«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

Вернуться к оглавлению

Сергей Смолянников

И ВОИСТИНУ СВЕТЛО И СВЯТО ДЕЛО ВЕЛИЧАВОЕ ВОЙНЫ…
ПОДВИГ ВОИНОВ И СЛАВУ ПАВШИХ, НЫНЕ, ГОСПОДИ, ТЫ ИХ, БЛАГОСЛОВИ

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК-ПАМЯТКА
О НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫХ И ИЗВЕСТНЫХ УЧАСТНИКАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,
ЗАХОРОНЕННЫХ НА ЛУКЬЯНОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ КИЕВА

 

Заключение

 

Но, до сих, так и не установлены фамилии всех героев, погибших на этой высоте, о которой, в начале 1915-го, писали все мировые газеты. Можно, даже, с определенной натяжкой, сказать, что в кампании 1915-го, бои за гору Маковка, стали битвой, которая, по своей масштабности и ожесточенности, еще за год до Верденской, впоследствии, получила имя собственное – «Карпатский Верден». Именно там, на карпатских перевалах зимой-весной 1915-го было остановлено крупное наступление австро-венгерских и германских войск, целью, которого, было возвращение всей Галиции с дальнейшим прорывом на российский Юго-западный край – в Подолье и Приднепровье.

Главный удар австро-венгров и немцев, усиленных легионом УСС (украинских сечевых стрельцов) был направлен на русские позиции именно на знаменитой горе Козювка. Российские части, находившиеся там, отражали по 15 – 17 атак в день. Командование противника, буквально, усеяло все подходы к высотам гор Маковки и предгорий ее – Козювки, тысячами трупов своих солдат – австро-венгерских, германских, сечевиков, но, так и не добились, каких-либо, существенных успехов. Именно в тех, самых ожесточенных боях конца января 1915-го и погиб отважный киевлянин подпоручик Никола Федоров.

Германская лубочная картинка «Атака горы Козювки возле села Козюва». На ней отчетливо видны воины Кайзеровской Германии, Австро-венгерской монархии и украинцы-легионеры из УСС.
Следы ожесточенных боев на горе Козювка видны и сегодня.

А, само название горы Козювки было широко известно в войсках по обе стороны фронта, а также, и «патриотической» публике в тылу обеих враждующих армий. И, это, далеко неслучайно, ибо, контроль над самим этим географическим пунктом, несколько раз переходившим из рук в руки, приобрел, помимо чисто военного, также большое психологическое и моральное значение. Также, видимо, стоит напомнить, что командиром русских войск, боровшихся за легендарную Козювку в 1915 году, был не кто иной, как генерал-майор Николай Афанасьевич Обручев – родной брат академика Обручева, автора бессмертной «Земли Санникова».

Но, тогда в 1915-м, не было еще, ни братаний, ни желаний видеть во врагах «друзей по мировой революции»… Но, уважение к павшему противнику, как с той, так и с другой стороны, было одинаковым.

Наши солдаты закапывают убитого германца.

А, затем, наступила «эпоха братаний, митингов и фронтовой демократии», когда, развал армии и флота, привел, сначала к Февралю-1917, затем – Октябрю-1917 и, уж, затем к кровавой Гражданской войне.

Митинг на фронте.
И, уже другие гробы, с погибшими соотечественниками, но, на других фронтах войны – Гражданской, стали опускаться в российскую землю.
А на Лукьяновском кладбище, совсем рядом с могилами русских офицеров, появился памятник на братской могиле красноармейцев, погибших в годы Гражданской войны. Так и нашли свое упокоение вчерашние противники на древней киевской земле.

Вот, мы и провели небольшой экскурс в историю памятных захоронений Лукьяновского историко-мемориального заповедника. Касательно, хранения памяти на данном некрополе, стоит отметить колоссальный труд сотрудников администрации и работников кладбища. Это их стараниями, при активной помощи исследователей и общественных активистов, проводится большая научно-исследовательская работа, поиск историко-архивных сведений из истории кладбища и его захоронений, обеспечивается научная и документальная паспортизация исторических достопримечательностей, производится ремонт и реставрация намогильных сооружений. В земле Лукьяновского некрополя нашли упокоение даже самые непримиримые оппоненты времен Гражданской войны. Бывает так, что когда в одном месте люди, считающие себя потомками белогвардейцев и члены всевозможных российских дворянских собраний собираются на могиле генерала Духонина, в другом – украинские национал-демократы поминают погибших солдат армии УНР. Похоронены здесь и красные командиры, как уже было отмечено, к примеру – Михаил Матиасевич и Петр Гаврилюк. Нашли сове упокоение здесь и генералы, и офицеры Русской императорской армии. Но кладбище – это, не, то место, где уместны или нужны политические противостояния. Это место памяти и преклонения, ради чего, собственно, они и созданы и сохранены благодарными потомками…

При подготовке данного справочно-проверочного материала, были использованы, как различные архивные источники (от материалов Российского государственного военно-исторического архива до архивов местных органов власти, включая путеводители по киевским некрополям различных годов издания), так и воспоминания офицеров, издававших свои труды в Советском Союзе, в эмиграции, а, также и ретроспективные издания. Также был использован большой массив периодических изданий того времени, среди которого, особо выделяются, такие, как: «Нива», «Огонек», «Искра», «Новое Время», «КиевлянинЪ», «Заря» и другие, в которых вставлены фотографии героев, как погибших, так и награжденных. Не остались без внимания и научно-архивные труды, среди которых, такие монографии и сборники, как: Залесский К.А. «Кто был кто в Первой мировой войне», Шихлинский А. «Мои воспоминания», мемуары Брусилова и Зайончковского, официальные сведения, среди которых: «Общий список офицерским чинам Русской Императорской армии», «Список генералам по старшинству» и другие источники, перечень, которых, может занять не одну страницу.

 

Вернуться к оглавлению