«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Не падай духом. Никогда не падай духом. Секрет моего успеха. Никогда не падаю духом»

 

Образ американского писателя Эрнеста Хемингуэя не часто, но встречается в отечественном искусстве книжного знака. Но самое удивительное то, что над этой темой работали лучшие художники Советского Союза. Замечательный советский график Евгений Голяховский выгравировал на дереве книжный знак, в основе которого выразительный прижизненный портрет Эрнеста Хемингуэя. Эта графическая миниатюра выполнена для домашней библиотеки искусствоведа и художника киевлянина Леонида Бердичевского. Он собрал прекрасную библиотеку по искусству, русской и европейской поэзии. Эта библиотека осталась в Киеве после его отъезда в Берлин более 20 лет тому назад.

Томский художник Владимир Марьин после развала Советского Союза уехал в Германию. Он создал в гравюре на дереве (ксилография) графическую миниатюру для московского библиофила и коллекционера книжных знаков Семёна Гудовича. Молодым штурманом авиации он принимал участие в Гражданской войне в Испании (1936-1939). Здесь же он был тесно связан с известной разведчицей Марией Фортус. Вероятно там же Гудович познакомился с Хемингуэем, который принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко. В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде, в отеле «Флорида», который на время стал Штабом интернационалистов.

Испанская одиссея Гудовича подвигла советских художников на создание экслибрисов, связанных с нею. Среди них есть и экслибрисы посвящённые Эрнесту Хемингуэю и его произведениям. С.А. Гудович собирал также военную библиотеку и разного рода мемуары. Кроме того им была собрана представительная иудаика на русском языке.

Еще один иконографический (портретный) экслибрис, посвящённый лауреату Нобелевской премии по литературе Эрнсту Хемингуэю, выполнил украинский график из города Черновцы Орест Криворучко. Эта линогравюра предназначена для домашней библиотеки минского профессора Михаила (Михася) Минкевича.

Казахский график Ануар Утегенов (А. Отеген-Тан) из города Актюбинска (ныне Актобе) в технике гравюры на линолеуме выполнил экслибрис для своего земляка Элмира Гизатулина. В композицию этой графической миниатюры кроме портрета Эрнеста Хемингуэя вошёл сюжет из его повести «Старик и море», написанной в Бимини (Багамские острова) и вышедшей в 1952 году. Это последнее известное художественное произведение Хемингуэя, опубликованное при его жизни. В повести автор рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, о его борьбе в открытом море с гигантским марлином, который стал самой большой добычей в его жизни. На экслибрисе изображён Старик Сантьяго на фоне моря. Фидель Кастро вспоминал о Хемингуэе: «Насколько я знал Хемингуэя, мне казалось, что он был очень человечным, по своим привычкам, по своим вещам, по тому, чем он занимался. Мне всегда нравились его произведения. В своих книгах он описал самого себя, пережитые им события и то, что он хотел бы пережить, но не смог; я, честно говоря, восхищался его жаждой приключений».

Голяховский Е.Н.
Марьин В.А.
Голяховский Е.Н.
Марьин В.А.


Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.

Вернуться к списку публикаций