«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Василий Митринюк

Великое противостояние в воздухе XX века

Росписи на фюзеляжах

(Анонс новой книги)

Василий Митринюк «Великое противостояние в воздухе XX века. Росписи на фюзеляжах».
 

От автора

Уважаемый читатель!

Если Вы держите в руках эту книгу, значит Вам свойственно стремление к познанию нового, значит, вы любому другому развлечению предпочитаете интеллектуальное.

Собранный в книге материал представляет интерес и для историков в целом, историков авиации в частности, людям не безразличным к зарождению мировой авиации, и просто любознательным читателям.

Эта книга познакомит Вас с первыми робкими шагами человечества в воплощении мечты поколений: покорения неизведанной стихии – воздушного пространства. История мировой авиации рассматривается в непривычном ракурсе символики и эмблематики. Без ложной скромности можно констатировать, что в таком контексте история мировой авиации не рассматривалась прежде.

Идея собрать воедино интересные эмблемы прославленных летчиков, авиационных подразделений разных стран от Первой Мировой войны до наших времен давно витала в воздухе. Останавливала только необыкновенная сложность данной темы: среди великого многообразия литературы об авиации Вы найдете лишь фрагментарно разрозненные сведения о небольшом историческом промежутке в авиационной символике той, или иной страны. Многие интересные эмблемы уже безвозвратно утеряны. Лишь благодаря кропотливой исследовательской работе часть из них была воссоздана заново.

Работа содержит большое количество документов, изображений авиационных символов в документальных фотографиях, рисунках, художественно воссозданных эмблем по воспоминаниям участников былых боевых событий. В силу этих обстоятельств она поделена на две самостоятельные части: от Первой Мировой войны до гражданской войны в Испании и от Второй Мировой войны до наших дней. Также готовится к изданию книга «Мужество и воля», прочтя которую Вы узнаете о необыкновенных приключениях летчиков, их наградах и наградной системе, боевой выучке и мастерстве пилотов разных стран, тактике и стратегии авиации.

Эта работа – дань уважения к истории авиации своей страны сквозь призму уважительного отношения к истории авиации других государств. Удачного Вам путешествия в необыкновенный мир авиации!

 

Идея расписывать боевые самолеты родилась в годы 1-й Мировой войны. Сначала, дабы не попадать под огонь своих наземных войск, стали наносить символы государственной принадлежности. Для этого использовали хвостовую часть самолета, верхнюю и нижнюю плоскости крыла, центральную часть фюзеляжа. Дальше – больше. Сбив определенное количество самолетов противника, у каждого летчика возникало желание отметить свои подвиги необычным рисунком с одной стороны, с другой показать всем, и, прежде всего противнику, что тот имеет дело с мастером воздушного боя, тузом воздушного пространства. При росписи самолетов, не исключался аспект и психологического устрашения недруга. Скорее по наитию, чем, используя основы науки о психологии человека, стали разрисовываться самолеты всевозможными картинками различного, порой жуткого содержания. Как тут не вспомнить коренных жителей Северной Америки и Африки в устрашающих боевых росписях своего тела.

Приоритет в росписи самолетов принадлежал французам. В переводе с французского, самая старшая карта в колоде «туз» - это «ас». Отсюда и пошли асы – покорители воздушной стихии, ювелирные мастера боя. Свидетельством мастерства пилота зачастую служило изображение на аэроплане главной карты в колоде. Звание аса нужно было еще заслужить. Его присваивали лишь тому, кто достоверно сбил не менее пяти самолетов противника. Эта практика сохранилась и в годы Второй мировой войны.

Безусловно, каждая роспись на самолете носила сугубо индивидуальный характер, раскрывала черты, наклонности, или привязанности того, или иного пилота. Являясь своего рода кодом летчика, рисунки стали последовательно обогащаться различными символами, знаками, несущими определенную смысловую нагрузку. Так, из лихаческой забавы роспись на самолете превратилась в носителя сакрального знака, или своего рода оберега. Летчики, как никто, в силу своей специфики явно, либо завуалировано верят в приметы, или, если хотите, уважают их. Человечество за время своего существования накопило немало толкований различных символов. Для лучшего понимания эмблематических знаков пилотов, их боевых подразделений, приведу небольшую выдержку из Книги символов.

Толкование символов:

Волк
Древний символ воинской доблести. Средневековые германские хроники повествуют о стаях воинов – волков, совершающих набеги на территорию современной Латвии. С волком тесно связаны мотивы оборотничества и боевой магии.

Ворон
Ворон в фольклоре разных стран трактуется по-разному. К примеру, на британских островах ворона считали знаком удачи. В Тибете ворона почитают, ему делают жертвоприношения. Ворон – птица больших пространств, хотя ее проживание всегда локально. Ворон хтоничен, он копает землю, питается падалью, что связывает его с царством мертвых. Ворон может, не теряя высоты, совершать маховый полет спиной вниз. Таким образом, он защищается от нападения ястребов. Он летает во владениях богов – в небе.

Грифон
Мифический зверь полулев – полуорел. Охраняет дерево жизни, страж на пути духовного восхождения. Символизирует бдительность и воинственность.

Двуглавый орел
В качестве государственного герба Русского государства орел появился в конце 15 века.

Впервые этот символ появился в древнем Египте, в странах Двуречья, где встречались двуглавые и трехглавые орлы. В период мирового могущества Древнего Рима орел использовался в качестве гербовой эмблемы этой империи.

С основанием в 4 веке нашей эры Восточной Римской (Византийской) империи, равноправной с Римом, появляется двуглавый орел, символизирующий существование двух могущественных центров. Одна голова птицы была обращена на восток, другая - на запад.

Одна из версий появления двуглавого орла в России связана с женитьбой Ивана 3 на племяннице последнего императора Византии – Софье Палеолог и распадом Византии, преемницей которой себя посчитала Россия.

Дракон
От греческого – «видящий». Несет в себе неразделенными элементы тьмы и света, созидания и разрушения, мужского и женского. В древнем мире воспринимался как носитель первичной энергии в материальном мире. Во многих религиях олицетворяет злые первичные силы. В восточных мифологиях дракон символизирует не отрицательные, а положительные качества, являясь символом величия, силы.

Единорог
Мифический зверь. Олицетворял победу мужского начала над женским. Атрибут всей евразийской рыцарской культуры. Изображался как белый конь с красной головой, с одним рогом и синими глазами. Рог воспринимался как знак интеллекта. В западной церкви известен как символ целомудрия.

Звезда
Олицетворяет во многих культурах надежду. Знак того, что человек куда-то стремится, желает превзойти себя самого. Один из главных символов масонов, изображается с различным числом лучей.

Кит
В христианской традиции означает дьявола, причем открытая пасть – аллегория врат ада, а желудок – вместилище ада.

Козел
Древний символ мужества и изобилия жизненной силы. В христианской традиции козел служит общепризнанным символом дьявола. Со свойственными ему качествами – похотливостью и зловонием. Очень популярен у сатанистов.

Конь
Лошадь имеет значение огня и света. Обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившегося на верную дорогу. Конь знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию или Пегаса.

Крест
Крест как древнейший символ известен с момента существования человеческой цивилизации, задолго до формирования религиозных канонов. К примеру, крест анх использовался коптами, египетскими христианами. Египетский иероглиф анх был знаком жизни, а также клятвы. Кельтские кресты известны с 9 века. Их вырезали из камня и тщательно обрабатывали, нанося фрагменты ирландского орнамента. Иерусалимский крест, или крест крестоносцев представляет греческий крест, с четырьмя проекциями вокруг основного креста. Его носил Годдфруа Буйонский – первый правитель Иерусалима после освобождения его от власти мусульман. Мальтийский крест образован соединением четырех копий, которые образуют восьмиконечный крест, каждый конец которого означает одну из восьми добродетелей. Ордена крестоносцев различались по форме креста, окраске, количеству его векторов. Контурный крест образован из четырех греческих букв гамма, обозначает Христа как краеугольный камень церкви. Изображается на облачениях православных священников. Существует два главных типа креста, особенности, которых повлияли на типы архитектуры церквей: латинский и греческий. Вертикальная ось латинского креста пересечена горизонтальной на 1/3 от своей длины. В толкованиях он представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых.

В греческом кресте горизонтальная ось пересекает вертикальную посредине, образуя квадрат в плане.

Наряду с основными формами крестов существует великое множество, как разновидностей первых двух, так и других. Многие кресты носят имена святых, имена территорий, с которыми связана их история. Крест был и остается важнейшей составной частью геральдической символики. Он был атрибутом королевства и древним знаком власти. Неудивительно, что на авиационных эмблемах, эмблемах самолетов присутствуют кресты во всех своих проявлениях. Французские самолеты, на которых летали летчики, воюющие за свободную Францию, украшало изображение Папского креста. Это изображение наносилось на хвостовую часть самолета. Германские самолеты помимо основной эмблемы в форме равностороннего креста часто несли эмблемы эскадр и эскадрилий в форме различных вариаций креста.

Лев
Лев – символ царственной власти, светоносный символ огня и солнца. У славян-лютичей, населявших Заэльбье, лев был символом Радогоста – бога войны, сына Коляды и Радуницы, который почитался как третье воплощение Вышня-Даждьбога. В геральдических системах лев обозначает благоразумие, твердость, стойкость. На эмблематическом уровне лев – это знак отваги, силы, храбрости, а также великодушия и милости.

Лилия
Со времен Ренессанса лилия ассоциируется с Благой Вестью. Этот белый цветок издревле известен как символ света, чистоты, невинности, милосердия. Является атрибутом геральдики с древнейших времен. В Византии была знаком причастности к королевскому роду.

Луна
Считается силой, управляющей превращениями в природе, символ постоянных трансформаций и преобразований формы. Серп луны использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Символ был перенят турками после победы мусульман над христианами. Турецкий султан стал использовать его как знак своего могущества. Полумесяц стал символом ислама и противопоставляется кресту.

Маска
Маски служили оберегом священного места и представляли магическую силу тех зверей, которых они изображают. В маскарадах культурной эпохи один из означающих символов маски – смерть. Довольно реалистичны маски, употребляющиеся в ритуалах смерти тайного мужского союза Мукуи в Конго. Глазницы в таких масках сужены.

Мышь, летучая мышь
Символика мыши образно представлена во многих классических культурах в силу того, что это одно из древнейших млекопитающих на земле. Возраст этого вида насчитывает 30 млн. лет. В переводе с греческого этот образ можно трактовать как воровку, ассоциирующуюся со знаком кражи. С другой стороны мышь – это во все времена признак плодовитости и неистребимости. Опять же – мышь – трикстерный персонаж, связывающий небо, землю и преисподнюю. Издревле известны мифы, говорящие о том, что мыши падали с неба. В средние века они являлись одной из ипостасей дьявола.

Летучая мышь олицетворяет атрибут ночи, обозначая дьявола, ассоциируется с черной магией и является метафорой ведьм.

Орел
Одноглавый орел был священной эмблемой Зевса – Юпитера. Коронованные властители Европы сделали двуглавого Орла своим символом. Способность этой птицы быстро летать и подниматься так высоко, чтобы превосходить низкие силы, - основная характеристика символики орла. Благодаря быстроте и отваге полета ассоциируется с молнией и громом. Повсеместно ассоциируется с богами власти и войны. На знаменах римских легионеров было изображение орла. На монетах древнего Рима орел представал как символ эмблемы императорской власти и легионов. В библии Орел означает величие и всемогущество бога. В Средние века был символом крещения и возрождения, а также Христа в его вознесении. Германская империя приняла имперский знак орла в свой герб. А Россия, продолжая византийскую традицию, стала преемницей двуглавого имперского орла. Быть орлом – метафора удачливого человека.

Пальма
В иудейской традиции она символизирует солнце. В мистических традициях пальма обозначает апофеоз, торжество, когда изменение, движение идет изнутри наружу, вовне. На эмблематическом уровне это знак победы.

Пегас
Источник вдохновения. Он крылат не только в иносказательном смысле, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна как химера. Поэтическое вдохновение становится сверхреальностью.

Петух
Петух – тотемный знак исчезнувших неизвестно куда галлов, отчего по законам метонимии за эту птицу отвечают современные французы. Петух – символ драчливости и крови. Петуху приписывают свойства вестника грядущих бед. Бойцовский дух петуха стал боевым символом готов.

Пятиконечная звезда
Один из первых советских знаков, получивших широкое распространение. Знак был известен за пять тысяч лет до нашей зры. В древнем Египте звезда изображала число «пять», которое выражало порядок во Вселенной, символизировало судьбу, находившуюся в руках богини истины, правосудия и справедливости Маат. У древних пифагорейцев этот знак соответствовал понятию «здравствуй», «будь здоров».

Официально пятиконечная звезда как эмблема Красной Армии была утверждена Народным комиссариатом по военным делам 19 апреля 1918 года. Знак представлял собой звезду с золотыми лучами. В середине на красном поле золотые изображения плуга и молота. В листовках и брошюрах того времени смысл пятиконечной звезды объяснялся как эмблема единения пролетариата пяти континентов земного шара.

Руны
Древние линейные знаки. Древнегерманский рунический алфавит называют Футарк. Всего известно 24 руны. Руна зиг, которую использовали войска СС, как свой отличительный знак, означала солнце, ясное видение, готовность к достижению цели, надежду. Одиночная руна, как изображение молнии, часто использовалась на германских самолетах.

Свастика
Один из древнейших символов планеты. В переводе с санскрита – благополучие, благосостояние. Древний знак, указывающий на движение солнца вокруг земли и деления года на четыре сезона. Как благоприятный знак изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении часовой стрелки) концами. В 1869 году английский астролог Ричард Моррисон организовал Орден свастики. Свастика украшала первые издания книг Р.Киплинга. Она же была изображена на бумажных деньгах России периода Временного правительства. Левосторонняя свастика была политически утилизирована в двадцатом веке в период господства Третьего Рейха. Возможно на выбор А.Гитлером изображения свастики, как символа созданной им национал-социалистической партии, повлияли ранние воспоминания детства, навеянные учебой в бенедиктинском монастыре в Ламбахе. Его монастырские ворота украшали изображения свастики. Одна из распространенных версий трактовки свастики – заглавные буквы фамилий четырех главных лидеров Рейха: Гитлер, Геринг, Геббельс и Гимлер. В отличие от диагонально расположенной черной германской свастики, финская свастика представляла собой правильный крест. Цветом финской свастики являлся один из цветов национального флага страны – голубой.

Серп и молот
Первая массовая международная организация пролетариата – Британская секция 1 Интернационала – имела печать, на которой были вырезаны: молот, коса, клещи и серп. Принято считать, что первым эмблему «Серп и молот» молодой республики изобразил известный художник Е.И.Камзолкин во время подготовки к первомайской демонстрации 1918 года. Эмблема появилась на стягах и полотнищах Замоскворецкого района г. Москвы. В знак благодарности художнику рабочие машиностроительного завода г. Пушкино отлили на его могиле чугунную плиту с надписью: «Е.И.Камзолкину – создателю эмблемы «Серп и молот». Однако, уже 18 апреля 1917 года перекрещенные серп и молот можно было увидеть на хоругвях, украшавших Мариинский дворец в Петрограде. Предполагают, что автором этой композиции был известный архитектор Л.В.Руднев.

Скорпион, знак Зодиака
Является наиболее глубоким знаком Зодиака. В иерархии символов скорпион когда-то занимал место орла. В Таро карта смерти обозначается знаком скорпиона. Его царства: Норвегия, Бавария, Мавритания. Его города – Мессина.

Стрела
Стрела представляется символом мужского начала и традиционных мужских добродетелей – целеустремленности, непреклонности и мужества. Таково ее значение в геральдике. Стрела – символ молнии. У мексиканских индейцев стрела служила символом войны и опасности.

Цербер
Трехглавый пес с крыльями, охраняющий врата ада, выход из Аида. Собака – символ верности и преданности, но, в тоже время – ритуальной нечистоты и разврата. Все зависело от развития культур древних народов. Так, в индоиранской культуре считалось, что собака может инстинктивно предчувствовать опасность (смерть, чума) и сигнализирует об этом своим воем. С этим представлением тесно связан образ собаки как стража загробного мира – египетский Анубис. С приходом христианства страж загробного мира превращается в прислужника дьявола, или даже в воплощение дьявола. У древних германцев черта называли адской собакой.

Череп
Входит в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых (ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский). Многие верующие не знают, почему под распятием Христа часто изображается череп с костями, так называемая Адамова голова. Дело в том, что согласно библии Адам был похоронен на горе Голгофе (в переводе с арамейского: «череп»). Христа же распяли на Голгофе над могилой Адама. Поэтому его череп и ребро, из которого была сотворена Ева, изображаются в иконографии под распятием Христа, и его кровь проливается на них. По преданию, когда Ной строил ковчег, он выкопал кости Адама и взял их с собой. После потопа Ной, согласно этой легенде, разделил мощи между сыновьями. Сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши, т.н. террафита. Способ их изготовления описал рабби Элеазар. Для этого необходимо было заколоть первенца, отрубить ему голову. Затем голову засаливали, клали ей под язык золотую пластину с заклинаниями и ждали от черепа сообщений. Как тут не вспомнить древних половцев, сделавших ритуальную чашу, обрамленную в золото, из черепа древнерусского князя Святослава.

Пережитки лемурийского культа террафита видны в христианстве – Адамова голова, а также в оккультном рейхе, где существовал масонский орден и танковая дивизия «Мертвая голова». На самолетах Люфтваффе некоторых эскадр также изображались черепа в различных интерпритациях.

Изображение белого черепа – знака высшей сефиры, выделяющей росу, предполагает возвращение умерших к жизни. Возможно поэтому в Третьем Рейхе офицеры СД носили на фуражках в качестве эмблемы изображение белого черепа с костями.

Череп со скрещенными костями был на флагах пиратов и назывался «Веселый Роджер» - в начале XVIII века одно из имен дьявола. На сленге Роджер имеет значение негодяя. Черная метка – знак мертвой головы у пиратов и флибустьеров – присылался как предупреждение тому, кому уготована смерть.

Символика Адамовой головы получила новое дыхание в годы Первой мировой войны.

В полку будущего национального героя Финляндии Маннергейма, входившем в 48 дивизию генерала Корнилова из добровольцев был создан отряд разведчиков – пластунов. Их отличительным знаком стал шеврон с изображением черепа со скрещенными костями как символ презрения к своей смерти ради сохранения жизни других. Эта эмблема, как отличительный знак корниловского и марковского полков, стала печально известной в годы гражданской войны. Нарукавный знак корниловского полка представлял собой варяжский щит темно-синего цвета, в котором был изображен оранжевый череп с костями и двумя перекрещенными рукоятками вверх мечами, с наложенной на перекрестие мечей пылающей гранатой. Над изображением черепа полукругом шла надпись: «Корниловцы». Символы корниловского и марковского полков изображены на надгробиях служивших в них солдат и офицеров, похороненных на русском кладбище Сент-Женевьев – де Буа в Париже.

Во время Второй мировой войны череп, начертанный на английских подводных лодках, свидетельствовал об уничтожении противника. В Англии он вместе со словами «Или слава» был отличительным знаком уланов. На рубках германских подлодок изображали дьявола. Ныне символ черепа со скрещенными костями «измельчал». Его изображение теперь служит украшением рокеров и металлистов, изображается на пузырьках с ядом и в опасных местах высокого напряжения.

Ящерица
В некоторых эмблематических построениях она выступает в образе хамелеона, ящерицы с очень длинным языком. Под светом солнца хамелеон быстро меняет окраску. Эмблематически одно из значений этого символа – «пол сладостью скрывается желчь». Хамелеон ежеминутно меняет окрас, как меняется сама жизнь. Этот знак также мог означать образ гибкого, адаптирующегося к обстоятельствам человека.

* * *

Эмблемы на самолетах

Эмблема с белой дугообразной стрелой и красным рулем поворота – личная эмблема командира Центральной авиагруппы Юго-западного фронта И.У.Павлова (август 1920 г.). Эту эмблему летчик сохранил с Первой Мировой войны. Летным мастерством и воздушной стрельбой овладевал во Франции: в городах По и Казо. Войну закончил в чине старшего унтер-офицера. Руль поворота красного цвета был и на послевоенном истребителе Павлова И-15.

До конца 1918-го года продолжали летать самолеты и со «старорежимными» эмблемами, и с цветами французских и британских флагов. Со звездой тоже не все было просто и в порядке. На самолетах новой республики ее порой изображали черной краской, черной краской на красном фоне. В газетах того периода даже появился термин «чернозвездные соколы».

Эмблемы на самолетах

Эмблемой 25-го РАО была окрыленная красная стрела на фюзеляже (Восточный фронт, лето 1919 г.)

Эмблемы на самолетах

«Ньюпор-24» 1-го морского истребительного отряда Северного фронта (зима 1918-1919 гг.)

Эмблемы на самолетах

Первый официальный приказ об унификации опознавательных знаков состоялся 23 сентября. Начальник авиации Восточного фронта Юнгмейстер предписывал нанесение черных(!) звезд на белом фоне на верхних и нижних концах крыльев и хвостовом оперении. Лишь приказом ГУВВФ от 9 октября №6 вводилось изображение красной звезды. Само расположение звезды, как и форма лучей, трактовалось достаточно вольно. Вплоть до изображения острым лучом вниз.

Эмблемы на самолетах

Красвоенлетам не было чуждо наслаждение прекрасным. Порой самолеты украшали копиями тициановских натур.

 

Вернуться к списку публикаций