ПУБЛИКАЦИИ
К списку публикаций
Константин Пахалюк
Русские у фортов Кенигсберга в 1914 г. или бомбардировочная авиация над Восточной Пруссией
События в Восточной Пруссии в 1914-15 гг., пожалуй, одни из самых исследованных операций Первой мировой войны на восточном фронте. Эти сражения не только окружены многими мифами и легендами, но и имеют не мало белых пятен, в том числе и в краеведческом аспекте.
Когда ушла война из Восточной Пруссии?
Погибшие в бою
|
Первые столкновения на границе начались уже в первые дни войны. 17 августа на территорию вторглась 1-я русская армия, а через несколько дней – 2-я. Как известно, русские войска потерпели поражение и были к середине сентября вытеснены из Восточной Пруссии. Немцы смогли даже немного продвинуться на территорию Российской империи. Но вскоре началась Первая августовская операция, перешедшая затем во Второе наступление в Восточную Пруссию. Так, русские снова оказались у крепости Летцен и р. Ангерапп. В феврале 1915 г. немцы окончательно выбили крупные русские силы из Восточной Пруссии (в результате окружив в Августовских лесах 20-й армейский корпус, капитулировавший 21 февраля). Но на этом сражения не окончились. 17 марта конный отряд генерала Потапова совершил набег на Мемель и Тауроген. Появление русских частей на крайнем левом фланге восточного фронта стало для Гинденбурга и Людендорфа, командующих Восточным фронтом, неожиданностью. Были подтянуты силы, и в результате 21 марта был возвращен Мемель, а 29 марта - Тауроген. Вот, пожалуй, и все боевые действия в Восточной Пруссии…. происходившие на земле. Но война из провинции не ушла. Русская авиация еще некоторое время бомбила восточно-прусские города.
«Илья Муромец Киевский» в полете
|
Так, 20 апреля бомбардировщик «Илья Муромец - Киевский» атаковал железнодорожную станцию Сольдау, на которой было 15 поездов. Через полчаса на эту же станцию совершил налет еще один русский бомбардировщик «Илья Муромец III» (командир – штабс-капитан Бродович). За этот рейд было сброшено двумя бомбардировщиками 40 бомб, вес тридцати из них превышал 16 кг.
Пожалуй, самый последний полет (о котором удалось найти сведения в научной литературе) совершили 24 апреля два «Муромца» на станцию Нейденбург. «Илья Муромец - Киевский» сбросил одиннадцать 16-ти кг и одну 82-х кг бомбы на Нейденбург. Спустя час «Илья Муромец – 3» продолжил бомбежку. В итоге станция была выведена из строя.
Вскоре противник прорвал русский фронт у м. Горлица, началось Великое отступление, в результате которого к середине осени были потеряны Польша, Литва, юг Латвии, Западная Белоруссия и часть Галиции. Русские самолеты уже не имели возможности бомбить Восточную Пруссию.
В исторической литературе можно встретить данные, что «Ильи Муромцы» неоднократно и в 1915-м и в 1916-м бомбили впоследствии некий городок, под названием Фридрихштадт. Несмотря на немецкое название, этот населенный пункт на самом деле находился на юге Латвии, а не в Восточной Пруссии.
А видели ли русские солдаты форты Кенигсберга?
«Илья Муромец Киевский» после посадки
|
Однажды доктор исторических наук В.И. Кулаков поведал мне одну легенду, со слов бывших жителей деревни Арнау (ныне пос. Марьино, что примерно в 5 км от окраин Калининграда), будто русские казаки были здесь в 1914 году. Факт довольно интересный, ведь в краеведческой литературе не редко встречаются упоминания о том, что русские разъезды выходили даже к фортам Кенигсберга. Но дело в том, что ссылок на эти факты не дается, а в серьезной исследовательской литературе упоминаний о том, что русские кавалеристы видели окраины столицы Восточной Пруссии, нет. Поэтому следует разобраться: как близко подошла в 1914 г. 1-я армия генерала П.К. Ренненкампфа к Кенигсбергу и на самом ли деле были ли русские войска в Арнау?
Со стороны р. Деймы разъезды однозначно не смогли бы прорваться сюда. Как указано в книге В. Рогвольда «Конница 1-й армии в Восточной Пруссии (август – сентябрь 1914 г.)», фундаментальном исследовании на эту тему, в районе р. Деймы в это время действовала 2-я гвардейская кавалерийская дивизия. Вот, что пишет В. Рогвольд «25/12, 26/13 и 27/14 авг. ген. Раух (командир 2-й Гв. кав. дивизии – П.К.) не мог переправиться через р. Дейме, также и его разведывательные части не перешли реку».
Русская кавалерия
|
Но южнее действовала кавалерия генерала Хана Нахичеванского. Могли ли его части видеть кенигсбергские форты?
Отряд Нахичеванского в эти дни был в районе Фридланда (ныне г. Правдинск) с задачей разведывать «преимущественно на Кенигсберг» с юга, дойдя 27 августа до Прейсиш-Эйлау (Багратионовск) и д. Мюльгаузен (ныне – пос. Гвардейское) и выйдя к р. Фришинг. 28 августа Хан Нахичеванский имел стычку с немецкими войсками у д. Удерванген. С получением известия о тяжелом положении 2-й армии генерала А.В. Самсонова в Танненбергском сражении, командующий 1-й генерал П.К. Ренненкампф выдвинул конницу западнее, пытаясь организовать рейды в тылы 8-й немецкой армии для оказания содействия западному соседу, терпящему поражение. В районе Мюльгаузен осталась лишь слабая 2-я бригада 1-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал-лейтенанта Казнакова в 8 эскадронов, которая уже 31 августа находясь в этом районе, чуть ли не была окружена немецкой пехотой из Кенигсберга. Правда, все обошлось: русские войска смогли отойти к д. Швенау, а под вечер - к Фридланду. Значит д. Удерванген, а ныне – пос. Чехово (примерно 16 км от окраин современного Калининграда)[1] – самый близкий населенный пункт от Кенигсберга, который занимали русские войска? А смогли ли разъезды подойти ближе?
Следует обратиться к работе В. Звегинцева «Кавалергарды в великую и гражданскую войну 1914 – 1920 года», вышедшей в Талине в 1936 г.
29 августа подрывная команда лейб-гвардии Конного полка под прикрытием полуэскадрона Кавалергардов была направлена к д. Тарау (ныне пос. Владимирово – также примерно 10,5 км от окраин современного Калининграда) для разрушения железнодорожного моста. Как пишет В.Н. Звегинцев: «Выполнить целиком возложенную на отряд задачу ему не удалось. Пройдя около 10 верст, отряд был остановлен сильным ружейным и пулеметным огнем и не смог продвинуться дальше. Команда взорвала несколько небольших железнодорожных мостов на линии Торау – Мюльхаузен и уничтожила путевые стрелки и водокачку на станции Штромбинен». Штромбинен, а сейчас это пос. Московское, располагается примерно в 16 км. от окраин современного Калининграда.
|
На следующий день русская кавалерия находилась в этом районе. Охранение было усилено. «В течение всей ночи неприятель освещал местность сильным прожекторами. В сторожевом охранении ясно слышался шум от проходящих многочисленных поездов», - пишет В.Н. Звегинцов. «Разъезд №3 эскадрона корнета Оржевского обнаружил ночью передвижение значительных сил неприятельской пехоты в районе деревни Езау». Или ныне пос. Южный Багратионовского района (примерно в 4 км. на северо-восток от пос. Московского), примерно в 13 км от окраин современного Калининграда.
30 августа эскадрон кирасир Ее Величества штаб-ротмистра Лазарева пытался выйти как можно ближе к Кенигсбергу и подорвать железную дорогу Кенигсберг – Берлин. Кавалеристы смогли достигнуть г. Крейцбург (пос. Славское) и подойти к этой дороге в районе леса Вильмсдорф – Форст (примерно в 5 км. на запад от Славского). Подобраться к полотну и взорвать его, было не возможно: оно усиленно охранялось. В это время кирасиры оказались в окружении. Только под покровом ночи прямо через чащобу удалось выбраться из него и к вечеру вернуться к полку в Домнау.
Но Езау еще не самый близкий пункт от границ города, где были русские войска, а вернее – отдельные разъезды. Теперь следует обратиться к книге «Кирасиры Его Величества в Великую Войну» Г. Гоштовта, а вернее к представленным в ней воспоминаниям А.В. Каменского, корнета лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка.
Разъезд у мельницы
|
Согласно им, автор должен был совершить разведку на Кенигсберг. Разъезд появился вечером 27 августа у Вайсенштейн (ныне пос. Марийское). Эта деревня была свободна, равно как и Фухсберг (ныне пос. Семеново). А 28 августа кавалеристы вышли и заняли лес южнее д. Рейхенгаген, пытались выйти к Боршерсдорфу (ныне д. Зеленополье), но были встречены огнем. Также вышли и к ст. Левенгаген (ныне – пос. Комсомольск). Но она была занята пехотой. Все вышеперечисленные пункты находятся примерно в 7 – 12 км. от границ современного Калининграда.
Таким образом, русские разъезды в Арнау не было: со стороны р. Деймы это не возможно, а со стороны группы Хана Нахичеванского – далековато. Если разъезд А.В. Каменского с трудом пробрался к Левенгагену, то другому выйти к Арнау, путь к которому преграждала ко всему прочему и р. Прегель, не было ни шансов, ни смысла. После отхода бригады к Фридланду разведка вообще не могла пройти севернее Домнау (ныне – пос. Домново).
Но все же недалеко от границ города русские части находились. Не думаю, что видели форты, но за тем, как ездят поезда из Кенигсберга в Тапиау, наблюдали. А самое примечательное: разъезд, который смог ближе всего подобраться к Кенигсбергу, состоял не из кого-нибудь, а из элитных войск: кирасиров. Что значит - русская гвардия еще раз показала свою доблесть на полях Восточной Пруссии…
Примечания.
[1] Все вычисления делались автором статьи вручную по карте Калининградской области от современных границ города по прямой.
Вернуться к списку публикаций
|