ПУБЛИКАЦИИ
К списку публикаций
Эдуард Гетманский
«У каждого человека свои звёзды»
В коллекции отечественного книжного знака почётное место занимают экслибрисы, посвящённые французскому писателю, поэту и профессиональному лётчику Антуану де Сент-Экзюпери. Подавляющее большинство этих графических миниатюр иконографические (портретные). Эта тема получила своё развитие благодаря ульяновскому коллекционеру книжных знаков Н.И. Яценко. Он автор нескольких книг о Сент-Экзюпери, возглавлял Международный клуб друзей Сент-Экзюпери.
В 2012 году собираемая на протяжении долгих лет коллекция экспонатов о жизни и творчестве любимого писателя вошла в основу экспозиции Международного лингвокультурного центра Сент-Экзюпери, открывшегося на базе Ульяновского государственного университета. В настоящее время эта коллекция насчитывает около шести тысяч экспонатов. Она включает в себя книги, медали, экслибрисы, живописные произведения, переданные посольством Франции плакаты и фотографии, связанные с замечательным летчиком и писателем. Для домашней библиотеки Н.И. Яценко многие советские графики выполнили экслибрисы. В том числе свердловский художник В.Р. Копылов, график из Ачинска Красноярского края В.А. Дубинский, туляк Н.С. Карасёв, украинские художники И.М. Филипченко и Н.М. Бондаренко, казахские графики Б.А. Ткаченко, А.И. Верещагин, А. Отеген-Тан, Б.Ш. Садыков и многие другие художники. На этих книжных знаках можно увидеть Антуана де Сент-Экзюпери в кабине самолета «Блок МВ.174», на котором он летал в годы войны, а также на фоне биплана, на котором Антуан в 1912 году впервые поднялся в воздух, тогда машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски.
На многих экслибрисах можно увидеть главного героя аллегорической повести-сказки «Маленький принц», необыкновенного и загадочного мальчика – Маленького принца с другой планеты – астероида Б-612. Образ Маленького принца глубоко автобиографичен, чаще всего он в книжных знаках изображен таким, как его нарисовал сам Сент-Экзюпери. Впервые «Маленький принц» был опубликован 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. В русском переводе Норы Галь (1958) «Маленький принц» был впервые опубликован в журнале «Москва» в восьмом номере за 1959 год. Часто в экслибрисах с образом Маленького принца можно увидеть и других героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Это – капризная и трогательная Роза – друг и любовь Маленького принца, прообразом которой была жена Экзюпери Консуэло – импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом». Не обойдён вниманием и верный друг Маленького принца Лис, который учит его верности, чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких. На портретном экслибрисе художницы из Актюбинска (ныне Актобе) М.Ж. Жаксыгариной читается «У каждого человека свои звёзды». Эти слова – часть фразы Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним – тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они – как задача, которую надо решить. Для моего дельца – они золото. Но для всех этих людей звезды – немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... Ты посмотришь ночью в небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!»
На книжных знаках, посвящённых Антуану де Сент-Экзюпери, можно увидеть его собственный самолёт С.630 «Симун». На нём он 29 декабря 1935 года предпринял попытку установить рекорд при перелёте Париж – Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, и едва избежав гибели. 1 января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами. Портрет Антуана де Сент-Экзюпери украшает книжный знак, выполненный ташкентским художником Е.И. Владимировым для домашней библиотеки Героя Российской Федерации Александра Юрьевича Гарнаева.
В Лётно-исследовательском институте (ЛИИ) имени М.М. Громова заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации. Александр Гарнаев командовал отрядом лётчиков-испытателей №1 (выполнявшим лётные испытания высших категорий сложности, на «крайние режимы»), участвовал в испытаниях опытного самолёта Як-130, выполнял сверхдальние перелёты на СУ-30 с полётным временем более 10 часов с многочисленными дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, в различных регионах – от заполярных до тропических широт, выполнял лётные исследования на экспериментальных летающих лабораториях, лётные эксперименты при расследовании авиационных происшествий. Ныне А.Ю. Гарнаев работает командиром воздушного судна Airbus А-330 авиакомпании «Аэрофлот». Ульяновский график Л.Е. Петухов сделал иконографический экслибрис для домашней библиотеки И. Павлова, на нём на фоне портрета Антуана де Сент-Экзюпери в кабине самолета изображён самолёт, пролетающий над барханами Сахары по которой идёт караван верблюдов. Это сюжет связан с его жизнью, когда Сент-Экзюпери в 1926 году, будучи пилотом компании «Аэропосталь», доставлял почту на северное побережье Африки. Весной того же года он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза – Касабланка, затем Касабланка – Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение – роман «Южный почтовый». Интересен экслибрис художника М.А. Панькова для Г.И. Мнацаканова, на нём Антуан де Сент-Экзюпери изображен на фоне Эйфелевой башни, книг «Планета людей» и «Ночной полёт» и американского тяжёлого истребителя «Лайтинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе – «Молния»). Этот самолёт состоял из двух хвостовых балок и гондолы с кабиной пилота и вооружением между ними. Лётчики Люфтваффе называли этот самолёт «дьявол с раздвоенным хвостом» (der Gabelschwanz-Teufel), а японцы окрестили его «два самолёта, один пилот» (Ni hikoki, ippairotto). На таком самолёте (бортовой номер 2734-L) 31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.
Карьера лётчика у Сент-Экзюпери была не лёгкой, он потерпел 15 аварий. Будучи в СССР он совершил полёт на борту самолёта АНТ-20 «Максим Горький». И что самое удивительное, он стал автором нескольких изобретений в области авиации, на которые получил патенты. Тема Антуана де Сент-Экзюпери в отечественном книжном знаке активно развивается, над ней работает молодое поколение российских графиков.
Копылов Р.В.
|
Дубинский В.А.
|
Карасёв Н.С.
|
Паньков М.А.
|
Петухов Н.Е.
|
Пеньков М.А.
|
Пеньков М.А.
|
Бондаренко А.М.
|
Владимиров Е.И.
|
Леоненко В.Ф.
|
Филипченко И.М.
|
Хоружий Д.В.
|
Ткаченко Б.А.
|
Ткаченко Б.А.
|
Ткаченко Б.А.
|
Садыков Б.Ш.
|
Верещагин А.И.
|
Новосёлов Ю.Д.
|
Жаксыгарина М.Ж.
|
Отеген-Тан А.
|
Садыков Б.Ш.
|
Об авторе
Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.
|
|
Вернуться к списку публикаций
|