«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ


СТИЛИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ

Шуберт Фон-Зольдерн

(Профессор Императорско-Королевской высшей технической школы)
Москва, 1894.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Обложка Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений». Первая страница
 

СРЕДНИЕ ВЕКА.

Средневековое искусство было вдохновлено совершенно иным духом, чем древнее; мы различаем, главным образом, два момента, имевших огромное влияние на орнамент: первый – это эстетическое значение конструкции, которая развивалась в средние века до крайних пределов и которая придавала всему стилю свойственный характер; второй момент – это христианская религия, которая по своему характеру проникала во все средневековое искусство.

Если мы обратим внимание на эти оба момента, то для нас станет совершенно ясным, что здесь орнамент должен был изображать совершенно иную роль, чем в древнем искусстве.

Так как основная мысль средневекового строительного искусства лежит в развитии конструкции, которая избегает намеков и стремится иметь дело исключительно с фактами, то легко объяснимо, что символизирование (символическое представление) отдельных функций при помощи орнамента не могло вообще согласоваться с духом этого стиля.

Характерными отличительными чертами может послужить следующее: Орнамент в средние века служил простым украшением, почти без всякого структивного символического второстепенного значения, и он преимущественно представлял собою род символики, которая получила более обширное развитие и представляет тенденцию, относящуюся к христианскому культу.

Различные средневековые периоды мы будем характеризировать по отношению к нашей теме следующим образом:

Древнехристианский период обнаруживает прямое отношение к римской орнаментике, романский период начинает преобразовывать римские мотивы, а в готическом периоде мы наталкиваемся на совершенно новый стиль, в котором более нельзя уже узнать древних основных форм.

I. Древнехристианский период.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

В этот период времени более значительные орнаментальные составные части зданий были часто заимствованы фактически у римских памятников, так напр., многие колонны, украшавшие римские храмы, были применены к возведению древнехристианских базилик; где этого нельзя было сделать, то там подражали римским образцам без прибавления чего-либо нового и делалось это часто довольно грубо и неуклюже. В особенности римско-коринфская капитель восторжествовала.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Потом в западных странах, а именно в Равенне, стало усиливаться влияние востока, преимущественно пришедшее из Византии. Между растительными формами выдающуюся роль играет именно акантус, лист которого представлял существенное украшение капителей. Византийская капитель колонны выказывает своеобразное развитие, она имеет форму чаши, которая служила основною формою для нее; иногда с этою капителью соединяются неудачно прилаженные ионические завитки или иные мотивы самых разнообразных форм. Характерным явлением служить умеренная пластика орнаментных изображений, напоминающих скорее плоские скульптурные украшения; таким образом, большею частью поверхности капителей покрывались листьями акантуса, но не так как это мы видели при греко-коринфских капителях, а вроде рисунка, образующегося на окнах во время сильных морозов. В тоже время и форма листа акантуса сделалась совершенно иною, а именно более острою и угловатою; лист этот распадается на небольшие поверхности, приближающаяся почти к плоскостям, и в таком виде он напоминает скорее греческое образование листа акантуса, чем римское. Для правильного понимания византийской древнехристианской архитектуры необходимо упомянуть, что ее главный признак был направлен на покрытие всех строительных частей цветною мозаикою, — вследствие чего, пластика приближалась к плоскому орнаменту.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Хотя формы карнизов не могут скрыть своего древнего происхождения, но все-таки воспроизведены они большею частью тупыми и без всякого выражения.

Любимою завершающей основою служила античная форма карниза, украшаемая часто сухими, резко очерченными византийскими листьями акантуса. Эти листья, торчащие вверх, указывали на завершение вверху и применялись для украшения различных частей здания, как напр., над капителями, над главными входами, над рамами дверей и над бордюром арок и так далее.

Остальные части карниза часто представляют собою более или менее удачное подражание древним и выражают только их общую форму без пластического украшения.

Византийско-христианская архитектура оказала, однако, огромное влияние на древнехристианское строительное искусство западных стран, а также и на романский стиль.

II. Романский стиль.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Романский стиль в своих первоначальных произведениях обнаруживает сильное подражание римским формам, а именно в Италии и южной Франции. Тогда как на севере Франции искусство уже начинает идти своим самостоятельным путем. Это обнаруживается в применении своеобразной капители, носящей название кубообразной и принимающей, как показывает название, форму куба, который в месте соединения со стержнем колонны обтачивается так, что на каждой стороне получается полуокружность. Эта капитель применялась иногда в гладком виде, без украшений, но чаще она покрывалась узорами между собою переплетающимися, а иногда украшалась исключительно растительными элементами, придающими ей своеобразный характер; чаще же всего она является составленной из элементов растительного или животного царства и из созданных первыми техническими ремеслами. Все таки вышесказанное какой-либо определенной схемы не придерживалось, а, скорее всего, орнамент представлял собой произведение причудливой и наивной фантазии скульптора, ни мало не заботясь об уже существующем; главное внимание обращено было на разнообразие украшений, так что нередко каждая сторона одной и той же капители имела различные украшения.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Параллельно с кубообразной капителью встречается также чашевидная и, кроме того, еще другие формы, которые составляли средину между этими обеими капителями, применялись обе формы одновременно, приближаясь более то к одному то к другому виду. Способ орнаментации служит, однако, для всех один и тот же, не смотря на то, что чашевидная капитель встречается воспроизведенною исключительно из растительных элементов.

Чаще всего встречающейся лист севера есть также акантус, но его романская форма ничем не напоминает римский акантус, напротив, скорее подходить к резко очерченному византийскому. Концы листьев заострены, сам же лист резко срезан по двум плоскостям по направлению к средней жилке.

Но рядом с этим листом встречается очень часто другой более закругленный и имеющий выемки наподобие ложки.

Все эти листья, примененные к капители, изображаются с обрезанными стебельками, а чаще со стебельками, которые, выступая в форме ветви (усиков, прицепов), имеют свое начало почти всегда в стержне колонны, и указываюсь на легкое поддерживание плиты; хотя встречаются также капители без всякой структивной символики. Жилки листьев иногда снабжаются рядом небольших кристаллов для более резкого выделения формы; очень часто сквозь усики проглядывает также основание капители.

Около конца романского периода, когда формы стали преобразовываться в готический стиль т.с. в период переходного времени, появляются опять новые формы капителей, между которыми чаще всего встречается чашевидная капитель с тростниковыми листьями, оканчивающимися вверху в форме как бы клубка. Здесь опять при верхних рядах листьев замечаются намеки на структивную деятельность, подобно как при коринфской капители, но только листья представлены менее расчлененными и грубее вырезанными.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

При быстрых и успешных возведениях стрельчатых построек, колонна была, заменена косяком, который, как более крепкая и массивная подпора, мог быть в этих постройках применен с большим успехом. Эти большею частью квадратные косяковые сооружения имеют выступающие колонки, обладающие такими же точно капителями, как и большие колонны.

Для нас представляют большой интерес также романские гзимзы. Им служили исходною точкою античные, общей форме которых они подражали довольно грубо, но всегда без применения пластических лиственных схем; некоторые части здания появлялись гладкими. Главнейшие античные элементы, входящие в состав романского гзимза, были следующие: карниз, валёк, голькель и плита; сюда принадлежит еще одна форма, свойственная этому стилю, это наклонная плоскость, называемая отлогостью. Не смотря на то обстоятельство, что почти исключительно применяются античные элементы, характер романского гзимза представляется совершенно другим и главным образом на том основании, что некоторые формы появляются воспроизведенными более тупыми и грубыми и что им в особенности не достает действия глубокой тени, сильно выступающей вперед висячей плиты; так что гзимз принимает характер пояса или ленты.

Карниз встречается чаще всего при древнероманских постройках и появляется в виде главного члена при образовании гзимза; но вскоре он теряет свой античный выступ и бывает круглым и выпуклым.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Валёк изображается часто в очень грубом виде, а в особенности, когда он применяется один; в соединении же с голькелью, при составлении аттического основания колонны, он образует самую излюбленную романскую форму, которая встречается не только в виде основания колоны, а также употребляется в перевернутом виде для изображения лопаток при косяках. С точки зрения стилистики пример этот ничем нельзя оправдать, так как всегда форма должна служить выражением известных функций частей здания. Однако очевидно, что лопатки гзимза не должны выражать противоположной функции основания колонны; если они и находятся в некоторой связи с отношением контрастов, то это следует рассматривать как необдуманно упрощенный способ образования формы.

Голькель имеет различные формы, отчасти гибкую форму египетского голькеля, или просто полукруга или четверть круга как, напр., указано в рисунках a, с и d. Плитки, соединяющие отдельные части, имеют часто косой срез, который меняется иногда с вертикально (прямо) срезанными плитками.

Прямоугольная плита, абака, расположенная преимущественно над капителями, имеет незначительные размеры и применяется она не с целью представить тяжесть, покоящуюся на капители, но только чтобы образовать подходящее завершение вверху. Отлогость, образовавшаяся из романского стиля, применяется весьма охотно; самые несложные лопатки гзимза состоять из отлогости и небольшой плиты как показано в фигуре b.

III. Готический стиль.

Если романский стиль в сравнении с античным имел много существенных различий, то в готическом стиле мы встречаем совершенно новый строительный дух, который с антиком не имеет более никакого родственного отношения. По отношению к нашей специальной теме мы можем сказать: растительные элементы готической орнаментации структивных частей здания не имеют ничего общего с символическим изображением структивной деятельности и прикрепляются к структивной части строения исключительно в виде легкого украшения. Таким образом, готическая орнаментика в некоторых отношениях имеет много сходства с египетским стилем, так как в этом последнем лиственные украшения представляли собою только свободное опоясывание видимого ствола.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Готическая колонна и в особенности ее капитель представляет собой большой интерес. Она имеет почти исключительно форму чаши, прикрытой сверху многогранной или круглой покрышкой. Чаша украшается преимущественно листьями, но уже более не акантусовыми, которые чаще всего употреблялись, но листьями туземных растений, а именно: листьями дуба, чертополоха, виноградной лозы, плюща; кроме того применялись не одни листья, выступающее из ствола колонны, но целые ветки, которые обхватывали чашу весьма естественным образом; так что сквозь них просвечивается еще яснее поддерживающий стержень.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

К раннему готическому стилю применялись растительные украшения в таком виде, который более подходил бы к природе. В последствии применялись для украшения преимущественно выпуклые листья с острыми кончиками, а еще в более позднейший период капитель была, как излишнее украшение, в готическом стиле совершенно исключена; и при этом колонна, начиная от основания вплоть до стрелки, восходила непрерывною линиею. Во всяком случае, здесь необходимо упомянуть о том, что одиноко стоящая колонна была весьма редким явлением в готическом стиле. Чаще всего мы видим небольшие колонки прикрепленными к косяку подобно романскому стилю; только основание (разрез) столба (косяка) не будет более иметь форму ни квадрата, ни прямоугольника, а окружности, к которой прикрепляются большие или меньшие трехчетвертные колонки, называемые вспомогательными. При стенах своды покоятся нередко на консолях, имеющих часто в виде украшения те же самые листья, которые мы встречали на капителях самих колонн. Подобное же украшение из листьев мы видим даже и при конце свода.

Готические гзимзы не сохранили никаких остатков или воспоминаний о древности и перешли в чистую противоположность.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Очень характерным мотивом представляется в готике то обстоятельство, что гзимзы могут и не находится в непрерывно связанном виде вокруг здания, а могут в иных местах быть прерванными, не нарушая при этом готическое архитектурное возведение, которое в сущности содержится в вертикальном расчленении; горизонтальные образования гзимзов имеют мало значения. Форма готического гзимза прежде всего рассчитана на быстрый сток воды, следовательно строился он из чисто практических расчетов. Главная составная часть его вверху представляет наклонную плоскость, которая снизу имеет углубление, позволяющее воде быстро стекать по наклонной плоскости в образовавшийся через голькель желобок. К этим коленам примыкают другие преимущественно круглые или грушевидные формы. Все части гзимза остаются преимущественно гладкими, только в желобке размещаются иногда листики или веточки; но все эти растительные орнаменты не находятся ни в какой структивной зависимости с сооружением и поэтому о них поговорим подробнее при рассмотрении готического нейтрального орнамента. В готическом стиле являются весьма характерными все окончания и завершения кверху. Античный стиль и образовавшийся из него стиль, обнаруживают главным образом расчленение по горизонтальной линии, вследствие чего, на завершение обращалось мало внимания. Сюда принадлежать в особенности симус (гусек), замочные кирпичи с их пальметками и тумбы фронтона (акротерий). Сооружения в готическом стиле основываются на совершенно противоположных принципах, расчленение производится по вертикальному направлению, вследствие чего завершение кверху изображалось более уверенно. Они еще свободнее присоединяются к вертикальной системе, так как заканчивание должно иметь всегда вертикальное направление.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Самый главный завершающей мотив составляет конек кровли (вершина), представляющий собою поставленную на угле пирамиду и возвышающийся чаще всего над контрфорсами. Эти коньки имели характерные украшения, выражающие направление и стремление кверху, и представляли собою растение крестовика (многомлечница) и краббы.

Крестоцветное растение (крестовик) служило излюбленным готическим украшением для завершения многих наружных частей здания и встречается именно при башнях, фронтонах и тому подобное.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Крестоцветное растение состоит из вертикально стоящих цветов и листьев. В ранний период готического стиля, в особенности во Франции, применялись натуральные цветы, которые получили позднее более строгую стилизацию для того, чтобы, в конце концов, окончиться сильно выпуклым (грубым) и прямым, геометрическим изображением листьев.

Краббы (ползущие растения) представляют листья, находящиеся на наклонных частях верхушек, упорных сводов и т.д. Подобно усикам растений, выражающим постоянное стремление кверху, точно также и краббы выражают собою весьма правильно тенденцию восхождения; они распределяются по наклону в известном расстоянии друг от друга; следуют немного по наклонному направлению от их основания и потом возвышаются значительно выше последнего. Что касается их образования, то все высказанное о крестоцветных растениях относится и сюда. В раннем периоде применялись натуральные лиственные элементы в разнообразных видах, тогда как в позднем придерживались оригинальной сильно выпуклой формы.

Период возрождения (ренессанс).

Ренессанс или период возрождения обозначает так сказать повторение древнего способа сооружения.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

По отношению к обширной архитектуре, ренессанс представляет собою, во всяком случай, гораздо более, чем простое вторичное возрождение; что же касается нашей специальной темы рассматривания структивного орнамента, то в этом случае мы должны признаться, что ренессанс в общем должен быть признан немногим более, чем простое возрождение. Структивные орнаменты брались преимущественно такими, какими они были найдены в римской архитектуре; они потеряли только грубую пластику и воспроизводились в более изящной и красивой форме. Что касается отдельных видов (порядков), то древние дорические формы совершенно не применялись в раннем периоде ренессанса; в период же полного развития применялись только иногда и большею частью с ионическими балками; также и ионический порядок в первый период был не особенно любим и воспроизводился преимущественно по образцу позднейших сооружений Рима. Декоративным тенденциям ренессанса соответствовал больше всего коринфский порядок, и часть которого, а именно капитель была преобразована весьма характерным образом; это сделал ранний период ренессанса, который придал капители самые разнообразные формы, в то время как остальные составные части колонны немногим отличались от своего римского первообраза. Капитель имеет большею частью только нижний ряд листьев акантуса, при пилястрах же часто только два листа, изображенные не так грубо и пластично, как в римском стиле; верхняя часть изображена самым разнообразным образом. Часто из средины исходят по направлению к углам завиткообразные фигуры, в то время как сама средина заполняется красивыми витками с листьями и цветами. Иногда применялись красиво и со вкусом также и фигуры животных, головы людей и эмблемы самых разнообразных родов. Структивная мысль не должна иметь серьезного значения, а должна быть выражена в виде легкого красивого украшения. Лист акантуса представляет собою красиво вырезанный римский акантус позднейшего времени, только еще в более изящном преобразовании. Некоторые капители первого периода ренессанса обнаруживают предпочтение мотиву пальметок, но детали их разработаны сильнее, глубже вырезанными и немного в грубом (сухом) виде, напоминающие поэтому собою греческое понимание форм.

Капитель колонны и пилястра не обнаруживают никакой принципиальной разницы. Коринфские капители во времена высшего развития ренессанса подходят гораздо ближе к своим римским образцам, тогда как капители стиля косичек (Zopfstil) отличаются своими произвольными формами. Стержень колонны является весьма часто без желобков, тогда как стержень пилястра бывает очень часто канелюрованным; иногда в нижней трети части желобков бывают вложены штабики; канелюры же бывают постоянно ионические, даже и при дорических колоннах.

Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»
Шуберт Фон-Зольдерн «Стилизация растений»

Характерным для раннего ренессанса является то обстоятельство, что он преобразовал стержень пилястра чрез обрамление в нейтральное поле для того, чтобы выиграть место для украшений; во время же полного развития стиля ренессанса придерживались преимущественно античным образцам и не охотно отступали от них. Напротив, время ношения кос (стиль косичек), в силу какого-то причудливого каприза своего времени, создало витой стержень колонны, который на основании принципа спиралей пружинных матрацев, должен быль наглядно выражать несение груза. Едва ли следует упоминать о том, что стержни этих колонн не выдерживают критики и что они достигли только известного значения, в виде характерных форм необузданного стильного периода.

Что касается форм гзимзов (карнизов) в период ренессанса, то о них должно заметить, что они представляют собой, в общем, подражание римским. В первый период проявляется большее разнообразие; части карнизов (гзимзов) украшались иногда схематическими изображениями листьев и вполне отклонялись от порядка колонн. В период же высшего развития стиля ренессанса старались в точности подражать античным карнизам; они появлялись преимущественно гладкими и применялись, только в виде исключения без связи с колонной или пилястром. Карнизы (гзимзы) позднейшего периода примыкали в начале к вполне развившемуся ренессансу, но вскоре получили значительные изменения, в которых избегались прямые линии.