«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

В.И. Кулаков

Кёнигсберг – под нами
Глубины Альтштадта

Альтштадт и замок Кёнигсберг на плане 1581 г.
Рис. 1.
Альтштадт и замок Кёнигсберг на плане 1581 г.

Историческая застройка Альтштадта на плане охранных зон культурного наследия Кёнигсберга 1938 г.(1 – раскопки на Замке, 3 – раскопки на Лёбенихте).
Рис. 2.
Историческая застройка Альтштадта на плане охранных зон культурного наследия Кёнигсберга 1938 г.(1 – раскопки на Замке, 3 – раскопки на Лёбенихте).

Вид с юго-востока на набережную Альтштадта в начале ХХ в.
Рис. 3.
Вид с юго-востока на набережную Альтштадта в начале ХХ в.

Глубина шурфа на Замковом дворе.
Рис. 4.
Глубина шурфа на Замковом дворе.

Альтштадт до и после бомбардировки августа 1944 г.
Рис. 5.
Альтштадт до и после бомбардировки августа 1944 г.

Волны творческой архитектурной активности ритмичным прибоем обрушиваются на берега Преголи. Уже пару лет информационное поле Калининграда бурлит. То появляется информация о всевозможных «воркшопах» и «мипимах», на которых творцы современных архитектурных форм решают будущее городского центра, то публикуются статьи о нередко взаимоисключающих проектах застройки территорий трёх исторических городов, являвшихся предшественниками небезызвестного всем нам Кёнигсберга. Не секрет, что Город, носивший это известное в истории Европы имя, появился лишь в 1724 г. До этого времени имя сие принадлежало орденскому замку (с 1701 г. – Королевскому замку). Именно он был основан в 1255 г., городские агломерации вокруг него появились позже. Теперь читателям ясно, чей юбилей они справляли в 2005 г. Городская жизнь бурлила не в стенах замка Кёнигсберг, а за их пределами – в трёх городах, носивших имена Кнайпхоф (ныне известен как «остров Канта»), Лёбенихт и Альтштадт (рис. 1). В предвоенное время исторический характер этой застройки был официально подтверждён (рис. 2). Территория Альтштадта вызывает ныне массу дискуссий в архитектурных кругах. Идея творческого использования этой земли, пустующей в самом центре Калининграда, уже утвердилась в умах наших современников. Существуют две концепции застройки территории Альтштадта. По одной из них к небу вновь должны вознестись стены древнего города, восстановленные с максимальной точностью на своих фундаментах. В Калининграде существует архитектурное бюро, где кропотливо собраны все доступные сведения о старой застройке Альтштадта. Эти сведения, дополненные выводами, полученными при обязательном проведении в соответствии с отечественным Законодательством о культурном наследии (73 ФЗ) археологических раскопок на месте будущего строительства, позволят воссоздать древний город до мельчайших деталей. Калининградцы и гости нашего Города получат кусочек средневековой застройки, который, как ранее казалось, навеки был потерян. Вторая концепция освоения земли Альтштадта заключается в идее перекрытия части нынешнего Московского проспекта титаническими бетонными плитами и создание на этом искусственном уровне застройки, воссоздающей имидж хитросплетения средневековых проулков. В данном случае Калининград не только утрачивает возможность  возрождения уничтоженного в пламени войны кусочка европейской истории (рис. 3), но и теряет частицу исторического ландшафта, скрытого ныне под толщами привозного грунта.

Особенность ситуации, связанной с остатками старой застройки трёх городов-предшественников Кёнигсберга, заключается в том, что они не были снесены в советское время. Партийные и советские чиновники не уставали повторять (автору этих строк – в том числе) заклинание: «Руины форпоста немецкого милитаризма на Востоке стёрты с лица земли». К счастью, эти слова были далеки от действительности. Как же на самом деле сложились исторические судьбы Альтштадта? Что находится под зелёной травой приветливых лужаек, раскинувшихся ныне между Центральной площадью и рекой Преголей? Полистаем ещё не изданную историю нашего города…

Древнейшее поселение городского типа впервые упоминается к северу от замка Кёнигсберг в 1258 г., на территории позднейшего городского района Штайндамм (ныне здесь – гостиница «Калининград»). Это поселение было разрушено в результате прусского восстания 1262-1263 гг. Город, впоследствии получивший имя Альтштадт, был воссоздан под договору между Самбийским епископством и Тевтонским Орденом сразу после подавления упомянутого восстания, непосредственно между замком Кёнигсберг и правым берегом р. Новая Преголя. Имя «Альтштадт» (нем. «Старый город») указывает на его первородство среди остальных городов, окруживших замок Кёнигсберг. 26 февраля 1286 г. Ландмайстер Ордена Конрад фон Тирберг вручил этому поселению городское право. Территория города, достигшая к 1815 г. параметров ок. 840 х 330 м, была обустроена по ганзейским традициям. Они представляли собой застройку жилыми и хозяйственными сооружениями вдоль вытянутых вдоль берега реки улиц (в нашем случае - четырёх, пересекавшихся под прямым углом 10-ю переулками). На речном берегу дополнительно были устроены торговые склады «лаштади». С запада город ограничивала сооружённая в 1333-1350 гг. городская стена с шестью башнями. Из этих башен к 1945 г. сохранилась лишь «Жёлтая башня». Извне въезд в город осуществлялся через восемь ворот.

В северо-западном углу города с существовала Альтштадская кирха (Кирха Св. Николая), построенная в третьей четверти XIV в. и разобранная в 1838 г. Рядом с кирхой существовало кладбище, обновлённое 26 января 1803 г. и впоследствии перекрытое вместе с руинами кирхи площадью Кайзера Вильгельма I. На востоке Альтштадта в нач. XIV в. был сооружен древнейший в Кёнигсберге деревянный Домский собор, в 1322 г. «перемещённый» на о. Кнайпхоф. Ныне это кирпичное строение известно здесь под именем «Кафедральный собор».

Судя по городскому плану 1815 г., участки городской застройки практически вплотную примыкали к южному фасу стен Королевского Замка, занимая территорию засыпанного ранее замкового рва. К этому времени высота замкового двора над уровнем Преголи, достигала 10 м. Современная высота плоскости Центральной площади, скрывающей руины замка, значительно выше. В профи nлях шурфов, сделанных нами на Замковом дворе, виден массив послевоенной подсыпки (рис. 4).

Остатки городской застройки, деревянные детали которой были сожжёны в результате бомбардировкой летом 1944 г. (рис. 5), были засыпаны слоем строительного мусора и, очевидно, частично разрушены в результате работ 1967-1973 гг. Как видно на архивном фото, старая набережная реки у края города не достигает высоты более 2 м от уровня воды (рис. 4). Нынешняя высота набережной совершенно иная. Старые калининградцы ещё помнят вереницы грузовиков, стоявших в очередь к югу от замка и ссыпавших привозной грунт на его руины и на остатки Альтштадта. Учитывая поверхностное выполнение указаний руководства в советское время, вряд ли коммунальные службы или иные организации, «ровнявшие» центр города, полностью снесли руины Альтштадта. Его архитектурные остатки, чьи верхние горизонты не разрушены, а засыпаны слоем мусора и в 1980-1983 гг. перекрыты газонами, должны восходить минимум к XV в. и включать в свой состав деревянные конструкции (тип «фахверк»).

Как показывают раскопки двора замка и кварталов Лёбенихта, культурный слой на них колеблется в пределах от 3 до 9 м. Не менее 1,5 м составляют слои подсыпки послевоенного времени. Именно под ними скрываются на Альтштадте не только средневековые руины, нуждающиеся в изучении и музеификации, но и исторический ландшафт. Если его перекрыть бетонными плитами, он будет окончательно утрачен для нас и наших потомков. Зная о том, что Кёнигсберг не уничтожен, а лежит под нашими ногами, пойдем ли мы на это?


Вернуться к списку публикаций