«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

Продолжение следует...

СТИЛИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ

Шуберт Фон-Зольдерн

(Профессор Императорско-Королевской высшей технической школы)
Москва, 1894.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Обложка Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Первая страница
 

II отдел.

Нейтральный растительный орнамент.

Характер нейтрального растительного орнамента вообще.

Если творец-художник при воспроизведении структивных орнаментов должен был обращать особенное внимание на то, чтобы наглядно выразить структивную деятельность данной части здания и поэтому был естественен в своем творчестве во многих отношениях, то художник, намеревающийся воспроизвести (создать) нейтральный орнамент, может отдаться гораздо свободнее своему артистическому творчеству; так как он должен будет подчиняться главным, образом только общим законам красоты и правилам замещения пустых промежутков.

Если главным мотивом для структивного растительного орнамента был простой лист с обрезанным стебельком, то мы найдем, что самым подходящим образцом для нейтрального растительного орнамента будет целая ветвь вместе с листьями и цветами; применяя их в Форме различных сплетений, она будет самою пригодною для заполнения грациозным образом разновидных, нейтральных площадей.

Весьма понятно, что отдельные стили сумели также своеобразно преобразовать нейтральный растительный орнамент, но в тоже время необходимо здесь еще упомянуть, что все народы древних, а также и средних веков не любили заполнять растительными орнаментами нейтральные площади своих сооружений, мебели и произведений промышленного искусства; только в новейшие времена растительный орнамент в нейтральных площадях стал получать более строгую обработку и частое применение.

Египет.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Прежде чем перейти к рассмотрению нейтрального растительного орнамента в Египте, мы должны раньше заметить, что в строительном искусстве страны Фараонов едва ли можно понимать выражение «нейтральные площади» (поля) в нашем теперешнем суждении, так как в позднейшие времена все структивные и нейтральные части зданий одинаково покрывались иероглифическими надписями, которые заглушали малейшее свободное художественное развитее орнамента уже в самом его зародыше. Не смотря на это, встречаются различные растительные элементы, которые, в соединении с другими образцами, имеют целью украшать архитектурные части сооружений; эти последние мы и можем обозначить в более широком смысле нейтральными строительными частями.

Из применявшихся растительных форм можно указать только на раскрытый цветок и на нерасцветшую почку лотоса. Характерную черту их применения составляет то, что отдельные цветы помещались свободно один около другого, без всякой связи, что и придавало орнаменту примитивный и наивный вид. Кроме того, цветы лотоса встречаются иногда также в виде заполнения площадей, воспроизведенных в форме ленты, но, все-таки, не вступая с этою последнею в органическое соединение. Вместе с цветами лотоса применяются листья пальм, ситовникообразные и своеобразные растительные формы, которые, едва ли принадлежали к какому-либо известному виду растения; но они имели часто завиткообразные заключения и служили иногда, в соединении с другими орнаментальными элементами, украшением нейтральных частей здания.

В общем же, следует заметить, что растительный орнамент, по отношению к нашей теме, играет в египетской орнаментике довольно второстепенную роль.

Вавилон, Ассирия и Персия.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

При строительных памятниках этих народов едва ли может быть речь о так называемых «нейтральных площадях». Тем не менее, для нас представляют громадный интерес самые незначительные остатки орнамента среднеазиатского строительного искусства, вследствие древности их форм.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

К самым древним растительными формам принадлежит именно так называемое «священное дерево». Оно, очевидно, стоит в непосредственной связи с мистической религией древних вавилонян и ассириян. Его происхождение относится вероятно к столь древним временам, что теперешние историческая исследования уже не могут дать ясных указаний о нем. Оно состоит из вертикальной (перпендикулярной) стойки, которая в верхней части украшена лиственной или перистой пальметтой; на этой стойке расположены в известных расстояниях своеобразные трубки (гильзы), из которых исходят завиткообразные фигуры, развивающиеся в упругие ленты, окаймляющие весь стержень и заканчивающиеся в конечных точках пальметками. Мы знакомы с этим священным деревом только по изображениям на алебастровых плитах; по характеру развития своих форм и ради своего высоко-религиозного значения оно изготовлялось первоначально вероятно из листового золота, обтянутого сверх деревянного стержня. Для нас имеет значение в особенности пальметта, которая выступает здесь вероятно в первый раз; но, во всяком случае, она представляет собою весьма древнюю форму, которая служила часто верхушкою (завершением) предмета, или появлялась в связи с рядами других растительных форм. Сюда относится именно шишка кедровых орехов, (Pinienzapfen), которая представляет собою точно также священный в религии ассириян предмет.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Очень часто встречается также распустившийся цветок лотоса вперемешку со своими почками и оба цветка появляются соединенными друг с другом при помощи стебелька, согнутого в вид полукруга. Эти Формы были найдены или в виде пояса или в виде бордюра для украшения пола.

Все эти формы обнаруживать неоспоримое сходство с илее-ионическими формами пальметок и цветов лотоса, которые служили им, без сомнения, первообразами.

Греция.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Весьма характерным обстоятельством для более резкого разделения между структивным и нейтральным орнаментом является то, что в Греции структивный орнамент состоит почти только из растительных элементов, тогда как все архитектурная части, которые мы должны называть нейтральными площадями, являются украшенными фигурными изображениями, преимущественно из жизни греческих богов; таким образом, растительный орнамент применяется на нейтральных площадях весьма редко и имеет второстепенное значение. На фронтонах, метопах, ионических фризах и греческих стенах всегда встречаются фигурные изображения. Только такие нейтральный площади, которые стоят в непосредственной связи с архитектурными частями, имеют соответственно своему связующему положению растительный орнамент; сюда именно относятся, как уже сказано, шея колонны, угловые лопатки здания и стена аттико-ионического стиля и, кроме того, структивные бездействующие части ионической капители пилястра.

При свободных растительных орнаментах отдельные части обнаруживают в Греции также строгую стилизацию и поэтому допускается соединение растительных элементов самых разнообразных видов в одно орнаментное целое, причем при выборе преимущество отдается всегда таким растениям, которые по своей форме составляюсь контрасты. Более употребительные элементы были суть следующие: пальметта, чашечка лотоса, сильно выжелобленный короткий стебель зонтичных растений, спирально вьющийся гладкий виноградный усик, коротколистный остро-обрезанный акантус и зубчатый лист чертополоха. Часто встречаются также такие листья, первообраз которых в природе нельзя в точности определить. Эти разнообразные растительные элементы сопоставлены преимущественно или таким образом, что они образуют, подобно шейке колонны Erechteion’a, соединенный ветвями чередующий порядок или же так, что орнамент развивается более или менее из центра и распространяется по нейтральным площадям, заполняя пустые пространства, как напр., при капители пилястра храма Аполлона в илеете.

Отличительным свойством для последнего рода орнамента является преобладание грубой массивной формы стебля и отсутствие стилизированного листа: из середины некоторых акантусовых листьев развиваются грубые стебли, свойственные известного рода зонтичным растениям, которые появляются выжелобленными (канелюрованными); стебли эти местами утолщаются в узлы, из которых опять выступают в стороны акантусообразные листья, тогда как стебель продолжается дальше и оканчивается, наконец, свернутым усиком (спиралеобразным завитком). Из узлов вырастают, кроме того, цветы, находящиеся на тонких витых стебельках и склоняющиеся в ту сторону, где еще имеется пустое место для заполнения. Центр, почти всегда симметричного орнамента, составляет большею частью пальметта.

Точно такое положение, какое занимает в греческой монументальной архитектуре растительный орнамент при нейтральных площадях, занимает он и в греческой художественной промышленности, так напр., в гончарном производстве (в керамике). Здесь также главные площади покрываются преимущественно фигурными композициями, в то время как окружающий растительный орнамент должен исполнять более или менее определенные структивные функции, из которых самой употребительной бывает функция соединения (связи). Иногда же он изображает верхушку или выражает собирающую и расходующую деятельность сосуда; напротив, чисто легкое декоративное применение растительного орнамента, даже при украшении сосуда, составляет редкость.

Рим.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Если видимо нейтральные площади в Греции были украшены почти исключительно фигурными композициями, то уже в римском строительном искусстве, начал появляться в таких местах растительный орнамент, которым украшался иногда и фриз.

Весьма охотно применяется движущаяся улиткообразная, от времени до времени свертывающаяся, растительная ветвь (усик). Она появляется преимущественно украшенною пластическими (барельефом) листьями мелкозубчатого акантуса, которые свободно обхватывают стебель; при этом обнаруживается масса разного рода применений и форм этого вида акантуса.

Та же движущая ветвь с акантусовыми листьями встречается также не редко при заполнениях пилястров или при окаймлении дверных рам, и по своей форме они составляют решительный контраст с греческой орнаментикой. В Риме канюлерованный (желобистый) стебель не составляет более главного мотива орнамента; главным мотивом служить красиво и свободно представленный лист акантуса, который изящно и легко прилегает к гладкому стеблю и закрывает большую часть последнего; на концах завитков образуются преимущественно многолиственные розетки, из которых развиваются новые чашеообразные фигуры. Этот римский орнамент не обладает больше строгою стилизациею греческого усикообразного (веткообразного) орнамента, но удержал немного его сухости; отличается же напротив роскошным, хотя немного грубым, пластическим богатством листьев.

Параллельно с этим растительным завитком (ветвью) мы встречаем в римском стиле совершенно новые декоративные формы, к которым относится в особенности фестон (венок). Он состоит из листьев, цветов и плодов, которые соединяются таким образом, что образуют род веревки (петли), имеющей средину гораздо более толстую и суживающуюся к концам. Эта петля концами подвешивается таким образом, что более тяжелая середина свешивается в виде эластичной линии.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Происхождение фестона следует искать, очевидно, во временных праздничных декорациях. Римляне стремились разукрашивать свои здания в праздничных случаях соответственными декоративными украшениями. Для чего они отправлялись за город и собирали различные листья, цветы и плоды, которые связывали друг с другом самым разнообразным образом: то в виде венков, перевязанных лентами, то в виде тяжелых обручей из листьев и плодов, скрепленных перекрещивающимися лентами, то в виде настоящих фестонов; все это прикреплялось в соответственных местах украшаемого здания и имело разнообразное применение. Из этой временной декорации развился вскоре излюбленный орнамент, воспроизводимый из камня или штукатурки, который предназначался главным образом для заполнения нейтральных площадей.

Фестон в отдельности применялся весьма охотно для украшения небольших нейтральных площадей; в таком случае оба конца его прикреплялись к стене гвоздями и от них отходили еще развевающиеся ленты, заполняющие пустые места площади. В образовавшейся вогнутости фестона помещалась часто голова сатира или женщины. И таким образом преобразовался римский фестон в роскошную и сильно действующую декорацию (декоративный мотив).

Фестоны применяются также часто для украшения фриза. В данном случае они повторяются несколько раз и прикрепляются к стене точно также гвоздями, держались детскими фигурами, или прикреплялись к канделябрам.

Также в определенных местах фриза ставят иногда, в виде твердых опор, головы быков, вокруг которых располагаются по большей части тяжелые роскошные гирлянды плодов, соединенные между собою слабыми лентами.

Мы встречаем в римском строительном искусстве еще другие своеобразные орнаментные формы, которые служили преимущественно для украшения архитрава и висячей плиты и назывались софитами. В Греции архитравы были изображаемы преимущественно гладкими или же они имели, подобно потолочным балкам, лентообразный расписанный орнамент и в особенности мэандер.

В римском строительном искусстве архитравные софиты постоянно воспроизводятся пластически; иногда они представляются в виде мэандера, или обруча (валька) из листьев, скрепленного при помощи лент. Часто образуется углубленная нейтральная площадь, заполненная отдельным растительным орнаментом, усики (ветви) которого обыкновенно расходятся от средины по направлению к краям.

Еще более роскошное пластическое украшение получала нижняя часть висящей плиты, которая изображалась в сильно выступающем виде и поддерживалась консолями. Между двумя консолями в таком случае вделывалась углубленная квадратная площадь и на ней прикреплялась лепная розетка.

Розета состоит из листьев, цветов и иногда даже из плодов, расположенных вокруг одного центра. Римская розета отличается преимущественно роскошным сопоставлением и грубоватой пластикой (сильной рельефностью), так что отдельные листья ее выступают сильно от основания.

Но и римская художественная промышленность обнаруживает чаще применение свободного растительного орнамента, чем греческая; в особенности это можно видеть на сосудах — изящный, нежный усикообразный орнамент, покрывающей главные части, не выражая при этом структивную деятельность. Во многих случаях этот орнамент вступает в известное противоречие с орнаментом монументального строительного искусства и отличается нежностью форм стебля и красотой линий, напоминающих изящную, тонкую орнаментику времен возрождения (ренессанса). Весьма много интересного представляет собою в особенности сосуд (der Hildesheimer Silberfund), обладающий чрезвычайно нежной орнаментикой и огромным богатством мотивов. Точно также встречаются нередко на роскошных римских мраморных канделябрах, именно при постаменте, фестоны, пальметты и завитки, в то время как стержнеобразная шея является весьма часто украшенною нежно рельефными растительными многолиственными ветвями (усиками).

СРЕДНИЙ ВЕК.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

В общем средневековое строительное искусство избегало заполнять нейтральные площади растительными элементами и украшало их почти исключительно фигурными композициями. Впрочем, может быть упомянуто, что нейтральный растительный орнамент изображался в различные средневековые периоды искусства довольно различным образом.

Орнамент древнехристианского периода в первые времена своего развития принадлежал к мотивам римского искусства; он делался более оригинальным вследствие восточного влияния. Это последнее обнаруживается именно в общем развитии мозаики, которая оказывала свое обратное действие даже и на пластические произведения, потерявшие свою пластичность и приближавшиеся к монотонным плоским декоративным мотивам. Преимущественно применялся сухой усик (ветвь, завиток), неуверенно заполняющий равномерно все части площади. Где встречается растительный пластический орнамент при фризах и других подобных частях строения, там он часто теряет свой легкий декоративный характер, который был бы самым подходящим для украшения нейтральных площадей, и перенимает нередко более или менее выраженную структивную функцию; он применяется часто в форме бордюра (обрамления) или верхушки (завершения). При этом остроконечный византийский лист акантуса употребляется чаще всего, хотя встречаются и другие виды листьев; охотнее всего они применяются в соединении с символами христианства.

Романский стиль заимствует иногда растительные элементы для своих нейтральных площадей у римского стиля, но еще чаще у византийского; в особенности служит ему излюбленным мотивом остроконечный лист, акантуса; или же он преобразовывает своеобразно те элементы форм, которые ему нужны. Романский стиль также применяет растительный орнамент для украшения нейтральных площадей; чаще же всего встречается он при фризах.

Орнамент состоит или из вертикально стоящих элементов, листьев различных видов, соединенных при помощи усика, причем отдельные орнаменты преобразовываются, подобно греческим, из пальметок и цветов лотоса, или же орнамент состоит из несложных лентообразных, волнистых завитков, или из более сложной системы лентовидных плетений с листьями. Романский лист строго стилизирован; не всегда легко отыскать в нем первообраз из природы и, кроме того, он имеет смелую и уверенную форму. Чаще встречается резко обрезанная пальметта; иногда также появляется резко обрезанный лист, имеющий три или более засечки, а так же в виде закругленной, ложкообразной формы. Грубые, крепкие стебли имеют круглую, многогранную или лентообразную форму; в последнем случае они являются осыпанными кристаллами. Также часто структивные части здания, как напр., стержни колонн, получают схематический покров из строго стилизированных листьев и усиков (ветвей).

Что же касается нейтральных площадей готического стиля, то следует заметить, что готик почти совсем не имеет нейтральных площадей, по крайней мере, не в смысле античного строительного искусства, а те немногие, которые встречаются в этом стиле украшаются фигурной живописью, так что для растительного нейтрального орнамента остается немного места. Важнейшим местом для этого служит голькель, располагающийся под горизонтальными карнизами, или обрамлением; при порталах, дверях и окнах. Если мы голькель и должны считать структивным членом, то орнаментация его в этом случае, должна быть такого рода, чтобы она могла казаться нейтральною; тогда как при античных строительных частях здания общая форма приобрела уже своеобразный вид чрез посредство листообразного орнамента, в готике общая форма и ее пластические украшения между собою не имеют никакой внутренней связи, разве только, что орнамент по своей величине и композиции должен соответствовать общей форме.

В выборе листьев готик эмансипируясь идет вперед; он выбрасывает конвенциональные формы античных листьев и напирает в первый раз на силу традиции на столько, что стремится применять исключительно имеющиеся в своей родине лесные и луговые растения. Акантус почти окончательно изгнан, а в начале применялись небольшие незначительный растения, которые заменили его место, как напр., подорожник, вязель, папоротник, первоцвет, жигунец (ломонос), крес, пеларгоний, печеночник, чистотел, щавель и т.д.; далее цветы львиноуста, гороха, кувшинчиков, дрока, орхидеи и т.д. Затем применялись листья и цветы более крупных растений, напр., плюща, винограда, остролиста, мальвы, шиповника, можжевельника и клена. Около конца 13 столетия охотно применялись также листья больших туземных сортов деревьев, в особенности листья дуба, сливы, смоквы, груши, каштанового дерева и клена и одновременно с ними соединялись также и более мелкие растения, как напр., вьюнок, петрушка и т.д. Как уже сказано, растения эти применялись чаще всего при голькелях; способ их применения в готическом стиле был отличителен; они находились в самой незначительной связи с голькелью и казались только туда вложенными.

Очень часто листья изображались вертикально и в соединении со своими стебельками, но иногда с обрезанными, подобно антику; часто целые витки заполняли голькель без всякой дальнейшей связи.

Параллельно с вертикально стоящими листьями встречался также витой усик, соединенный с листьями, цветами и плодами.

В первые времена растительный орнамент вопреки всякой стилизации производился таким образом, что роль растения легко было определить и в особенности во Франции для этого применялось множество видов растений. В 14 и 15 столетиях начинается готический причудливый (барок) период, который характеризуется преимущественно своими условными выпуклыми и разукрашенными лиственными формами.

В готическом художественно-промышленном производстве, а в особенности в столярном, встречается много нейтральных площадей, которые весьма часто украшались лентообразным, равномерно заполняющим все пустые места, и усикообразным орнаментом, в менее рельефном виде, похожим более на плоский орнамент.

Иногда растительный орнамент встречается в виде украшения дверок шкафа, преимущественно в соединении с гербом, инициалами и изречениями, тщательно исполненный в сильно рельефном виде, свободно отделяясь от основания.