«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

Вернуться к оглавлению

Сергей Смолянников

И ВОИСТИНУ СВЕТЛО И СВЯТО ДЕЛО ВЕЛИЧАВОЕ ВОЙНЫ…
ПОДВИГ ВОИНОВ И СЛАВУ ПАВШИХ, НЫНЕ, ГОСПОДИ, ТЫ ИХ, БЛАГОСЛОВИ

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК-ПАМЯТКА
О НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫХ И ИЗВЕСТНЫХ УЧАСТНИКАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,
ЗАХОРОНЕННЫХ НА ЛУКЬЯНОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ КИЕВА

 

Духонин Николай Николаевич

 

Имя этого генерала настолько хорошо известно отечественным историкам, что добавить в его короткую, но яркую биографию, что-либо, чрезвычайно, сложно.

Российско-украинский десант на косметической приборке усыпальницы Духониных.

Ему было всего 40 лет, когда на его плечи с погонами генерал-лейтенанта, легла непомерной ношей, тяжелейшая обязанность последнего Верховного Главнокомандующего. 3 ноября 1917-го он вступил в командование русской армией, а 20-го, он был убит разъяренной толпой «революционных» матросов, при попустительстве нового «Главковерха» Крыленко. Исторически подтверждено, что еще 9 ноября по личному приказанию Ленина, Сталина и Крыленко он должен был начать мирные переговоры с автро-венгерским и германским командованиями, на что Духонин ответил категорическим отказом. После этого ему объявили, что его снимают с поста главнокомандующего, но он должен продолжать выполнять свои обязанности до прибытия нового главнокомандующего – прапорщика Крыленко. Сам Николай Николаевич был официально объявлен «врагом народа», что, еще раз, опровергает версию о «спонтанности убийства разъяренными матросами». А, касательно самой личности последнего Главковерха русской армии, следует честно признать, что до последнего времени, мы мало что знали об этом мужественном и решительном человеке. И, как пример исторического искажения, приведу цитату из известной книги «Пятьдесят лет в строю» Алексея Алексеевича Игнатьева: «Вспоминая этого благонравного тихоню с плачущей интонацией в голосе, вспоминая встречу с ним в Академии генерального штаба, где он слыл полной посредственностью, я не могу себе до сих пор представить, каким чудом этот человек смог впоследствии, в 1917 году, при Керенском, оказаться на посту русского главковерха». Нас, действительно, долго «пичкали» именно такой оценкой Духонина, абсолютно, скрывая то, что эта «полная посредственность», а, на самом деле, боевой офицер, был активным участником разработки плана взятия крепости Перемышль. Что, командуя Луцким полком, он умело участвовал во всех фронтовых операциях, а звание генерал-майора, получил не в штабах и кабинетах, а, непосредственно, на фронте. Был начальником штаба Юго-Западного, а затем и Западного фронтов. Этот «благонравный тихоня с плачущей интонацией» не испугался, даже с риском для жизни, за один день до своей смерти, дать приказ об освобождении арестованных генералов и старших офицеров – Корнилова, Деникина, Ванновского, Эрдели, Эльснера, Лукомского, Кислякова, Романовского, Маркова, Орлова, Новосильцева, Пронина, Соотса, Ряснянского, Роженко, Брагина, Родионова, Чунихина, Клецанду, Никитина. Будущий военный министр Чехословакии Войтек Клецанда говорил, что на всю оставшуюся жизнь будет благодарен Духонину, который спас их всех от «солдатских варваров». Но, в случае с назначением Духонина, надо внимательно изучить еще один интересный и, документально зафиксированный, факт. Практически, во всех статьях, посвященных последним дням Николая Николаевича, вставлена его последняя прижизненная фотография. Вот она…

А, приведенная ниже, фотография-оригинал, которая, в отличие от «ретушированного» изображения, более четкая, но, не, совсем, корректная. Почему, спросит, уважаемый читатель? Даю ответ.

Это, одна и та же, фотография. Только, верхняя – это «вырезка», а нижняя – «панорамка», т.е. фотография из источника с соответствующей подписью. А, подпись, под ней, гласит: «Генерал-лейтенант Н.Н. Духонин, назначенный начальником штаба верховного главнокомандующего, преемник генерала-от-инфатерии М.В. Алексеева». И, сделана эта фотография после 23 сентября 1917-го, когда Николай Духонин стал начальником штаба Александра Керенского. Так что, фотографий Духонина, как последнего «Главковерха» просто не существует…

 

Вернуться к оглавлению