«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Россия, Русь! Храни себя, храни!»

 

В коллекции отечественного книжного знака есть графические миниатюры, посвящённые Николаю Рубцову. Он родился в 1936 году в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой, детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Учился в лесотехникуме в Тотьме, служил на Северном флоте. В 1962 году он поступил в Литературный институт. Его первый сборник, «Волны и скалы», появился в 1962 году в самиздате, вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 году в Архангельске уже официально. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). В 1970 году поэт написал провидческие стихи: «Я умру в крещенские морозы. Я умру, когда трещат берёзы...». А на следующий год, именно 19 января он погибает в пьяной драке со своей невестой (8 января они подали документы в ЗАГС). Вот как вспоминала его невеста, начинающая поэтесса Людмила Дербина: «Не выдержала я пьяного его куража, дала отпор. Была потасовка, усмирить его хотела. Да, схватила несколько раз за горло, но не руками и даже не рукой, а двумя пальцами. Попадалась мне под палец какая-то тоненькая жилка. Оказывается, это была сонная артерия. А я приняла её по своему дремучему невежеству в медицине за дыхательное горло. Горло его оставалось совершенно свободным, потому он и прокричал целых три фразы: «Люда, прости! Люда, я люблю тебя! Люда, я тебя люблю!» Сразу же после этих фраз он сделал рывок и перевернулся на живот. Ещё несколько раз протяжно всхлипнул. Вот и всё».

Случалось, и прежде от насильственной смерти погибали поэты, бывало, женщины их отравляли, кололи, стреляли, но чтобы руками, живыми руками женщина удушила мужчину, поэта поэт - оттого все выглядит еще трагичней. Вологодская «малая родина» и Русский Север дали Николаю Рубцову главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй священной!», где он чувствовал себя «и живым, и смертным». Писатель Фёдор Абрамов называл Рубцова «блистательной надеждой русской поэзии». В Вологодском музее Николая Рубцова хранится завещание поэта, найденное после смерти: «Похороните меня там, где похоронен Батюшков». Николай Рубцов был похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище. Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта, тогда же были опубликованы его сборники - «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).

Первый книжный знак с образом Николая Рубцова был выполнен в 1981 году. К настоящему времени рубцовская тема в книжном знаке насчитывает не более 60 графических миниатюр. Большинство экслибрисов было выполнено к 70-летию поэта. Магнитогорский художник Александр Шибанов в 2006 году выгравировал два замечательных экслибриса. Один книжный знак был подарен вологодскому коллекционеру Вячеславу Белкову, на нём кроме портрета поэта приведена строчка из рубцовского стихотворения «Видение на холме», написанного в Ленинграде в 1965 году, - «Россия, Русь! Храни себя, храни!» На втором экслибрисе, так же иконографическом, предназначенного для домашней библиотеки московского коллекционера Виталия Бакуменко, начертана строка из стихотворения Николая Рубцова «Берёзы», датированного 1957 годом - «Русь моя, люблю твои берёзы!» Вологодский график Леонид Щетнев выгравировал на дереве два экслибриса для Михаила Сурова. На одном из них изображён Николай Рубцов с букетом полевых цветов и книгой в руках, идущий по полю. На этом знаке читается строка из рубцовского стихотворения «Зелёные цветы» (1967) - «Светлеет грусть, когда цветут цветы…». Начальная строка из стихотворения Рубцова «В горнице» (1963) - «В горнице моей светло» украшает второй портретный экслибрис Леонида Щетнева. На высоком профессиональном уровне выполнил портретный экслибрис свердловский художник Рудольф Копылов для Юрия Шанина. Также портрет Николая Рубцова украшает гравированный на линолеуме экслибрис днепропетровского художника Василия Хвороста для библиотеки одесского коллекционера Бориса Левыха. Замечательна гравюра художника из Каргополя, что в Архангельской области, Геннадия Кулешова, предназначенная для книг московского коллекционера книжных знаков Виталия Бакуменко. На иконографическом книжном знаке ташкентского художника Евгения Владимирова для библиофила Зинаиды Дубининой читаются строки из рубцовского стихотворения «Тот город зелёный»:

Я вспомню, и полные слёз
Глаза моей девочки нежной
Во мгле, когда гаснут огни...
Как я целовал их поспешно!

Другой книжный знак Евгений Владимиров нарисовал для библиотеки известного есениноведа Е. Радечко, на нём приведены строки из рубцовского стихотворения «Душа хранит»:

О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, божий храм.

Художники Николай Карасёв (Тула) для подмосковного коллекционера Вячеслава Меркулова; Геннадий Кулишов (Каргополь) для библиофила Владимира Деарта и Евгений Лебедев (Устюжна, Вологодская область) для вологодского коллекционера Сергея Птухина включили в композицию своих книжных знаков сюжет известного рубцовского стихотворения, посвящённого Т. Гогулиной - «Я буду гнать велосипед» (1967). Художник Леоненко выгравировал на линолеум два экслибриса с портретом Николая Рубцова, в том числе и для личной домашней библиотеки на фоне деревенского пейзажа. Замечательны два цветных книжных знака, выполненных в офортной технике, одесским графиком Давидом Беккером для Михаила Сурова. На них изображен Николай Рубцов на фоне своих поэтических героев. В 1970 году Николай Рубцов написал стихотворение «Зелёные стихи», строку из него «Недостаёт того, что не найти» включил в свой сюжетный книжный знак художник Сергей Парфёнов (Ставропольский край) для москвича В. Бакуменко. В постсоветский период многие популярные темы советского экслибриса канули в Лету, но книжные знаки, посвящённые Николаю Рубцову, как, впрочем, и Сергею Есенину, активно разрабатываются отечественными художниками-графиками. Николай Рубцов не однажды в письмах и в стихах высказывал мысль о том, что не поэзия зависит от поэта, а поэт от поэзии, что главное в ней - подлинность стоящего за словом чувства и настроения. Писать можно о чем угодно, но «если нет ни радости, ни горя... - все это будет ложь». Жизнь Николая Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5-6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 1960-1970-х годов. Николая Рубцова называют «тихим голосом» русского народа, «потаённым и глубоким», сравнивают с другим замечательным поэтом - Сергеем Есениным. И судьба у него была не менее трагичной.




Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.

Вернуться к списку публикаций