«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

[В оглавление раздела]

Путеводитель по святой Афонской горе

 

От Московскаго духовно цензурнаго Комитета печатать дозволяется.
Москва. Август 27 дня, 1888 года.

Цензор Священник Григорий Дьяченко.

Святая гора Афон,
ЗЕМНОЙ УДЕЛ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Путеводитель по святой Афонской горе

Веселися о Господь святоименный Афон, мысленный Богородицы и красный раю: се бо в подгориих твоих процветоша крины присноцветущий и всеблагоухании, и во удолиях и при мориих твоих древеса небомерная и благосеннолиственная возрастоша, плоды бессмертныя Духа приносящая, преподобных твоих всех освященное и тя освятившее собрание, ныне предлежащее к похвалению. Тем сущия в тебе отшельники и общежители собравши, весело празднуй, и благодарне Владычице и Надзирательнице, твоей возопий: величаю Тя, Богородице, возвеличившую мя, и подавшую чадом моим отцы небесныя, ихже молитвами во всей жизни покрываемыя, от Сына твоею приемлют велию милость.

(Из греч. службы Св. Афонским).

 

С приближением к священным высотам заоблачного Афона, чье сердце не исполняется радостию и трепетным ожиданием поскорее увидеть гору Святую, избранную Богоматерию в жребий Себе, населенную исключительно одними лишь иноками, на коей только и видны, что храмы Божии, да иноческия жилища; шум мирской суетной жизни там неведом, это совершенно иной мир, — тишина и безмятежие всюду, там только и можно встретить одних отшельников.

Святая гора Афонская, выдаваясь с трех сторон в светлыя воды Архипелага, с северо-запада соединяется с материком Македонии незначительным перешейком, перерезанным Ксерксом, который, предпринимая войну с Грецией, отделил святую гору от материка каналом, для удобнаго сообщения флота от залива Монте-Санто с Контессо. Пространство св. горы в длину до 80, а поперечник до 20 верст, — инде более и менее. Высота самой главной горы, венчающей ея южную оконечность, простирается до двух верст слишком в отвесе над уровнем моря.

Свет Евангельской проповеди воссиял на Афоне вскоре по вознесении Господнем, — вот как об этом говорит церковное предание (в мин. чет. св. Дим. Ростов. 15 Августа). «Когда св. Апостолы во Иерусалиме с Материю Господа кинули жребий, кому какая страна достанется для проповеди Евангельской, Божией Матери досталась Иверская земля (Грузия); но Ангел Господень возвестил Ей, что страна та просветится в последующее время, а Тебя, говорил Ей Ангел, ожидают попечения об иной земле, в которую Сам Бог приведет Тебя». Между тем четыре-дневный Лазарь, бывший епископом на Кипрском острове, усердно желал увидеть Божию Матерь; но боялся прибыть во Иерусалим по бывшему тогда гонению от иудеев и по Ея соизволению, прислал за Нею корабль, на котором Она отправилась в Кипр; но вдруг подул противный ветер и прибил корабль в пристань горы Афона, которая была тогда наполнена идолами; на ней находился храм Аполлона, множество народа стекалось туда на поклонение, и всякий получал там от прорицалища ответы на свои вопросы. Как только приблизилась к берегу Пресвятая Богородица, все идолы с воплем восклицали: «люди обольщенные Аполлоном, ступайте в Климентову пристань и примите Марию Матерь Великаго Бога Иисуса». Бесы, обитавшие в идолах, принуждены были силою Божиею против своей воли сказать истину. Услыша слова идолов, народ изумился, и все поспешили на берег моря к пристани. Увидя корабль и Божию Матерь, они приняли Ее с почтением и спрашивали: как Она родила Бога, и как Его имя. Она возвестила народу об Иисусе Христе, и все пали и поклонились Богу, от Нея рожденному, а Ей оказывали все почести, — и потом, уверовав, крестились. Многия чудеса совершила там Матерь Божия, по крещении Она поставила учителем новопросвященных одного из бывших с Нею Апостольских мужей и, возрадовавшись духом, сказала: «сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего», и благослови люди и рече паки: «благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благословением, и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего, потребная же к житию на земли благая будут им с малым трудом изобильна и жизнь небесная им уготовится, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего, до скончания века; «Аз же буду заступница месту сему и Богу о нем теплая Ходатаица». Сказавши это, вторично благословила народ и отправилась в Кипр для посещения Лазаря.

После сего чрез 8 веков, Пресвятая Дева Богоматерь снова удостоила св. Афон посещения Своего, в явлении пустынножителю афонскому св. Петру и снова нарекла Афон Своим жребием. В житии преподобнаго Петра афонскаго упоминается, что сей святый пустынножитель имел милостивым своим покровителем святителя Христова Николая, и однажды еще до вселения своего на святую Афонскую гору, в тонком сне сподобился увидеть в неизреченном свете Владычицу мира и святителя Николая, рабски Ей предстоящаго и указывающего на св. Петра, прося назначить ему место для иноческаго пребывания. Пресвятая Дева Богоматерь отвечала на сие: «во Афонской горе, будет покой его, то бо есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, да отлучающиеся мирских молв, и емлющиеся духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающии имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и богоугодных ради дел своих, жизнь вечную получать: зело бо люблю то место, и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога, имущими тамо иночествовати, не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди, и распространю их в горе той: на юге и севере, и возобладают ею от моря до моря, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю, и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничества, подвизатися будут».

Несмотря на все политические перевороты, четырех вековое мусульманской владычество на востоке, Афон остался непоколебимым хранилищем православной веры, и, как говорит его предание, останется до скончания мира уделом иноков. Достойно замечания, что на Афоне обитают одни только православные иноки.

Лиц женскаго пола там никогда не бывает. Есть предание, что в 382 г. дочь Феодосия Великаго, царевна Плакидия, пожелала посетить устроенный ея отцом на св. Афоне Ватопедский монастырь, но при входе в него, услышала глас Божией Матери, возбранявший ей вступить в обитель. Афонские отцы законоположили, чтобы женский пол не имел входа на святую гору, что, впоследствии времени подтверждено былой царскими грамотами. На Афон нередко приходили и царственные лица, после треволнений и превратностей мирской жизни, искать там сердечнаго мира и тишины, под скромным иноческим образом. Случалось так же, как случается и ныне, что патриархи и епископы, слагая с себя иерархическое достоинство и бремя власти, иногда явно, а иногда и тайно, предавались всей строгости крестных иноческих подвигов, так что один только Бог ведал труды их.

На Афоне в настоящее время 20 монастырей из них: 8 штатных и 12 общежительных, 12 скитов, до 800 отшельнических келий и до 10 000 всех иноков, из коих большинство греки и русские, а затем болгары, сербы, молдаване и грузины.

 

Монастыри и скиты св. Афонской горы.

 

1. Русский Монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона
(Киновия т.е. общежитие).

Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, котораго честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в сем храме находятся и другия святыни следующия: части Древа Креста Господня и св. мощей; частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана Новаго; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобнаго Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия победоносца, Димитрия мироточиваго, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик дву тму в Никомидии сожженных. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленнаго от Гроба Господня, из котораго сделан седмисвещник.

Второй собор — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни храма сего: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Матвея, Луки, Филиппа, Фомы, Варооломея, Варнавы, Иакова Алфеова, Тимофея, Прохора, Фаддея... (стр. с 13 по 20 утеряны).

Параклисов четыре: 1) св. царя Константина; 2) св. великомуч. Георгия Победоносца; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) Всех Святых.

Основание Костамонита приписывают Константину Великому, или сыну его Константию; но вернее, то предание, что ктитор его — вельможа царственнаго двора Комнинов; следоват. он основан не ранее XIII или XIV в. Название производят от окружающих его каштановых рощей.

От Костамонита до Зографа один час ходу, до Кареи три часа.

 

5. Зограф (Киновия).

Главный храм посвящен св. великомуч. Георгию Победоносцу, котораго икона сама собою изобразилась на доске, от чего и монастырь назван Зографом (живописным). В этом храме три чудотворныя иконы св. великомуч. Георгия: одна самоизобразившаяся, другая чудесно приплывшая по морю, третья присланная сербским царем Стефаном Душаном. В алтаре есть чудотворная икона Божьей Матери, называемой Услышательница; а в отдельном малом храме Успения Божией Матери находится мастною другая чудотворная Ея икона Акавистная. Кроме сего в Зографе находятся следующия Святыни: часть Животвор. Древа Креста Господня, глава преподоб. Матроны Хийския и две части ног ея; челюсть преподобномуч. Стефана Новаго; часть мощей св. великомуч. Георгия и кровь его, части мощей св. Архидиакона Стефана; священномуч. Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия; св. муч. Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомуч. Феодора Стратилата; преподоб. Феодосия Великаго; св. великомуч. Прокопия и Меркурия; св. Апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. Апостола и Евангелиста Матфея; св. великомуч. Иакова Персянина; св. Евтихия патриарха Цареградскаго; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеимона и Трифона; св. Петра и Афанасия патриархов Александрийских; священномуч. Климента; св. Фарапонта и других.

За исключением собора и параклиса Успения, находятся здесь параклисы: 1) Преображения Господня; 2) св. Архангелов; 3) Рождества св. Предтечи Иоанна; 4) св. Димитрия Солунскаго; 5) Благовещения Богородицы; 6) св. Николая Мирликийскаго; 7) Покрова Божией Матери; 8) св. Спиридона Тримифунтскаго и 9) препод. Космы Зографскаго, на хорах.

На западе от Зографа за потоком, в виду монастыря, живописно расположена келлия с церковию св. великомуч. Георгия. Там была принята зографцами икона св. победоносца Георгия.

В Зографе чествуются препод. Косма и 26 старцев, в 1276 г. сожженных латинами в башне монастырской за исповедование православия. Прекрасный мраморный памятник на монастырском дворе указывает место, где стояла эта башня.

Зограф монастырь болгарский, общежительный; братство многочисленно и почти все болгары. Он основан в начале XI в. тремя родными братьями, родом из Ахриды Болгарской; в 1502 г. возобновлен воеводою молдовлахийским Стефаном, вследствие явления ему св. великомуч. Георгия.

От Зографа до Хилендаря три часа ходу, столько же и до Кареи.

 

6. Хилендарь (Идиоритм).

Хилендарь последний из монастырей на западной оконечности св. горы и первый при въезде на нее со стороны Македонии.

Соборный храм посвящен в честь Введения во храм Божией Матери. Здесь в соборе над игуменским местом стоит икона, Божией Матери Троеручицы; она принадлежала церковному песнописцу св. Иоанну Дамаскину и теперь носит название Настоятельницы обители.

Вторая чудотворная икона Божией Матери, так называемая по сербскому простосердечию, Попская. С этою иконою совершаются крестные ходы и водосвятия.

Третия икона Богоматери, несгоревшая в 1722 году во время пожара. Она находится в дохиарной.

Четвертая икона Божией Матери замечательна тем, что однажды экклисиарх, стараясь затеплить пред нею лампаду, не мог этого сделать, потому что икона находится при северной двери, вводящей из притвора в церковь, где постоянно ветер дует. В досаде экклисиарх произнес ропотныя слова, и, не засветивши лампады, хотел удалиться; но пораженный гневом Богоматери за безумие свое и нетерпеливость упал, и его нашли пред иконою без чувств.

Пятая здесь чудотворная икона Божией Матери, именуемая Акафистною, не сгорела во время пожара, бывшаго в 1837 году.

При южной стене находится гробница св. Симеона, родителя св. Саввы. Над гробницею вьется виноградная лоза, плодам которой приписывают целительныя действия, особенно для неплодных супругов. Мощи преподобнаго Симеона, источавшия Миро, перенесены были св. Саввою, сыном его, в Сербию.

Кроме значительной части Древа Креста Господня, части терноваго венца, крови, трости и пелен Христовых и из даров волхвов смирны, в Хилендаре есть мощи следующих святых: глава св. Евтихия, патриарха Цареградскаго; нога препод. Симеона Столпника; нога св. Григория Богослова; часть св. муч. Евстратия, Марины; рука св. Никифора патриарха; нога св. Пантелеимона; часть от главы св. пророка Исаии; частица св. Иоанна Предтечи; часть от главы св. Прокопия, св. Екатерины и Варвары.

Кроме собора есть параклисы: 1) Покрова Пресвятыя Богородицы; 2) св. Архангелов; 3) св. Предтечи Господня Иоанна; 4) св. двенадцати Апостолов; 5) св. первомуч. Стефана; 6) св. сорока мучеников; 7) святителя Николая Чудотворца; 8) св. великомуч. Димитрия Солунскаго; 9) препод. Симеона и Саввы Сербских ктиторов обители и 10) св. великомуч. и Победоносца Георгия.

Хилендарь основан св. Саввою, архиепископом Сербским, в конце XII и в начале XIII веков, при царственных пособиях его родители и родичей, и оставался исключительным приютом для сербов. Ныне здесь более болгары.

От Хилендаря до Есфигмена три четверти часа ходу, до Кареи шесть часов.

 

7. Есфигмен (Киновия).

Соборный храм в честь Вознесения Господня.

В соборе кроме Животворящаго Древа Крестнаго есть мощи: глава св. ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийскаго; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградскаго; челюсть св. Иакова Персянина; части св. Иоанна Златоустаго, св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомуч. Пантелеимона; св. великомуч. Варвары, Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. Стефана Архидиакона и св. Ермолая; глава препод. муч. Агафангела Новаго и другия.

Кроме собора здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) Григория Паламы; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомидийскаго; 6) св. Нилов—Святогорскаго и Синайскаго; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольскаго.

По преданию, Есфигмен основан в V веке по Р. X. греческим Императором Феодосием и его сестрой Пульхерией. В последствии возобновлен усердием царей Сербских.

Есть также предание, впрочем, недавнее, что здесь первоначально подвизался, на соседственной с монастырем горе Самаре, в пещере, препод. Антоний Киевский. Над пещерою устроена небольшая, но прекрасная церковь в честь сего святаго.

От Есфигмена до Ватопеда два часа ходу, до Кареи пять часов.

 

8. Ватопед (Идиоритм).

Соборный храм — Благовещения Пресвятыя Богородицы. Кроме частей Животворящаго Древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда — пояс Богоматери и чудотворныя иконы:

1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери названная Провозвестительницею; 3) на горнем месте находится икона Пресвятыя Богородицы, называемая Ктиторскою; 4) икона Божией Матери, названной Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивою и 6) над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери.

Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова, глава св. Андрея Критскаго; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата, стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. мученика Кирика, части от глав св. мучеников Сергея и Вакха, часть главы священномуч. Харалампия, часть от правой руки священномуч. Ермолая, часть правой ноги св. великомуч. Пантелеимона; часть руки св. муч. Трифона; часть руки св. Иоанна Милостиваго; кость от плеча св. Архидиакона Стефана; часть руки св. муч. Марины; головной череп новаго чуд. Евдокима; св. Модеста часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунскаго.

Кроме соборнаго Благовещенскаго храма, в Ватопеде есть и другие, а именно: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) Рождества Богородицы; 3) Преображения Христова; 4) св. Иоанна Предтечи; 5) св. Димитрия Солунскаго; 6) святителя Николая; 7) преподоб. Онуфрия Великаго; 8) св. Апостолов; 9) св. Архангелов; 10) св. Иоанна Златоустаго; 11) св. Трех Святителей; 12) св. бессребреников Космы и Дамиана; 13) св. великомуч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата; 14) св. равноапостольных Константина и Елены; 15) св. великомуч. Георгия Победоносца; 16) в честь пояса Пресвятыя Богородицы.

Ватопед, по преданию, основан св. равноапост. царем Константином в первой половине IV века, но в том же столетии разорен богоотступником Иулианом, а в конце того же столетия восстановлен греческим императором Феодосием, в признательность Богу за спасение от потопления его сына Аркадия. В последствии, по вторичном разорении арабами в 862 г., он был возобновлен по совету св. Афанасия Афонскаго, в X веке, тремя братьями из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием. В XIII в. много благодетельствовали Ватопеду св. Савва Сербский с родителем своим св. Симеоном (бывшим царем Сербским). От Ватопеда до скита св. великомученика Димитрия полчаса ходу, до Пантократора два часа, а до Кареи три часа.

 

Скит св. великомученика Димитрия.
(Он находится в ведении и пределах Ватопеда).

Главный собор здесь во имя св. великомученика Димитрия Солунскаго.

В скиту сем части мощей: часть от правой руки св. Марии; часть от правой же руки св. Анастасии Узорешительницы: перст св. Харалампия; небольшая часть пяти мучеников, Евстратия и проч.; часть мощей св. Марка Ефесскаго и миро св. Димитрия Солунскаго.

Отсюда до скита Богородицы полчаса ходу.

 

Скит Богородицы
(общежительный, он находится в ведении и пределах Руссика).

Этот скит начало свое теряет в глубокой древности и замечателен исключительно пред прочими скитами тем, что здесь первоначально при в. князе Ярославе основалась общество Русское, получив самостоятельность и права наравне с иноками других славянских племен. А иные говорят, что по указу греческаго императора Алексея Комнина в 1080 году этот скит или вернее по тогдашнему его положению обитель, повелено было только отдать в собственность Русских. И тогда, равно как и ныне, скит Богородицы имел придаточное название Ксилургу, т. е. Древоделя.

Век XI был на св. горе для Русских особенно благоприятен, так что в первой половине XII века наши пустынные предки уже не вмещались в тесных пределах Ксилургу, вследствие чего, по просьбе тогдашняго русскаго игумена Лаврентия, святогорцы уступили русским Солунский монастырь св. Пантелеимона (нагорный Руссик); это было в 1169 году. Между тем их обитель Богородицы Ксилургу осталась за ними же, но в виде уже скита, как и ныне.

При такой археологической для нас важности, скит Богородицы Ксилургу, как и другие, имеет частицы св. мощей: Преподобномучен. Евфимия, Игнатия и Акакия, св. Иоанна Милостиваго, св. Евангелиста Матфея, св. Иоанна Златоустаго; св. Пантелеимона; св. Варвары; св. Иоанна Кущника; св. Макрины; св. Игнатия Богоносца; св. Георгия; св. Иакова Персянина и небольшия частицы св. Древа.

Собор здесь в честь Успения Пресвятыя Богородицы; по своей глубокой древности и по своему особенному типу он очень замечателен. Другой малый храм во имя препод. Иоанна Рыльскаго; строится еще храм во имя славянских просветителей — св. Кирилла и Мефодия.

Скит, населен исключительно Болгарами, потому и богослужение в нем совершается на языке славянском.

Отсюда до скита св. пророка Илии полчаса ходу, до Кареи полтора часа, а до Руссика более трех часов.

 

Малороссийский скит св. пророка Илии
(общежительный, он находится в ведении и пределах Пантократора).

Главный храм в скиту во имя св. пророка Илии. Кроме его есть храмы: 1) святителя Митрофана Воронежского; 2) Благовещения; 3) святителя Николая Мирликийскаго и 4) св. Архангелов.

Святыни здесь следующия: часть Древа Животворящаго Креста Господня; частицы св. мощей: Апостола Андрея Первозваннаго (левая стопа), св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; св. Апостолов Матфея, Иакова Алфеева, Варфоломея, Фомы, Луки, Иакова, Тимофея и Иасона; св. Архидиакона Стефана; св. Марии Магдалины, священномучеников: Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Елевферия, Харалампия, Фоки; святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия Александрийскаго, Иоанна Милостиваго; св. великомучеников: Георгия и Пантелеимона, св. праведныя Анны, матери Пресв. Богородицы и других святых. Кроме сего есть часть св. пелены Христовой, часть ризы Пресвятыя Богородицы и две чудотворныя иконы Божией Матери Млекопитательницы и Тихвинской, из последней иконы источались слезы в 1876 году.

Ильинский скит основан в 1757 г. блаженным старцем Паисием Величковским, впоследствии архимандритом и настоятелем Нямецкаго монастыря в Молдавии, известным переводами с греческаго языка на славянский книг: Добротолюбия, св. Исаака Сирина и проч.

Отсюда до Пантократора полчаса ходу, до Кареи полтора часа.

 

9. Пантократор (Идиоритм).

Здешний собор посвящен Преображению Господню. При северо-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемой здесь Герондиссы.

Кроме части Животворящаго Древа, здесь находятся следующия мощи: части руки и ноги св. Апостола Андрея; глава св. Иоанна Милостиваго; часть руки св. Иоанна Златоустаго; части рук св. Афанасия Константинопольскаго и священномуч. Харалампия, глава препод. Иоанникия Великаго, глава св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия Плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части св. великомуч. Пантелеимона и Ермолая, части преподоб. отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, глава св. бессребреника Космы.

В Пантократоре, исключая главнаго собора, параклисы: 1) Успения Пр. Богородицы; 2) собор Архангелов; 3) Вознесения Господня; 4) св. Предтечи Иоанна; 5) Святителя Николая; 6) св. Георгия Победоносца; 7) св. Пантелеимона.

Пантократору принадлежит келья Достойно, где, по преданию, воспел Ангел пред иконою богоматери гимн: Достойно есть и проч.

Пантократор основан греческим императором Алексием Стратопедархом и братом его Иоанном в 1361 году.

От Пантократора до Ставроникиты около часа ходу, до Кареи два часа.

 

10. Ставроникита (Идиоритм).

Храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь славится его чудотворная икона мозаической работы, обретенная в море.

Кроме, небольшой части Животворящаго Древа Креста Господня, хранятся мощи: рука св. праматери Анны, кость с кожею и плотию от руки св. Василия Великаго, правая рука священномуч. Елевферия, кости от локтей св. Иоанна Златоустаго, св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана, части св. муч. четыредесяти и св. бессребреников Космы и Дамиана, ребра св. муч. Карпа и Папилы и св. Иоасафа, царевича индийскаго, кость от руки св. Феодора Стратилата, кость св. Амвросия Медиоланскаго, миро св. Димитрия Солунскаго, миро св. Николая Чудотворца, челюсть с тремя зубами св. Иоанна Предтечи, смешение персти, костей и крови дву тму мучеников Никомидии сожженных, и часть св. Трифона.

Замечательна здесь псалтирь, которая будто бы была собственностию св. Иоанна Златоустаго.

Кроме соборнаго храма есть еще придельные: 1) Пресвят. Богородицы; 2) св. Иоанна Предтечи; 3) св. Архангелов; 4) св. Ап. Петра и Павла; 5) св. Пророка Илии; 6) св. великомуч. Георгия Победоносца и 7) св. Елевферия.

Монастырь этот основан Константинопольским патриархом Иеремиею I в 1553 г., по случаю обретения иконы святителя Христова Николая.

От Ставроникиты до Кареи полтора часа ходу, до Ивера один час.

 

Русский Андреевский скит Серай
(общежительный; находится в ведении и пределах Ватопедскаго монастыря).

Храмов в ските пять: 1-й) во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, при том празднуется и в честь Антония Великаго; 2) в честь Покрова Божией Матери; 3) во имя св. Петра, митрополита Московскаго и всея России чудотворца; 4) при трапезе во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона и 5-й) на гробнице т. е. при усыпальнице во имя всех святых Афонских.

В настоящее время строится здесь соборный храм во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, заложенный собственноручно Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года.

Святыни здесь следующия: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; две части от главы св. Апостола Андрея Первозваннаго и часть от локтя правой руки его; две части св. мощей св. Апостола и первомученика архидиакона Стефана, части св. Апостолов Филиппа и Варнавы, св. Иоанна Златоустаго, св. великомученика Пантелеимона, священномучеников: Харалампия и Власия, св. Модеста, патриарха Иерусалимскаго, св. 40 мучеников Севастийских, св. Григория Синаита, преподобн. Нила мироточиваго, св. мучен. Трифона и Димитрия новаго, преподобномуч. Михаила, иже в обители Саввы освященнаго, преподобномучен. Афонских: Игнатия, Евфимия и Акакия, великомуч. Марины; капли крови и часть св. мира великомученика Димитрия Солунскаго; три части от даров, принесенных Волхвами в св. Вифлеем при Рождестве Христове. Кроме того, здесь есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «в скорбях и печалях утешение», от которой много совершалось чудес во время пребывания ея в России в 1879 и 1882 гг.

Начало свое, самостоятельность и право наравне с другими, подобнаго рода скитами св. горы, Андреевский скит получил в 1849 г., по ходатайству покойнаго А. Н. Муравьева, который поэтому почитается главным ктитором скита. До того времени скит этот пользовался названием только Серая, по красоте своего местоположения и большой келлии патриаршей, потому что здесь в свое время уединялись св. патриархи: Афанасий Пателарий, нетленно почивающий в России — в Лубнах, и Серафим, там же скончавшийся.

Отсюда до Кареи четверть часа ходу.

 

Карея
(Правительственное место св. горы).

Карейский собор посвящен Успению Божией Матери; в алтаре есть чудотворная икона Спасителя, а на горнем месте находится общеизвестная чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Достойно есть». В соборе этом очень замечательны фрески Панселина. Есть на Карее еще другая чудотворная икона Божией Матери под названием Млекопитательницы, она находится в Типикарнице св. Саввы, архиепископа Сербскаго.

На Карее находится Протат (монашеское управление св. горы); здесь же имеет пребывание турецкий каймакам, представитель гражданской власти Афона, бывает иноческий базар и находятся подворья всех монастырей св. горы. Тут же почтовая контора и телеграф.

С Кареи, по всем направлениям св. горы, расходятся пустынные пути. Поклонникам путь лежит на Котломуш, до котораго четверть часа ходу.

 

11. Котломуш (Киновия).

Главный храм — Преображения Господня. Предмет благоговейнаго поклонения и паломническаго внимания составляют в том монастыре части мощей следующих святых:

Рука св. Евстратия; часть правой ноги св. праведной Анны, Матери Пресвятая Богородицы; части левой ноги и руки св. Кирика; перст св. муч. Марины; кость от ноги св. Евстафия Плакиды; глава св. Алипия Столпника, рука и часть челюстей св. Харалампия; частица Животворящаго Древа. Кроме главнаго храма здесь есть еще параклисы, или малые храмы: 1) Трех Святителей; 2) Космы и Дамиана.

Котломуш основан в XII веке греческим императором Алексием Комниным.

Из Котломуша желающее могут пройти в соседственный скит св. великомуч. и целителя Пантелеимона, отстоящий от Кареи и от Котломуша в равном расстоянии. От Кареи до Ивера час ходу.

 

Скит Св. Пантелеимона
(находится в ведении и пределах Котломушскаго монастыря).

Находящиеся в сем ските святыни следующия: части Животворящаго Древа Креста Господня; рука св. Тимофея; части мощей св. великомуч. и целителя Пантелеимона; св. Панагиота Кесарийскаго новаго; св. Парфения; св. Параскевы; св. Нила Афонскаго; св. Трифона муч.; св. Арефы; св. великомучен. Меркурия; св. Василия Великаго; св. муч. Кирика; священномуч. Харалампия; св. муч. Евстафия; св. муч. Иакова Персянина; преподоб. Матроны; св. Иакова Апостола.

Скит основан в XVIII веке.

 

12. Ивер (Идиоритм).

Соборный храм посвящен в честь Успения Божией Матери. Здесь в отдельном храме при вратах монастырских находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса, (вратарница), или Иверская.

В соборном храме Успения, кроме честнаго Древа, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата, левая рука св. Василия, епископа Амасийскаго; нога левая св. Михаила, епископа Синадскаго; рука св. великомуч. и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотинии Самаряныни; глава св. муч. Феодора Пергийскаго; рука левая св. муч. Евпраксии; рука правая св. муч. Параскевы; части св. Василия Великаго, великомуч. Георгия, св. Иоанна Златоустаго; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. первомуч. и архидиакона Стефана; св. ап. Петра; св. евангелиста Луки; св. ап. Варфоломея; св. Афанасия Великаго; св. муч. Меркурия; св. Иоанна Постника, патриарха Царяграда; св. Стефана Новаго; св. Ипатия; св. Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога св. священномуч. Киприана; большая часть главы св. муч. Фотия; глава препод. Иерофея Иверскаго; глава св. муч. Никиты; чело св. Епифания Кипрскаго и миро св. великомуч. Димитрия Солунскаго. Есть также хламида, губа и трость, чрез которыя поруган был Господь от Иудеев.

Кроме соборнаго храма Успения, здесь придельных параклисов осьмнадцать: 1) святителя Николая Чудотворца; 2) собор св. Архангелов; 3) св. Предтечи Иоанна; 4) Богородицы Вратарницы; 5) Введения; 6) св. Евстафия; 7) св. первомуч. Стефана; 8) св. Константина и Елены; 9) Преображения Господня; 10) св. Иоанна Богослова; 11) Всех Святых; 12) св. великомуч. Георгия: 13) бессребреников Космы и Дамиана; 14) Воздвижения Креста; 15) св. Спиридона; 16) св. Дионисия Ареопагита; 17) св. муч. Неофита; 18) св. Модеста.

На берегу моря, близ монастыря обозначено место несколькими кельями и церковью Богоматери, где Ея икона была принята с моря отшельником иноком Гавриилом.

Ивер основан в исходе X века царственными иноками — св. Иоанном, св. Евфимием и родственником их Георгием, происходившими из грузинской династии рода Багратионов.

Близ Ивера находится келлия с церковью св. Иоанна Богослова. Здесь живут около сорока грузинских иноков; Богослужение совершается на грузинском языке.

От Ивера до монастыря Филофея два часа ходу, а до скита Предтечева полчаса.

 

Скит Иверский св. Предтечи
(принадлежит Иверскому монастырю).

Соборный храм скита посвящен в честь усекновения честныя главы св. Предтечи Господня Иоанна. Основателем скита полагают преподобномуч. Иакова; более десяти келий скитских рассыпано на живописном холме. В одной из них находятся мощи новых преподобномуч. Игнатия, Евфимия и Акакия, от турок пострадавших. Старец этих страстотерпевцев инок Григорий только что в 1862 году декабря 22 скончался. Основание скита относится к XVI веку.

В скитском храме находятся св. мощи: св. мучен. Меркурия; св. Христофора; св. Пантелеимона; св. Трифона; св. Иоанна Златоустаго; св. Дионисия Ареопагита; св. бессребреника Космы; трех новых мучеников: Игнатия, Евфимия и Акакия.

 

13. Монастырь св. Филовея (Идиоритм).

Соборный храм посвящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Кроме Животворящаго Древа Креста Господня, здесь есть части св. мощей: правая рука Иоанна Златоустаго, нога, начиная от колена, св. великомуч. Марины; левая нога св. великомуч. Пантелеимона; часть руки и лба препод. Луки Елладскаго; части св. муч. Исидора, Харалампия; кровь великомуч. Димитрия и часть св. муч. Параскевы.

Параклисы, или отдельные храмы здесь следующия: 1) св. Иоанна Златоустаго; 2) св. Николая Чудотворца; 3) трех Иерархов; 4) св. Предтечи; 5) св. Архангелов; 6) св. Марины и 7) Всех Святых.

Монастырь этот основан в XI веке св. Филофеем. От Филофея до Каракалла полчаса ходу, до Кареи два часа.

 

14. Каракалл (Киновия).

Соборный храм во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Кроме того есть еще здесь придельные храмы: 1) Преображения Господня; 2) Успения Пресвятыя Богородицы; 3) св. пророка Илии; 4) св. великомуч. Георгия; 5) святителя Николая; 6) великомуч. Пантелеимона.

Части мощей следующих святых: верхняя часть главы св. апост. Варфоломея; глава и кость от плеча св. великомуч. Меркурия; часть от ноги св. Иоанна Милостиваго; две части св. Иоанна Предтечи Господня; кость от локтя священномуч. Харалампия; кости от ног св. муч. Ореста и Аверкия Иерапольскаго.

Предполагают, что монастырь сей, основан в конце X века пришедшим из Рима Антонием Кракаллом по имени котораго и называется.

От Каракалла до Лавры полагают расстояние на четыре часа ходу. На половине этого пути находится живоносный источник Богоматери и св. Афанасия, а вправо от Морфино (Амальфи) в глубине оврага находится скит, называемый Лак. Церковь его во имя св. великомуч. Георгия Победоносца.

 

15. Лавра св. Афанасия (Идиоритм).

Соборный храм во имя св. Афанасия; в приделе сего храма находится гроб его и при гробе железный его жезл. Среди двора в смиренном киоте стоит икона Пресвятой Девы Богородицы, Божественной Икономиссы Лавры. Есть еще чудотворная икона Божией Матери, называемой Кукузелиссою.

Между святынями собора особенно замечательны; часть от пелен Христовых; части орудия божественных страстей: губы, трости и проч. Части эти содержатся в одном кресте. Части Животворящаго Древа Креста Господня; он находятся тоже в разных крестах. Один крест с частию Животворящаго Древа, украшенный драгоценными и крупными перлами, дар св. Афанасию от друга его, императора греческаго Никифора Фоки, как видно из подписи. Крест этот хранится в золотом ковчеге и обыкновенно употребляется для водосвятия. Этим же крестом освящают 14-го сентября закваску для хлебов на весь год.

Части мощей: глава св. Василия Великаго; глава св. Михаила Синадскаго; глава св. Александра; глава и левая рука св. муч. Минодоры; глава св. Иоанна Кукузеля; глава священномуч. Евстратия; кровь, смешанная с землею, св. великомуч. Димитрия; стопа ноги с плотию св. муч. Кирика; правая рука и другая часть кости локотной св. Апостола Андрея Первозваннаго, кровь св. Иоанна Предтечи; части св. Сампсона Странноприимца, св. царей Константина и Елены, часть кости брадной св. Ефрема Сирина; глава и рука с кожицею св. Григория Великой Армении; глава св. муч. Иакова Персянина; глава препод. Нила Мироточиваго; глава св. великомуч. Меркурия; локоть левой руки св. Иоанна Златоустаго; часть главы св. Феодора Стратилата; часть же главы первомуч. Стефана; правая рука новомуч. Феодора Византийскаго, пострадавшаго в 1795 году февраля 17 и многия другия части разных святых. По истине достойно замечания здесь обилие св. мощей. В алтаре, в шкафе, уложены оне в подвижных ящиках, соответственно месяцам года, на кои падает память того или другаго святаго. Нет ящика только на август, Мощи эти, сохраняемыя отдельно от других, обычно показываемых, редко выставляются для поклоненья богомольцам.

Придельных церквей в Лавре, кроме, соборнаго храма и при нем двух параклисов во имя святителя Николая и 40 мучеников, 18: 1) в честь Пресв. Троицы; 2) Успения Пресвятыя Богородицы; 3) Введения во храм Пресв. Богородицы; 4) Архангелов; 5) св. Иоанна Предтечи; 6) Всех Святых; 7) Василия Великаго; 8) св. Модеста Иерусалимскаго; 9) Феодора Тирона и Феодора Стратилата; 10) священномуч. Харалампия; 11) преп. Онуфрия; 12) святителя Николая Мирликийскаго; 13) св. бессребреников Космы и Дамиана; 14) св. Первомуч. Стефана; 15) св. Иоанна Богослова; 16) св. великомуч. Георгия Победоносца; 17) св. Михаила Синадскаго; 18) св. Афанасия, основателя Лавры. В сем последнем храме находится деревянный крест св. Афанасия в железном окладе, который носил на себе преподобный; этому кресту приписывают целительныя действия. Здесь же находится жезл святаго, с которым он обыкновенно ходил. Этим жезлом он бил демонов.

Лавра основана в X веке, иждивением Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия — императоров Греческих.

В десяти минутах ходу от Лавры находится уединенная небольшая церковь во имя св. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона сих св. бессребреников. От Лавры до Молдавскаго скита один час ходу, до Кареи семь часов.

 

Молдавский скит
(Киновия, находится в действии и пределах Лавры).

Главный храм скита во имя Богоявления Господня. Кроме сего храма, есть еще параклисы: 1) Успения Божией Матери; 2) св. Иоанна Предтечи.

В главном храме здешнем находятся следующия святыни: часть Животворящаго Древа Креста Господня; частицы мощей святых: Крестителя Господня Иоанна; cв. Иоанна Златоустаго; священномуч. Харалампия; св. Климента папы Римскаго; муч. Мины и Виктора, есть еще кровь св. великомуч. Димитрия и небольшая частица от камня отваленнаго Ангелом от гроба Господня. Там же в соборе, кроме сих святынь, находится еще чудотворная икона Божией Матери, подобно Зографской св. Георгия великомученика, — самописанная.

Основание сего скита положено в 1852 году. Так как скит населен исключительно молдаванами, то и богослужение совершается в нем на языке молдаванском.

Близ сего скита находится пещера св. Афанасия, в которой в последнее время устроены две тесныя церкви в честь Богоматери и святителя Николая Чудотворца.

 

Пещера преподоб. Петра Афонскаго.

По пути же от Лавры к Кавсокаливу в расстоянии двух часов ходу и поныне существует пещера преподоб. Петра Афонскаго. При пещере этой есть небольшая келлия с церковию во имя сего святаго.

 

Пещера преподоб. Нила Мироточиваго.

От пещеры преподоб. Петра, ближе к морю, над отвесной пустынной скалою залива, где был высажен этот угодник по прибытии на Афон, находится одинокая пещера преподоб. Нила Мироточиваго с церковью. Преп. Нил подвизался в XVII веке. Часть мощей его находится близ пещеры в церкви Всех Святых, а остальныя в Лавре. Келлия, существующая при церкви Всех Святых, известна более под именем келлии св. Нила, вследствие соседства с его пещерою, так как и сама пещера эта относится к келлии Всех Святых.

Отсюда до Кавсокаливскаго скита час слишком ходу.

 

Скит Кавсокаливский
(находится в ведении и пределах Лавры).

Соборный храм посвящен имени Пресвятой Троицы. Мощи в скиту: кость от руки препод. Нила Мироточиваго; части препод. Акакия Кавсокаливскаго; части св. бессребреников Космы и Дамиана; части св. муч. Меркурия, Трифона, Евстратия; великомуч. Георгия; кость от ребра св. Михаила Синадскаго.

В скиту Кавсокаливском около 40 отдельных келий. Основание его приписывается препод. Максиму Кавсокаливиту, подвижнику XIV века.

От Кавсокаливы поднимаются чрез Керасию на самую вершину Афона, до которой полагают четыре часа слишком ходу.

 

Вершина Афона.

На Керасии есть несколько келий. Отсюда начинается стезя пустынная на выспренний Афон.

Почти на половине пути туда есть церковь в честь Пресвятой Богородицы. Предание говорит, что при посещении Афонской горы, Богоматерь возводима была язычниками до самой вершины, где стояло главное языческое чтилище Аполлона; а здесь, где существует церковь, будто бы Богоматерь отдыхала.

На самой вершине, горы небольшой храм посвящен в честь Преображения Господня; 6-го августа сюда стекаются иноки со всей горы и совершают бдение и литургии. Когда основана церковь, нет положительнаго известия. Это место с окрестными скитами и кельями находится в ведении Лавры. На вершине горы собирается цветок, так называемый «неувядаемый цвет Божией Матери».

С вершины горы, чрез Керасию, можно пройти в единственное по дикости и чрезвычайной строгости безмолвия место, называемое Каруля, но путь туда не только труден, но и опасен, потому что Каруля не что иное, как отвесная прибрежная скала. Там есть церковь, посвященная св. великомученику Георгию. От вершины Афона до Карули три часа ходу, от Карули до так называемой Малой Анны полчаса ходу. Здесь более 20 отшельнических келий. Отсюда до главнаго Свято-Аннинскаго скита полчаса ходу.

 

Скит св. Анны
(находится в ведении и пределах Лавры).

Соборная церковь посвящена св. праведной Анне матери Пресвятыя Богородицы.

Кроме стопы св. праведной Анны, есть еще части св. мощей в соборе скита сего: глава преподобномуч. Нектария новаго, пострадавшаго от турок; кости новых преподобномуч. Игнатия, Евфимия и Акакия, части св. великомуч. Пантелеимона, Димитрия и Меркурия, челюсть преподобномуч. Димитрия новаго, кости от рук священномуч. Харалампия и св. бессребреников Космы и Дамиана. Основание скита относят к X веку, но впоследствии он опустел, и не более как за 200 лет до нашего времени восстановлен Константинопольским патриархом Дионисием.

Отсюда до новаго скита полчаса ходу.

 

Новый скит Рождества Пресвятыя Богородицы
(находится в пределах и ведении монастыря св. Павла).

Соборный храм посвящен в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Здесь есть часть Животворящаго Древа Креста Господня и части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия; св. Феодора Стратилата; св. Михаила Синадскаго; св. бессребреника Космы; кровь св. великомуч. Димитрия Солунскаго и части св. муч. Евфимия, Игнатия и Акакия; часть св. ап. Андрея; св. муч. Прокопия; частицы св. Пантелеимона; св. Дамаскина; св. праведной Анны, матери Богородицы; св. великомуч. Евстафия; архидиакона Стефана, св. ап. Филиппа; св. Параскевы; Стефана исповедника; Давида Солунскаго; Феодора Тирона; новомуч. Георгия Ефесскаго и 40 мучеников.

Калив при ските 26.

Скит основан в 1730 году, старанием иеромонаха Исаии и монахов Даниила и Акакия. Отсюда до монастыря св. Павла один час ходу.

 

16. Монастырь св. Павла (Киновия).

Соборный храм посвящен Сретению Господню. В числе святынь и достопамятностей монастыря особенно замечательны:

1) Икона Божией Матери, принадлежавшая Феофилу иконоборцу, или его супруге Феодоре. Эту икону иконоборец в неистовстве своем бросил в огонь, но она не сгорела.

2) Два креста из Животворящаго Древа Креста Господня.

3) Напрестольный большой деревянный крест, принадлежавший будто бы Константину Великому. Крест этот обложен с обеих сторон малыми иконами, писанными на пергаменте, по золотому полю, числом более 50-ти. Каждая из них вставлена в выдолбленное в кресте углубление и закрывается сверху стеклом. Живопись похожа на византийскую. При многих из них сохранились частию вполне, частию в отрывках латинския надписи готическими буквами.

4) Икона Божией Матери, (складень), окруженная 28-ю малыми иконами разных святых, которых всех тут же находятся и мощи, и при них надписи каждаго святаго. Это дар монастырю императора Андроника, дар поистине царский.

5) Икона Божией Матери, принесенная в монастырь ктитором онаго св. Павлом из монастыря Мирелэон, основанного отцом его Михаилом Рагкаве. Икона эта стоит при юго-восточной колонне, поддерживающей купол собора.

6) Часть злата, ливана и смирны, принесенных волхвами в дар Вифлеемскому Богомладенцу Господу Иисусу. Эта святыня пожертвована дочерью последняго из деспотов Сербских Георгия Бранкована Мариею.

Части св. мощей здесь находятся следующих святых: нога левая от стопы до колена св. Григория Богослова; кость от локтя с плотию св. Максима исповедника; глава св. Феодоры Адександрийския; часть св. великомуч. Пантелеимона; частицы св. 40 мучеников; нога правая преподобномуч. Каллиника новаго; кость св. Василия Великаго.

Кроме соборнаго храма есть здесь параклисы: во имя св. Константина и Елены и святителя Николая.

Монастырь основан в IX веке св. Павлом, происходившим из царскаго рода. Монастырь этот был некогда славянским. Показывают желающим пещеру, где постнически проводил св. Павел дни свои в удалении от всех при самом море.

Отсюда до Дионисиата час самаго труднаго ходу пешком или на муле, а до Кареи около осьми часов.

 

17. Дионисиат (Киновия).

Соборный храм — в честь Предтечи Господня Иоанна.

Кроме Животворящаго Древа Креста Господня здесь служат предметом чествования и поклонения, локоть от правой руки св. Предтечи и Крестителя Иоанна; правая рука св. Иоанна Милостиваго; правая же рука св. Иоанна, епископа Колонийскаго; правыя же руки священномуч. Власия, Модеста, патриарха Иерусалимскаго; священномуч. Антипы; св. ап. и Евангелиста Луки и св. Параскевы; глава св. Григория, епископа Акрагантийскаго; челюсть св. Архидиакона Стефана; большой зуб св. муч. Христофора; кости св. бессребрен. Космы и: Дамиана; священномуч. Харалампия; патриарха Нифонта; Феофании царицы; св. муч. Фомаиды; миро св. великомуч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.

Кроме соборнаго храма находятся параклисы: 1) в честь Пресвятой Богородицы на хорах; 2) св. Архангелов; 3) св. Евангелиста Иоанна Богослова; 4) св. Иоанна Златоустаго: 5) св. великомученика и Победоносца Георгия; 6) Святителя Николая; 7) Всех Святых; 8) св. бессребреников Космы и Дамиана; 9) св. Нифонта, патриарха Царяграда; 10) Иакова брата Божия.

Здесь находится чудотворная икона Божией Матери древнейшая, пред которою патриарх Сергий в первый раз читал составленный им акафист за победу над Скифами.

Основан монастырь сей в 1375 г. на иждивение императора Алексия Комнина, по ходатайству пред ним подвизавшегося на сем месте отшельника Дионисия, от имени котораго и получил свое название.

От Дионисиата до Григориата полтора часа ходу, до Кареи шесть часов.

 

18. Григориат (Киновия).

Соборный храм Григориата посвящен Святителю Николаю Мирликийскому. Кроме сего храма есть параклисы: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) св. Архангелов; 3) св. Анастасии Римляныни; 4) Живоноснаго Источника; 5) св. Димитрия Солунскаго; 6) Всех Святых; 7) св. Григория, ктитора обители.

Св. мощи: части правой и левой ноги и правой руки св. Анастасии Римляныни; ребра священномуч. Харалампия; глава св. муч. Кирика; глава св. Григория Назианзина, отца Григория Богослова; глава св. Фотинии Самаряныни; часть св. Иулитты, матери св. муч. Кирика; части правых рук св. бессребреников Космы и Дамиана; часть св. великомуч. Пантелеимона.

В соборном храме, при колонне, замечательна икона Пресвятой Богородицы. На этой иконе есть подпись греческая: «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской». Монастырь этот, подобно Святопавловскому, был некогда славянским. Он основан в XVI веке св. Григорием, от котораго и получил свое имя.

От Григориата до Симонопетра один час ходу; до Кареи пять часов.

 

Симонопетр (Киновия).

Главный храм обители посвящен Рождеству Христову. Кроме части Животворящаго Древа Креста Господня, находятся здесь мощи следующих святых: часть левой руки св. Марии Магдалины; часть руки преподобномуч. Евдокии; часть руки св. великомуч. Варвары; стопа св. муч. Кирика; глава св. Павла исповедника: глава, св. муч. Сергия; глава св. Модеста, патриарха Иерусалимскаго; кости св. великомуч. Пантелеймона, св. Иоанна Предтечи; св. муч. Трифона; священномуч. Елевферия; части св. Иакова Персянина; св. Пророка Наума; св. муч. Параскевы; св. Харалампия; св. Симеона Столпника; св. бессребреников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунскаго; часть мощей св. Феодоры Александрийской.

Кроме соборнаго храма здесь параклисы: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) св. Георгия Победоносца, 3) Святителя Николая Чудотворца; 4) св. Марии Магдалины; 5) св. Харалампия.

Симонопетр основан в XIII веке св. Григорием, спасавшимся здесь в пещере, которая и теперь сохраняется в своем первобытном виде; основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербскаго, признательнаго св. Симону за исцеление его дочери. Устроение монастыря сего дивно; только чудесныя знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся, воздвигнуть громадное здание на таком отвесном камне, над пропастью.

От Симонопетра до Ксиропотама четыре часа ходу, до Кареи пять часов.

 

20. Ксиропотам (Идиоритм).

Соборный храм Ксиропотама посвящен четыредесяти мученикам Севастийским.— Святыни монастыря: значительная часть Животворящаго Древа Креста Господня с пробитою гвоздем скважиною и другая часть св. Креста меньшей меры.

Св. мощи: стопа левой ноги св. муч. Прокопия; кость от руки преподоб. Авксентия; кость от локтя св. Игнатия Богоносца; кость от колена св. Василия Великаго; нога правая св. муч. Трифона; кость ноги св. Григория, просветителя Армении; перст св. великомуч. Меркурия; кость св. Андрея Критскаго; челюсть св. преподобномуч. Стефана Новаго, челюсти св. Иоасафа, царевича Индийскаго часть лобная единаго от 10-ти муч. Критских; глава одного от чад св. Соломонии; кости священномуч. Харалампия; св. великомуч. Параскевы и св. Пантелеимона; св. Фотинии Самаряныни; св. Анастасии Александрийской; св. Апост. Варфоломея; препод. Нила Мироточиваго; св. Григория Богослова; челюсть св. Парфения Лампсакийскаго; рука правая св. муч. Христины, кость от руки св. Иоанна Милостиваго; глава преподобномуч. Николая Новаго; глава преподобномуч. Авксентия Новаго; часть одежды, облитой кровию и миро св. великомуч. Димитрия Солунскаго и части св. 40 мучеников.

Кроме соборнаго храма в честь Севастийских мучеников, в Ксиропотаме есть параклисы: 1) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) св. Архангелов; 4) св. Иоанна Предтечи; 5) св. Георгия Победоносца; 6) св. Димитрия Солунскаго; 7) св. Константина; 8) св. Апостолов; 9) св. Феодосия Киновиарха; 10) св. Креста Господня.

Ксиропотам, по преданию, основан в V веке греческою царевною Пульхериею, потом в разныя времена был возобновляем и поддерживаем греческими императорами. Близ сего монастыря находится главная Афонская пристань именуемая Дафна, где каждую неделю останавливаются пароходы, идущие из Константинополя в Солунь, и обратно. От Дафны до Кареи два часа ходу.

От Ксиропотама до Русика около часа ходу. Устремимся туда для отдыха после утомительнаго странствия и обозрения св. горы. Русскому с русскими сладко отдыхать и сладко беседовать о родственном крае и о событиях православной отчизны — благословенной России; далекой от нас Афонско-русских отшельников, но все же любезной, все же составляющей исключительный и постоянный предмет молитв к Богу и беседе со случайными сюда пришельцами — нашими родичами.

Так как Путеводитель этот назначается преимущественно для русских богомольцев, то неизлишним считаем познакомить их несколько с родною им Русско-Афонскою Пантелеимоновою обителию. Она первоначально основана была на том месте, где теперь скит Богородицы; именовалась она обителию Богородицы Ксилургу, или Руссов, но во второй половине XII века наши пустынные предки не вмещались уже в тесной обители Ксилургу и переселились в нагорный Русик. Смотрением Божиим в конце XVIII столетия из нагорнаго Русика иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня, находившуюся на месте теперешняго Русскаго Пантелеимонова монастыря и претерпевали крайнюю скудость в средствах к жизни, братии оставалось не много и тех нечем было содержать. Но по воле Того, Который живит и мертвит, смиряет и возвышает, Русский общежительный Пантелеимонов монастырь в настоящее время имеет более 1000 человек братий и служит пристанищем для русских богомольцев, посещающих св. Афон. Для приюта богомольцев монастырь имеет также подворья в Одессе и Константинополе.

Старый нагорный Русик, бывший долгое время в развалинах, недавно возобновлен и служит как бы скитом для нескольких братий, живущих там по особым постническим правилам. От прибрежного Русика он отстоит на полтора часа ходу. В этом монастыре Сербский царевич, бывший потом знаменитый архиепископ Савва, принял пострижение в иночество, и посланным родителя своего, убеждавшим его возвратиться в царство, с одной из башен монастырских сбросил царския свои одежды, а впоследствии времени и родитель его оставил царство и последовал благому примеру святаго сына своего. Ныне же вкупе они предстоят Пресвятой Троице, наслаждаясь бесконечным блаженством.

В глубокой древности пытались образовать на св. Афонской горе города и села: но попытки были тщетны, земледельческия селения скоро пустели и колонизация не удавалась. Ближайший к св. Афонской горе город именуется Солунь; он в расстоянии от св. горы до 150 верст. На пути с Афона в этот город на границе, отделяющий св. гору от мира, находится высокая гора, именуемая по-гречески Мегали Вигла, а по-русски Великая Стража. Там один из афонских подвижников, преп. Марк, ученик св. Григория Сенаита, видел Царицу Небесную на превознесенном Божественном Престоле, в чудной красоте и Царственной славе. Ее окружало множество небесных сил, воспевая Ея величие и достоинство. Богоматерь оттуда осеняла всю гору, и, проливая на нее свет и струи благодати на самой границе, отделяющей Ея земный жребий от мира и соблазнов его, стала неусыпающим стражем для спасающихся. Между тем, начиная от св. Афанасия и Петра Афонских, множество Афонских иноков, окружая престол Царицы Небесной вместе с Ангелами вокруг всей св. горы, стояли как бы стражами, осияваясь светом небесным и, блистая как бы огненные столпы в означение того, что при державном покрове Божией Матери, они остаются для Афона твердым ограждением. Конечно, не одни подвизающиеся здесь пользуются таким благоволением Царицы Небесной, но и посещающие Ея св. жребий и наследие земное с верою и молитвою, не лишаются Ея благословения и щедрот здесь, на земли, а тем паче за гробом.

 

Желающим иметь более сведений о св. горе Афонской предлагаются следующия издания:

Вышний покров над Афоном, или сказания о чудотворных в Афоне прославившихся иконах Божией Матери и святых угодников Божиих. На веленевой бумаге, с 39 литографированными изображениями чудотворных икон. Описание икон этих и бывших от них благодатных знамений являет великое милосердие Пресвятой Богородицы к земному Ея уделу св. Афонской горе и вместе с тем знакомит читателя с замечательными событиями, совершившимися на св. Афоне от прославленных чудотворениями икон. Изд. 7-е, дополненное. Моск. 1881 г.; ц. 2 р. за перес. 50 к.

Афонский патерик, вновь исправленное издание, на веленевой бумаге, 2 части с литографированными изображениями святых во Афоне подвизавшихся. Книга эта вполне знакомит с Афонскими подвижниками древних и средних веков. Чтение житий святых возбуждает соревнование к подражанию их равноангельной жизни и их дивным подвигам. Изд. 7-е. Моск. 1883 г.; ц. 3 р.; за перес. 60 к.

Письма святогорца о Святой горе Афонской, с портретом автора и видом келии его, с приложением его биографии и стихотворений. Изд. 8-е, исправленное и дополненное. Моск. 1883 г. ц. за 4 части 3 р.; за перес. 60 к.; а за 3 части 2 р. 25 к.; за перес. 50 к., а за 1 стихотвор. 75 к. за перес. 25 коп.

Путеводитель по св. Афонской Горе и указатель ея святынь и прочих достопамятностей. С 26 видами монастырей и скитов. Изд. 4-е. Моск. 1885 г.; ц. 75 к., с перес. 1 р.

Сказание о св. горе Афонской, объясняющее причину названия ея «святою» и «жребием Богоматери». Стефана святогорца. (Из рукописи Троице-Сергеевой лавры второй половины XV столетия). Москва. 1884 г. Цена 5 к., с пересылкою 7 к.

Три древних сказания о св. горе Афонской и краткое описание св. горы, составленное в первое посещение оной Васильем Барским (1725—1726 г.). Москва. 1882 г. Цена 25 к., с пересылкою 35 к.

Первое посещение св. Афонской горы Васильем Григоровичем-Барским, им самим описанное. С.-Петербурга. 1884 г. Цена 30 к., с пересылкою 40 к.

Второе посещение св. Афонской горы Васильем Григоровичем—Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской горы. С. II. Б. 1887 г. Цена 6 р. (Извлечены из полнаго сочинения Барскаго, под заглавием: «Странствования Василья Григорьевича Барскаго по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.», издаваемаго Православным Палестинским Обществом, под редакциею Н. П. Барсукова).

Русский монастырь св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на св. горе Афонской. Издание 7-е исправленное и значительно дополненное. С 14 рисунками на веленевой бумаге, сделанными по фотографическим снимкам. Москва. 1886 г. Цена 1 р., с пересылкою 1 р. 30 к.

Письма к новообратившимся из разных сект раскола, с Афона, из Солуня, из стараго Иерусалима, с новаго Афона, из новаго Иерусалима. Иеромонаха Арсения. Москва. 1884 г. Цена 50 к., с пересылкою 60 к.

Афонские современные подвижники. Изд. 7-е. Моск. 1887 г.; ц. 5 к., с перес. 7 к.

Иеросхимонах Иероним, духовник русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря. Моск. 1887 г. цена 8 к., с перес. 12 к.

Биографический очерк Афонскаго иеромонаха Арсения. Москва. 1881 г. Цена 15 к., с пересылкой 20 к.

Из Афонскаго Патерика напечатанныя отдельно:

Житие преподобного Петра, подвизавшагося на св. Афонской Горе, с изображен, его. Изд. 4-е. Моск. 1886 г.; ц. 10 к., с перес. 15 к.

Житие св. Афанасия Афонскаго, основателя общежития на Афоне. Изд. 5-е. Моск. 1887 г., ц. 10 к., с перес. 15 к.

Житие преподобнаго Саввы Архиепископа Сербского, подвизавшагося на Св. Афонской Горе. Изд. 3-е. С. П. Б. 1869 г.; ц. 25 к., с перес. 45 к.

Жития и страдания святых преподобномучеников: Евфимия, Игнатия и Акакия. С. П. Б. 1869 г. Цена 20 коп., с пересылкой 30 к.

 

Мелкия брошюры:

Св. гора Афон, земной удел Божией Матери, местность и обители ея. Изд. 9-е. Моск. 1886 г.; ц. 6 к., с перес. 8 к.

Обетования Богоматери благоговейным насельникам св. горы Афонской. Изд. 6-е. М. 1887 г.; ц. 5 к., с пересылкой 7 к.

Очерк русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря. Издание 6-е. Москва. 1884 г. Цена 3 к., с пересылкой 5 к.

Отрывки из переписки Святогорца. Москва. 1873 г. Цена 6 к., с пересылкой 8 к.

Из келейных записок русскаго Афонскаго старца. Москва. 1884 г. Цена 5 к., с пересылкой 10 к.

Душеполезное чтение. Издание 8-е. Москва. 1887 г. Цена 3 к., с пересылкой 5 к.

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимская, находящейся в русском, на Афоне, Пантелеимоновом монастыре. М. 1885 г. ц. 5 к., с пересылкой 7 к.

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Избавительницы, находящейся в русском Пантелеимоновом монастыре. М. 1886 г. ц. 1 к., с пересылкой 3 к.

Душеполезныя размышления, издававшиеся выпусками в 1884, 1885, 1886 и 1887 г.г.— Цена за каждый год отдельно 50 к., с пересылкою 70 к.— (В них имеются описания некоторых Афонских монастырей).

Книги эти можно получать: на Афоне, в русском Пантелеимоновом монастыре.

В Константинополе: на подворье Русскаго Пантелеимонова монастыря.

В Одессе: на подворье русскаго Пантелеимонова монастыря, на Рыбной улице.

В Москве: на Никольской улице, в Афонской часовне, у Владимирских ворот.

В С.-Петербурге: на Ново Афонском подворье, на углу Забалканскаго проспекта и 2-й роты Измайловскаго полка.

В Синодальной книжной лавке, в здании св. Синода, на Петровской площади.

В книжном магазине И. Л. Тузова, на Большой Садовой, против Гостиннаго двора, дом Коровина № 16, магазин № 2.

Желающие выписывать книги, или св. иконы и изображения на бумаге с св. Афонской горы, Пантелеимонова монастыря, благоволят адресовать так:

В г. Одессу, в дом русскаго Афонскаго Пантелеимонова монастыря, на Рыбной улице, настоятелю онаго монастыря, архимандриту Макарию с братиею до востребования.

Кроме означенных здесь книг издано Афонским Пантелеимоновым монастырем еще много разных книг и листков духовно-нравственнаго содержания, которыя помещены в полном каталоге, особо отпечатанном, и тоже имеются в продаже во всех вышеуказанных местах.

Путеводитель по святой Афонской горе