«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Бойко Владимир Николаевич

Бойко Владимир Николаевич
капитан I ранга запаса,
кандидат военных наук,
ветеран-подводник ВМФ,
выпускник СВВМИУ 1975 года,
Морское Собрание г. Севастополя

Зарождение и становление авиационных мастерских в бухте Голландия г. Севастополя

 

После окончания гражданской войны морская авиация Черного моря подверглась реорганизации. Приказом Реввоенсовета республики №-2874/574 от 26 декабря 1920 года была введена должность начальника воздушного флота Черного и Азовского морей, а 3 марта 1921 года сформирован штаб воздушного флота Черного и Азовского морей. Этот день стал отмечаться как день рождения Советской Черноморской авиации. Начальником воздухофлота назначили морского летчика М.М.Сергеева, военкомом – И.В.Куцко, начальником штаба – Н.М.Тулупова.

Морской летчик М.М. Сергеев - первый начальник воздушного флота Черного и Азовского морей.
Морской летчик М.М. Сергеев - первый начальник воздушного флота Черного и Азовского морей.

Предусматривалось создание двух гидродивизионов, состоящих каждый из двух гидротрядов и морского истребительного отряда. Для снабжения и мелкого ремонта предусматривались дивизионные склады-мастерские, а для снабжения и крупного ремонта – авиабаза моря.

Но осуществить эти мероприятия полностью не удалось из-за недостатка гидросамолетов и личного состава. На 1 января 1921 года в морской авиации Черного моря было 33 гидросамолета (вместе с трофейными), из них половина – неисправные, поэтому было оставлено только два действующих гидротряда: гидротряд №-3 в Одессе в составе восьми гидросамолетов, гидротряд №-4 в Севастополе (бухта Нахимова (Матюшенко) в составе восьми гидросамолетов, истребительный отряд №-2 в Одессе в составе шести гидросамолетов и гидроавиационная база с мастерскими в Севастополе (склады-мастерские №-18 ВВС в Килен-бухте).

Все жилые и служебные помещения в бухте Нахимова (Матюшенко), Килен-бухте и Круглой бухте при уходе русского флота из Крыма в Бизерту были разрушены. Только кое-где уцелели ангары и спуски. 11 февраля 1922 года в бухту Круглую была переведена Самарская школа морской авиации. Школа разместилась в поселке Туровка, представлявшем из себя одни развалины. С 1924 года в Круглой бухте базировался 53-й отдельный гидротряд, раннее принимавший активное участие в боях с войсками Врангеля. В октябре 1928 года 53-й авиаотряд был перебазирован в бухту Голландия и переформирован в 63-ю отдельную авиаэскадрилью. На вооружении АЭ были четыре летающие лодки типа «Дорнье-Валь». При 63-й АЭ были свои авиамастерские. Одновременно в бухте Нахимова базировалась 60-я отдельная АЭ. При 60-й АЭ также имелись свои авиамастерские. 31 октября 1929 года 60-я АЭ перебазировалась в бухту Голландия, а ее авиамастерские остались на старом месте.

Приказом ВВС МСЧМ №-135/45 от 4 октября 1929 года объявлялось о формировании в бухте Голландия 9-й авиабригады в составе:

  • 60-й отдельной авиаэскадрильи;
  • 63-й отдельной авиаэскадрильи;
  • 9-й школы младших авиаспециалистов;
  • 77 авиапарка.

Знак «Лучшему ударнику» головного завода №43
Знак «Лучшему ударнику» головного завода №43.

9-й авиабригадой командовал участник гражданской войны В.К.Брегстрем, формированием 77-го авиапарка занимался летчик-наблюдатель стажер В.А.Варлов.

При 77-м авиапарке созданы авиамастерские на базе авиамастерских 63-й АЭ. Начальником авиамастерских был назначен старший авиатехник 63-й АЭ А.А.Берзин. Датой основания этих авиамастерских считается объявленная приказом ВВС МСЧМ №-135/45 дата начала формирования всех авиачастей Севастопольской морской базы по новой организации – 7 октября 1929 года. Есть все основания считать эту дату днем рождения Севастопольского авиационного предприятия, находящегося и действующего в настоящее время в бухте Омега.

Штатом №-39/18 для мастерских авиационного парка II разряда предусматривались должности: начальника, старшего авиатехника, двух младших авиатехников и четырех авиационных мотористов. Фактически в распоряжении А.А.Берзина находились лишь два младших авиамеханика и 17 вольнонаемных рабочих.

Оборудование мастерских в то время составляли: один токарный станок, два сверлильных станка, циркулярная пила, фуговальный станок по дереву, кузница на один горн с ручным приводом, автогенный аппарат.

Перед авиамастерскими стояла задача обеспечить боеспособность летных частей, базирующимися в бухте Голландия, мелкий и текущий ремонт гидросамолетов типа «Дорнье-Валь» и средний ремонт моторов типа BMV-6, ремонт плавсредств, автотранспорта, обслуживание аэродрома и отделов авиабригады.

Командир 77-го авиапарка Ф.Н.Варлов настойчиво ставил вопрос об увеличении штатов авиамастерских, мотивируя необходимость изменения штата большим объемом работ по среднему ремонту и переборке моторов. «Годовая практика работы мастерских показала абсолютную невозможность обслуживания запросов летных частей, вооруженных дюралиевыми самолетами, по выполнению всех предъявляемых требований технических частей летных эскадрилий. Вся тяжесть бесчисленного мелкого ремонта падает на мастерские парка и, дабы не срывать работы летных частей, приходилось содержать, подчас с не совсем законными комбинациями, добавочную рабочую силу. В силу специфичности самолетов и оперативных требований к бригаде (ночные полеты) приходилось содержать сильную бригаду электриков и слесарей.

Знак «Отличник социалистического соревнования»
Знак «Отличник социалистического соревнования».

В силу той же специфичности надо иметь квалифицированных дюральщиков, медников и слесарей» - докладывал Ф.Н.Варлов командованию 9-й авиабригады. Такая напряженность в работе мастерских возникла еще и потому, что с 1 января 1930 года эскадрильям 9-й авиабригады предписывалось иметь по шесть действующих самолетов типа «Дорнье-Валь» вместо раннее разрешенных четырех.

В 1931 году на территории Бонового городка на Северной стороне (в конце 90-х годов завод «Парус») были построены: здание под авиационную мастерскую, испытательная станция двигателей на два станка, трансформаторный киоск, кузница, автогенный пост, гараж и технический склад.

В результате представлений и ходатайств Варлова в сентябре 1931 года 77-й авиапарк был переформирован по штату 39/11А с переводом его из 2-го в 1-й разряд. Это позволило значительно расширить штат авиамастерских.

В марте 1932 года авиамастерские начали свою работу на Северной стороне в новых производственных помещениях, имея личного состава 100 человек вольнонаемных и 15 военных. В бухте Голландия остался филиал мастерских с дюралевым и медницкими отделениями. В это период в авиамастерских ремонтировали самолеты ТБ-1, Р-6, «Савойя» С-62бис и МБР-4 с двигателями М-17.

В связи с переименованием в 1933 году 9-й авиабригады в 506-ю, 77-й авиапарк утратил свой номер и стал именоваться по базирующейся на него бригаде 506-м авиапарком. Соответственно, и авиамастерские остались при 506-м авиапарке.

В январе 1934 года авиабригада в бухте Голландия была переименована из 506-й в 106-ю, а ее авиапарк (штат №-39/112-32) стал называться 106-м. С присвоением частям условных номеров 106-й авиапарк получил условное наименование – войсковая часть 2135.

В конце 1934 года в авиамастерские при 106-м авиапарке влились авиамастерские из бухты Нахимова (бывшие раннее при 60-й АЭ) со всем личным составом и оборудованием. В сявзи с этим авиамастерские значительно пополнились личным составом, оснасткой, территорией, что позволяло решать более сложные задачи по ремонту самолетов. В бухте Нахимова разместили производственные цеха: столярный, обойно-малярный и дюралиевый. С этого времени в авиамастерской стали ремонтировать восстановительным ремонтом самолет КР-1.

В предвоенные годы шло бурное наращивание мощи Черноморского флота. Быстро росло количество самолетов на флоте. В 1934 году на вооружение авиации Черноморского флота стали поступать отечественные гидросамолеты МБР-2 (морской ближний разведчик) конструкции Г.М.Бериева, которые стали основой гидроавиации флота. Самолет МБР-2 был подлинно рабочей машиной, способной успешно выполнять разнообразные задачи морской авиации в условиях 30-х годов. МБР-2 обладал высокой мореходностью (преодолевал волну высотой 0.7м), был дешев в изготовлении и поэтому его возможно было строить в больших количествах. Выпуск этой машины позволил СССР отказаться от закупки гидросамолетов за границей.

Быстрый рост авиации требовал и увеличение возможностей ремонтных мастерских. С этой целью в 1936 году на территории бухты Голландия построили специальное производственное помещение, в котором освоили средний ремонт гидросамолетов МБР-2.

В результате перехода частей ВВС Черноморского флота в 1938 году на новые штаты, 106-я авиабригада была реорганизована в 119-й морской разведывательный авиаполк, а 106-й авиапарк переформирован в 45-ю морскую авиабазу в бухте Голландия. 22 октября 1939 года 45-я морская авиабаза переименована в 45-ю авиационную базу. Осенью 1939 года 119-й авиаполк был перебазирован из Севастополя в Кабаргу (Керченский полуостров), а авиаремонтные мастерские остались в Севастополе. Приказом НК ВМФ №-006 от 12 января 1940 года авиамастерские в бухте Голландия и Северной стороне с 25 ноября 1939 года стали именоваться 45-й Стационарной авиационной мастерской (САМ), штат №-029/105.

Несколько раннее в авиамастерские перевели цех по ремонту приборов из склада-мастерских №-18 ВВС. Моторный цех в это время осваивал ремонт двигателей М-34, что привело к острой нехватке производственных площадей в Боновом городке на Северной стороне. В связи с этим пришлось приборный и механический цеха с Северной стороны перенести на территорию бухты Голландия.

Знак «Воздушный флот»
Знак «Воздушный флот».

В конце 1939 года цеха, находящиеся в бухте Голландия (самолетный, приборный, механический, дюралевый, медницкий и управление), перебазируются в бухту Круглую на территорию филиала ЦАГИ. Туда же была переведена часть специалистов при расформировании авиационного завода №-45 в Килен-балке.

Приказом командующего Черноморским флотом №-015 от 10 июля 1940 года 45-я САМ переименована в 36-ю Окружную авиационную мастерскую (ОАМ), которая к началу 1941 года была укомплектована необходимым оборудованием, оснасткой и производственными помещениями, приобрела достаточный опыт по ремонту всех типов гидросамолетов и двигателей, находящихся на вооружении авиации Черноморского флота. 36-е Окружные авиационные мастерские были укомплектованы опытными специалистами и были способны решать вопросы ремонта (восстановления) авиационной техники.

10 ноября 1941 года на крейсере «Коминтерн» 36 ОАМ была эвакуирована в г.Поти. После эвакуации основных цехов 36 ОАМ в Поти, в Севастополе в Круглой бухте был оставлен филиал для ремонта самолетов, получивших повреждения в бою над городом и при бомбардировке аэродромов Севастополя. 116-й морской авиаполк базировался в бухтах Матюшенко и Голландия почти всю оборону Севастополя.

В сентябре 1943 года 36-у ОАМ были преобразованы в 82-ю ОАМ, а 25 июня 1944 года поступила команда о возвращении 82-х мастерских в Севастополь. По прибытии мастерские разместились на своей старой территории (находившейся в ужасном состоянии): моторный цех – на Северной стороне, а остальные цеха и управление – в бухте Круглой. В 1948 году моторный цех на Северной стороне выделяется в самостоятельную моторную ремонтную базу – 1050 МРБ. В связи с этим 82-я ОАМ переименовывается в 336-ю авиационную ремонтную базу ВВС Черноморского флота.

 

Вернуться к списку публикаций