«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Воинская слава России, запечатлённая в фамилиях

 

Владимир Максимов, Генеральный директор Информационно-исследовательского центра «История Фамилии»
Владимир Максимов,
Генеральный директор
Информационно-исследовательского
центра «История Фамилии»

В России сегодня существует огромное число фамилий, напоминающих о службе родоначальника в тех или иных родах российских войск. Это и неудивительно, если вспомнить, сколько войн пережила наша страна за свою долгую историю. Неудивительно, и то, что память об этом нашла отражение и в семейных прозваниях потомков наших предков-воинов.

Большую часть XVIII в. действительная служба русских солдат была пожизненной. С 1793 г. её ограничили 25-ю, с 1834 – 20-ю, а с 1855 – 12-ю годами. Все мужчины, попавшие в солдаты, переходили в военное сословие. Сюда же записывались их жёны и дети, если таковые имелись. Например, в 1678 г. к военному сословию принадлежало около 420 тыс. человек обоего пола; в 1858 – 3 млн. 767 тыс., а в 1870 их число приблизилось к 4 млн. При этом в регулярной армии и на флоте в эти годы служило ещё, соответственно, 80, 927 и 704 тысячи солдат и матросов. Таким образом, например, в 1858 г. военное сословие (т.е. находящиеся в строю и отставные воины, их жёны и дети) составляли 8% всего русского населения. А всего с 1699 по 1858 гг. в солдаты только из крестьян было взято около 7,6 млн. человек. Кроме того, наборы рекрутов производились и из среды горожан и духовного сословия. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность, и военное сословие просто перестало существовать. Но о том, как много россиян побывали на службе в качестве солдат сегодня напоминает распространённость фамилии Солдатов: только в Москве проживает более одной тысячи трехсот семей с этой фамилией. Вообще же число фамилий, образованных от этого названия, гораздо больше: Солдат, Солдатейко, Солдатенко, Солдатенков, Солдатенок, Солдатиков, Солдатин,  Солдатко, Солдатков, Солдатков, Солдатничев, Солдатский, Солдатсков, Солдатской, Солдатченко, Солдатченков, Солдатчиков, Солдатчук, Солдацков. А, например, фамилии Солдатихин, Солдаткин или Солдаткичев образованы от прозвания матери Солдатиха или Солдатка, упоминающего о том, что она была женой солдата.

Традиционно считается, что само слово солдат было заимствовано русскими из французского языка в XVII в.: значение восходит к итальянскому слову soldato (от soldare – «нанимать»). Это название отражало специфику формирования армий в странах Западной Европы. У нас же в России солдатами стали называть и тех, кто попадал на воинскую службу вовсе не в качестве наёмника. Но старинные документы указывают, что прозвание Солдат было широко известным на Руси уже в первой половине XVII в. Например, в грамоте 1643 г. упоминается Яков Солдат, донской казак; в 1656 г. – Солдатко, служилый человек в Сибири. В этот период встречаются и первые упоминания семейного прозвания Солдатов: Назар Савинов сын Солдатов, пристав Суздальской съезжей избы 1648 г.

О службе родоначальника на флоте напоминает фамилия Матросов (в Москве более 500 семей). Кстати, само это слово (первоначально в форме «матроз») действительно пришло в русский язык из голландского лишь во времена реформ Петра I. И даже в описании путешествия императора Александра I по Волге в 1824 г. сообщается, что он за верную службу «пожаловал унтер-офицеру, бомбардиру и матрозам» немалые деньги. Существует и фамилия Матрозов, а также Матросенко, Матросенков, Матросович. Да и фамилия Матроскин вовсе не была выдумана автором замечательных детских рассказов, а была взята им из жизни: эта фамилия образована от прозвища матери, муж которой служил матросом.

Но потомками русских солдат и матросов являются не только представители упомянутых фамилий. Многие фамилии сохранили указания о том, в каком роде войск, на какой должности или в каком чине служил родоначальник. Считается, что начало традиции заимствования подобных названий, было положено Петром I. Но, на самом деле, привлечение западноевропейских военных специалистов к устройству русской армии практиковалось с давних времён. Ещё при царе Михаиле Фёдоровиче и его наследнике Алексее Михайловиче из Европы с участием иностранцев были сформированы рейтарские, драгунские и гренадерские полки, т.е. полки «иноземного строя». Первый копейно-рейтарский полк (1632 г.) на 2/3 состоял из русских воинов. К концу столетия число таких полков дошло до 25. Эти реформы явились причиной появления в России фамилий Рейтаров (нем. Reiter – «всадник», вид тяжёлой кавалерии), Драгунов (вид кавалерии, предназначенной для действий в конном и пешем строю; от франц. – dragon: на драгунском знамени изображался крылатый змей – дракон), Канониров (от нем. Kanonier – «артиллерист»), Гренадеров (отобранные по высокому росту солдаты пехотных или кавалерийских частей XIX в.; а в XVIII в. гренадерами называли солдат, вооружённых тяжёлыми ручными гранатами), Гусаров, Бомбардиров (солдат-артиллерист, обычно при мортирах и единорогах) и др.

Другие фамилии запечатлели официальные или народные названия чинов: Сержантов, Вахмистров, Ундеров и др. Воинское звание сержант пришло в русский язык из французского (sergent): оно восходит к латинскому serviens - «служащий» (встречается уже в «Книге о ратном строе» 1647 г.). В русской армии это звание сохранялось лишь до 1798 г. (восстановлено в 1940 г.). Поэтому и появление фамилии Сержантов, вероятнее всего, относится к временам XVIII - начала XIX вв., а быть может, и ко второй половине XVII в. Вахмистр (от нем. Wachtmeister) – чин и должность унтер-офицерского состава в кавалерии и конной артиллерии. Схожее происхождение у фамилий Унтеров и Ундеров. В их основе лежит воинское звание, которое принято произносить как унтер-офицер. Но так было не всегда. Даже в XIX веке в обиходе весьма употребительной была и форма ундер-офицер (немецкое Unteroffizier, голландское onderofficier - «младший офицер»). Ундер-офицеры или просто «ундеры» составляли младший командный состав армии (фейерверкеры, урядники, вахмистры, фельдфебели, подхорунжие, подпрапощики: есть и фамилии Урядников, Фельдфебелев). Унтер-офицеры были выходцами из рядового состава: до реформы 1874 г. унтер-офицерские чины были высшими званиями для воинов недворянского происхождения. Разумеется, этот факт не мог остаться незамеченным при образовании фамилии потомков унтер-офицера.

Кстати, боевое происхождение в большинстве случаев имеет и фамилия Сердюков. Сердюками на левобережной Украине в конце XVII - начале XVIII века называли казаков, служивших в гвардии гетмана или же в пехотном  (сердюцком) полку. Но образовано это прозвание не от русского прилагательного сердитый, а от турецкого слова surtuk и означает «провожатый». Поэтому и прозвание Сердюк первоначально получило распространение в среде жителей этого региона – в казачестве. Так, например, в «Архиве по Юго-Западной России» в 1692 г. записан Василий Сердюк, казак. Этих служилых людей упоминает и великий поэт А.С. Пушкин в поэме «Полтава»: «Там, окруженный сердюками, вельможный гетман со старшинами скакал на вороном коне». Сердюками казаков стали называть и в русских говорах. Даже в XVIII-XIX вв. так называли жителей бывших военных казачьих областей: Войска Донского, и созданных позднее из донских казаков Оренбургского (Яицкого), Кубанского, Семиреченского и Терского казачьих войск.

Совсем загадочной кажется фамилия Фурлетов. Действительно, слово фурлет сегодня забыто. А между тем, ещё в XIX в. оно было общеизвестным; правда, в самой армии произносилось как фурлейт (нем. Fuhrleute – «возчик»). Так называли солдат тех частей, которые обеспечивали снабжение армии. В народе же это название превратилось в фурлет.

В XVIII-XIX вв. в Российской Империи существовала социальная группа лично свободного населения под названием «солдатские дети» – дети солдат из крестьян. В случае гибели отца-солдата расходы на содержание и обучение брала на себя казна. Закрепившееся за детьми солдат прозвище «солдатские дети» или более конкретное указание на то, в каких войсках служил отец, часто становилось основой их семейного прозвания, а в школах и училищах такие фамилии попросту записывались администрацией.

Уже в 1721 г. Пётр I учредил при каждом полку гарнизонные школы для обучения детей солдат грамоте и ремёслам, а с 1758 г. уже практически все солдатские дети были причислены к военному ведомству и распределены по гарнизонным школам. Их стали называть кантонистами (нем. – «военнообязанный»). Кантонистские школы существовали до 1856 г. Обучение кантонистов было поставлено на очень высокий для того времени уровень: преподавались письмо, чтение, арифметика, различные ремёсла, большое внимание уделялось физическому и нравственному воспитанию, военным упражнениям (фехтование, стрельба, верховая езда). С 1826 г. из числа кантонистов готовили военных специалистов: инженеров, артиллеристов, аудиторов, военных медиков и топографов. Многие из кантонистов в мирное время отправлялись для прохождения службы в поселённые войска, где занимались различными ремёслами, а в случае войны жители этих посёлков возвращались в строй. Большинство кантонистов ещё в училищах получали официальные фамилии, в том числе и записанные от названия воинской профессии, должности или чина отца. Но, поскольку процесс оформления российских фамилий продолжался и во второй половине XIX в., то фамилия их потомков могла быть и изменена. Именно так появилась фамилия Кантонистов и другие фамилии, отражавшие профессии бывших кантонистов.

На первый взгляд может показаться придуманной в XX в. фамилия Сапёров. В годы Великой Отечественной войны, например, известны случаи, когда фамилии Пулемётов, Пехотин или Зениткин давались подросткам, зачисленным в воинское подразделение (фамилия подбиралась по роду войск). Подобные события случались и в годы Гражданской войны. Возможно, и предок кое-кого из Сапёровых мог получить свою фамилию при схожих обстоятельствах. Но данная фамилия могла возникнуть и в более ранний период. Слово сапёр, т.е. «военнослужащий инженерных, военно-строительных частей и подразделений», пришло в русский язык из французского (saper – «подкапывать», «прорывать ходы сообщения»). Ещё в период петровских реформ в обиход русских военных стало входить слово сапа, т.е. «ход сообщения», «подкоп», «траншея», имеющее тот же источник: первые подразделения регулярной русской армии, занимавшиеся оборудованием переправ, строительством мостов, прокладкой дорог и другими фортификационными работами были созданы под началом иностранных специалистов, поэтому и здесь стали использоваться термины, заимствованные из западноевропейских языков. В России название военной профессии сапёр окончательно утвердилось к началу XIX века. Поэтому уже в тот период сын сапёра мог получить фамилию Сапёров.

Не каждый догадается, что «родственное» происхождение в некоторых случаях имеют и Капралов и Капранов. Слово капрал, которое в русских говорах употреблялось и в форме капран, пришло в русский язык из французского caporal: оно восходит к латинскому caporale – «младший командир, бригадир». «И я, холоп твой, въ те чины во все по твоему государеву указу, въ прапорщики и въ сержанты, и в капралы... выбралъ из нихъ старыхъ и добрыхъ молотцовъ» – сообщается в докладе 1648 г. А в грамоте 1689 г. говорится: «Указали, мы, великий государь, полковниковъ да съ ними изъ тъхъ полковъ сержантовъ и капрановъ, да салдатъ выслать къ нам».

Но, всё же, большинство потомков русских солдат носят такие же фамилии, как и потомки представителей других сословий. И наиболее частыми среди них являются фамилии, образованные от полных форм церковных имён: Иванов, Петров, Николаев и т.д. Просто потому, что их предков действительно звали Иван, Пётр, Николай и пр. Дворяне, получившие в XVIII в. особые права, всячески старались выделить себя из массы крестьян, получивших фамилии, сходные с имевшимися у дворян. Поэтому рекрутам, фамилии нередко менялись по принципу «чтобы не как у дворян». Интересные данные привёл историк Б.Н. Миронов в книге «Социальная история России»: «Указ 1766 г. постановил изменять фамилии принятых на военную службу солдат с дворянскими фамилиями. Если, например, поступал в рекруты Семён Петрович Боборыкин, а фамилия Боборыкиных считалась дворянской, то рекрут становился Семёном Петровым, лишаясь отчества и родовой фамилии. Командир гусарского полка при Павле I генерал-майор Чорбай так ревностно изменял фамилии своих солдат, что почти все они стали носить три фамилии – Иванов, Петров, Семёнов, отчего возникли трудности при учёте солдат в Военной коллегии».

Следует помнить о том, что во времена крепостного права отслуживший в армии солдат получал вольную и, разумеется, своей «армейской» фамилией дорожил. Стоит ли удивляться сегодняшней распространённости фамилий Иванов, Петров, Семёнов?

XVIII-XIX века были эпохой славы русского воинства. И принадлежность к военному сословию не только «гарантировала» сопряжённые с этим тяготы и лишения, но и подтверждала определённый социальный статус. Но именно в этот период и происходил активный процесс оформления официальных фамилий россиян. Потомки русских воинов ценили свои фамилии, указывающие на принадлежность их предка к службе в армии или на флоте, и по праву гордились своими отцами. Без сомнения, эту гордость могут разделять и их нынешние потомки.

Вернуть россиянам часть нашего забытого исторического и культурного наследия помогает наука об именах - ОНОМАСТИКА. Решению этой важной и необычайно интересной задачи посвящена деятельность Информационно-исследовательского центра «История Фамилии» на протяжении всех 12-ти лет его существования. Этой же теме посвящён сайт ИИЦ «История Фамилии» - www.familii.ru, выпускаемая центром единственная в России ономастическая газета «Мiръ имёнъ и названiй», а также разработанные нами ещё в 1996 г. Фамильные дипломы, каждый из которых в научно-популярной форме повествует о происхождении той или иной фамилии. Ибо в наших фамилиях, названиях народов Российской Федерации, российских сёл и городов самым непосредственным образом запечатлены интереснейшие события истории нашей многонациональной Родины.

Фамильный диплом Жукова
Исследования, проводимые в информационно-исследовательском центре «История Фамилии» по индивидуальным заказам, облекаются в такие оригинальные Фамильные дипломы.
Фамильный диплом Калашникова
Фамильный диплом Суворова

Информационно-исследовательский центр «История Фамилии»
129223, Москва, Проспект Мира, ВВЦ, павильон «Центральный», офис 17
Тел. (495)518-09-61, Интернет-сайт: www.familii.ru
Генеральный директор – Владимир Олегович Максимов

 

Вернуться к списку публикаций