«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Журнал «Воздухоплаватель»
Императорского всероссийского аэро-клуба
№12, 1911 г.

БУКСИРНЫЙ ПОЛЕТ НА ПЛАНЕРЕ

Титульный лист №12 журнала «Воздухоплаватель»

 

Аэроплан без мотора, как известно, называется планером и служит для совершения скользящих полетов по некоторой наклонной траектории.

Чтобы заставить планер держаться в воздухе, прибегают к одному из двух средств: необходимую для получения подъемной силы скорость приобретают сбеганием с некоторой возвышенности, или же попросту привязывают к планеру веревку, за которую тянут. В первом случае полет на планере носит название свободного, а во втором — буксирного. На этом последнем мы и остановимся.

Проще всего для разгона планера пользоваться помощью людей, число которых должно быть не менее 6. При этом веревка к планеру привязывается либо в одной точке, либо в нескольких, образуя уздечку. Можно также вместо одной веревки привязать две, — по бокам планера, и т. д.

Иногда для сообщения планеру поступательной скорости пользуются тягой лошади, автомобиля или моторной лодки. В последнем случай планер должен иметь соответствующие поплавки, чтобы плавать на воде.

Чаще всего, однако, для разгона применяется моторная лебедка, ибо она дает наиболее равномерную тягу, что весьма важно в отношении устойчивости планера. Мощность двигателя должна быть не менее 7—8 лош. сил. Для облегчения взлета желательно, чтобы планер совершал разбег по рельсу, катясь на роликах. Длина кабеля (стального троса), наматываемого на вал лебедки, обыкновенно не менее 100 метров; конец этого кабеля чаще всего прикрепляется к середине переднего ребра нижней (в биплане) поддерживающей поверхности. Для совершения свободного планирующего спуска, а также на случай поломки планера в воздухе при буксировке, в распоряжении пилота должно находиться особое размыкающие приспособление.

Весьма важно, чтобы кабель при взлете был ориентирован по направлению ветра и полет начинался против ветра. При этом большое значение имеют направляющие плоскости — кили.

Всякий планер, предназначающейся для буксирных полетов, должен иметь органы управления аэропланного типа, как для поперечной устойчивости, так равно и для продольной, т.е. крылышки и руль высоты. Руль направления не обязателен, ибо может с успехом заменяться крылышками.

Конструкция планера по сравнению с аэропланом отличается крайней простотой и минимальным весом. В качестве материалов для постройки могут вполне служить: бамбук (или сосна) и коленкор.

При поддерживающей поверхности 20—25 кв. метров, средний вес планера получается около 30 килограмм.

Для опытов с планером выбирается открытое место (полянка), длиною не менее 100 метров и шириною 40 метров. Еще лучше иметь в своем распоряжении квадратную площадку (100 X 100 м. и более), чтобы не находиться в зависимости от направления ветра. На противоположных концах такого аэродрома располагаются лебедка и планер. Последний при этом устанавливается обыкновенно на деревянный рельс, длиною около 15 метров. При отсутствия рельса планер должен для разбега иметь колеса велосипедного типа. Если же и колес не имеется, для возможности взлета пилот должен пробежать несколько шагов вместе с планером, поддерживая его на своих руках. Само собой разумеется, что на таком планере сиденье для пилота отсутствует, и управление планером совершается посредством перемещений корпуса пилота.

Несмотря, однако, на явные недостатки подобной конструкции, полеты на планере, лишенном надлежащих органов управления, весьма распространены и, при соблюдения известных условий, совершаются весьма удачно.

Во многих французских школах, практикующих планерный спорт, принят следующий порядок совершения полетов на планере без рулей.

I. Став лицом к ветру, пилот поддерживает планер при помощи лямок и т.п. В нескольких шагах от планера становится сигналист с флагом. Когда все готово к совершению полета, пилот подает команду «внимание!», причем сигналист машет флагом.

II. Взлет. — Почувствовав ровный ветер, надлежащего направления и скорости, пилот командует «готово!» и тот час же бежит с планером, не дожидаясь пока капель натянется. Вместе с тем пилот приподнимает нос планера, отваливая свой корпус назад, и планер отделяется от земли. При этом особенно важно, чтобы кабель был расположен по направлению ветра; в противном случае боковой порыв ветра может вызвать сильный крен планера, а следовательно и поломку его.

III. Полет и спуск — Начинающий пилот должен проникнуться мыслью, что как только полет начался, он должен вынести свои ноги вперед для спуска. Таким образом он будет совершать сперва лишь небольшие скачки, весьма полезные в том отношении, что приучают пилота правильно причаливать к земле.

После нескольких таких прыжков, ученик может смело совершать полеты на расстоянии 50—150 метров держась на высоте 3—4 метров. Такая высота вполне достаточна для того, чтобы вполне научиться управлять планером.

Как только планер отделился от земли, пилот должен приступить к перемещению своего корпуса и ног для поддержания планера в равновесии. Чтобы подняться, ноги относятся назад, а чтобы опуститься — вперед. Если планер кренится на правый бок, ноги выносятся влево; если же планер кренится на левый бок, ноги выносятся вправо.

Чем быстрее все эти манипуляции производятся, тем лучше. Хорошие пилоты вводят поправки в равновесие планера даже прежде, чем они необходимы, — как бы чувствуя приближения нарушений равновесия. Естественная ошибка начинающих заключается в том, что, при нарушениях поперечного равновесия, они выносят ноги в сторону, куда планер наклоняется (инстинктивно желая принять себя при прикосновении к земле), а не в обратную, как это полагается.

При причаливании к земле пилот отваливает свой корпус назад, вследствие чего нос планера приподнимается и поступательная скорость значительно уменьшается.

Полеты на планерах могут без особых затруднений достигать 500 метров и более и производиться на высоте до 100 метров. Средняя скорость полета 25 километров в час.

Чтобы научиться хорошо летать на планере, достаточно нескольких дней, ибо в течение одного часа можно совершить 10—20 полетов, состоящих из взлета, планирующего спуска и причаливания.

Планерный спорт вообще безопасен и доступен каждому, в любое время года, как на суше, так и на воде. Если же падения и возможны, то в этом нет ничего удивительного. Разве удастся, например, научиться хорошо кататься на велосипеде или на коньках без падений, хотя бы и самых легких. То же самое можно сказать и про другие виды спорта. Даже для того, чтобы научиться ходить, человеку приходится не раз падать, и, чтобы держаться твердо на ногах, ребенку требуется около трех лет времени.

Многие нынешние авиаторы, начиная с бр. Райт (Kuhler, Leyat, Mahieu, Cordonnier, de Montigny, Schneider, Toussin, Contour и др.) сперва учились летать на планерах, а затем уже на аэропланах. Насколько польза, приносимая планерами, велика, показывает то обстоятельство, что все вышеупомянутые авиаторы прекрасно летали на аэропланах после двух—трех уроков.

Лишь авиаторам, привыкшим к полетам на планере, остановка мотора на их аэроплане совершенно не страшна; авиаторы же, не летавшие ранее на планерах, будут находиться в более или менее затруднительном положении, при совершении первых планирующих спусков на аэроплане, когда это вызвано будет необходимостью.

 

Вернуться к списку публикаций