«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Новогодние советы
(страничка хорошего тона)

Статья Арк. Бухова

(По материалам еженедельного иллюстрированного журнала «ЗАРЯ», 1 января 1916 г.)

Учтивость, вежливость и находчивость – вот те качества, какими должен гордиться каждый воспитанный молодой человек в те исключительные дни, когда все эти качества должны быть применены и оптом, и в розницу. Встреча же Нового Года и первый день его требуют не только проявления этих качеств в обычном размере, но даже и другого искуса: уменья показать себя с настолько выгодной стороны, чтобы в течение целого года окружающие вас люди с тихим умилением и долгим восторгом вспоминали о вас и вашем обаятельном умении держаться. Для этой цели ниже мы помещаем ряд новогодних советов для молодых людей, с краткими, подходящими и каждому из них, объяснениями.

 

Приглашение на встречу.

Артисты Москвы – русской армии. Выступление артистов в цирке.

«Гала-униформа». Парад «шталмейстеров». Участвовали г.г. Чернов, Гедике, Орешков, Радунский, Чаргонин, Санин, Бурджалов и др.
«Гала-униформа». Парад «шталмейстеров». Участвовали г.г. Чернов, Гедике, Орешков, Радунский, Чаргонин, Санин, Бурджалов и др.
 
Артисты в цирке. Мария Федоровна Андреева выводит дрессированную на свободе лошадь.
Артисты в цирке. Мария Федоровна Андреева выводит дрессированную на свободе лошадь.
 
Артисты в цирке: М.М. Блюменталь-Тамарина с попугаями; г-жа Борская (т. Корша), клоун, Шахалов, (Худ. т.), лих. наездник.
Артисты в цирке: М.М. Блюменталь-Тамарина с попугаями; г-жа Борская (т. Корша), клоун, Шахалов, (Худ. т.), лих. наездник.
 
«Самый настоящий российский хор в роскошных боярских костюмах». Хор артистов Художественного театра: г-жа Книппер, гг. Александров, Бакшеев, Берсенев, Бурджалов, Васильев, Вишневский, Грибунин, Качалов, Колин, Крынкин, Лужский, Масалитинов, Морозов, Москвин (дирижер хора), Павлов, Подгорный, Стахович, Шувалов и Юдин.
«Самый настоящий российский хор в роскошных боярских костюмах». Хор артистов Художественного театра: г-жа Книппер, гг. Александров, Бакшеев, Берсенев, Бурджалов, Васильев, Вишневский, Грибунин, Качалов, Колин, Крынкин, Лужский, Масалитинов, Морозов, Москвин (дирижер хора), Павлов, Подгорный, Стахович, Шувалов и Юдин.
 
Бим-Бам-Бом, музыкальные клоуны. В центре Бам – Б.С. Борисов.
Бим-Бам-Бом, музыкальные клоуны. В центре Бам – Б.С. Борисов.
 
«Рыжий» – «Анатолий Убеженец» – г. Южный (арт. «Летучей Мыши»).
«Рыжий» – «Анатолий Убеженец» – г. Южный (арт. «Летучей Мыши»).

Этого приглашения, как и всякого, необходимо спокойно и с достоинством дожидаться, отнюдь не делая никаких напоминаний или нескромно и назойливо напрашиваться.

— Вы, кажется, сегодня Новый Год встречаете? – грубо спрашивает по телефону невоспитанный человек.

— Нет, так...

— А я сижу и думаю: вот свиньи-то... В прошлом году четыре раза звали, а в этом хотя бы…

— Да мы ничего не устраиваем...

— Да мне в сущности дела, плевать, – устраиваете вы иль не устраиваете. Так думал, зайду, посижу.

— Пожалуйста, пожалуйста... Мы будем очень рады...

— Не в радости дело. А в котором часу. Впрочем, это все равно, – я к семи приду.

Такой человек, ни при каких обстоятельствах, не может быть приятным гостем. И как бы ни была интересна его внешность и занимателен разговор, раз хозяева дома собирались в этот вечер в гости или пораньше лечь спать, присутствие человека, который придет и будет мешать задуманному семейному плану до трех часов ночи, быстро и резко меняет о нем мнение, как о госте, которого нужно хотя бы из вежливости позвать еще раз.

Кстати о времени прихода. Даже будучи вежливо и почтительно приглашенным к встрече Нового Года, не следует приходить раньше десяти часов вечера. Молодой человек, пришедший к двенадцати дня исключительно для того, чтобы дождаться этой встречи, уже не уходя из дома, вызывает справедливые упреки по своему адресу, передаваемые членами семьи друг другу шепотом в соседних комнатах. Если он очень близкий дому человек, ему, конечно, могут предложить стакан чая, газету или старый вытащенный из какого-то сундука альбом, извиниться и заняться своими делами. Если же он мало знакомый человек, то, тем паче, если он приходит первый раз и знает только хозяина дома по фамилии – его необходимо занимать; пока это выполняют старшие члены семьи, все обходится благополучно, но каково бывает удивление раннего гостя, когда один из младших членов семьи приходит в гостиную и весело начинает рассказывать о том, как его папа только что сию минуту в столовой назвал какого-то дядю, который сидит и не уходит, идиотом.

Как не следует навязываться на приглашение, так не надо и в неудобной форме отказываться от приглашения, делаемого радушным и ласковым тоном.

— Николай Михайлович... Вот совпадение-то... А я только что хотел звонить к вам... Что сегодня вечерком делаете?

— Да уж я найду что делать.

— И не думайте. К нам, непременно к нам.

— А зачем я к вам потащусь?

— Вот здорово-то. А Новый Год встречать?

— Без меня встретите. Не маленькие.

— Нет уж, я на вас рассчитываю...

— Толпища у вас будет смертная...

— Ну, что вы... Елена Петровна будет, Иван Ни…

— У ней шея кривая. Смотреть противно.

— Нет, вы обязательно приезжайте...

— Да что вы, правда, пристали. Некуда будет деваться – приеду, а специально тащиться – благодарю покорно.

На всякое приглашение нужно отвечать вежливо и спокойно.

— Благодарю вас и с удовольствием встречу Новый Год в кругу вашего многоуважаемого семейства.

Или:

— Та встреча Нового Года, о которой вы сейчас говорили, для меня приятный и неожиданный сюрприз, хотя я помню, как вы со мной разговаривали об этом еще полгода тому назад.

Если вы хотите вежливо, и не обижая собеседника отказаться, вполне допустимо даже выпустить ложную причину, но с соблюдением возможной вероятности ее.

— К моему глубокому сожалению я не могу сегодня быть у вас, потому что у меня умерла тетя, и ее похороны заменять мне обычное новогоднее торжество.

Выставление причин, явно не вызывающих доверия, приводят к совершенно нежелательным результатам.

— Какой же сегодня Новый Год, – развязно отказывается невоспитанный человек, – у меня на календаре – второе июня.

— Извиняюсь, должно быть, я действительно ошибся в месяце и числе.

Если после такого отказа приглашенный все же приезжает, ему не стараются подчеркнуть его лицемерность, а, наоборот, с полным доверием относятся к первоначальной выставленной им причине отказа.

— Вы были правы, – тактично говорит хозяин дома. – Сегодня, действительно, второе июня. Я проверил и убедился. Не желаете ли пройтись по саду?

— Холодно что-то...

— Ну что вы? А я для вас велел специально балкон открыть. Чай пить будем там...

— Не хочется. Холодно.

— Ах, какой мерзляк. А я думал, что вы в летнем пальто приехали – кто же в июне месяце в шубе ходит – и велел все шубы с вешалки сложить...

— Там моя была котиковая...

— Ах, какая неприятность... Ну, в июне можно совсем без пальто добраться до дому...

— Может, вы мне свою шубу одолжите?

— Голубчик, могу ли я вас на посмешище выставлять... Июнь месяц, а вы в шубе. Если вы торопитесь...

— Я не тороплюсь...

— А мы, к сожалению, на дачу уезжаем. Засиделись в городе. Июнь месяц, а мы все еще в городе. Шубку-то я вам послезавтра пришлю с прислугой. Все равно до зимы не наденете...

 

Встреча Нового Года.

В прежнее время первое, что требовалось от воспитанного человека, это – хорошая застольная речь, с пожеланиями многих удовольствий и радостей жизни окружающим. Воспитанный человек стучал вилкой о собственную тарелку, брал в руки бокал вина и начинал:

— С бокалом вина приветствую я дорогого хозяина. Пусть это светлое вино будет символом светлой жизни нашего дорогого...

Теперь Новый Год встречается без вина. Избранные и пронырливые люди, конечно, ухитряются раздобыть флакончик недорогого спиртного лекарства, но подавать его на стол и угощать дам калганными каплями или денатуратом, подкрашенным клюквенной эссенцией, не дело приличных хозяев. Поэтому теперь и стиль новогодней речи должен быть несколько изменен.

Воспитанный молодой человек, перед началом речи не должен стучать о тарелку: пьяных нет, гости хмуро молчат и все равно услышат, если только речь его не затянется настолько, что предупредительный хозяин начнет вызывать гостей поодиночке в другие комнаты.

Скромно встав, он берет в руки сардинку и произносить:

— Господа! Что я держу в руках? Сардинку. Почему я держу ее? Это символ будущей жизни нашего дорогого хозяина. Это не значить, что он должен в течение будущего года пахнуть прованским маслом, лежать в жестяной коробке и быть съеденным гостями. Это значить, что жизнь его будет такой же спокойной и тихой, как и жизнь этой сардинки, у которой заранее отрезали голову. Пусть в этот наступающий год...

Так, пересыпая свою речь образными сравнениями, комплиментами в честь хозяина и хозяйки дома, воспитанный человек может внести живую струю общительности и веселья.

Больше одной речи произносить не следует. Это быстро надоедает, на оратора начинают кричать, а прислуга, чутко относящаяся к создавшемуся настроению, пропускает его при обнесении блюдами.

Пожелания, высказываемые за столом должны разнообразиться, соответственно возрасту, полу и характеру того лица, к кому они относятся.

Ненаходчивый человек, удачно пожелав хозяину дома прибавления в наступающем году семейства, начинает приставать с этим же ко всем присутствующим.

— Дай вам судьба сынка хорошего, – радушно обращается он к институтке, приехавшей домой на рождественские каникулы, – чтобы кудрявенький был и ручками махал. Поняв, что он немного ошибся, такой человек начинает лезть к пожилому господину, два года тому назад разошедшемуся с женой. – Ну-с, в будущем году надеемся с дочуркой увидеть вас... Маленькая такая хорошенькая дочурка...

Соблюдение этих советов, как мы думаем, даст возможность многим из благоразумных людей почувствовать, как относятся окружающее к воспитанному, скромному и вежливому человеку и каково их отношение к человеку, сознательно отрицающему правила светского приличия.

 

Вернуться к списку публикаций