«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

[В оглавление раздела]

МЫСЛЬ О ХРАМЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I-го

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ХУДОЖНИКА ВИТБЕРГА

Грозная, но вместе с тем славная година выпала на долю русского народа в памятный для всей Европы двенадцатый год. Могучий император французов, победоносный полководец, с громадными силами обрушился на могучую Россию. Опустошительной бурей пронесся он от берегов Немана до родной Москвы; но здесь остановился могучий полет его, встретив поднявшуюся силу нашего народа, ставшего грудью за свободу и спасение родимой земли, родного царя, веры Христа.

Пробыв с месяц в сгоревшей Москве, тщетно прождав предложений о мире, Наполеон с расстроенными полчищами принужден был идти назад. Тут настал час расплаты с ним оскорбленного им народа русского, и вся его сила была в конец истреблена, полегша на снежных, пустынных наших полях, 25-го декабря 1812 года на земле русской не осталось ни одного врага с оружием в руках.

Свобода и честь Русского царства была спасена.

Наш император Александр Павлович, одолевший с доблестным своим народом могучего Наполеона, смиренно отнес свое одоление над врагом одной только беспредельной милости Всевышнего, и в его царственном уме возникла мысль соорудить во славу Его и в память изгнания наполеоновских полчищ из русских пределов величественный храм, и такой, чтобы он по своему величию и великолепию был достоин великих событий, в память которых воздвигался.

Государь объявил свою мысль. Лучшие художники архитекторы того времени приступили с жаром к выполнению воли своего монарха. Появилось множество планов и проектов, и представлены были они на рассмотрение государя. Больше других ему понравился проект молодого художника Витберга.

Взявшись составлять проект, художник глубоко сознал, за какое дело он принимался и каков должен быть предполагаемый храм, увековечивающий великое дело избавления. Храм будущий, кроме своих художественных достоинств, для русского народа долженствовал иметь еще народное и историческое значение.

Вот Витберг и задумал построить такой храм, в котором каждая отдельная часть выражала бы собою особенную, таинственную (мистическую) мысль. По его мнению храм должен быть величествен, колоссален, перевышить славу храма Петра и Павла в Риме[1]. Но и этого мало было для художника. Он говорит, что надлежало исполнить так план и постройку, чтобы каждый камень храма и все вместе говорили бы взору и уму человека мыслями (идеями) религии Христа, основанными на всей чистоте ее.

Высока была мысль художника. Для выполнения ее он принялся изучать архитектуру, с которой до того времени мало был знаком. Долги и продолжительны были эти предварительные труды, а среди их Витберг все более и более усваивал и уяснял себе все требования и потребности предполагаемого храма, и вполне обработанный проект его удостоился, наконец, одобрения и утверждения государя.

Мысль художника была такова: человек состоит из трех начал: тела, души и духа, и предполагаемый храм должен выразить в себе это тройственное деление человека. Его следовало так устроить. Далее. В земной жизни Спасителя были три главные места: Воплощение, Преображение и Вознесение, эти моменты художник думал выразить тремя храмами, которые должны были иметь друг с другом связь, составляя в тоже время одно целое. Место для храма первоначально было выбрано в Кремле, между Москворецкой башней и Тайницкими воротами, но после были указаны Воробьевы горы. Витберг думал в горе, внутри, построить нижний храм — храм Воплощения, имеющий неправильную форму параллелограмма, который должен был только освещаться с одной стороны, заканчиваясь мрачными катакомбами (пещерами). В них предполагалось похоронить тела погибших и павших в бою в 1812 году. Над этим храмом Воплощения должен был возвышаться второй храм — храм Духа. Его предполагали вывесть на поверхности горы, где он должен быть открыт со всех сторон. Оба храма должны были соединяться внутри между собой. Вид второго храма предполагалось вывесть в форме креста, с полусумраком внутри, через что таинственно бы выражалась наша земная жизнь, состоящая из смешения добра и зла, света и тьмы. Из этого храма должна была подниматься лестница в третий храм — храм духовный. Он должен был таинственно выражать свет и радость, а потому предполагалось осветить его множеством окон и дать круглую форму. В пятьдесят саженъ ширины лестница, идущая через пять огромных уступов, украшенных фигурами христианских добродетелей, должна была идти к нижнему храму, от которого потом она делилась на две части и вела к среднему храму. События 1812 года предполагалось изобразить на колоннаде, тянувшейся на протяжении 300 саженъ и примыкавшей к нижнему храму. На вершине колоннады предположено было воздвигнуть два обелиска в пятьдесят саженъ вышины каждый. Все это громаднейшее сооружение завершалось 5-ю главами, причем главный купол имел двадцать пять саженъ в диаметре.

Вообще, предполагаемое здание должно было поражать человека своими громадными размерами; высота должна была быть в 110 сажень, считая от подошвы горы; от ее же вершины и до креста достигать восьмидесяти сажень. Такая громаднейшая высота храма, если б он был построен по этому предположению, превосходила бы своей величиной все величайшие постройки как древнего, так и нового мира; за то и потребовались бы громадные средства.

Однако, не смотря на это, предварительные работы начались. Закладка величайшего собора в мире произошла 12 октября 1817 года. Работы начались, но пошли неудачно и медленно. Государь Александр I умер, а на престол вступил в 1825 году император Николай Павлович. В 1827 году 16-го апреля он повелел закрыть назначенную для постройки комиссию и учредить новый комитет для поверки действий и изыскания способов и средств для окончания храма.

Комитет, составленный из опытных архитекторов, недоверчиво отнесся к проекту Витберга и дал заключение, что на избранном месте строить такое огромное здание нельзя, так как его фундамент по необходимости должен касаться песочного слоя, под которым существует множество родников, а потому подобная почва не выдержит подобной тяжести и должна будет постепенно оседать. Это решение окончательно рушило план Витберга. Представлен был новый проект на утверждение Государя императора известного архитектора Тона.

 

ЗАКЛАДКА НОВОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

КАПИТАЛ, УПОТРЕБЛЕННЫЙ НА ПОСТРОЙКУ

Император Николай утвердил проект архитектора и сам изволил избрать место для постройки нового храма. Император вместе с Тоном посетил в Москве указанные места для новой постройки. Они были первоначально избраны за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на круче, над Москвой рекой; на Тверской, где Страстной монастырь и на месте бывшего Алексеевского монастыря, близ Пречистенки. Государь указал последнее, где теперь и возвышается храм, монастырь был перенесен в другое место, и на избранном пункте начались предварительные работы. Вынуто было земли под фундамент на пять сажень глубиною, а с восточной стороны 889 саж., по 16 арш., и даже до 19 арш., — всего 10,000 куб. сажень, употребленных на поднятие берега на Москве реке против храма. Эта предварительная работа началась 27-го июля 1838 года, а 10-го сентября 1839 года произведена была торжественная закладка настоящего храма Спасителя. На кресте закладки вырезали надпись: «в лето 1839 г. сентября 10-го дня, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича, приступлено к выполнению Священного обета, данного в Бозе почивающим Государем Императором Александром Павловичем и собственною августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть храм Христа Спасителя по первому предположению на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения онаго храма».

По случаю закладки была выбита медаль, на которой с одной стороны изображено Всевидящее око, с надписью: «не нам, не нам, а имени Твоему» (медаль 1812 г.), а с другой фасад предположенного храма с надписью: «завещал Александр I, начал исполнение Николай I». После закладки приступлено к выведению основание пилонов. С 1840 года началось употребление в дело мрамора, который добывается в Коломенском уезде, Московской губернии, в селе Протопопове и который показался по крепости сцепления частей способным выдержать наши зимы. В первое время боялись за крепость мрамора и, обшивая тесом возведенное, между досками прокладывали солому, (Всемир. Ил. 1879 г. № 532).

В 1869 году било истрачено почти 10 миллионов рублей на новый храм Спаса, и до 6-ти миллионов высчитано было еще на окончательную отделку, чтобы выполнить ее в течение 12 лет.

Из 16-ти миллионов счета, самая большая часть пошла на капитальное сооружение векового здания, где заранее были приняты самые разумные и дальновидно рассчитанные меры к устранению влияния атмосферных причин, которые постоянно враждебно действуют к созданию человеческих рук, сравнительно с мировым временем, разумеется, недолговечных.

Мысль строителя храма Спасителя сильно и постоянно занимало придумывание средств сообщить своему созданию большую устойчивость и возможность сопротивляться разрушительной силе времени. Тщательно охраняя каждую зиму фундаменты и стены храма, до окончания выведения их, строитель и к внутренней отделке приступил, соблюдая туже осторожность и тотчас же употребляя в дело средство, которое было способно, по его мнению, усилить крепость или устойчивость сооружения.

В этих видах, не щадя издержек, в 1844-48 гг. устроены были водопроводные трубы в стенах для стока атмосферной влаги, (в стенах) обращающейся в воду, с проведением подземных сточных труб. Устройство того и другого стоило почти 370,000 р.

В 1859 г., когда нужно было приступить к внутренней оштукатурке стен, которые в храме Спасителя устроены были особым образом, с оставлением между стенами и штукатуркою пустоты для прохода воздуха, — то одних луженых гвоздей и проволоки употреблено было на сорок восемь тысяч рублей.

Дерева в храме Спасителя нет и от пожара он застрахован, но покуда стояли леса, устроены были для предохранения от разряжения электричества громоотводы.

Камень и металлы, главные и единственные материалы, из которых построен храм Спасителя, представляют следующие счеты затрат: бутовой камень 212,702 р. 86 коп., кирпич 495,321 р. 91 коп., прокладная плита на основание и стены, кроме наружной облицовки, 336,299 р. 90 коп., протопоповский мрамор до 618,000 р.[2] извести на 125,557 р. 35 коп., песку на 12,348 руб., цемента английского и римского на 59 рублей.

Временные леса, наружные и внутренние, стоили 277,O21 п. 59 к., на устройство печей затрачено почти 60,000 р.

Металлические работы купола обошлись 457,868 р. да позолота их и кресты 481,903 р. 83 к.; металлические крыши 295,103 р. 45 к.; позолоченный балюстрад на крыше 194,745 р. 58 коп.; бронзовые рамы 247,046 руб. 49 коп,; бронзовые вызолоченные решетки внутри храма, вокруг главного купола, 184,988 р. 75 коп.

Колоколов положено тоже число, как и в Исаакиевском соборе, одиннадцать, различного веса, хотя колокола не должны превышать общего итога тяжести Исаакиевских (4,349 пуд.). Поэтому, по смете, на украшение колоколов — металлическое ассигновано 14,379 р., на самые колокола 52,725 p. 41 коп. и на поднятие их 10% с общей суммы двух итогов, 6,710 р. 45 коп. Так что предстоящий колокольный звон в храме, со всем устройством, едва ли не самая малая статья в итогах металлических работ по капитальному зданию, (счет взят из Всем. Ил. № 533).

Высота храма по первому проекту Тона, предполагалась в 40 саж.; но при выполнении достигла до 481/з сажени, и пространство, занимаемое самим храмом с крыльцам и, равняется 1,550 квадратных сажень.

 

ВИД СОЗДАННОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Настоящий храм Христа Спасителя представляет теперь нам одно из замечательнейших произведений архитектурного искусства нового времени.

Общий характер нового храма напоминает собою древние русские церкви, но старинный вид несколько изменен, согласно новым понятиям, где того требовала красота и легкость формы. Вид квадрата представляет основание храма, который имеет с каждой стороны выступ, портал, и образует, таким образом, равноконечный крест. На всем величественном здании красуются пять глав, причем диаметр средний из них равняется 12 саженям. Круглая стена этой главы лежит на осмигранном подножии, который имеет в поперечнике 14 сажень, и украшается венцом, состоящим из ряда красивых колонок, соединенных арками, в которых чрез одну находятся окна.

Все здание храма освещается 16 окнами из главного купола и 36-ю под хорами, причем они все имеют одинаковую, узкую форму, совершенно закругленную. Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из протоповского русского мрамора. Эти украшения произведены известными нашими скульпторами Рамазановым, Логановским и бароном Клодтом, в течение двадцати лет трудившимися над своими прекрасными работами (с 1843—1868 г.). Выбор сюжетов для этих горельефов по Высочайшей воле был предоставлен покойному московскому митрополиту Филарету.

Все двери, которых в храме находится двенадцать, сделаны из бронзы и украшающие их изображения святых отлиты по моделям известного нашего скульптора покойного графа Толстого. Паперти крылец очень красиво и эффектно выделяются из общего вида здания, так как они сделаны из финляндского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма. (Обшивка нижней части).

В 1849 г. окончен был колоссальный свод большого купола, а в 1858 г, наружные леса были сняты окончательно, и храм Христа Спасителя явился во всей красоте величия и грандиозности своих форм. Припомним одну только высоту произведенного здания, которая превышает вышину колокольни Ивана Великого, и можно себе представить его размеры, взятые вместе с общей обширностью. Вся до сего времени всем известная знаменитая Ивановская башня легко может взойти и поместиться во внутренности воздвигнутого московского собора во славу Господа и им спасаемого Русского народа.

Впечатление, производимое внешним видом храма, еще более увеличивается, когда наблюдатель взойдет в него.

Внутри храма поднимаются четыре громадных, колоссальных столба, служащих твердой опорой среднему большому куполу и остальным меньшим четырем куполам. От этих величественных колонн и портиков образовались двойные стены. Такое расположение дало возможность строителю устроить, по обычаю древних христианских церквей, широкий коридор вокруг всего храма, а над ним поместить великолепные и прекрасные хоры.

Вся внутренняя облицовка храма выполнена из двух сортов русских камней, а именно: лабредора и шокшинского порфира и пяти сортов разноцветных итальянских мраморов. Стены и пол украшены мозаикой. Знакомому с этого рода работами известно, какие труды, терпение и искусство должны были соединяться с этими трудными украшениями.

Но эта замечательная мозаика[3], искусная работа не может, при всех своих достоинствах, отвлечь внимание зрителя от других красот храма, красот, данных ему художественным творчеством.

В храме религиозная живопись выполнена известными и лучшими русскими художниками, приобретшими себе громкую известность не только у нас, но и за границей. Между превосходными картинами, которых очень много, встречаются образцовые произведения, истинные перлы русского искусства.

В главном куполе храма изображен Господь Саваоф. Ветхий деньми, сидящий благославляющий, и Сын Божий в лоне Его в образе Младенца, а в персях Дух Святой в виде голубя. Эта превосходная картина принадлежит работе русского художника пр. Маркова, который более пяти лет употребил на выполнение величественного произведения, вышедшего вполне прекрасным, со всею строгостью, какую требует искусство, несмотря на труд задачи, как отзываются об нем знающие люди.

Чрезвычайного труда и искусства требовало выполнение и изображение на вогнутой поверхности купола правильных и пропорциональных фигур во всех своих частях и подробностях.

Кроме Маркова в куполе (по поясу) работал художник Басин, а в парусах — Бруни. Образов в храме Спасителя предположено было выполнить в количестве 216 икон и в их выполнении приняли участие лучшие наши художники, между которыми встречаются всем известные имена Нефа, Шамшина, Маковского, Верещагина (В. П.), Седова, Семирадского, Тюрина и много других.

Около храма многие дома, заграждающие его прекрасный вид своею безобразною внешностью, снесены и по реке представляется прекрасная, изящная набережная, которое все вместе взятое гармонирует с красотою и грандиозностью нового храма русской древней столицы, столь знаменитой своими древними церковными постройками, под которыми в конце концов нужно отдать преимущество и превосходство новейшему произведению, воздвигавшемуся в течение трех царствований.

 

БОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Мы выше упомянули о колоколах построенного храма, скажем несколько слов о самом главном и большом из них.

12 октября 1878 года во время торжественно совершаемого крестного хода вокруг Кремля, в память избавления России от нашествия иноплеменных, торжественно звучали народу о великом событии московские колокола, и среди этого звона звучный гул нового колокола явственно выдавался из общего хора кремлевских великанов.

Это был колокол при храме Христа Спасителя.

Еще в 1877 году комиссией по сооружению храма дано было известному московскому колоссально-литейному заводу г. Финляндского поручение отлить 14 колоколов по рисункам для храма Христа Спасителя; из них главный должен был весить вместе с языком не более 1800 пуд., второй — до 900 пуд., третий — до 650 пуд., четвертый — до 325 пуд., пятый — до 200 пуд., шестой — до 100 пуд., так чтоб все не превышали общего веса, показанного выше.

Назначенный вес большого колокола, однако, не вышел вполне, и по его окончательной отливке, он весил 1654 пуд. 20 ф., а с языком 1728 пуд.

18-го февраля, прошлого года, колокол на тридцати лошадях с помощью народа был доставлен к храму Спасителя, где в течение шести месяцев он получил окончательную свою отделку, чеканку барельефов, икон, надписей и шлифовку. 1-го октября, в присутствии высших правительственных лиц столицы и значительного стечения народа, после водосвятия, колокол был сдвинут в два часа дня с места и, при помощи лесов, двенадцати блоков, на четырех ходовых канатах, соединенных с четырьмя подъемными шпинями, поднят на колокольню, и утвержден на железных балках, железными склепами и болтами.

14 июня 1878 г. уже был перед этим, поднят в Москве второй колокол на колокольню храма Христа Спасителя, в присутствии Е. В. Великого князя Константина Николаевича.

В заключение упомянем о прекрасной и изящной большой люстре храма, которая своею красотою производит необыкновенное впечатление на зрителя. Она принадлежит работе петербургского фабриканта Шопена.

На колоколе представлены следующие барельефы и надписи: в верхнем поясе ниже плеч колокола, в рамках, связанных между собою орнаментом, помещены иконы: Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Крестителя. Ниже надпись: «Благовествуй земле радость велию», вполне соответствующую памяти великого события, вследствие которого воздвигнут собор. Под иконами с трех сторон изображены портреты императоров: Александра I, Николая I и ныне благополучно царствующего Александра II. Все эти работы — произведения художника Бровского.

По колоколу, в нижнем его поясе, вылиты слова вязью, означающие, когда и по какому случаю вылит колокол.

Итак, великое сооружение воздвигнулось и закончено. Много лет совершалось построение, много жертв и пособий принес Русский народ величественному зданию, увековечивая им одну из труднейших эпох своей славной жизни.

Взирай же на свое создание, родимый народ Русской земли, возноси молитвы к Царю царей, за Его святой промысел о тебе, вспоминай своих славных и добрых царей, защитников родной страны, строителей и украсителей, положивших свои труды и знание на сооружение прекрасного храма на память и пример отдаленному потомству.

 


[1] Этот храм считается чудом искусства и архитектуры, которому удивляются все понимающие дело люди.

[2] На мрамор израсходовано: до 1867 года 572,726 р., на подоконники и облицовку 470,348р., извести до 1869 г. израсход. 125,575 р.

[3] Мозаика заключается в подборе известных камней, согласно краскам рисунка.