«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Н.А. Захаров

Добыча золота на приисках Олекминской тайги

(по материалам еженедельного иллюстрированного журнала «ЗАРЯ», 23 ноября, 1915 г.)

Финансовая помощь государства является одним из главных условий победы над врагом. Чем больше у государства золота, тем большими услугами оно может пользоваться со стороны нейтральных держав, тем обеспеченнее его кредитные операции, как в нем самом, так и вне его. Учитывая это значение золота, как одного из факторов победы, воюющие государства тотчас же за объявлением войны приняли все меры к тому, чтобы накопить, насколько возможно, большую «золотую наличность». Одни государства, как пример, Германия, объявили, под угрозой уголовной кары, принудительную сдачу золота в государственные кассы, другие, как, например, Франция и Россия, обратились с воззваниями к чувству патриотизма своих граждан, убеждая их сдавать государству имеющееся у них золото, назначая премии за сданное золото или давая некоторые преимущества лицам, платящим в казну золотыми монетами. Помимо этих мер, всеми государствами запрещен вывоз золота за границу частными лицами. Россия, помимо вышеуказанных способов накопления золота, имеет еще один, дающий ей громадное превосходство перед Австро-Венгрией и Германией – это возможность пополнения золотого фонда золотом, добываемым на отечественных золотых приисках. Россия владеет богатейшими в мире золотыми приисками. Мы имеем золото на Урале, на Алтае, на Саянском хребте, в Томской губернии, на Амуре, Лене и многих других местах необъятной России. До войны в России добывалось до 10% всего добываемого в мире золота. С начала войны были приняты меры к увеличению добычи золота и теперь, после года войны, мы видим, что количество добытого во время войны золота намного превышает добычу за то же время в прошлые годы.

Этим летом я посетил золотые прииски Олекминско-Витимского Горного Округа; своими впечатлениями от путешествия я и хочу поделиться в этой статье.

Старатель-хищник за промывкой золота в лотке.
Старатель-хищник за промывкой золота в лотке.

Золотые прииски Олекминско-Витимского Горного Округа расположены в Ленской тайге, на самом севере Иркутской губернии, и на юге Якутской области, между реками Витимом, Леной и Олекмой. 4 мая я выехал из Москвы и лишь 29 приехал в г. Бодайбо – эту столицу приисков. От Иркутска до Бодайбо 1800 верст, из которых 410 – от Иркутска до Жигаловой приходится ехать на почтовых, от Жигаловой до Бодайбо – 1400 верст на пароходах. Летом это путешествие особой трудности не представляет – куда труднее и опаснее ехать на прииски зимой, когда приходится весь путь в 1800 верст проделывать на почтовых при 25-45-градусном морозе! Богатейшие золотые прииски этого края расположены по речке Бодайбо, притоку Витима, тянущейся на 80 верст на север от г. Бодайбо. Почти все прииски принадлежат акционерной компании под именем «Ленское Золотопромышленное Товарищество». Богатейший из этих приисков Феодосиевский; по содержанию золота – это богатейший не только в России, но и в мире прииск: в некоторых забоях содержание исчисляется десятками фунтов золота на куб породы. В этом году один этот прииск дал свыше 500 пудов золота!

Золото на приисках Ленской тайги добывается пятью способами:

  1. лотками
  2. бутарами
  3. американками
  4. гидравликой
  5. шахтами

Бутара
Бутара
Американка. Старательские работы на Пророко-Ильинском прииске.
Американка. Старательские работы на Пророко-Ильинском прииске.
Гидравлика на Тихоно-Задонском прииске. Работа Брандспойта.
Гидравлика на Тихоно-Задонском прииске. Работа Брандспойта.

Забой в шахте.
Забой в шахте.

Добыча золота драгами находится еще в опытной стадии, и потому об этом способе я не буду говорить. Способ промывки золота лотками (лоток – род деревянного блюда) наиболее примитивный, и пользуются им главным образом старатели-хищники, так называемые «лотошники». Заключается этот способ в том, что золотоносная порода размешивается в лотке с водой, золото оседает на дне лотка, а земля «спускается» на дно в ручей, у которого хищник «старается». Таких старателей в тайге тысячи и зарабатывают они, если попадут в хорошее место, от 30 до 10 рублей в день. Бутарами и американками работают крупные старатели и золотопромышленники. Бутара представляет из себя систему продолговатых ящиков с решетом, на которое вместе с водой поступает золотоносная порода. Золото проваливается сквозь отверстия решета, а земля и камни стекают в подставляемые тачки, на которых промытая порода отвозится на отработанные отвалы. Американки представляют из себя длинные желоба с быстро текущей водой. Золотоносная порода, которая берется тут же возле американки, перебрасывается лопатами в желоба, в которых золото отмывается от породы, причем золото оседает в особых перегородках и решетчатых днах желобов, а земля и камни уносятся течением воды в реку. Американки являются наиболее дешевым, удобным и продуктивным способом добычи золота и широко распространены в Приленской тайге. Четвертый – гидравлический способ заключается в том, что струя воды под давлением нескольких атмосфер направляется из брандспойта в открытую россыпь, которую и размывает. Размытая порода с золотом скатывается в желоб наподобие американки, где золото окончательно отделяется от породы, причем золото оседает на дне желоба, а порода уносится течением воды на отвалы. Гидравлический способ является усовершенствованным способом разработки открытых россыпей и представляет ту особенность, что при нем, при большей добыче затрачивается минимум рабочих поденщин; так, для промывки 30 кубов породы необходимо затратить только 8 рабочих поденщин. Перечисленными четырьмя способами разрабатываются открытые россыпи. Подземные россыпи разрабатываются шахтами. Шахты бывают глубиной от 6 до 30 сажень и вышиной от 1 до 8 аршин, в зависимости от толщины золотоносного слоя. Земля в шахте мерзлая, так называемая «вечная мерзлота». Шахты тянутся под землей на протяжении иногда нескольких сот саженей, разветвляясь в стороны, причем каждое разветвление заканчивается забоем. Есть шахты, в которых со всех сторон сочится и бьет вода – в таких шахтах особенно трудно работать: самая непромокаемая одежда через полчаса совершенно промокает. Кроме «вечной мерзлоты» и мокроты, одним из существенных недостатков шахт являются постоянные обвалы. Хотя шахты тщательно укрепляются лесом, но давление массы земли бывает иногда настолько сильно, что расплющивает в щепы бревна толщиной в 12-16 вершков. Процент несчастных случаев на приисках очень велик – на некоторых он достигает 50%, в среднем же составляет 23%.

Картина обвала в шахте.
Картина обвала в шахте.

«Золотопромывательная машина».
«Золотопромывательная машина».

Проследим главные моменты шахтовой добычи золота.

Золотопромывательная машина. Съемка золота под дырчатым цилиндром.
Золотопромывательная машина. Съемка золота под дырчатым цилиндром.

«Крутой спуск». Шахта Ленского Золотопромышленного Товарищества.
«Крутой спуск». Шахта Ленского Золотопромышленного Товарищества.

Слитки золота в золотосплавочной.
Слитки золота в золотосплавочной.

Забойщик с помощью кайлы и лопаты, откладывает золотоносную породу, которой и нагружает вагонетку или тачку. На вагонетке или тачке порода подвозится к устью шахты, где породу сбрасывают в бадью, которая и поднимает ее на поверхность земли. Поднятая порода поступает на золотопромывательную машину, где сначала в дырчатом цилиндре, а затем на особой наклонной плоскости с системой перегородок, золото отмывается от породы и оседает. Золото на приисках Ленской тайги россыпное, самородное, причем встречаются самородки весом 20 фунтов. Всё добываемое на приисках золото поступает в золотосплавочную лабораторию, откуда оно выходит уже в перенумерованных слитках, с указанием пробы каждого слитка. Проба самородного золота колеблется от 80 до 94, самым высокопробным является темное золото; чем золото светлее, тем ниже его проба. С приисков золото отсылается в Государственный Банк и Монетный Двор.

Наш сотрудник Н.А. Захаров на обратном пути с приисков. Вследствие мелководья пришлось ехать по Лене на лодке. Рядом с ним богатый старатель.
Наш сотрудник Н.А. Захаров на обратном пути с приисков. Вследствие мелководья пришлось ехать по Лене на лодке. Рядом с ним богатый старатель.

Отрезанное от культурных центров громадным расстоянием приисковое население ведет совершенно своеобразный образ жизни. Главную массу населения составляют рабочие, их 85%, остальные 15% состоят из служащих и туземцев-якутов. Число контрактованных рабочих у одного Ленского Золотопромышленного Товарищества превышает 8000 человек. Но кроме контрактованных рабочих у того же товарищества работает около 4000 старателей. Старатель – это тот же рабочий, снявший в аренду небольшой кусок золотоносной земли и разрабатывающий ее на свой риск и страх. Старатель не платит за аренду земли, но платит за каждый проработанный им день, независимо от количества добываемого им золота. Всё добытое золото старатель обязуется сдать Л.З.Т. за определенную плату, которая ниже курсовой приблизительно на 20%. Зарабатывают старатели различно: если, по местному выражению «пофартит» – повезет, если он попадет на богатое место, то может заработать 500 и больше рублей в месяц. Средний же месячный заработок старателя нужно считать в 100 рублей. Контрактованный рабочий зарабатывает в месяц в среднем 87 рублей при квартире, отоплении и освещении. Бюджет бессемейного старателя и рабочего составляет 33 рубля в месяц. До войны, пока была в продаже водка, каждый рабочий тратил 9 руб. 50 коп. на водку. Хотя пьянствуют рабочие и теперь, но всё же не так, как при существовании казенной продажи питей. На смену казенной водке явилась самосадка и самогонка. Самосадку на приисках делают из денатурированного спирта, перца, разных кислот и… динамита! Какую роль должен играть динамит в этом напитке, мне точно выяснить не удалось. Один рабочий высказал остроумное предположение, что динамит примешивается вероятно для того, чтобы «разрывало!». Самогонка – это спирт, выкуриваемый на тайных винокуренных заводах. Поставкой этих напитков занимаются целые артели самосадчиков, которые скрываются в горах и таежных лесах, и совершенно неуловимы для местной стражи. Несмотря на ужасное действие этих напитков – они вызывают рвоту, отравление и бессознательное состояние – рабочие всячески прикрывают самосадчиков и платят им по 3-5 руб. за стакан «сивухи». Кроме пьянства, большим злом среди приисковых рабочих является игра в карты и орлянку. Рабочие играют азартно и крупно. Ставки редко бывают меньше 5 рублей. При мне один рабочий проиграл 900 руб. в течение получаса. Проигрывая и пропивая большие суммы, часто весь свой заработок, рабочий, чтобы достать денег, спускается ночью в неработающие шахты и там ищет «шукует» золото. Рискуя быть заваленным обвалом, задушенным дымом от поджогов, рискуя быть пойманным шахтовой стражей – он всё же идет на это воровство. Ежегодно рабочие уносят из шахт до 50 пуд. золота, что составляло и в мирное время внушительную сумму в миллион рублей.

Конечно, не все рабочие пьют, воруют и играют в карты, есть и такие, которые добросовестно копят деньги. Все приисковые рабочие – народ пришлый, причем половина (57%), являются выходцами из губерний Европейской России, а остальная часть – из местностей Азиатской России. Все рабочие приезжают с целью поправить свои финансы и уехать. В среднем рабочий остается на приисках два-три года и при нормальной жизни увозит с приисков 1000-1200 рублей. С внешней стороны условия приискового рабочего не оставляют желать лучшего: к услугам рабочих прекрасные больницы (лечение бесплатное), народные дома, столовые, чайные, кинематографы, библиотеки, приисковые магазины и амбары, в которых рабочим продаются предметы первой необходимости по утвержденной Окружным Инженером таксе. В общем рабочему на золотых приисках живется хорошо, признаком чего является, между прочим, большой % возвращающихся на прииски рабочих: на приисках Л.З.Т. возврат рабочих выражается 30%.

 

Вернуться к списку публикаций