«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Как же нам строить наше будущее?
Наше будущее строить теперь же!

Анкета «Зари»

(по материалам еженедельного иллюстрированного журнала «ЗАРЯ», март-апрель 1915 г.)

В переживаемую нами эпоху величайшего исторического перелома, величайшего напряжения народной воли и народных сил, всё кажется возможным и осуществимым, даже казавшееся вчера несбыточной утопией. Кто считал возможным, например, полное отрезвление России? А это сбылось. Кто считал возможным исключение из русского бюджета доходов от продажи вина? А это фактически сделано.

Действительно, переживаемый сейчас месяц равен по количеству развиваемой энергии не году, а, пожалуй, целому десятилетию. Это тяжелое время – великое время. Драгоценное время, так как теперь достижимо и осуществимо почти всякое благое начинание.

В уверенности, что теперь уже при общем единодушии следует начать работу над устроением будущего и что в этом вопросе имеют значение не только мысли теоретиков, но и соображения людей жизни, людей практического дела, мы предлагаем нашим читателям высказаться по этому вопросу.

Ответы, имеющие общий интерес, будут напечатаны на страницах «Зари».

Мы счастливы сознанием, что наше обращение к нашим читателям с предложением высказаться по вопросу, «как нам устроить наше будущее», встретило такой сочувственный прием, какого мы не могли ожидать. Очевидно, этот вопрос, тревожный и радостный, стоит перед ВСЕМИ, как запрос совести, долга перед родиной, народом и потомством. Вопрос тревожный, потому что все мы чувствуем, что кончится война, и придет время великого строительства жизни, к которому надо достойно приготовиться, надо обдумать, что делать и как делать. Эта забота, эта ответственность лежит на всех и на каждом. Вопрос радостный, потому что нет выше счастья, нет чище радости, как счастье творческой работы, радость созидания. Она суждена нам, и мы должны быть достойны ее.

Из груды писем-отзывов наших читателей мы на первый раз выбираем те мысли и пожелания, которые посвящены именно этому достойному приготовлению к светлому будущему. Каждый, болевший страданиями родины и скорбевший ее скорбями, поймет, что мы говорим о борьбе с пьянством.

Россия преобразилась в виду великой военной грозы. Трезвой встретила она врага, трезвой борется с ним. Трезвой, разумной, сознательной, спокойной.

И пору великого созидания должна она встретить трезвой, разумной, сознательной, спокойной.

Эта забота, как видно из писем наших читателей, тревожит почти всех. Крестьянин и рабочий, приказчик, студент, чиновник, офицер, интеллигент сходятся в горячем желании, чтобы пьяная немощь не возвращалась больше к русскому народу.

Но предоставим слово им.

Трогательный отзыв по горячему и глубокому чувству, одушевляющему автора, прислал М. Филиппов, рабочий из далекой провинции. «От души мы рады, как один человек!» – пишет он о прекращении продажи спиртных напитков – «В настоящую тяжелую минуту мы объединились, как один человек, в пользу всего человечества. Но будь эта несчастная монополька, этого не получилось бы среди нас. Да, мы стали другими. Справедливость среди нас. Злость постепенно исчезает. Да воцарится царство любви, справедливости среди нас». И он просит напечатать его пожелание, «чтобы навсегда у нас осталась русская Россия трезвая». «Я от души бы высказался, – заканчивает он, – но мы еще темны и недостаточно капитала для обучения и какого-либо мастерства. Но когда-нибудь и Россия поможет нам во всем! От души желаю, чтобы это исполнилось; тогда мы восстанем от великого сна!»

Другой наш читатель, также рабочий (московский), П. З-ов, пишет: «Закрытие винной монополии отразилось на нас, рабочих, благотворно, и мы, рабочие, по общему признанию, боимся только одного, как бы снова не началось прежнее»... «Я много видал и слышал о злоупотреблении горючим спиртом и тому подобными веществами. Ну, и что же пьют! Только, откровенно говоря, пьют те только, для кого совершенно не существует света... Но и это можно устранить...»

Раненый нижний чин Аким Ф. Шарапов пишет из провинциального лазарета: «Так как у нас уже сбылось то, чего мы не ожидали, т.е. отрезвление России, то я согласен, чтобы это отрезвление никогда не обрушилось, так как по возвращении этого пагубного яда опять может страдать весь рабочий люд, который в настоящее время очень хорошо исправился».

«Россия стала трезвая. Это для России высший дар. Я проезжал по деревне. Некоторые горькие пьяницы были без домов, а теперь построились и стали жить не хуже других!» – пишет нам другой наш читатель. Из глубокого провинциального угла, из Новоселок, деревенский житель энергично взывает: «ни в коем случае не нужно поднимать то, что уже признано вредным и брошено в бездну, т.е. торговлю водкой и винами».

В. Шемякин из Нижнего Новгорода называет, что «рано еще говорить о будущем, когда еще не укрепилось настоящее. Трезвость нужно закрепить. Возможно, еще разрешать торговать пивом и вином. Я считаю также пиво и виноградное вино пьянством, раз в них есть алкоголь.

«Я знаю прежних истребителей этих напитков и спрашивал их. Они говорят, что: «не нужно бы уже», «не надо уже». Эти фразы – целая душевная трагедия человека пьющего. С одной стороны, он не прочь возвратиться к прежнему выпиванию, с другой стороны, он сознал вред от вина. Разрешить продажу пива и виноградного вина, значит толкнуть пьющего человека опять в яму, из которой только что он вышел.»

«Я не буду описывать о вредности алкоголя, он уже осужден всеми. Скажу, что самые несчастные больные жены и дети, это жены и дети пьяниц, что самые настоящие нищие, это жены и дети пьяниц. Глава семьи - пьяница весь заработок пропьет, а семья остается голодная; такая семья хуже нищих и сирот. Я бы сказал: будь оно проклято, это вино.

«Я желал бы, чтобы все воспоминание об нем было уничтожено: картины, кинематографы и пр.». Такие же пожелания высказывают и еще сотни наших читателей.

П.А. Мельник из Петрограда указывает на необходимость «совершенного закрытия казенной винной продажи и пивоваренных заводов».

А.И. Пликаус из Тулы пишет: «Освободившись от сонной одури, навеваемой водкой, завидев свет сквозь мрак и невежество, мы заблаговременно должны подумать также и о том, как избежать этих зол нам впоследствии».

Бодростью дышит письмо Е. Розинкина из Харькова:

«Зеленый змий поражен. Россия отрезвела. Отрезвел серый мужик–хлебопашец, который против своей воли не мог отвыкнуть от этого зла. Отрезвел рабочий люд, увеличив производство в несколько раз. Отрезвело и студенчество, надежда будущей России. Не будет в деревне той тьмы, которая тормозила как умственное, так и экономическое развитие мужика. Не будет и тех 50% учащейся молодежи, живущей пьяным разгулом и личными удовольствиями. Дурман прошел. Больной мозг отрезвел и пора подумать о деле!

Пора подумать о своих ближних, о той массе народа, проснувшейся после кошмарного сна, полной жажды знаний и громадного запаса сил и энергии. Если в теле (или организме) живого существа попорчен какой-либо орган, оно больно и может разрушиться. Мы все – органы одного огромного тела; от здоровья этих органов зависит здоровье всего организма. У нас были отравлены все органы. Тело было больно и к работе плохо способно. Но совершилось чудо (действительно чудо!) и тело, полное сил и здоровья, просит работы, требует ее. Так работайте же!»

Г-жа Е.П. Мизинова подчеркивает величие совершившегося возрождения народа: «Великие события всегда имеют великие последствия. На основании этого современная война не может пройти бесследно. Полное отрезвление России, что раньше казалось утопией, теперь стало фактом». И указывает, что это великое дело – первый зачаток, первый росток великого будущего. Его надо лелеять и холить.

И так далее. И так далее. Общий голос высказывается твердо, ясно и определенно. Прекрасно выразил общее пожелание М. Хасабов из Екатеринодара: «Страшного слова «пьянство» не должно быть. Каждая новая попытка к пьянству должна быть всеми силами уничтожена и уничтожена так, чтобы новое поколение слова «продажа вина» искало бы не в жизни, а лишь в энциклопедических словарях».

 

Вернуться к списку публикаций