.

Герб Военно-морского флота России

Научная база ВМФ в области международного морского права, сформированная при активном участии отдела, а также личный потенциал офицеров и сотрудников ВМНИО по ММП становятся востребованным на международном уровне. Анализ морских происшествий и инцидентов между иностранными и советскими кораблями, научные исследования в области обеспечения безопасности плавания кораблей и полетов воздушных судов позволили разработать и заключить межправительственные соглашения по вопросам предотвращения инцидентов на море и опасной военной деятельности сначала между СССР и США. Позднее, подтверждая значимость и актуальность проделанной работы, аналогичные соглашения были заключены с другими государствами, как членами НАТО, так и с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

С целью отстаивания и юридического закрепления интересов СССР в Мировом океане офицеры ВМНИО по ММП привлекаются к работе по выработке Конвенции ООН по морскому праву, международным конвенциям по оказанию помощи и спасанию на море, борьбе с противоправными актами на море и многим другим, глобального и регионального характера.

Вклад офицеров и сотрудников ВМНИО по ММП в формирование национальной и международной отрасли морского права трудно переоценить. Огромный вклад в становление, развитие и высокое качество деятельности отдела внесли Ю.Л. Юревич, Г.С. Горшков, В.А. Серков, Г.М. Мелков, В.С. Князев, Н.А. Яновский, А.С. Коляскин, Ю.Б. Марков, Г.А. Глазунов и многие другие. Нельзя не отметить и важную роль в формировании и развитии профессионального уровня специалистов в области морского права таких выдающихся ученых как начальника кафедры международного морского права Военно-морской Академии доктора юридических наук И.Е. Тарханова, начальника Международно-правового отдела ГШ ВМФ Заслуженного юриста РСФСР П.Д. Бараболи, Президента Ассоциации международного права, Судьи международного трибунала ООН по морскому праву доктора юридических наук А.Л. Колодкина.

После распада СССР настал период создания новой правовой базы России. Этот переходный период в жизни страны поставил офицеров и служащих отдела в сложнейшие морально-психологические и финансовые условия. Но, несмотря на эти трудности, традиции отдела, воспитанные на верности своему делу, основанные на опыте и знаниях старших коллег, окруженные атмосферой и духом общности интересов, единых ценностей и целей в достижении совершенства знаний в порученной области для отстаивания интересов флота и России позволили сохранить научный потенциал и кадры ВМНИО по ММП. Офицеры отдела активно включились в эту работу. Благодаря усилиям коллектива ВМНИО по ММП интересы Военно-Морского Флота были реализованы в морское законодательство России, включающее целый пакет федеральных законов и нормативных актов Правительства Российской Федерации. Работа офицеров и служащих отдела по анализу изменения системы международных отношений, появлению новых вызовов и угроз, позволила подготовить и заключить новые международные соглашения. Сформировать позиции ВМФ и Минобороны России о необходимости и целесообразности присоединения к международным конвенциям, направленным на правовое обеспечение борьбы с противоправными актами на море в их новых проявлениях.

Период перехода от СССР к Российской Федерации и сопровождающие этот процесс общие негативные тенденции в армии и на флоте не могли не сказаться на структуре и численности отделе. Отдел был существенно сокращен (с 27 до 9 офицеров и служащих) и переподчинен начальнику 24 ЦНИИ Минобороны России. Только благодаря усилиям начальника Оперативного управления Главного штаба ВМФ вице-адмирала В.В. Авдошина и командования 24 ЦНИИ Минобороны России отделу не только удалось избежать дальнейшего сокращения, но и в 2004 г. увеличить свою численность до 16 человек, правда, уже в новом наименовании — Научно-исследовательский отдел по морскому праву. Требования времени по созданию национальной правовой базы в целях обеспечения морской политики России заставили уже на функциональном уровне закрепить за отделом задачи проведения научных исследований не только в области международного морского права, но и в сфере анализа и совершенствования законодательства Российской Федерации в области морской деятельности.

Нельзя не отметить, что работе отдела на протяжении всей его истории помогало сплочение коллектива ВМНИО по ММП с офицерами Международно-правовой службы ВМФ (далее — МПСл ВМФ, ранее Международно-правовой отдел ГШ ВМФ). Слияние практики международно-правового обеспечения сил ВМФ, в лице коллектива МПСл ВМФ, с теоретическими основами международного права (ВМНИО по ММП), как нельзя лучше отразилось на качестве результатов решаемых задач. Совместная дислокация, родство решаемых задач, а иногда и ротация офицеров между МПСл ВМФ и ВМНИО по ММП позволяла офицерам и служащим ощутить на себе, с одной стороны, воплощение теории в практику и, с другой, наоборот проанализировать с точки зрения теории международного права принятие тех или иных решений по международно-правовому обеспечению ВМФ с целью прогнозирования их последствий.

Именно поэтому результаты теоретических исследований ВМНИО по ММП были всегда востребованы и, в основной массе, были реализованы в руководящих документах, воплощены в справочных пособиях для офицеров ВМФ, справочниках и научных изданиях. А предложения и рекомендации Международно-правовой службы ВМФ по принятию порой сложных правовых ситуаций для командования ВМФ были всегда подкреплены глубокими теоретическими обоснованиями. Все это стало возможным благодаря пониманию важности и практической необходимости соединения теории с практикой, как руководством Военно-Морского Флота, так и командованием МПСл ВМФ и ВМНИО по ММП. Неоценимую роль в этом сыграли такие начальники Международно-правовой службы ВМФ и Военно-морского научно-исследовательского отдела по международному морскому праву как заслуженный юрист РСФРС Г.С. Горшков, заслуженный юрист РСФСР П.Д. Бараболя, заслуженный юрист РСФСР В.А. Серков, доктор юридических наук Г.М. Мелков, А.Г. Роздин, О.В. Веселовский, С.К. Копач и многие другие.

Эмблема Международно-правовой службы Военно-Морского Флота

Отдел на протяжении четырех десятков лет является собирателем и хранителем морских традиций. Этому способствует и особая атмосфера коллектива, выражающаяся в отношении офицеров и служащих отдела к своей работе, ответственности за порученное дело и его результаты. Работа по сбору мировых морских традиций и опыта взаимоотношений российских кораблей с иностранными кораблями и властями была реализована в двух изданиях книги Военно-морской протокол и церемониал 1979 и 1986 гг., которая является уникальной в своем роде. В настоящее время отдел работает над переизданием этой книги с учетом современных требований и реалий нового века. Кроме того, накопленные материалы, опыт и знания, позволили офицерам и служащим отдела разработать «Руководство по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями», утвержденное Министром обороны в 1996 г., «Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации», утвержденные Правительством Российской Федерации в 1999 г. Разработка этих важных для Военно-Морского Флота документов, стала результатом многолетнего сбора большого массива информации, сохранения и бережного отношения к флотским дореволюционным и советским нормам и традициям, анализа существующей практики и современных требований.

Созданию атмосферы высокого профессионализма, ответственности за порученное дело, сохранению морских традиций, накопленных многолетней службой на кораблях и формированию новых традиций коллектива содействовали и продолжают содействовать М.Д. Ованесов, Г.А. Бронников, О.В. Веселовский, А.Г. Драгунов, К.П. Собора и многие другие. Ветеран Международно-правовой службы ВМФ капитан 1 ранга в запасе М.Д. Ованесов, продолжая свою служебную деятельность в НИО по МП, является лучшим примером хранителя и продолжателя Военно-морских традиций, передавая весь свой накопленный опыт и знания ныне действующим офицерам отдела, воплощая в жизнь принцип преемственности поколений.

Примечательно, что эмблема Международно-правовой службы Военно-Морского Флота и Научно-исследовательского отдела по международному морского права разработана в тесном сотрудничестве со специалистами «Академии русской символики «МАРС» еще в 1997 г. и является общим символом всех специалистов международного морского права ВМФ России.

В формате настоящей статьи, к сожалению, невозможно перечислить и поблагодарить всех бывших и действующих офицеров и сотрудников отдела за их работу на благо международно-правового обеспечения деятельности Военно-Морского Флота и России в целом.

 

наверх