«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Валерий МЕЛЬНИКОВ,
Военно-историческое объединение
«Рота Дворцовых Гренадер»

Последние солдаты империи

 

В мемуарах и рассказах писателей, а так же журналистов, учёных и просто графоманов часто приходится слышать такое выражение: «…как трудно было взяться за перо…». Согласен с ними лишь отчасти: настали другие времена, и уже тем самым «пером» стал обычный ноутбук, за который и трудно взяться, вернее, просто открыть клавиатуру и…. Но музы нет, точнее, «посидела тут немного и ушла…» (В.Высоцкий), и всё откладывается снова на потом, не смотря на то, что информации в голове очень много, и желание поделиться ею с окружающими очень велико. Однако поделиться своим знанием можно зачастую только с людьми «посвященными», и вот, ты снова пытаешься начать… Наконец наступает момент, когда, включив компьютер и набрав название будущего опуса (которым снова недоволен), приходит чувство, что муза где-то рядом…

Начиная свою работу вместе со своими товарищами над изучением истории Роты Дворцовых гренадер, я не думал, что этот процесс будет таким долгим и таким увлекательным, но в то же время и таким трудным. Да, представление о Роте, принципах её комплектования, людях служивших в ней, мы имели благодаря «Истории Роты…», написанной одним из её командиров – полковником С.А. Гринёвым, изданной в 1911 г. Знали о том, какими огромными привилегиями пользовались Дворцовые гренадеры, знали о подвигах отдельных гренадер, которые они совершили, до того как поступили на службу в Роту. Работая в архивах, мы почти полностью восстановили списочный состав Роты. Так же создан музей Роты, где собрано много материалов, имеющих отношение к этому уникальному подразделению.

Множество людей, ознакомившись в интернете с нашим сайтом, стали писать письма, задавать вопросы, касающиеся того, что же случилось со старыми служаками после 1912 г., а особенно после 1917 г., когда не стало уже ни императора, ни генералов.

Сведения были в основном отрывочные, на уровне рассказов родственников гренадер в 3-м поколении, которые иногда заходили к нам, прослышав про музей, либо просто писали письма, делились фотоматериалами, сохранившимися в их семьях. Однажды, разговорившись с А.М. Вальковичем, я узнал, что недавно ему пришлось столкнуться с документами, касающимися Роты Дворцовых гренадер, и он посоветовал разыскать эти документы, подсказав направление поиска. Через некоторое время мне удалось ознакомиться с этими документами и то, что я узнал, попробую изложить не только «сухим» языком приказов, но так, как мне представилась картина последних лет существования самого элитного подразделения Русской Армии.

Впервые прочитав рассказ И.С. Лукаша «Дворцовые гренадеры», страшный по сути и неправильный по историческим формулировкам, я подумал: «Ну что мог ещё написать человек в эмиграции, да ещё в 1928 году». Но ознакомившись с документами, хранящимися в Российском Государственном военном архиве, я понял, что писатель знал то, о чем он пишет, пусть отрывочно, по слухам, но знал.

«Намедни его благородие приходил, то благородие, которое Синюшкин звал комиссаром. Снегом наследил, сапогами нагремел.

—У-ух, старики, дух какой-то тут ти-и-жолой.

Антошин с нар слез, руки по швам, сам в опорках, и подштанники серыми мешками висят, как у больничного мертвеца.

—Так точно – тижолый. Так что порционы дюже малы: с третьего дня мы не евши.

—А мне что, когда приказано из богадельни долой. Кормить нечем.

Не поверил Антошин: чтобы за верную службу старым солдатам да куска хлеба не дали. Тому не бывать.

Шутить изволил его благородие комиссар: тому не бывать, чтобы старым солдатам да порциону со всей огромадной амперии недостало».

(И.С. Лукаш «Дворцовые гренадеры», Русская проза первой половины XX в., т.2, Москва, изд. «Дрофа», 2003 г.)

Переименованная в 1917 г. после Февральской революции в Георгиевскую гренадерскую роту, и зачисленная приказом Комиссариата по военным делам №339 от 4 сентября 1918 г. в состав РККА, ветеранская воинская часть продолжала нести свою службу. Правда, из полноценного состава в 150 человек по списку, в строю оставалось всего 63 старых солдата. Многие уволились в отставку, кто-то уехал в отпуск и не вернулся, да особо, видно, и не искали. Революция, война гражданская – кому нужен старый солдат…

Революционные веяния не обошли стороной и Роту. Из офицеров в Роте остался только командир-полковник К. Наврузов-Пузинский. Взводных гренадеры выбирали общим собранием. Был создан ротный солдатский комитет, который должен был решать все основные вопросы жизни роты. В состав солдатского комитета роты были избраны гренадеры: Иван Федотов, Григорий Жиганов, Иван Романевский, Илья Миронов, Илья Почуев, Алексей Плужников. Председателем комитета был избран Иван Федотов, товарищ председателя Григорий Жиганов, секретарь – Иван Романевский. (приказ по роте №291,от 11 ноября 1918 г., РГВА, ф.35581, а.д. №10, ч.1).Решения солдатского комитета оформлялись приказом по роте за подписью командира.

В казарме Роты Дворцовых Гренадер
В казарме Роты Дворцовых Гренадер (Гринёв П.А. «История роты…»)

В разрушенной стране нелегко жилось и служилось гренадерам. Только с сентября по декабрь 1918 г. я насчитал 7 приказов об исключении солдат из списков в связи со смертью. Да и с чего жировать-то старикам. Вот выписка из одного из приказов тех лет:

«Полученные продукты на 4 дня:
Сухари ржаные - 3 п. 18 ф.
Соли - 1 п.
Гречки - 1 п. 8 ф.
Подсолнечного масла - 9 и 3/4 ф.
Рыбы - 1 п. 7 ф.
Раздать под роспись согласно списка роты.»

(приказ по роте №240 от 7 сентября 1918 г. РГВА, ф35581, а.д. №10, ч.1)

Нехитрый арифметический подсчет показывает, что на одного человека приходилось меньше килограмма сухарей на 4 дня, не говоря уже об остальном.

Ушли в прошлое времена, когда форму гренадерам шили по специальному указу Императора.

«Получить со склада мундирные вещи:
ватных телогреек - 65 шт.
шаровар зимних - 65 шт.
ботинок 65 пар…

(из приказа по роте №292 от 2 декабря 1918 г., РГВА, ф. 35581, а.д. №10, ч.1).

В архивах нет документов, о том, что происходило в роте в 1919-1920 гг. Что стало с командиром роты князем Наврузовым-Пузинским нам пока неизвестно. И о том, что командиром роты с 8 марта 1920 г. стал Николай Александрович Фок мне стало известно только после просмотра тонкой папки документов роты за 1921 г. Нет, конечно, о нем слышали и раньше: в книге С. Летина «Русская императорская гвардия» есть упоминание о нем – правда указана лишь его фамилия, потому и складывалось впечатление, что это очередной комиссар, присланный РККА. Однако: Фок Николай Александрович,1859 года рождения, урож. Москвы, на службе с 1978 г., окончил Кадетский корпус, Александровское военное училище в г. Москве по 1-му разряду, Артиллерийскую школу в 1913 г. С 1913 года – полковник, с марта 1916 года – генерал-майор, командир 3-й Стрелковой артиллерийской бригады. Награды: Золотое Георгиевское оружие, орден Св.Владимира 4-й и 3 степеней с мечами, орден Св.Анны 3 степени, орден Св.Станислава 2-степени с мечами. (РГВА, ф.35581, а.д. 22, л. 6-8)

Из тех немногих документов видно, что дела в роте шли плохо, а точнее не шли никак. Уже не составлялись приказы на дежурства, нет приказов о раздаче и получении продуктов. Зато есть вот такая записка, текст которой привожу полностью:

«Спешно
Начальнику угрозыска г. Петрограда,
Ул. Михайловская, д. 3

В доме №6 по Гагаринской улице в кв. 83 Георгиевской Гренадерской роты гренадера Иванчикова Федора с 12 до 2 часов сегодня были сорваны с квартиры 2 висячих замка, а внутренний замок открыт, и украдены, пока выяснилось, драповое пальто и френч. Вследствие чего прошу прислать агента для обыска квартир и собаку-сыщика.

11 января 1921 г., подпись командира роты».

(РГВА, ф.35581, а.д. №22, л.11)

А шарили по квартирам да и самовольно захватывали пустующее жилье студенты. Да-да, именно студенты Агрономического института, который располагался поблизости. Несколько обращений в институт ничего не дали. Революция… Мы наш, мы новый мир построим…А кому старики нужны…

Здание на Гагаринской улице, где находились квартиры дворцовых гренадер
Здание на Гагаринской улице, где находились квартиры дворцовых гренадер.
(С.А. Гринёв. «История Роты Дворцовых гренадер»)
Квартира одного из семейных гренадер
Квартира одного из семейных гренадер
(С.А. Гринев «История Роты…»)

Но несмотря ни на что рота ещё жила. И люди хотели служить в ней. Интересный документ:

«Товарищу командиру Гренадерской Георгиевской роты от отставного закройщика Йогана Мартиновича Паха, Шпалерная, д.2, кв. 22

Заявление

Прилагая при сём свидетельство о выполнении воинской повинности за № 19/1883 прошу об определении меня во вверенную Вам роту на вакантную должность гренадера.

10 января 1921 г. Подпись.

На заявлении резолюция: «составить послужной список и возбудить ходатайство»

(РГВА, ф. 35581, а.д. 24. л. 13)

Но не суждено видно было закройщику стать гренадером. И не суждено ему было охранять Императорские покои и сокровища Эрмитажа, да и не охраняла их рота последние годы. Не нужны были новой власти лишние глаза в хранилищах, да и кормить их надо было…

«1 февраля 1921 г.
Инспектору пехоты Петроградского военного округа.

Рапорт

Доношу, что сего числа прибыл во вверенную мне роту помощник коменданта штаба округа тов. Виноградов для выяснения вопроса о передаче окарауливания денежных ящиков штаба и других постов, занимаемых ныне красноармейцами, гренадерам Роты, причем мною были даны ему исчерпывающие сведения об условиях, при которых Рота может быть использована для охраны.

Считаю должным донести о сём подробно:
гренадер в Роте состоят в настоящий момент 26 человек, которые обслуживают нижеследующие посты:
  1. У командующего войсками округа – 3 чел.
  2. У помощника командующего – 3 чел.
  3. У инспектора пехоты – 3 чел.
  4. У начальника окружного политпросветотдела – 3 чел.
  5. В Губвоенкоме – 3 чел.
  6. В Окружном артиллерийском центре – 3 чел.
Домашний наряд – 2 чел.
Каптенармус, заведующий выдачей дров, рассыльный – 3 чел.
Больные – 3 чел.
Итого – 26 чел.

Из числа имеющихся гренадер почти ежедневно выделяются на доставку провизии для роты и на приемку дров со склада.

В случае, если Роте будет приказано принять помещения штаба под охрану, то Рота из числа имеющихся гренадер может выставить только один пост, самый важный у денежных ящиков, и то при условии, что будут сняты посты наименее важные, из оных я считаю п. 3, 4, 5 и 6.

Помощник коменданта т. Виноградов по моему предложению имеет доложить обо всем коменданту Штаба, и о последующем распоряжении Штаба я просил его поставить в известность Вас, ибо без Вашего приказа я никаких распоряжений делать не вправе.

Командир роты /подпись/»

А 4 февраля 1921 г. был издан приказ №536 по Петроградскому военному округу о расформировании Георгиевской гренадерской роты. За ненадобностью. Последнее подразделение славной своими подвигами Русской Гвардии перестало существовать. Началась история другой армии.

«Задрожал медный лавровый венец на голове Петра Первого, дрогнули обмерзлые его кудри, повел император медной ладонью, во тьму распростер...

И тяжко прыгнул в сугроб медный конь Николая, загремели копыта Александрова битюга на Невском проспекте... Медные пажи, сбиваясь, не в ногу, несут широкую мантию спешащей Екатерины. Торопятся в метели фельдмаршалы, побелевшие, дымные...

Суворов и князь Потемкин за руки подняли со снега ефрейтора. Старый полководец Румянцев-Задунайский закинул его походным плащом.

Фельдмаршалы понесли ефрейтора золотой роты по набережной, вдоль погасших дворцов, в пустыне Невского проспекта, по площадям столицы.

Выше, выше, над мглою колоннад и куполов, в гулкое небо уносят ефрейтора.

Фельдмаршалы несут дворцового гренадера в рай, там навсегда положены старым егорьевским кавалерам валенки на всю зиму, порцион и табак: там встретит его друг — Синюша, забунтовавший унтер-офицер, который замерз под забором, на Обводном канале, с военными пуговицами в горсти, там прапорщик Павел Андреевич доскажет ему истории свои о золотой роте, о зимних парадах, об императорах и о трех мушкетерах...»

(И.С. Лукаш «Дворцовые гренадеры» Русская проза первой половины 20 века, т.2, Москва, изд. «Дрофа», 2003 г.)

Автор выражает благодарность всем, кто принял участие в подготовке данного материала.

 

Вернуться к списку публикаций