ПУБЛИКАЦИИ
К оглавлению
Полковник Крестовский
ПОСОБИЕ командиру отряда и старшему поста для ведения словесных занятий на кордоне с нижними чинами Отдельного Корпуса Пограничной Стражи. Правила службы пограничного надзора
Несколько советов молодым офицерам и старшим постов о способах охраны границы, поверки часовых и о подготовке молодых солдат к успешному исполнению пограничного надзора
Сложная и в высшей степени разнообразная служба пограничного надзора не дает возможности установить какой-либо однообразный способ охраны границы, так как приходится считаться не только с местными топографическими условиями, штатным числом нижних чинов на посту, протяжением дистанции охраны, но и даже с такими факторами, как время года, состояние погоды, правами и характером местного народонаселения.
Потому содержание настоящей статьи не имеет целью преподать хотя либо неуклонные правила по пограничному надзору, а представляет из себя свод практических указаний, выработанных долголетним опытом в различных частях войск Пограничной Стражи.
Циркулярами по Отдельному Корпусу Пограничной Стражи 1895, 1654 и 1896 гг. предписано принять за правило, чтобы чины Корпуса Пограничной Стражи, заметив подкрадывающихся контрабандистов и вообще всяких нарушителей границы, давали бы им возможность настолько отходить от границы вглубь нашего края, чтобы столкновение с ними и захват их происходил непременно на нашей земле, но ни в каком случае не на иностранной.
Для точного выполнения таковых требований необходимо охранять границу «скрытыми часовыми»[1], отодвинутыми от границы в глубь нашего края, смотря по местности, — шагов на 50—100—300 и далее[2]. Таковое удаление «скрытых часовых» от черты границы крайне затруднит контрабандистам высматривать из-за границы расположение нашей охраны, и контрабандисты, по необходимости, принуждены будут переходить границу без предварительной разведки, наугад, и удаляться вглубь края в полном неведении о расположении часовых, что весьма облегчит задержание их и, кроме того, лишит их возможности, при обнаружении, уйти обратно за границу, в особенности, если опытный часовой даст возможность контрабандистам пройти мимо, а затем уже, отрезав им путь отступления, откроет тревогу.
Часовые и секреты должны помнить, что контрабандисты зря не идут, а принимают все меры предосторожности от захвата их, и предварительно высылают вперед вожака-разведчика, налегке, без товара, чтобы высмотреть расположение часовых, а затем уже выбрать путь и провести контрабандистов.
За вожаком-разведчиком контрабандисты двигаются гуськом, друг за другом, шагах в 10—15 один от другого, и это делают для того, чтобы дать возможность задним повернуть назад и уйти обратно за границу, если передний будет захвачен или обнаружен. Для большей тишины и легкости движения, они идут без обуви, — босиком или в чулках.
Зная их сноровку, часовой, как только заметит вожака-разведчика, должен притаиться и выждать, пока вожак окончит предварительную разведку и поведет за собою контрабандистов, и только тогда, когда они отойдут на столько от границы, что вернуться назад им будет затруднительно, т. е. когда часовой очутится в тылу их, — открыть тревогу и задержать их. (Дирик. 0. К. П. С. 1896 г. л. 121). При этом особенно важно стараться захватить вожака-разведчика, так как обыкновенно вожаки и есть самые главные контрабандисты.
Чтобы контрабандисты после тревоги не могли далеко уйти внутрь края и скрыться в темноте, пользуясь тем временем, пока, по тревоге, прискачут с кордонов объездчики, рекомендуется иметь в ночное время на границе от каждого кордона по одному конному разъездному. Разъездной должен выезжать на службу одновременно с часовыми ночной смены, проехать по всем порученным ему участкам и проверить границу, а затем, от времени до времени, осматривать границу — не обнаружится ли где следов. Если часовые расположены вблизи пути его разъезда, то поверять бдительность часовых, для чего последние, при проезде его, должны подавать ему «условный знак». Разъездной остается на границе до тех пор, пока не будет сменен другим разъездным, выезжающим одновременно со второю ночною сменою.
Для осмотра следов разъездной должен иметь при себе следовой фонарь, но зажигать его только при надобности, т.е. только тогда, когда заметит следы, чтобы понапрасну не обнаруживать себя.
В случае тревоги таковой разъездной всегда значительно ранее узнает прискакать к месту тревоги, чем очередные объездчики с кордонов, и тем своевременнее подать помощь часовому в задержании контрабандистов или немедленно, по горячим следам, начать преследовать их.
Дабы охрана границы была более действительна, следует возможно чаще менять способы охраны её, для чего, смотря по приказанию командира отряда, старший поста должен иногда выставлять часовых к границе, а за ними, в промежутках, располагать секреты, иногда же охранять ее отодвинутыми «скрытыми часовыми». Одну ночь располагать «скрытых часовых» или секреты ближе к границе, а на другую — дальше. При расстановке часовых или лишь секретов в ночное время нужно наблюдать то обстоятельство, чтобы фланги линии охраны двух соседних постов были бы на одной высоте, - иначе в промежутке, образуемом между цепью секретов двух разных постов, из которых одна расположена ближе к границе, а другая дальше, — образуется свободный для контрабандистов проход, не несущий никакой охраны.
Старшим постов обращать особенное внимание на то, чтобы часовые не располагались постоянно на одних и тех же излюбленных местах, как иногда это они делают, застилая даже таковые места соломою, чрез что остаются без надзора остальные пункты участка, а обязательно требовать перемены, месть в продолжение ночи несколько раз.
Вообще, чем более разнообразить охрану границы, тем лучше, так как это не даст возможности контрабандистам изучить способ охраны и примениться к ему.
Иногда часовой, завидев контрабандиста, спешит зарядить винтовку и этим выдает себя, так как ночью звук слышится отчетливо и далеко. Опытные контрабандисты, заслышав этот звук, поворачивают назад и уходят обратно за границу, а затем проносят товар в других местах. Практичнее будет в ночное время заряжать винтовку, тот час же при заступлении на участок и держать курок на предохранительном взводе; с наступающим же рассветом разряжать винтовку[3].
Для проверки неблагонадежных людей и для противодействия предварительным сговорам и подачи условных знаков, рекомендуется по временам неожиданно производить смену таковых часовых с одних участков на другие; но подать это скрытно, пользуясь темнотою ночи, чтобы контрабандисты не заприметили подобной смены. Это особенно полезно в тех случаях, когда неблагонадежный солдат успел каким-либо способом сообщить контрабандистам номер своего участка; таким образом контрабандисты, придя на этот участок, натолкнутся на другого часового и будут задержаны.
Так как днем граница охраняется «глазом» с высоких мест, то весьма практично было бы на открытой местности поделать на высотах «казачьи вышки» из 8—4 столбов с пастилкою сверху. С вышек часовым лучше и дальше будет видна местность и складки её, а, следовательно, этим можно будет сократить дневной наряд часовых и увеличить ночной.
Летом ночью не позволять выходить на границу в фуражках с чехлами, так как белый чехол в темноте легко заметить. Вместо же белой (гимнастической) рубахи надевать синюю.
В зимнее время, когда земля покроется снегом, фигуры часовых в серых шинелях отчетливо выделяются на снегу, в особенности на открытой ровной местности; в этом случае практично было бы надевать таковым часовым сверх шинели и папахи холщевую белую покрышку.
Чтобы охрана границы была бдительная, необходимо беспрерывно или, по крайней мере, возможно чаще проверять ее. Но так как все требования нужно соразмерять с силами человека, то весьма полезно было бы назначить старшему поста, где требуют того местные условия, помощника (кандидата на должность старшего поста) и тогда вполне можно будет потребовать, чтобы ночная поверка производилась основательно и беспрерывно; например — до полуночи, положим, старшим поста, а после полуночи его помощником. Днем также они чередуются в поверке. Иметь таковых помощников полезно и в том отношении, что это даст возможность заблаговременно подготовить их к сноровистой поверке границы и, впоследствии, при назначении помощников старшими постов, они уже будут не новичками, а вполне опытными в этом крайне важном, серьезном и трудном деле, на котором держится весь устой и бдительность охраны границы.
Чтобы во время поверок не обнаруживать обычным свистом пред контрабандистами места нахождения часовых и секретов, полезно установить особые «условные знаки», каковые командир отряда должен назначать ежедневно, посылая их в запечатанных конвертах старшим постов и вахмистрам — перед выходом людей в ночную службу. «Условные знаки» должны быть незаметны для непосвященного человека, для чего, по возможности, ближе приближаться звукам животных или птиц, напр., условленное число раз квакнуть лягушкой, свистнуть местной ночной птицей, соображаясь, разумеется, со временем года и местными условиями.
Старшие постов в свободное время должны приучать людей к подражанию различным звукам местных ночных птиц или животных, чтобы таковые условные знаки, по возможности, были менее заметны контрабандистам.
Таковые условные знаки, хотя бы и мало совершенные в подражании птицам и зверям, все-таки будут менее заметны для постороннего уха, чем обычный свист, сразу же выдающий место нахождения часового. Опытные контрабандисты этого свиста только и ждут, чтобы, обнаружив откуда он раздался, наверняка обойти часового и безопасно пронести контрабанду.
«Условные знаки» должны подавать часовые и секреты, указывая этим поверяющему свое местонахождение и бодрствование, а никак не поверяющий, который должен лишь тихо следовать мимо, и без надобности не останавливаться около часовых, чтобы этим не обнаружить контрабандистам расположение часовых.
Если поверяющий не услышит на каком-либо участке «условного знака», то, пройдя до конца участок, обязан вернуться назад, разыскать часового и узнать причину молчания.
Поверку удобнее делать пешком; если же это затруднительно, то допускается производить ее и верхом.
Ночью ничего не должно ускользнуть от внимания часовых и поверяющих; самый малейший шум или ничтожный звук часто указывает присутствие контрабандиста: птица вспорхнет, заяц пробежит — значит, кто-нибудь испугал их.
Иногда на границе замелькает огонек, как бы от махания заженной спичкою: это подают условный знак контрабандисты своим соучастникам находящимся на нашей стороне, и там нужно ждать проноса контрабанды.
Успех охраны границы в ночное время достигается только чуткостью, вниманием и сноровкою, а это вырабатывается навыком. А потому необходимо упражнять людей, особенно молодых солдат, в чуткости и развивать у них внимание; для чего не ограничиваться одними поверками по «условным знакам», ибо к таковым поверкам часовые привыкают и, случается, что сквозь дремоту, но привычке, подают «условный знак», оставаясь невнимательными и безучастными ко всему, что делается у них по сторонам; а невнимательный часовой совершенно бесполезен на границе.
В виду этого необходимо, от времени до времени, проверять и возбуждать внимание часовых и удостоверяться в их чуткости, для чего, подражая контрабандистам, стараться тихо и незаметно пробираться от границы внутрь края мимо часовых и секретов. К молодым неопытным солдатам держаться ближе, а от старых подальше, но все таки на таком расстоянии, чтобы шорох движения был слышен и им. Заметили пробирающегося и «задержали его» — хорошо, а не заметили — молодым солдатам разъяснить, а со старых взыскать — значить были невнимательны. Раз часовой прозевал, другой раз прозевал — даром ему не прошло, в будущем будет внимательнее и контрабандиста не прозевает.
Каждое дело требует показа и разъяснения, а пограничному, надзору только таким практическим способом и можно научить, в особенности молодых солдат. Кроме того, подобная поверка даст полную возможность начальствующим лицам узнать службу каждого солдата, его сметливость, сноровку и отличить действительно деятельных и внимательных солдат от лентяев, иногда на вид весьма молодцеватых, повышениями в окладах жалованья и годовыми денежными наградами.
Полковник Крестовский.
[1] Конечно, по первому требованию часового, должно немедленно остановиться, чтобы понапрасну не заставлять его открывать тревогу.
[2] Охранять границу отодвинутыми внутрь края «скрытыми часовыми» удобнее, чем секретами, в том отношении, что «скрытый часовой» более самостоятелен в действиях и, охраняя целый участок, имеет право передвигаться и занимать секреты (т.е. укрываться местностью) по всему своему участку; люди же, назначенные в «секрет», остаются все время на одном указанном месте, что применимо только при верном и точном указании пункта проноса контрабанды.
[3] Разрешение иметь часовым винтовку заряженною изложено в Цирк. Д-та Там. Сб. 1877 г. № 1480.
К оглавлению
|