«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Бойко Владимир Николаевич

Бойко Владимир Николаевич
капитан I ранга запаса,
кандидат военных наук,
ветеран-подводник ВМФ,
выпускник СВВМИУ 1975 года,
член Правления
Морского Собрания г. Севастополя

Подводная лодка Щ-402

Щ-402

Заложена 4 декабря 1934 года в Ленинграде на заводе №-189 под обозначением Щ-314, заводской №-254. 28 июня 1935 года спущена на воду. 29 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 года присвоено обозначение Щ-402. 28 мая 1937 года начался переход на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. 30 июня 1937 года вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 года встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Н.И.Столбова в составе 3-го дивизиона Бригады подводных лодок в Полярном. 11 июля заняла позицию в районе Порсангер-фьорда, но, не обнаружив противника, 14 июля проникла на рейд порта Хоннингсвог и атаковала там транспорт. 15 и 16 июля командир отказывался от атак одиночно идущих транспортов, подозревая, что это суда-ловушки. 16 августа досрочно возвратилась в базу, так как, по мнению командира, она не могла находиться в моер из-за пропуска воды через заклепку газоотвода дизеля. При этом при подходе к берегу оказалось, что подлодка имеет невязку своего места в 29 миль и вместо м.Кильдин-восточный оказалась у м.Шарапова, что могло привести к обстрелу ее артиллерией береговой обороны. При осмотре Щ-402 в базе пришли к выводу, что она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции, и это был просто повод для досрочного возвращения с моря. В приказе командующего флотом командир ПЛ арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а военкому старшему политруку А.Б.Кочергину объявлен строгий выговор. 27 августа на Щ-402 назначен новый военный комиссар политрук Н.А.Долгополов. 10 сентября вновь досрочно возвратилась в базу, но на этот раз из-за расплескивания электролита.

Памятная доска

3 марта 1942 года после атаки корабля ПЛО подверглась преследованию и получила повреждения от близких разрывов глубинных бомб, в том числе топливно-балластных цистерн. Для предотвращения возникновения демаскирующего следа из-за утечки топлива, его из балластных цистерн продули за борт. 10 марта в 22.11 из-за ошибки в замерах наличия соляра в основных топливных цистернах осталась без хода в 3- милях от м.Нордкап. 11 марта в 02.10 на помощь Щ-402 направлена Д-3, находившаяся в 40-60 милях северо-западнее ее, а в 18.45 из Полярного полным ходом надводным ходом вышла К-21, для сокращения времени перехода ей назначили маршрут всего в 25 милях от побережья противника. В 06.47 Щ-402, находясь в 22 милях от берега, успешно запустила дизеля на масле, разбавленном керосином, и ходом 4 узла начала движение в базу. 12 марта в 13.00 К-21 прибыла в район, но Щ-402 не обнаружила и начала ее поиск в квадрате со стороной в 40 миль. 13 марта в 05.45 кончилось масло, подводная лодка легла в дрейф. Получив уточненные данные о месте аварийной подлодки, вновь легла в дрейф. Получив уточненные данные о месте аварийной подлодки, в 11.53 К-21 обнаружила на дистанции 40-50 кб силует подлодки, которой оказалась Щ-402. В 12.45 началась передача 8 тонн топлива и 120 литров масла. В 13.43 передача топлива завершилась, и обе подлодки, проведя поочередно дифферентовки, направилась в базу. 3 апреля награждена орденом Красного Знамени.

5 мая, несмотря на запрет командира, вахтенный офицер подвсплыл на глубину 7 метров, и Щ-402 столкнулась с льдиной. В результате этого происшествия был поломан зенитный перископ и срезаны антенные стойки, ПЛ вернулась в базу. 14 августа из-за нарушения правил вентилирования АБ в Тана-фьорде произошел взрыв во 2-м и 3-м отсеках. Из находившихся в носовой части подводной лодки уцелел лишь один торпедист в 1-м отсеке, которого смогли извлечь на верхнюю палубу только через люк: дверь из 4-го отсека в 3-й заклинило, во втором отсеке бушевал пожар. Всего погибло 19 человек, в том числе: командир, военком, помощник командира и штурман. ПЛ возвратилась в базу под командованием командира БЧ-5 капитан-лейтенанта А.Д.Большакова. 14 августа командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) А.М.Каутский.

Памятная доска на доме

25 июля 1943 года присвоено звание «Гвардейская». В августе развертывалась к востоку от м.Желания для прикрытия арктических коммуникаций. В апреле 1944 года получила на вооружение ГЛС «Дракон-129». 17 сентября вышла в море для действий на коммуникациях противника. 17 сентября 1944 года Щ-402 вышла в свой последний-16-й-боевой поход. Утром 21 сентября торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного полка ВВС Северного флота вылетел на «свободную охоту» в район севернее острова Магере. Не дойдя до района поиска, под берегом у поселка Гамвик стрелок-радист обнаружил рубку подводной лодки. Командир экипажа капитан Протас, не раздумывая, описал широкий боевой разворот и сбросил торпеду, которая мгновенно поразила цель. При проявке заряженной в фотокинопулемет пленки специалисты штаба ВВС и БПЛ в один голос заявили, что на снимках, cделанных за секунды до попадания, запечатлена Щ-402. Произведенный сразу вслед за этим событием вызов на связь подводных лодок показал, что Щ-402 действительно не отвечает. В последовавшем разбирательстве выяснилось, что в штабе авиаполка был грубо нарушен порядок постановки боевой задачи, в результате чего летчик не был уведомлен о запрещении атак любых подводных лодок в районе между Варде и м.Нордкин.

После всего выше сказанного в истории гибели Щ-402 можно ставить точку, но хотелось бы взглянуть на ситуацию непредвзято, и становится ясно, что утвердившаяся версия гибели Щ-402 выглядит далеко не так убедительно, как это казалось штабу Северного флота.

Судя по описаниям, сделанным Протасом фотоснимков (не сохранились), получается, что подводная лодка находилась в в промежуточном между погруженным и позиционным положении. Если предположить, что подводная лодка выскочила на поверхность при движении на перископной глубине, то непонятно, почему вахта ничего не предприняла для того, чтобы загнать подводную лодку на глубину за тот довольно значительный промежуток времени, что самолет ее наблюдал? Ведь ПЛ находилась в зоне видимости с немецких береговых батарей при достаточно хороших погодных условиях. Во-вторых, почему ПЛ не имела хода? На Щ-402 имелся стабилизатор глубины без хода (система «Спрут»), но в случае его выхода из строя подводная лодка вряд ли самостоятельно выскочила бы на поверхность – ее плавучесть была бы близка к нулю, и не приобрела бы положительного значения. Выскакивание на поверхность, наоборот, более вероятно при наблюдении в перископ на ходу, если ошибся рулевой на горизонтальных рулях. Но объект, запечетленный на снимках, находился в дрейфе и перископов не поднимал. С учетом того, что береговые батареи по нему не стреляли, а сам объект не пытался выйти из зоны наблюдения, остается предположить, что это был норвежский рыболовный бот. Наши летчики не впервые докладывали об атаках вражеских подводных лодок, которых на самом деле в этом районе в это время и быть не могло. Главное же заключается в том, что Щ-402 посылалась командованием отнюдь не в район Гамвимка, а в район Конгс - фьорда, где раннее пропало без вести несколько наших подлодок. Расстояние между названными географическими пунктами - около 35 миль – слишком велико, чтобы списать его на штурманскую ошибку при прибытии на позицию, ведь у экипажа было почти двое суток с хорошей видимостью, в течении которых они легко могли уточнить свое положение по береговым ориентирам. Подводным лодкам разрешалось заходить на чужие позиции в случае преследования вражеского конвоя, но последние данные о конвоях направлялись на лодки вечером 19-го, и с того времени их командиры были обязаны производить поиск самостоятельно в пределах своих позиций. Видимо в этот момент Щ-402 и подорвалась на противолодочном минном заграждении NW-30, скрытно выставленном противником летом 1943 года.

Подводная лодка Щ-402 стала последней погибшей подводной лодкой Северного флота.

Срок боевой службы – 39 месяцев (22.06.41 г.-21.09.44 г.). 16 боевых походов (232 суток). 14 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно и 1 корабль.

Морским Собранием г.Херсона (председатель капитан 1 ранга запаса Н.И.Срибный) для увековечивания памяти погибших подводников ВМФ было принято решение об установке памятной доски А.М.Каутскому на доме, где он жил. Инициатором и создателем памятной доски был ветеран-подводник ВМФ капитан 2 ранга в отставке В.М.Голубев.

26 октября 2010 года в 10 часов на ул.Подпольной в г.Херсоне на доме, где родился и проживал с 1906 по 1928 года капитан 3 ранга Александр Моисеевич Каутский, в присутствии ветеранов ВМФ России и Украины, председателя Морского Собрания Н.И.Срибного, председателя Российского культурного Центра в Херсоне Н.Е.Батаровой, Настоятеля Свято-Николаевского Морского Собора отца Василия (который впоследствии и освятил Памятную доску), СМИ г.Херсона была установлена Памятная доска.

После церемонии открытия памятной доски

По просьбе ветеранов-подводников Херсона мною была создана «Книга памяти подводников ВМФ, уроженцев Херсона и области, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», которая и была издана к этому времени. Презентация книги состоялась в этот же день в Краеведческом музее г.Херсона.

 

Вернуться к списку публикаций