«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Дмитрий Лобанов, Сергей Филатов

Земельная геральдика в символике Русской Императорской армии XVIII - нач. ХХ вв.

В последние годы в отечественной историографии уделяется большое внимание истории военной символики Российской Империи. Однако взаимосвязь земельной геральдики и военной символики изучена, по нашему мнению, недостаточно. Целью настоящей статьи является обобщение имеющегося в нашем распоряжении объемного, но разрозненного материала об использовании земельных гербов в униформе, знаменах и знаках отличия Русской Императорской армии на протяжении XVIII-нач. ХХ столетий.

Традиции военной символики Русской Императорской армии были заложены в эпоху Петра Великого. Тогда же впервые в военной символике стали использоваться элементы земельной геральдики. В первую четверть XVIII в. это, прежде всего, касалось знамен.

Первые известные нам знамена, на которых присутствуют изображения земельных гербов – знамена лейб-гвардии Преображенского полка, полученные им при преобразовании его, в 1695 г., из потешного в действующий. Тогда полк получил одно белое и несколько (по числу фузелерных рот, вероятно 15) черных знамен. В 1700 г. они были заменены новыми, такого же вида, только с прибавлением, на черных, надписи: «Anno Domini 1700», вместо прежней, означавшей 1695 г. Белое знамя представляло собой четырехугольное полотнище, с узкой, золотою бахромой, имело высоту по древку 3 1/2, а в длину 4 1/2 аршина. В центре полотнища было помещено коричневое изображение двуглавого орла, с коронами на головах, держащего, в правой лапе, обнаженный меч, увитый лаврами, и имеющий латинскую надпись: «Pax asculata sunt Psalma 84»; на груди орла был изображен черный круг, с 26 гербами Российских княжеств и городов[1]. Несомненно, что в нач. XVIII в., при отсутствии отечественной геральдической традиции, изображение на знамени восходит к изображению большой государственной печати. Система военной символики в это время еще формируется, и первые знамена преображенцев стоят обособленно среди других образцов знамен петровской эпохи, в которых использование земельной геральдики имело четкую систему.

Знамя лейб-гвардии Преображенского полка образца 1800 г.
Знамя лейб-гвардии Преображенского полка образца 1800 г.

Знамя лейб-гвардии Литовского полка образца 1803 г.
Знамя лейб-гвардии Литовского полка образца 1803 г.

Знамя Ростовского пехотного полка образца 1731 г.
Знамя Ростовского пехотного полка образца 1731 г.

Знамя Ростовского пехотного полка образца 1712 г.
Знамя Ростовского пехотного полка образца 1712 г.

В 1708 г. Петр I, дабы навсегда связать полки созданной им молодой регулярной армии с Русской землей, повелел именоваться им не по именам своих командиров, а по названиям русских земель. С этого времени гербы городов и территорий, соответствующих названиям полков Русской армии, стали помещать на ротных знаменах. Необходимо отметить, что земельные гербы помещались на ротных знаменах только армейских полков, знамена гвардии имели общероссийскую или, как это было во время Прусского похода, христианскую символику. Полковые знамена армейских полков, так же имели общероссийскую символику.

Первые образцы знамен с изображением земельных гербов были изготовлены в 1712 г. Они представляли собой полотнища различных цветов шириной два аршина 15 вершков, длиной три аршина семь вершков (драгунские знамена изготовлялись меньшего размера и обшивались узкой бахромой), в крыже которых помещалось изображение соответствующего названию полка земельного герба[2].

Общеизвестно, что при создании регулярной армии Петр Великий ориентировался на европейские (прежде всего шведский) образцы. В частности, при создании системы комплектования армии царь-реформатор многое позаимствовал из шведской «системы индельты», системы поземельной воинской повинности. В этой связи интересно отметить, что при сравнении знамен шведской армии периода Северной войны и русских знамен образца 1712 г., явно прослеживается заимствование русскими у шведов общего принципа размещения символики общегосударственной и земельной[3].

Традиция размещения на армейских знаменах земельных гербов, основанная Петром Великим, окончательно оформилась к 1731 г., когда был создан так называемый «Гербовник Миниха» и просуществовала до конца столетия. С 1727 г. земельные гербы стали изображаться и на полковых знаменах.

В течении XVIII столетия были утверждены следующие образцы знамен и штандартов, на которых помещались земельные гербы:

  1. ротное знамя фузелерных полков образца 1712 г.,
  2. ротное знамя драгунских полков образца 1712 г.,
  3. ротное знамя пехотных полков образца 16 февраля 1727 г.,
  4. ротное знамя драгунских полков образца 16 февраля 1727 г.,
  5. полковое знамя пехотных полков образца 11 ноября 1727 г.,
  6. ротное знамя пехотных полков образца 11 ноября 1727 г.,
  7. полковое знамя драгунских полков образца 11 ноября 1727 г.,
  8. ротное знамя драгунских полков образца 11 ноября 1727 г.,
  9. полковое знамя пехотных полков образца 1731 г.,
  10. ротное знамя пехотных полков образца 1731 г.,
  11. полковое знамя драгунских полков образца 1731 г.,
  12. ротное знамя драгунских полков образца 1731 г.,
  13. полковое знамя пехотных полков образца 1763 г.,
  14. ротное знамя пехотных полков образца 1763 г.,
  15. полковой штандарт карабинерных полков образца 1763 г.,
  16. ротный штандарт карабинерных полков образца 1763 г.,
  17. полковое знамя пехотных полков образца 1780 г.,
  18. ротное знамя пехотных полков образца 1780 г.

Знамена образца 1727 г. были только утверждены, но не существовали в реальности[4].

Кроме того изображения земельных гербов помещалось на фурьерских значках – флажках обозначающих месторасположение частей[5].

Земельные гербы исчезли со знамен регулярной армии в царствование императора Павла I, который, повысив статус знамен, придав им наконец-то значение полковых святынь, а не просто амуничных вещей, как это было в предыдущие царствования, заменил земельную символику на воинских регалиях общеимперской. С тех пор до 1917 г. на знаменах Императорской армии присутствовали только те земельные гербы, которые являлись неотъемлемыми атрибутами герба Российской империи, в частности Московский герб на груди двуглавого орла, а на знаменах образца 1881 и 1900 гг. и гербы земель входящих в состав Российской империи на крыльях орла. Исключение составляли финские части, на знаменах которых в царствование Александра II помещался герб Княжества Финляндского[6].

В эпоху Отечественной войны 1812 года, на короткое время, земельные гербы вновь появляются на боевых знаменах, но не регулярной армии, а частей ополчения, созданного для борьбы с нашествием «двунадесяти языки». Известны знамена Костромского и Нижегородского ополчений, на которых были помещены гербы земель, в которых они формировались[7]. Интересно, что знамена ополчений 1812 года использовались дружинами Государственного ополчения во время Первой мировой войны 1914-1917 гг[8].

Знамя Нижегородского ополчения
Знамя Нижегородского ополчения

Помимо знамен, земельная геральдика использовалась и в элементах униформы и снаряжения Русской армии. Существуют предположения, что земельные гербы изображались на офицерских знаках армейских полков еще в царствование Петра I[9]. Но наибольшее распространение это получило в период с 1731 по 1763 г. В упоминаемом выше «Гербовнике Миниха» была предложена стройная система полковых гербов, разработанных на основе земельной геральдики. Изображения полковых гербов помещались на офицерских знаках, патронных сумах и лядунках чинов Русской армии до 1763 г., когда было повелено изображать полковые гербы только на знаменах и полковых печатях[10].

Со времени Павла Петровича на предметах униформы и снаряжения регулярной армии, как и на знаменах, присутствовали только те земельные гербы, которые являлись неотъемлемой частью герба Империи. Исключение составляли лейб-гвардии Литовский полк в царствование Александра I и части Отдельного Литовского корпуса в период 1818-1831 гг., в символике которых на груди двуглавого орла помещался щит с литовским всадником[11].

Элементы земельной геральдики использовались и в униформе ополчения 1812 года. Например, на киверах офицеров Рижских биргерских рот помещалось изображение герба Риги[12]. Впрочем, униформа и знамена ополчения 1812 года разрабатывались и утверждались местным начальством, некоторые части ополчения создавались по инициативе отдельных лиц, которые устанавливали форму одежды и знаки различия по своему вкусу, и говорить о какой-то системе в ополченческой символике 1812 года не имеет смысла. Наличие или отсутствие земельной геральдики в униформе и знаменах ополчения 1812 года обусловлено различными, очень часто случайными причинами.

В XIX и нач. ХХ столетия в военной символике России господствовала общеимперская геральдика. Однако в Русской армии всегда чтились заветы ее державного основателя императора Петра Великого, и полки армии всегда чувствовали связь с теми землями имена которых они носили. В конце XIX века появляется мода на различные жетоны и значки воинских частей. К началу ХХ века полковые нагрудные знаки становятся официальными символами полков Русской армии. Примечательно, что рисунки знаков разрабатывались самими офицерами и только потом утверждались верховной властью. Очень часто основой полковых знаков становились земельные и городские гербы[13].

Знамена Ахтырского гусарского полка
Знамена Ахтырского гусарского полка

Кавалерийские полки Русской армии имели отличительные значки, которые изготавливались из ткани и крепились на пики возле наконечника. По расцветке значка можно было определить полк, а когда-то и номер эскадрона в полку. В нач. ХХ в. появились неуставные значки, которые использовали на маневрах, реже в боевых условиях для определения местоположения своей части. Неуставные значки утверждались, как правило, приказом по полку. Широкое распространение такие значки получили во время гражданской войны в возрожденных в рядах белых армий старых кавалерийских полках. Иногда в таких значках использовалась и земельная геральдика, в частности на значке Ахтырского гусарского полка был изображен герб Ахтырки, а у нарвских гусар – герб Нарвы[14].

На протяжении более чем двухсотлетнего существования Русской Императорской армии на ее знаменах, предметах униформы и снаряжения, полковых знаках, фурьерских и кавалерийских значках присутствовали гербы русских земель. В зависимости от идеологических установок, вкусов царствующего монарха военной европейской моды использование земельной геральдики в военной символики России имело различные формы, могло сводиться до минимума, но ни когда не исчезало окончательно, так как являлось продолжением традиций Петра Великого и всегда подчеркивало неразрывную связь армии с землей Русской.



Примечания.

[1] Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками, составленное по Высочайшему повелению. Т. II . http://www.listvinoleg.nm.ru

[2] Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками, составленное по Высочайшему повелению. Т. II . http://www.listvinoleg.nm.ru

[3] Васильев А. Пехота шведской армии Карла XII под Полтавой // Орел. № 1. 1992.

[4] Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками, составленное по Высочайшему повелению. Т. II-IV . http://www.listvinoleg.nm.ru

[5] Леонов О. Ульянов И. Регулярная пехота 1698-1801. М., 1995.

[6] Леонов О. Ульянов И. Регулярная пехота 1855-1918. М., 1998; Ульянов И. Регулярная пехота 1801-1855. М., 1996.

[7] Русская армия 1812-1814. М., 2000.

[8] Шевяков Т. Пархаев О. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX-начала ХХ вв. М., 2002.

[9] Васильев А. Пехота шведской армии Карла XII под Полтавой // Орел. № 1. 1992.

[10] Соколов В.А. Вексиллологический справочник по флагам Российской Империи и СССР. Т.1. М., 2002.

[11] Молло Е. Офицерские нагрудные знаки. Париж, 1959; Ульянов И. Регулярная пехота 1801-1855. М., 1996.

[12] Русская армия 1812 года. Набор открыток. Выпуск 3. М., 1989.

[13] Андоленко С.А. Нагрудные знаки Русской армии. Париж, б/д.

[14] Воронов А.В. Некоторые особенности обмундирования и полковых значков кавалерии периода Гражданской войны 1918-1920 гг.// Доброволец. № 1(3). 2004; Шевяков Т., Пархаев О. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX-начала ХХ вв. М., 2002.

 

Вернуться к списку публикаций

 


Дополнительно:

Изготовление нагрудных знаков

Изготовление копий полковых знаков