«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ


СТИЛИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ

Шуберт Фон-Зольдерн

(Профессор Императорско-Королевской высшей технической школы)
Москва, 1894.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Обложка Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Первая страница
 

Греция.

Отличительная черта греческого орнамента состоит в том, что в Греции, именно в противоположность Египту, декоративная оболочка и структивная внутренняя часть сливаются в одно целое так, что орнамент своею формою указывает символически на структивные функции соответственной части строения и в то же время он составляет нераздельное целое с конструкцией.

Греческая структивная символика представляете в то же время конечный результат длинного ряда, опытов в области стилизирования предшествовавших грекам народов, при этом переданные по преданию формы получили такие изменения и улучшения, что в результате получилось нечто новое и вместе с тем вполне совершенное. Наилучшим признаком совершенства греческих форм служит то, что они сохранились такое продолжительное время и все последующие культурные народы до настоящего времени принимают греческие формы за образцы. Хотя в настоящее время мы не можем применять при наших условиях жизни греческое распределение помещений и греческую архитектуру вообще, но греческие формы господствуют и теперь, не смотря на те изменения, которые они претерпели в римском искусстве и потом во время так называемого ренессанса. Такого большого успеха достигла Греция только благодаря, главным образом, простым средствам, ясности и правильности (последовательности) символического языка, а также благодаря красоте форм.

Греческий орнамент изображается: 1) или при помощи живописи, или же 2) одновременно при помощи скульптуры и живописи.

Кажется, что пластический орнамент без окраски не был в употреблении.

О достоинстве греческой окраски (полихромии) архитектурных частей может служить следующее:

Древнейшие дорические храмы строились из простого туфа или известняка, а все части здания штукатурились и расписывались. Остатки такой живописи находятся во многих местах, хотя, конечно, вследствие разрушающего времени, штукатурка на многих сохранившихся развалинах храмов уже отвалилась.

Мраморные же храмы, к которым относятся, главным образом, аттико-дорические и почти все ионические храмы, строились из дорогого и красивого материала и поэтому не штукатурились, а всегда расписывались. О расписывании мраморных храмов взгляды специалистов расходятся. Одни, к которым принадлежит Беттихер и его приверженцы, утверждают, что мраморные храмы, в общем, сохраняли натуральный белый цвет мрамора, который расписывался только местами непрозрачными красками. Другие, к этим принадлежать Хитторф и Семпер, были того мнения, что весь храм расписывался, а именно, следующим образом: структивные части получали прозрачную окраску при помощи красочной потравы, причем структура мрамора сохраняла свой вид, тогда как фон нейтральных плоскостей вместе с орнаментом расписывался непрозрачною восковою краскою при помощи теплоты (энкаустика, живопись восковыми красками). Этот спорный вопрос не мог быть разрешен окончательно даже новейшими исследованиями.

Мы должны присоединиться к последнему взгляду, так как трудно предположить, чтобы греки, народ в высшей степени чувствительный к краскам, могли переносить такой диссонанс, который, очевидно, произошел бы, если рядом с большими белыми поверхностями (мрамором) поместить небольшие площади других резких цветов. К тому же мы должны призвать то, что все до сих пор предпринятые полихромические реставрации греческих храмов не могут удовлетворить нынешнего художника, во-первых, вследствие несовершенного знания греческого колорита, а во-вторых, вследствие того, что глаз современного художника, по крайней мере, в отношении наружного вида здания, не привык к такому разнообразно цветов.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Возвращаясь к форме греческого орнамента, мы должны заметить, что расписанный красками и пластический орнаменты представляют очень часто одни и те же мотивы, но что различные способы изображения всегда обусловливают и различные формы.

Расписанные краской орнаменты находятся на одной плоскости и при этом важно, чтобы было правильное соотношение между орнаментом и фоном; с другой стороны должно быть обращено особенное внимание на то, чтобы тон и окраска орнамента составляли контраст с фоном. Очень часто отдельные элементы не имеют между собою никакой непосредственной связи, но то обстоятельство может, однако, только способствовать к большей ясности рисунка.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Пластический (скульптурный) орнамент резко отличается от расписанного красками; он не находится более в одной плоскости и некоторые отдельные формы имеют закругления подобно образцам в природе, а также отдельные элементы получили опять свою органическую связь. Греческий пластический орнамент обладает характерным свойством, состоящим в том, что лепные части выступают не далее предположенной плоскости, параллельной общему фону.

Стилизирование листа в Греции.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Если требуется растительными формами выразить структивное (конструктивное) действие какой-либо части строения, то это легче всего достигается тем, что применяют в орнаменте только известные свойства растений; но если случиться, что в известном случае потребуется выразить только одно какое-либо свойство растения, то сложные формы, как напр., целые ветви и деревья не могут при этом оказать никакой услуги, то более пригодными окажутся листья. Но даже и натуральные листья, благодаря своему разнообразию, могут производить на зрителя самые различные впечатления и поэтому для ясности символического языка надо удалить все ненужное, второстепенное и случайное. И только тогда получили мы лист, который не принадлежит, однако, ни к какой определенной породе и не может быть найден ботанике; это есть крайняя граница стилизирования формы. Стилизацию можно распространить также и на окраску (колориту), рассуждая при этом совершенно правильно: если я придам натуральную окраску листу, который в виде орнамента должен символически изображать что-либо, то этим я напомню зрителю природу и отвлеку его от символического значения листа. Поэтому если я хочу вполне ясно выразить мои мысли символическим языком, то я должен окрасить лист такою краскою, которой не имеется в природе. Оба рода стилизирования, как относительно формы, так и цвета, имеют большое применение в греческой орнаментации; далее употребляются нередко листья, не принадлежащие ни к какой определенной породе, или же форма их изменена до того, что они едва напоминают листья известного вида, но никоим образом не представляют копии с натуры. Таким образом, стилизированные листья всегда окрашивались в такие цвета, которые часто не имели ничего общего с природной окраской. Употреблялись обыкновенно очень яркие цвета, большею частью красный и синий, и применялись в следующем порядке: если внешняя сторона листа окрашивалась в красный цвет, то внутренняя в синий; кроме того, наружная красная сторона окаймлялась очень часто синей краской и также средняя жилка обозначалась тем же цветом; тогда как по синей внутренней стороне проводились красные каймы и средние жилки. Линиями деления одного поля от другого служили в таком случае золотые полоски и тонкие зеленые каймы (бортики). Раскрашенные таким образом листья размещались рядом в таком порядке, что лист с зеленой наружной стороной приходился рядом с листом красного цвета; вследствие чего последний лист был всегда различного цвета со своими соседями с обеих сторон. Большого разнообразия в колорите греческая орнаментация, кажется, не особенно любила, но, тем не менее, встречались и другие цвета и другие комбинации; вышеприведенное можно все таки считать правилом полихромии (окраски).

Также никогда не применялся целый лист вместе со стеблем; значительная часть последнего всегда отбрасывалась потому, что для символики он вовсе не нужен и мог бы только нарушить ясность языка форм.

Созданные таким образом листья располагались большею частью рядом и составляли порядок расположения; мы рассмотрим здесь следующие три вида его.

1) Простой порядок расположения листьев. Он получается, если расположить листья одинаковой формы рядом.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

2) Чередующий порядок расположения. Это получается, если взять два рода листьев и расположить их таким образом, чтобы между двумя листьями одного рода находился один лист другой формы. В данном случае необходимо будет считать правилом, что оба вида листьев по своей форме должны составлять резкий контраст. Также и здесь необходимо упомянуть, что чередующий и вообще всякий другой порядок расположения листьев может быть образован не исключительно из листьев, а и из других предметов, как напр., из бус, бисерообразных и яйцевидных валиков, четок и т.д.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

3) Порядок расположения с промежуточными перерывами получается, если ряд нескольких одинаковых форм прерывается в определенных интервалах другими формами. В этом случае почти не употребляются листья; самое большое применение имеют в этом порядке бусы, в которых 2 узких зернышка находятся между двумя овальными.

Также и кровельный желоб греческого храма, может дать нам пример этого порядка расположения, если он будет украшен орнаментами, прерываемыми местами сточными трубами.

Вообще греки не уважают порядка расположения с перерывами и применяли его только иногда при разработке деталей; простой же порядок считается ими самою главною художественною формою; даже в их высокохудожественных произведениях (при храмах) колонны расположены в простом порядке, и этим они выразили свой главный принцип во всей своей последовательности.

Греки применяли растительные формы в очень разнообразные видах.

Более важные из них:

I. Порядок расположения листьев с обрезанными стебельками.

II. Лист в соединении с прицепом.

III. Ствол или стебель растения.

I. Порядок расположения листьев с обрезанными стебельками.

Прежде следует принять к сведению, что в Греции и Египте временное украшение людей и зданий живыми листьями и цветами предшествовало применению листьев в орнаментации, и что притом в течение всего древнего периода декоративная живопись совершенно не употреблялась в том виде, как это у нас теперь практикуется; но за то растительные украшения применялись в строго архитектурном смысле, в виде последовательного расположения листьев и цветов. Следствием этого явилось непосредственное преобразование временных украшений в монументальный растительный орнамент; это могло произойти тем легче, так как символика была родственная.

Листья с обрезанными стебельками и расположенные в известном порядке могут изображать различные функции. Важнейшие из них будут:

  1. венчающая (завершающая) функция (изображающая венец),
  2. оканчивающая к низу (указывающая окончание к низу),
  3. поддерживающая груз (символизирующая нагрузку), и
  4. свободно украшающая (появляющаяся в виде свободного украшения).

1) Порядок расположения листьев для выражения венчания или окончания вверху (венчающая или завершающая функция).

Древние индейцы еще и по сие время украшают свои головы венцами (коронами) из прямо стоящих листьев, концы которых вследствие собственной тяжести слегка перегибаются в сторону. Этот вид корон есть самый натуральный, и он возрождается сам собою у людей, живущих еще в диком состоянии; только у таких индивидуумов мы и можем научиться распознавать «натуральное» (природное), тогда как в нашем утонченном культурном состоянии понятие о натуральности вполне изгладилось.

Вышеупомянутое венчание (завершение) при посредстве листьев представляет, во всяком случае, весьма древнее украшение и применялось не только как корона для возложения на голову предводителей, но и служило аналогичным образом при архитектурных памятниках указанием (символом завершения) завершения вверху. Таким образом, полученная форма была позже названа карнизом, по-итальянски «Cornice» (венок). Карниз принимает такую характерную, размашистую линию, которую образуете лист, если его поставить вертикально, при чем конец листа, вследствие собственной тяжести, слегка перегибается вниз, а нижняя часть выдвигается немного вперед.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Эта форма имела в особенности применение при водосточном желобе (Sima) в верхней части ионического храма, тогда как в дорическом храме чаще всего придавалась этой части строения форма сосуда, и этим указывалось на назначение его принимать воду. Но в обоих случаях водосточный желоб украшался орнаментом, указывающим на заканчивание (венчание), которое выражалось чаще всего перпендикулярно стоящими и направленными вверх цветами (Anthemien). Более употребительная растительная форма для этого была пальметта, позже названная по-итальянски «palmetto». Эта весьма древняя художественная форма перенесена, по всей вероятности, из Азии в Грецию для того, чтобы здесь преобразовать ее в более красивое и изящное украшение. Она состоит из листьев, расположенных веерообразно около середины и концы их помещаются в одном общем гнезде. Очень часто встречается пальметта в соединении с другой, точно также очень древней, растительной формой, а именно с цветком лотоса; это растение также применялось в Египте и Ассирии в виде художественной формы. Пальметта и лотос появляются в таких случаях соединенными вместе с характерным и сильно скрученным вьющимся растением.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Этот орнамент встречается на водосточных желобах, а также и на других частях ионического храма и изображается большей частью пластически (барельефом); только в аттико-ионических постройках представляется в расписанном виде. Дорический стиль, напротив, предпочитает изображать этот орнамент почти исключительно в живописном виде.

Пальметта встречается не только в соединении с лотосом, но она выступает также очень часто совершенно самостоятельною и считается в Греции излюбленною формою для выражения венца (завершения) или свободного заканчивания вверху. Таким образом, пальметта составляет главный мотив, для коньковых и замочных кирпичей крыши храма также применяется она как акротерия на верхушке или концах фронтона, или как верхнее завершающее украшение на памятниках далее применяется во многих и других местах.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Кроме формы карниза встречается иногда при греческих постройках также голькель (гусек), но всегда в очень умеренном размере и во второстепенном применении. Кстати необходимо упомянуть здесь о том, что карниз появляется не только как венец храма, но нередко, в особенности в Ионических постройках (стиле), он применяется также как верхнее окончание важных главных частей постройки; далее он выражает с одной стороны самостоятельность известной части постройки и с другой указывает, что таким образом одна, главная часть постройки окончилась, и другая часть здания может начинаться. Небольшие карнизы или голькели (желобки) встречаются часто в виде окончания (венца) ионического архитрава.

2) Порядок расположения листьев для выражения окончания внизу (оканчивающая функция).

В этом случае листья размещаются друг возле друга так, что острия их обращены в сторону (вниз). Предлагаемый пример составляет вообще противоположность порядку завершения (венчания) и вследствие чего образуется обратная форма карниза. Несмотря на это надо принять к сведению, что символика бывает не всегда вполне ясна и что побочные обстоятельства, а именно покоящийся груз, гораздо сильнее усложняют признаки функции, чем при простом завершении (окончании). Греки это вполне сознавали, а потому этот порядок распределения листьев не употреблялся в монументальной архитектуре, но применяли в гончарном производстве (керамике) и в особенности при украшении постаментов сосудов и других произведений художественной промышленности, где строгие законы стиля должны иначе выражаться.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Кроме порядка распределения листьев вверх и вниз существуют еще такие, где листья одновременно располагаются своими кончиками и вверх и вниз. Их ни коим образом не следует причислять к нейтральным, так как они в действительности выражают одновременную деятельность листьев вверх и вниз и играют роль посредника при сильных столкновениях. Сюда относится в особенности голькель (гусек, желобок) ионического пьедестала, и цель этой части состоит в ослаблении конфликта, получаемого вследствие груза колонны, а также и вследствие противодействия, вызываемого этим грузом. Первообразом этой голькели служил, во всяком случае, постамент сосуда; на нем нарисованы схематично даже листья, которые при ионическом пьедестале уже более не встречаются. Иногда, с целью более ясного представления этих обоих конфликтов, перевязывается голькель кольцами посредине, вследствие чего образуется нейтральный пояс.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Для нас особенно поучительною является надставка крыши знаменитого памятника Лизикрата в Афинах, которая, по мнению Семпера, предназначалась для того, чтобы, служа среднею подпоркою поддерживать треножник. Тяжесть металлического треножника здесь не велика, вследствие чего конфликт и выражен в более игриво декоративном образе. В этом предмете мы встречаем все до сих пор упомянутые порядки распределения листьев. Прежде всего, встречаются в верхней части три ряда обращенных кончиками вверх листьев, и которые по виду не обременены тяжестью, тогда как нижние ряды расположенных в надставке листьев, которые изогнуты по эластичной линии карниза и концами направлены вниз, наглядно указывают на эластичную деятельность всей подпорки на крыше. Средину занимают два различных по величине желоба, образованные из листьев и в которых уравновешиваются противоположно действующие силы.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Весьма выразительными являются часто орнаменты в произведениях гончарного искусства. Нередко находим на шейках литых сосудов пальметовый орнамент из листьев расположенных по переменно то вверх, то вниз. Этим выражается совершенно ясно, что жидкости могут, как вливаться через шейку, так и выливаться.

3) Порядок расположения листьев выражающий несение груза (поддерживающая груз функция).

Если лист должен выражать несение груза, то следует представить себе в уме данный процесс следующим образом: предположить, что лист в природе действительно несет груз и наблюдать какое влияние произведет на форму листа эта нагрузка, при чем необходимо иметь в виду, что лист в состоянии свободно выдержать данную тяжесть. Оно и понятно, что желая выразить известную деятельность (сопротивление и т.п.) в некоторых частях здания, необходимо представить их (т.е. части) такими, которыми могли бы легко выдержать сопротивление лежащей на них тяжести, а не подламываться под ней. Символическое изображение чего-либо подобного последнему было бы стилистизированною бессмыслицею, Но, кроме того, более строгий художественный вкус требует, чтобы было в искусственной форме, а не в его реальной действительности, выражено действие, которое произведет на лист в природе действительная нагрузка. Действие, оказываемое тяжестью на лист, будет таковое, что оно пригнет его острие (кончик) к низу на столько сильно, на сколько тяжелее их окажется предполагаемый груз. Греки называют таким образом согнутый лист — листовым валиком Kymation или Кута — гусек, и различают между ними несколько видов.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

а) Дорический гусек (Kymation), который появился исключительно при дорическом стиле и, в особенности, при дорической капители. Здесь лист является согнутым только до половины под действием меньшей тяжести, так как угловые лопатки здания, принадлежащие к стене, по мнению древних, являются по своей идее менее нагруженными, чем сама колонна. Дорический гусек состоит из ряда однообразных листьев в высоко стилизированном виде.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

В природе эти листья не имеют образцов; они изображаются не рельефными, а расписанными по общей форме; причем цвет (окраска) листьев представляется умышленно совершенно другой, чем в природе и состоит именно из меняющихся красных и синих цветов, как это уже было указано выше.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

б) Гусек (Kyma Echinus) полукруглого фриза. Предположенный здесь груз настолько велик, что кончики листа сгибаются до самого корня. Этот гусек применялся в особенности при полукруглом фризе капители дорической колонны и в этом случае опять выражено характеристично понятие греков, которые признают колонну наиболее структивно-деействующею частью всей постройки храма и поэтому символ нагруженности выражался в более сильном перегибе листа.

Лист гуська полукруглого фриза совершенно другой, чем лист дорического фриза; он более заостренный и появляется, кроме того, в сообществе другого еще более заостренного, так что здесь образуется не простой порядок распределения листьев, а чередующий. Также и этот гусек встречается по большей части только в расписанном виде, как и дорический. Кроме того, встречаются также овально нарисованные листья, меняющиеся с другими формами, как указано в рис. 37.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Гусек полукруглого фриза изображается также и пластическим, способом (барельефом), а именно, в ионическом и коринфском стиле; в этом случае согнутые листья имеют яйцевидную форму и чередуются с заостренными, ланцетообразными; таким образом полученное украшение называется яйцевидным и отличается своею резкою пластическою отделкою; при греческой форме яйцевидный лист не вполне отделен от окружающего, как это встречается в римской форме.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

с) Лесбический гусек (Kymation) или сердцеобразный лист. Здесь появляются листья, как и в предыдущем, сильно нагруженными, так что кончики листьев перегибаются до корней и затем немного выгибаются вперед, вследствие чего, лист представляется изогнутым в виде своеобразной эластичной линии. Также и этот гусек (Kymation) украшался или при помощи живописи, или же пластики (барельефом).

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Эта форма встречается почти исключительно при ионических и коринфских постройках и очень редко при дорических. Сердцеобразный лист состоит точно также из двух родов листьев: из широких сердцевидных и узких ланцетообразных, которые расположены так, что промежутки, образуемые одним рядом листьев, частью заполняются листьями другого ряда, причем сердцевидные листья являются неразделенными друг от друга, как при яйцевидных формах (иониках); один лист переходит в другой, образуя при этом род петли, в которую и помещается ланцетообразный лист. Тогда как оба предыдущие гуська представляли постоянно одни и те же, с небольшими изменениями, листья, лесбический (сердцевидный лист) обнаруживает в своих разновидностях значительно больше изменения (чередования) и изображаются разнообразно как сердцевидный лист, так и ланцетообразный.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Применение трех видов гуськов (Kymation) бывает весьма различное. Дорический стиль применяет лиственные волны весьма редко и то только в строгой форме и в больших размерах; тогда как в ионическом стиле гуськи (Kymation) употребляются очень часто, почти в каждой более важной части здания, в которой должно быть указано несение груза, но в небольших размерах и в менее выразительной форме.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Дорический гусек (Kymation) встречается главным образом при дорических капителях угловых столбов (угловых лопаток здания).

Гусек полукруглого фриза (Echinus Kymation) встречается в виде главной составной части капители колонны при дорическом храме и в меньших размерах в накате потолка. В ионическом стиле этот гусек применяется в больших размерах, как ионика (яйцевидный валик), при капители ионической колонны и в меньших размерах во многих других местах.

Лесбический гусек применяется очень часто в ионическом стиле и имеет одинаковое значение с гуськом полукруглого фриза; применение одного из них является равнозначительным. Мы встречаем один из этих гуськов в меньшем размере над капителью колонны, над архитравом, фризом и над висячей плитой в ионических храмах.

4) Распределение листьев появляется иногда при структивных частях здания в виде свободного украшения (свободно-украшающая функция).

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Сюда относятся в особенности листья коринфской капители, и этот порядок представляет тоже структивную (строительную) форму, которая применялась греками в их значительно позднейшем художественном развитии. Характеристическая особенность этих листьев выражается в их полной структивной бездеятельности.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Ионическая же капитель угловых колонн (угловых лопаток здания) состоит даже из лесбического и гуська полукруглого фриза (Echinus Kymation), расположенных друг над другом; в меньших размерах они, по идее, указывают на меньшую нагруженность, чем капитель колонны.

Исключение составляют тростникообразные листья капители при башне ветров в Афинах. Они действительно стремятся, хотя и в более игривом виде, поддерживать круглую абаку.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Нижний ряд листьев также не представляет никакой структивной функции и изображает из себя только свободное украшение. В принципе коринфская капитель сильно напоминает собой египетскую, в виде распустившегося цветка лотоса, но только в несравненно более возвышенном, пластическом исполнении; в обоих случаях появляется полускрытый ствол, который поддерживает, тогда как наружный ряд листьев выступает маскирующим и служит только украшением.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Лист аканта занимает в орнаментации настолько выдающееся положение, что необходимо будет заняться более подробным рассмотрением его; кажется, греки ввели это растете в художественный мир. В, орнаментации это следует отметить чрезвычайно выдающимся событием, так как с этого момента лист аканта будет играть более или менее важную роль в образованиях стиля у всех последующих народов. Вместе с тем это быль первый случай, что греческое искусство начало стилизировать известный сорт растения в более широком размере, ибо все встречавшиеся до сих пор греческие орнаментные растительные формы мало подходили к находящимся в природе породам растений.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Куст аканта растет в южных странах в диком виде и различается во-первых, на Akantus mollis с широкими тупыми концами листьев и во-вторых, на Akantus spinosus с острыми концами листьев, заканчивающимися шипами. Греческая чувствительность в отношении форм выступала с большою строгостью также и при стилизировании этого растения и поэтому этот лист получил характеристическую острую и несложную форму, которая существенно отличается от формы натурального листа.
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
В то время как жилки отдельных листьев в природе соединяются в средней жилке главного листа, в греческой же стилизации жилки отдельных листьев, а также и средней, сходятся притуплёнными к верхнему концу стержня колонны. Кроме того, лист образован строго симметрично, верхнее острие листа перегибается немного; впрочем, ни одна часть листа не прикрывает другую, и каждый зубец (засечка) листа имеют резко очерченную жилку, а потому разбивается на две поверхности, которые, приближаясь к плоскостям, сливаются в одну линию вблизи корня листа. Засечки листьев небольшая и тупые и образуют между собою угол, который немного острее, чем прямой; кроме того, отдельные листья при соединении друг с другом, образуют ушки, которые при своем продолжении принимают общее направление с остальными жилками и представляют собой круглый разрез.