«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

Назад В оглавление Вперед

Русский флот

Глава VIII.

Совместные действия армии и флота.

 

Современная война будет требовать от государств полного напряжения их сил, и поэтому война чисто сухопутная или чисто морская будут явлением исключительным.

Действия армии и флота на театре войны являются, однако, в большинстве случаев совместными только в широком смысла этого слова, так как, стремясь к выполнению общей цели войны, они будут пользоваться совершенно различными средствами. Армия и флот будут почти всегда совершенно самостоятельными и будут объединяться лишь общим Главнокомандующим выполняющим определенный план войны и дающим армии и флоту директивы для выполнения этого плана.

Главной задачей флота постоянно будет завоевание господства на море, которое должно будет отразиться самым решительным образом на действия армии.

Однако в течение войны часто могут быть случаи, когда армии и флоту придется действовать рука об руку уже не на театре войны, а так сказать на поле сражения. Размер содействия, которое флот может оказать армии, будет находиться в зависимости от степени, какому флоту удалось добиться господства на море.

Надо иметь в виду, что высадка экипажа кораблей и судовых орудий на берег и бой их на суше являются случаями исключительными; они могут иметь место только после полного уничтожения неприятельского флота (или наоборот после гибели своего флота, как было, например, в Порт-Артуре). Обыкновенно же содействие сухопутным войскам выразится только посредством орудийного огня с борта кораблей, насколько это представится возможным по свойству берегов и по состоянию моря.

Случаями, когда совместное тактическое действие армии и флота возможно, являются: атака или оборона укреплённого приморского пункта или позиции, доступной обстреливающему с моря (пример Кинчжоу), фланговое прикрытие коммуникационных береговых линий, проходящих в сфере огня флота, содействие в атаке или обороне береговых укреплений, прикрытие десанта, содействие высадке его, охрана сообщений десанта с тылом и т.п. Сюда же относятся совместный действия в реках, шхерах и т.п.

Относительно содействия во взятии береговых укреплений флот не может оказать той широкой поддержки, которую некоторые от него ожидают.

Боевые корабли не вооружены орудиями с крутой траекторией, вследствие чего они не в состоянии разрушать крепко построенных казематов; почему обстреливание современных береговых укреплений с военных судов сравнительно мало действительно и может применяться лишь в исключительных случаях. К тому же снаряды крупной артиллерии имеются на кораблях в ограниченном количестве, а орудия могут выдержать относительно небольшое число боевых выстрелов, которые должны производиться лишь при уверенности в действительности результатов стрельбы.

Что же касается участия флота в содействии обороне береговых укреплений, то это участие может быть допустимо лишь для судов, которые не имеют возможности крейсировать в открытом море, в виду слабости их сравнительно с флотом противника, и принуждены укрыться в укрепленной гавани под защитой береговых укреплений.

Такие суда не только могут, но обязаны содействовать обороне береговых укреплений, но вообще флот должен стремиться, пока есть возможность, оставаться в открытом море.

В совместных действиях армии и флота не редко бывают третья, как в виду незнакомства одной стороны с основными свойствами другой и с теми требованиями, который можно ей предъявить, так и в виду неопределенности во взаимном подчинении.

Параллель между сухопутными и морскими должностями следующая:

Командующий армии равен командующему флотом.

Командир корпуса равен начальнику эскадры или отдельного Отряда.

Начальник сухопутной дивизии равен начальнику дивизии флота.

Командир сухопутной бригады равен начальнику бригады флота.

Командир полка равен начальнику дивизиона или командиру судна l-го ранга.

Командир отдельного батальона равен командиру судна 2-го ранга.

Командир не отдельного батальона равен командиру судна 3-го ранга.

Однако эта параллель чинов часто неприменима на практике, а подчас и вредна. Дело в том, что если в чисто сухопутных действиях часто нельзя для определения ответственного начальника считаться исключительно чинами или должностями, то при совместных действиях сухопутных войск и флота — тем более; начальствовать должен тот, кто является главным ответственным лицом и на ком логически лежит главная тяжесть операции и связанной с ней ответственности; будет совершенно противоестественным, если начальник десантного отряда, явившись старшим в должности, станет распоряжаться и управлять технически движением десантной флотилии в море; так же нелогически будет, если морской начальник, присланный с кораблями для содействия начальнику такой сухопутной позиции, как на пример Кинчжоу, оказавшись старшим, станет распоряжаться обороной всей позиции.

Во избежание трений в таких случаях старшим начальником, объединяющим армию и флот, необходимо предвидеть случаи совместных действий и, если возможно, предусмотреть вопрос об едином начальнике. Если такое единоначалие не установлено, то не может быть речи о равнении во всех случаях должностями и чинами. Обе стороны должны идти на уступки в смысле своего самолюбия, помня лишь пользу дела и ответственность; при этом не надо забывать, что при объединении власти, общий начальник должен предоставлять подчиненным ему чинам свободу в выборе средств для выполнения поставленной цели, отнюдь не вмешиваясь в техническую часть исполнения.

 
Назад В оглавление Вперед