«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ


СТИЛИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ

Шуберт Фон-Зольдерн

(Профессор Императорско-Королевской высшей технической школы)
Москва, 1894.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Обложка Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Первая страница
 

РЕНЕССАНС.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

После того, как Италия пережила средний век, там появилось новое стремление подражать антику с целью выработать, таким образом, новый стиль, который вскоре проявил свою жизненную силу и энергию. Между тем задачи искусства и в особенности архитектуры сделались совершенно иными. Древние формы и идеи должны были примениться к новым требованиям и таким образом, как сказано: из ренессанса получилось не простое возрождение антика, а совершенно новый своеобразный мотив. Ренессанс творил только по образцам римских построек, греческое искусство почти совершенно не бралось при этом во внимание. Ренессанс, именно в первый период своего развития, особенно отличался выдающеюся страстью украшения. Архитектурные строительный части, унаследованные от римского строительного искусства, далеко не удовлетворяли, в своем виде страсти ренессанса к украшениям и потому он был вынужден создавать новые площади, где бы можно было осуществить свои декоративные стремления; но это не был структивный орнамент, о котором была его главная забота, а напротив, главным образом нейтральный; таким образом, весьма часто в ренессансе, в особенности весь первый период его развития, мы замечаем образование нейтральных площадей со свободным орнаментом там, где в древности применялись исключительно только структивные строительные части. Каждая подходящая поверхность окаймлялась рамками, внутри которых помещались преимущественно легкие, изящные орнаменты.

В то время как в Греции исключительно и в Риме в первый период развития искусства украшались нейтральные площади преимущественно большими фигурными историческими композициями, то в ренессансе, в особенности в первый период своего развития, фигурные исторические украшения были изгнаны почти совершенно с этих площадей и их заменил изящный, игривый растительный усик (ветвь).

Подробное рассмотрение орнаментов стиля ренессанса весьма затрудняется тем, что он имел чрезвычайно большое количество форм, которые в течение времени и в различных странах претерпевали значительные изменения. Поэтому мы в состоянии рассмотреть только главные растительные орнаменты ренессанса; исходною точкою мы возьмем главным образом формы итальянского ренессанса и, насколько нам позволит место, рассмотрим их более подробно. Мы здесь должны будем различать как главные виды орнамента:

  1. Пластическш орнамент (лепной).
  2. Плоский орнамент (орнамент поверхности).
  3. Живописный орнамент.

I. Пластический (лепной) орнамент.

Своеобразным и весьма характерным для раннего периода служит то обстоятельство, что пластический орнамент первого периода ренессанса развивался более самостоятельно и своеобразно, придерживаясь антика менее строго, чем в период высшего развития стиля возрождения.

Вторым весьма характерным обстоятельством является то, что материалом, из которого производился орнамент первого периода ренессанса, служил каррарский мрамор, к которому присоединилась терракота; тогда, как в позднейший период более излюбленным материалом быль алебастр (stucco), который являлся более пригодным для фантастических работ этого времени.

Растительный орнамент, высеченный из мрамора, раннего периода ренессанса, особенно отличается изящностью линий контура, при умеренном наполнении основания и при тонкой нежной форме стебля. Боковые отпрыски отходят по касательной, удаляясь постепенно от главного стебля и изгибаясь эластичными кривыми линиями.

Мраморные рельефы первого периода ренессанса имели умеренную высоту и отличались своими нежными переходами, не допускающими в своих наибольших углублениях никаких подрезов; тогда как орнамент, придерживаясь антика в период высшего развития ренессанса, образовывался более полным, сильным и грубым рельефом с часто встречающимися подрезами. Орнамент периода косичек (Zopfzеit) находится в резкой противоположности с орнаментом первого периода ренессанса; он пренебрегает вообще растительным усикообразным орнаментом и с охотою применяет человеческую фигуру и картуш. Рельеф является самый сильный, и нередко орнамент совершенно выступает из своего основания.

Итальянский ренессанс ввел различные названия для разного рода рельефов, которые употребляются еще и теперь, и поэтому мы приводим их здесь. Плоский рельеф, выступающий из плоскости основания весьма немного, называется «basso relievo». Высокий рельеф (горельеф), весьма сильно выступающий над уровнем основания, может быть сильно подрезанным, и переходит в формы, которые часто отделяются от основания; такой рельеф называется «alto relievo». Между этими двумя рельефами находился промежуточный, довольно сильный, не имеющий вообще никаких подрезов и который называется «mezzo relievo».

Важнейшие виды пластического, растительного орнамента времен ренессанса суть: усикообразный орнамент, орнамент из вязки плодов и фестон.

II. Усикообразный (ветвеобразный) орнамент.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений» Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Он применяется в удлиненном виде при филенке пилястра и других подобных строительных частях и служит изящным украшением нейтральной площади. У подножия пилястра он вырастает преимущественно из кустика акантуса с выгнутыми вверх и вниз листьями и вьется вверх или улиткообразными листьями, или же весь орнамент группируется вокруг центральной оси, от которой развиваются разнообразнейшими извилинами тонкие лиственные и цветочные формы и оканчиваются наверху цветком, чашею с фруктами или пальметтой.

Часто нижний конец усикообразного орнамента помещается в вазе, или же он развивается из дельфина, или головы человека, или же из других разновидных предметов. Применяющиеся здесь виды растений обнаруживают большое разнообразие, сильное подражание природе и умело приспособляются к изящному, смелому контуру орнамента. На одном усикообразном орнаменте встречаются части самых разнообразны видов растений. Особенное применение имели акантус и подобные ему листья. Акантус периода ренессанса представляет собою римский многолиственный акантовый лист, исполненный только еще свободнее, нежнее и красивее. Чтобы образовать сильнодействующий контраст к тонким формам стеблей и к сопровождающим их листьям, появляются на соответственных местах, в особенности же на концах спиральных завитков, широкие цветоподобные формы с самыми разнообразными листьями; далее выступают очень часто из какого либо узла стебля небольшие усики, которые легко и независимо от общего контура пробиваются сквозь более толстые усики, заполняя собою пустые площади.

При фризах пли горизонтальных филенках весьма охотно применяется улиткообразно свертывающийся усиковый орнамент, развивающийся преимущественно от одного центра, который образует часто кустик акантуса или ваза; далее орнамент, развивается вполне симметрично направо и налево.

На фризах встречаются часто также стоячие лиственные и цветочные элементы, соединенные друг с другом усиками. Характерным украшением фриза первого периода ренессанса является в особенности своеобразная резко обрезанная пальметта, имеющая иногда выпуклости подобные стручкам бобов, и, в соединении с листьями иных форм, напоминает собою, по общему расположению, улиткообразный орнамент ионико-греческой шейки колонны. Эти пальметты, в соединении с одной или двумя розетками, образуют также весьма характерное украшение полукруглого замкнутого портала, фронтона церкви или надгробных памятников первого периода ренессанса, где они находят применение в качестве подножий (акротерий).

Вязка (подвески) из плодов.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Она состоит из валикообразно сцепленных листьев, цветов и плодов и окаймляет в виде рамок отдельные строительные части. Очевидно, что эта форма произошла от временных праздничных украшений, применявшихся часто в Италии. Самая употребительная форма была следующая: брались три шеста и соединялись под прямым углом, образуя, таким образом, род рамки для дверей. Концы этих шестов втыкались в соответственные вазы, а верхние части покрывались листьями, цветами и плодами, которые прикреплялись к шестам при помощи лент. При полукруглых порталах брался прут, приспособлявшийся к форме двери, и с ним поступалось так же, как выше сказано. Из этих временных украшений образовался целый ряд орнаментов, которые применялись для украшения памятников и воспроизводились иногда из мрамора, а в первый период из литой бронзы или терракоты, а в более поздний период из одного алебастра (гипса). Как самый предмет, так и вышеупомянутые материалы, привели к сильно-пластической обработке этих вязок плодов. Первым замечательным примером окаймления портала вязкою из плодов служит дверь часовни для крещения во Флоренции исполненная Lorenzo Ghiberti из литой бронзы. Дальнейшую характерную форму получил венок или валик из плодов, исполненный художником Lucca della Robbia, производившим свои работы из глазированной (поливной) глины. С особенною охотою он старался украшать из этого материала сильно-рельефным валиком круглую рамку вокруг изображения мадонны с ребенком. Кроме того, его работы покрывались густою глазурью и краской, которые скрывали многие детали. Он употреблял следующие краски: желтую, зеленую, синюю, фиолетовую и белую, и достигал ими блистательного успеха.

Вязка (подвески) из плодов.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Вязка, из плодов вообще обнаруживаете много разновидностей, но чаще всего применялась в виде валика, который составляет одно нераздельное целое и обхватывает одинаковой толщиной окаймляемый предмет.

Еще встречаются также вязки и подвески из плодов, соединенные при помощи лент так, что вследствие этого валик делится на несколько самостоятельных частей, как мы видели на дверях Ghiberti во Флоренции. Иногда же отдельные группы встречались вполне разделенными, причем получаемые букетики соединяются между собою лентою, они применялись в первый период ренессанса часто при полукруглых верхушках надгробных памятников и при других местах.

В период полного развития ренессанса и еще более во времена косичек (Zopfzeit) применялись весьма часто пластичные валики из плодов для украшения внутренних помещений, а именно: в виде рамок для картин или других рельефных изображений. В таком случае они исполнялись из гипса, отличались сильной пластикой и оставлялись или белыми, или позолоченными, а иногда получали богатую разноцветную окраску. Подобными пластическими валиками окаймлены картины Рафаэля в Риме.

Фестон.

Он имеет много сходства с вязкой из плодов. Прежде всего следует заметить, что он состоит из тех же элементов, а именно: из листьев, цветов и плодов; форма же его и способ применения сильно отличаются от вязки из плодов. Фестон состоит из небольшой вязки, которая посредине немного утолщается и к концам суживается. Эти оба конца прикрепляются в соответственных местах к стене, более толстая же средина: свешивается красивою эластичною линиею. Еще более отличается фестон от вязки или валика из плодов своим способом применения; в то время как вязка служить главным образом в качестве рамки, фестон применяется исключительно для заполнения нейтральных площадей.

Фестон не составляет новой формы, он раньше встречался и в римском орнаменте. Там он применялся реже и имел грубую форму, тогда как фестон периода ренессанса отличается как большим разнообразием форм, так и способом своего применения.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Главнейшая форма фестона времен ренессанса, представляет вязка из плодов, подвешенная в двух точках, по средине утолщенная и свешивающаяся; она служила для заполнения небольших нейтральных площадей. Оба тонкие конца фестона обхватываются или собственною кожурою и прикрепляются потом лентами к точкам подвешивания, или же это производится просто при помощи лент, оставляя в стороне кожуру. Подвешивается фестон или на одном вбитом в стену, редко украшенном гвозде, или к кольцам. Прикрепление производится лентами, образующими в местах прикрепления петли, в то время как концы лент развеваются и игриво заполняют пустые места. Часто утолщенная средина фестона скрепляется крестообразно перевязанными лентами, тогда как концы этой ленты располагаются по не закрытым местам основания. Иногда от точек прикрепления свешиваются направленные перпендикулярно вверх части вязки, которые бывают вверху тоньше, а к низу утолщаются. В других случаях встречаются на пустых местах над вгибом фестона красивая женская головка или голова сатира или различные другие эмблемы.

Важное видоизменение составляет фестон из букетиков. Он состоит из нескольких букетиков, прикрепленных к ленте и точно также подвешенных в двух точках, так что букетики изгибаются вниз по той же эластичной линии, как вышеупомянутый фестон; по обоим же концам точек прикрепления часто свешиваются букетики, привязанные к лентам.

Фестон служит, однако, не только к тому, чтобы украшать небольшие, самостоятельные нейтральные поля, но он весьма часто применяется для того, чтобы, многократно повторяясь, заполнить продолжающийся фриз. В таком случае фестоны прикрепляются точно также к кольцам или гвоздям, или же они держатся детскими фигурами, привязываются к канделябрам, к рогам быков и т.п.

II. Плоский орнамент.

Этот есть орнамент, не имеющий ни рельефа, ни вообще выступающих изображений и по существу представляет он собою разрисованную поверхность, причем, однако, незначительные выпуклости и углубления не изменяют характер плоского орнамента.

Есть несколько видов плоского орнамента, мы будем различать:

1) Плоский орнамент, высеченный на камне.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений» Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Он изображался преимущественно из мрамора таким образом, что рисунок наносился на гладко отполированную поверхность мрамора, причем основание углублялось весьма немного и делалось шероховатым. Впечатление здесь основывается главным образом на контрасте полированной поверхности рисунка и шероховатости фона.

2) Каменная чернь (Steinniello), (каменная мозаика).

Здесь поступают точно также как и при каменном плоском орнаменте, только выдолбленный рисунок заполняется черною штукатурною массою.

3). Деревянная мозаика (Holzintarsia).

В данном случае поступалось следующим образом: на поверхности деревянной доски вырезывался рисунок и в полученные вырезы вставлялись точно таким образом другие части, выпиленные из других пород дерева.

4) Шрафировка (выскабливание), (Sgraffito).

Она производится на цветных каменных штукатурных стенах следующим образом: стену покрывают сначала черным прочным слоем, который потом окрашивают известковым молоком; на этот белый слой, пока он еще не окончательно высох, наносят рисунок и выцарапывают при помощи железных инструментов соответственные места белого известкового покрова; таким образом получается белый рисунок на черном фоне.

Название это происходить от слова sgraffiare, т.е. выцарапывать (шрафировать).

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Каждый из этих способов требует придания орнаменту совершенно своеобразной формы; они имеют все же общие характерные свойства, о которых мы здесь поговорим подробнее.

Плоский орнамент отличается главным образом тем, что он представляет собою, прежде всего, плоскость.

Каменный плоский орнамент имеет немного углубленный фон, который однако не признается стилистически как рельеф; во всяком случае рисунок лежит в одной плоскости, а фон в другой, так что художнику приходится иметь дело только с плоскостями.

Исключение из этого общего правила составляет шрафировка, которая в действительности тоже представляет плоскость, но по своему стилю, вследствие наложения штрихов, она составляет подражание пластическому орнаменту. Она имеет характер большого рисунка, сделанного пером на картоне.

Интарзия (мозаика) также отделяется иногда от характера плоскости, но реже при изображениях растительных мотивов с которыми мы собственно и имеем дело; постоянно же отделяется при изображениях перспективных сооружений, сильно излюбленных в первый период ренессанса. Растительный орнамент иногда также слегка оттеняется при помощи выцарапывания штрихов.

Дальнейшая особенность плоского орнамента есть та, что производимое впечатление основывается главным образом на ясном отчетливом рисунке, и что он прежде всего будет находится в зависимости от условного отчетливого образования контура. Листья, цветы и плоды должны будут выступать в схематической обработке, имеющей мало сходства с природой, и притом изображаются отдельные части в резко профильном положении, или в полном переднем виде; в то время как все перспективные положения или перекрещивания уже не будут соответствовать рисунку плоского орнамента. Рекомендуется в большинстве случаев употреблять резко контрастные цвета, которые бы своим производимым впечатлением приближались к цветам белому и черному, и размер рисунка находился бы в зависимости главным образом от размера фона.

В этом отношении художник будет иметь выбор исполнить свою работу так, чтобы белый рисунок производился по черному фону, или обратно черный рисунок по белому фону; есть, впрочем, еще третий род, именно тот, где черное распределяется равномерно по белому. Этот способ применять следует в особенности там, где требуется представить контраст или согласование при рисунках с преобладающим черным или белым цветом.

Художнику следует при своем эскизе (наброске) обращать внимание и на то, чтобы орнамент соответственным образом заполнял данную поверхность, а именно, чтобы не получались так называемые «бреши», разумея под этим большие пустые места, сильно бросающиеся в глаза и мешающие общему впечатлению. Он должен также обращать внимание и на то, чтобы между стеблями и листьями получался приятно действующий контраст. Особенно охотно применялись тонкие стебли, от которых развивались более или менее широколиственные растительные формы.

Относительная величина отдельных частей зависит главным образом от места постановки; предназначается ли орнамент напр., для украшения внутренностей комнаты, или же для внешних стен здания. В этом отношении едва ли будет возможно установить, общие правила; скорее всего, художнику придется в этом случае полагаться на свой или чужой опыт, и при этом принимать в соображение, чтобы зритель при нормальных условиях мог бы без труда различить отдельные формы рисунка.

Часто плоский орнамент (орнамент на плоскости) состоит из вполне друг от друга отделенных частей, соединяющихся едва заметною линиею; этот прием сообщает в большинстве случаев орнаменту много ясности и наглядности. Подобное мы наблюдали уже при гораздо старших художественных формах как напр., при живописных греческих орнаментах.

Наконец мы должны еще упомянуть, что иногда один из здесь упомянутых способов переходит в другой, как, напр., вполне одинаково образуется интарзия (мозаика) на мрамор, как и на дерево; или рисунок, высеченный на мраморной плите и окрашенный черной краской, напоминает вполне технику шрафировки и т.д.

III. Живописный орнамент.

Не следует смешивать живописный орнамент на поверхности стен с только что упомянутым плоским орнаментом, с которым он даже находится в сильном контрасте, а именно потому, что плоский орнамент характеризуется обыкновенно как плоскость; в то время как живописный орнамент, который в действительности также находится в одной плоскости, стремится изображать преимущественно рельефный орнамент.

Живописный орнамент, встречается:

  1. без всяких теней,
  2. с собственными тенями,
  3. с собственными и падающими тенями.

1) Растительный орнамент без всяких теней применявшийся постоянно в греческом стиле, а часто также и в римском, встречается в стиле ренессанса редко и то только в большинстве случаев в соединении с другими живописными изображениями, в виде незначительного украшения; чаще всего применялся он в ковровом рисунке.

2) Большое применение в ренессансе имел растительный орнамент с собственными тенями. Образцы для этого рода живописи ранний период ренессанса заимствовал не из римского стиля, так как более замечательные римские рисунки еще не были найдены, а найденные небольшие остатки их не принимались в особенное внимание; мотивы находил он больше всего в своих собственных сферах, так как образом разрисованного и оттененного орнамента периода ренессанса служит пластический орнамент того же времени.

Таким образом, разрисованному орнаменту придается оттенением известная выпуклость, причем усиленно старались достигнуть иллюзии пластики. Разрисованный растительный орнамент имеет поэтому тот же изящный контур, те же нежные формы стеблей и то же разнообразие и богатство мотивов, как и пластический орнамент; разница получается только вследствие окраски, допускающей иногда еще более нежное образование форм, чем это возможно при мраморе; тем более, что очень часто цвет фона и раскрашенного орнамента имеет сильный цветовой контраст, так, что даже тончайшие линии ясно видны. Для фона употреблялись преимущественно золотой цвет, темно-синий или белый и, кроме того, еще красный, желтый или коричневый и другие цвета. Отдельные листья орнамента окрашивались обыкновенно в цвета, ничего общего не имевшие с природной окраской; иногда лист окрашивался в два цвета, которые постепенно переходили один в другой.

Гораздо реже применялся третий вид разрисованного (живописного) растительного орнамента, а, именно: с собственными и падающими тенями; здесь можно указать на два вида: во-первых, именно на разноцветный орнамент с падающими тенями; который по существу не многим отличается от просто разрисованного и оттененного и во-вторых, на орнамент, который стремится к полному подражанию пластическому орнаменту, как относительно формы, так и относительно естественного цвета камня; это есть так называемая Chiaroscuro живопись, содержание которой составляют преимущественно фигурные изображения, иногда растительный орнамент и то, только во второстепенном виде.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Наивысшую отделку получил живописный орнамент к началу XVI столетия; с одной стороны вследствие находки прекрасных картин в ваннах Тита (Titusthermen), а с другой стороны, вследствие артистического применения открытых там мотивов великими мастерами периода ренессанса, в особенности Рафаэлем.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Теперь главной темой быль уже более не растительный орнамент; он служил теперь большею частою к тому, чтобы своими усиками представлять соединительное звено между всевозможными, встречавшимися элементами, как, напр., между фигурными изображениями, небольшими храмами, ландшафтами, химерными фигурами и т. д. Эти изображения назывались гротесками, так как они подражали, по большей части, живописи теплых ванн, называемых гротами; кроме того, они соединялись с пластикой так, что некоторые части, а именно рамы, плитки с фигурными изображениями выделывались пластично из алебастра; сверх того некоторые части украшались линейным (контурным) орнаментом, раскрашенным золотой краской. Подобного рода богатые живописные изображения требовали известных технических приемов и представляли из себя, в своем роде, совершенство.

Между учениками Рафаэля, именно между Udine, Giulio Romano и Perm del Vaga, это направление развивалось и было создано много роскошного (Villa Madame Palozzo del Те и т.д.); в то же время был сделан уже крупный шаг к барокко.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Если мы для заключения бросим взгляд на значение растительного орнамента в период ренессанса, то должны признать, что блестящий период развития растительного нейтрального орнамента принадлежит первому периоду итальянского ренессанса. В период высшего развития ренессанса нейтральные поля украшались или фигурными композициями, эмблемами, изречениями или же оставались пустыми; иногда же заполнялись эти поля смешанным орнаментом, в котором растительный орнамент выступал преимущественно в качестве связующей придачи. Этот характер удержал орнамент и дальше в стиле барокко (Barockzeit) и в период, как французского, так и немецкого ренессанса. Важнейшие формы, которые принимал растительный орнамент в эти времена и в этих странах, представляют, прежде всего, формы фестона; он поддерживался часто детскими фигурами, или находился в связи с вазами. Далее применялись лавровые и пальмовые ветки, символически сгруппированные вокруг одного центра. В других местах рама разукрашивается роскошными гирляндами, или же из нее вырастают тонкие ветки и цветы, которые разветвляются совершенно свободно внутри и снаружи рамы. Часто подвешиваются к ним эмблемы, окруженные нежными растительными усиками; рядом с ними применяются в виде масок крупные акантусообразные листья, для заполнены (маскирования) соединительных точек, или для украшения гладких мест картуши. Во Франции применялся собственно игриво-декоративный, слегка набросанный растительный усик; встречаются также целые веточки, цветы и почки, сходственные с натуральными по форме изгибов и окружающие собой изящным образом различного рода эмблемы.

Примером в данном случае может нам служить заключительная виньетка, исполненная Berthault & Bachelier в стиле Людовика XV.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

МОТИВЫ ОРНАМЕНТОВ
применявшихся в России от XI до XVII века.

Составил и рисовал И.В. Барков

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений» Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»