«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Все будет правильно, на этом построен мир»

 

Экслибрисы, посвящённые писателю, драматургу, театральному режиссёру и актёру Михаилу Афанасьевичу Булгакову не редкость в отечественном искусстве книжного знака. Много среди них экслибрисов иконографических, но достаточно и сюжетных по мотивам произведений Булгакова. Это известные его произведения - «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Иван Васильевич».

На книжном знаке свердловского художника Рудольфа Копылова для вильнюсского офицера-железнодорожника Виктора Манжуло выгравирован портрет М.А. Булгакова на фоне кота Бегемота - кота-оборотня и любимого шута «князя тьмы» Воланда.

На другом книжном знаке Рудольфа Копылова для красноярского инженера Мечислава Трухницкого на фоне портрета М.А. Булгакова видна главная героиня романа Маргарита, возлюбленная Мастера. Ради любви она готова на все. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. М.А. Булгаков сделал свою главную героиню символом любви и жертвенности, музой и поддержкой писателя, готовой отдать свою жизнь ради возлюбленного.

На третьем копыловском экслибрисе для С. Подольского на фоне булгаковского портрета виден Мастер - бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, он оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет ее просьбу. «Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом». Среди персонажей этой графической миниатюры узнаётся старший из подчинённых Воланду демонов Коровьев-Фагот. Он чёрт и рыцарь, эквивалент правой руки своего господина, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Также среди булгаковских героев на этом экслибрисе просматривается Берлиоз - литератор, председатель правления МАССОЛИТа (аббревиатура расшифровывается как «Мастерская (Мастера) социалистической литературы» или «Массовая литература») - крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Он отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.

На автоэкслибрисе художника из Жданова (ныне Мариуполь) Анатолия Сивака изображён кот Бегемот - «лучший из шутов», символизирующий собой распутство и чревоугодие, способный примерить на себе любой облик.

«Ex libris О.В. Новокрещёновой» выполнил казахский график из Актюбинска (ныне Актобе) А.И. Верещагин. Он выполнен к 100-летнему юбилею Михаила Александровича Булгакова в 1991 году. В композицию экслибриса кроме портрета писателя включены две обнажённые фигуры - Маргариты на балу сатаны, дьявола, «духа зла и повелителя теней» Воланда и члена его свиты женщины-вампира Геллы, которая готова выполнить любое его поручение, свободно перемещается по воздуху, что придаёт ей сходство с ведьмой.

На книжном знаке художника В.Г. Шрамкова изображен Воланд - дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший причиной многих необычайных событий, которые произвели смуту в мирной жизни города и доставили немало беспокойства его обитателям. Рядом с ним Бегемот - кот-оборотень и любимый шут Воланда, а также заключившая сделку с Сатаной ради любви Маргарита во время полёта над Москвой. Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.

В книжном знаке харьковского художника Николая Неймеша для московского библиофила и коллекционера Виталия Бакуменко изображены блестящий хирург профессор Филипп Филиппович Преображенский во время операции по пересадке собаке человеческих гипофиза и семенников, бродячий пёс Шарик, подобранный профессором на московской улице для эксперимента, а также Шариков Полиграф Полиграфович - человек, в которого превращается пес после проделанной профессором Преображенским операции. Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в частности на советского полпреда в Лондоне Христиана Раковского и ряд других функционеров, известных в кругах советской интеллигенции скандальными любовными похождениями. Лев Каменев заявил, что «этот острый памфлет на современность печатать ни в коем случае нельзя». В 1926 году при проведении в квартире Булгакова обыска рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького три года спустя. Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин - это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), профессор Ф.Ф. Преображенский - это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым - это Троцкий (Бронштейн), Швондер - Каменев, ассистентка Зина - Зиновьев, Дарья - Дзержинский и так далее.

Копылов Р.В.
Копылов Р.В.
Копылов Р.В.
Сивак А.Н.
Верещагин А.И.
Шрамков В.Г.
Неймеш Н.


Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.

Вернуться к списку публикаций