«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«На моём щите вырезан девиз - «Подлинность!»

 

Трудно представить себе Исаака Бабеля не одесситом, здесь на Молдаванке он родился в семье одесского торговца Мани Ицковича Бобеля. В 1911 году, Исаак окончил Одесское коммерческое училище, стал студентом Киевского коммерческого института, где учился на экономическом отделении под своей фамилией Бобель. В 1913 году в киевском еженедельном журнале «Огни» он опубликовал своё произведение - рассказ «Старый Шлойме» и подписался «Бабель». В 1916 году он отправился в Петроград, поступил сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института. В том же году Бабель познакомился с М. Горьким, который опубликовал в журнале «Летопись» рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». Они привлекли внимание, и Бабеля собрались судить за порнографию, а также ещё по двум статьям - «кощунство и покушение на ниспровержение существующего строя», чему помешали события 1917 года. По совету А.М. Горького, Бабель «ушёл в люди» и переменил несколько профессий. Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте, пробрался в Петроград, где в начале 1918 года пошёл работать - переводчиком в иностранный отдел ЧК, а затем в Наркомпрос. Всего Бабелем написано около 80 рассказов, объединённых в сборники, две пьесы и пять киносценариев. Первые же публикации рассказов цикла «Конармия» оказались в явном контрасте с революционной пропагандой того времени, создававшей героические мифы о красноармейцах. Бабель писал ярко и колоритно, писал жестко, временами жестоко. Миф о благородных красноармейцах разбивался в прах, героика Гражданской войны оборачивалась кровью, насилием, произволом с обеих сторон. Семён Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт конармейцев, и в своей статье «Бабизм Бабеля в «Красной нови»» (1924) назвал его «дегенератом от литературы». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Но Исаак Бабель пребывал под покровительством А.М. Горького, что гарантировало публикацию книги «Конармия». В ответ на нападки Будённого, Горький заявил: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего «карикатурно-пасквильного», наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам «Конармии» и любовь, и уважение, показав их действительно героями, - бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы». Тем, что Бабель стремительно и полноправно вошел в нашу литературу, мы обязаны Горькому, он писал о Бабеле: «Это - человек очень крупного и красочного таланта и человек строгих требований к себе самому… Бабель - большая надежда русской литературы». В тоже время советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма». После смерти Горького в 1936 году стало ясно, что в ходе Большого террора Бабель вряд ли выживет. 15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкине по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже. При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остаётся неизвестной. Исаак Эммануилович Бабель был приговорён Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания и был расстрелян на следующий день, 27 января 1940 года. Расстрельный список был подписан Сталиным. Прах писателя захоронен в общей могиле №1 Донского кладбища. С 1939 года по 1955 год имя Бабеля было изъято из советской литературы.

Одним из первых иконографических экслибрисов с портретом Исаака Бабеля был книжный знак киевского художника Абрама Мистецкого для одессита Бориса Левыха. На нём написано «И. Бабель», «Одесские рассказы» и «Конармия». Также портретный экслибрис для С. Ваксмана выгравировал на график из Свердловска Рудольф Копылов, на нём кроме портрета Исаака Бабеля изображены атрибуты его бурной молодости - будёновка и сабля. В постсоветский период нарисовал несколько экслибрисов, посвящённых Бабелю тульский художник Владимир Чекарьков. Так на книжном знаке «Ex libris Эдуарда Гетманского», художник на фоне прижизненного портрета Бабеля в будёновке начертал его слова «Ничего не взял, хотя и мог, плохой из меня будёновец». О «хороших» будёновцах, сеявших вокруг себя разбой, воровство и насилие писатель красочно описал в «Конармии». На графической миниатюре для домашней библиотеки Григория Гилеля на фоне бабелевских персонажей из «Одесских рассказов» портрета писателя, читается его афоризм «Ошибаются все, даже Бог». На портретном мемориальном экслибрисе Нины Толстой художник привёл слова Бабеля: «Нельзя на людях, на их телах и душах, на их унижении строить счастье». На книжном знаке Даниила Гетманского приведены слова Бабеля «Полиция кончается там, где начинается Беня». Бенцион (Беня) Менделевич Крик (прозвище Король) - главный герой ряда произведений Исаака Бабеля - сборника «Одесские рассказы», пьесы «Закат», киноповести «Беня Крик». Сын биндюжника Менделя Крика «благородный» одесский бандит Беня, прототипом которого был одесский налётчик Мишка Япончик (настоящее имя - Моше-Яков Вольфович Винницкий), наряду с Остапом Бендером стал известнейшим образом преступника в советской литературе. На экслибрисе «Из книг П.Г.Г. (Гетманская) дан портрет Бабеля и приведены его слова «Я освоил новый литературный жанр - молчание». На книжном знаке Владимира Чекарькова для коллекционера и историка книжного знака Эдуарда Гетманского дан портрет Исаака Бабеля после его ареста в мае 1939 года. Бабель под пытками признал свою «связь» с троцкистами, и то, что он был шпионом в пользу Франции, которой передавал секретные сведения о состоянии Воздушного флота страны.




Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.

Вернуться к списку публикаций